Парк Царицыно. Царицынские пруды.
БОЛЬШИНСТВО ПОСЕТИТЕЛЕЙ ПАРКА ЦАРИЦЫНО ВОСХИЩАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМИ ДВОРЦАМИ, НО И ВСЕМ ПАРКОМ ЦАРИЦЫНО В ЦЕЛОМ, ВМЕСТЕ С ЕГО ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ ПРУДАМИ И ДРЕВНИМИ АЛЛЕЯМИ.
КСТАТИ, КАСКАД ПРУДОВ ДЛИНОЙ 8 КМ БЫЛ СОЗДАН ЕЩЕ ПРИ БОРИСЕ ГОДУНОВЕ. А ПРИ КНЯЗЕ В.В. ГОЛИЦЫНЕ, В КОНЦЕ XVII ВЕКА ПРУДЫ БЫЛИ РАСШИРЕНЫ И БЫЛ НАСЫПАН ОСТРОВ, СУЩЕСТВУЮЩИЙ ДО НАШИХ ДНЕЙ. ИНТЕРЕСНО, ЧТО ПРИ СОЗДАНИИ ПАРКА ЦАРИЦЫНО БАЖЕНОВУ ПОМОГАЛИ ВЫПИСАННЫЕ ИЗ-ЗА РУБЕЖА САДОВОДЫ Ф. РИД И И. МУРНО. РЕЗУЛЬТАТ ИХ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ БЫЛ ВЕЛИКОЛЕПЕН. В 1784 ГОДУ БАЖЕНОВ В ПИСЬМЕ К КАНЦЛЕРУ БЕЗБОРОДЬКО ПИСАЛ, ЧТО ЦАРИЦЫНО «ЗА ДЕВЯТИЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ СТОЛЬ ОДЕЛОСЬ ПРИЯТНЫМИ РОЩАМИ И ВИДАМИ РАЗНЫХ КАРТИН, ЧТО ЕДВА ЛИ В САМОЙ АНГЛИИ ТАКОВОЕ МЕСТО НАЙДЕТСЯ».
Обширная система прудов площадью около 150 гектаров, складывалась на землях Черной грязи – будущего Царицына и на прилегающих территориях в течение почти трехсот лет. Пруды расположились главным образом в долинах речки Городенки (Городня) и ее притоков – Язвенки, Черепишки и Чертановки.
Первым появился наиболее удаленный от Царицына Цареборисовский пруд, образовавшийся после сооружения плотины во времена Бориса Годунова. Шипиловская плотина – запруда, по которой проходила Старая Каширская дорога, замыкала этот пруд выше по течению, образуя средний из прудов – Развиловатый, или Шипиловский. Сейчас его по обыкновению называют Нижним Царицынским. Вверх по течению расположен Царицынский (Черногрязский, Английский) пруд. Он был устроен между 1666 и 1673 годами.
Особенно большое внимание прудовому хозяйству уделялось в годы владения Черной Грязью Голицыными. В 1683-1689 годах были построены новые плотины и мельницы, уровень воды в Царицынском пруду поднялся. Берега его стали живописно изрезанными. При углублении и расширении пруда был насыпан первоначально квадратный в плане остров, напротив которого к воде спускалась монументальная лестница-пандус; до наших дней она не сохранилась. Остров, приобретший округлые очертания, является одной из достопримечательностей Царицынского пруда, лучшим украшением его панорамы.
Именно Царицынский пруд занял важнейшее место в структуре архитектурно- паркового ансамбля в XVIII – начале XIX столетия. На него ориентированы архитектурные сооружения, видовые перспективы. Довольно протяженный, он напоминает в верхнем течении спокойную реку, но, расширяясь, перед дворцами В. И. Баженова и Ф.М. Казакова образует обширное водное зеркало. В конце XVIII – начале XIX века пруд украшали многочисленные островки, на которых можно было найти статую Нептуна, вольер с птицами и т. Д. На берегах были устроены удобные пристани для любителей водных прогулок. В XIX – начале XX века не только тонкие ценители природы считали поездку по островам и пристаням Царицынского пруда наиболее романтической: московское купечество и мещанство, немецкие мастеровые – герои фельетонов и газетных заметок – устраивали шумные катания на прудах Царицына, оканчивавшиеся иногда невольным купанием в его спокойных водах.
В XX веке система прудов претерпела некоторые изменения: в 1980-е годы была полностью засыпана развилочная часть Шипиловского, или Нижнего Царицынского пруда, у станции Москворечье; через этот пруд проложили земляную дамбу и мост, связывающие микрорайоны Царицыно и Орехово-Борисово; Цареборисовский (Борисовский) пруд пересекла трасса нового Каширского шоссе.
Последний владелец Черной Грязи из рода Кантемиров Сергей, видимо, мало интересовался своим обширным имением. На это, по крайней мере, указывала Екатерина II в письме барону Ф.М. Гриму. Остановившись весной 1775 года на время пребывания в Москве в селе Коломенском, 16 мая императрица предприняла прогулку до Черной Грязи, которая и решила впоследствии судьбу будущего Царицына. «…В один прекрасный день, — писала она своему постоянному корреспонденту в Париже, — ее величество изволила выехать на большую дорогу, которая ведет из Москвы в Каширу. Дорога привела к огромному пруду, рядом с которым был еще пруд больше и живописнее, и этот пруд принадлежал не ее величеству, а соседу ея, князю Кантемиру. К второму пруду примыкал еще третий с извилистыми берегами. Вот гуляющие, направляясь от одного пруда к другому, то пешком, то на лошадях, на расстоянии семи верст от коломенского, начинают завидовать чужому имению, хозяин которого, старик за 70 лет, совершенно равнодушен и к водам, и ко всем живописным видам».
И В НАШИ ДНИ ПАРК ЦАРИЦЫНО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ НЕ ТОЛЬКО В МОСКВЕ, НО И ВО ВСЕЙ РОССИИ.
Все материалы сайта защищены©. 2007 — 2013 г
Источник
—> Царицыно —>
Искусственный водоём в Царицынском парке площадью около 57 га. Вместе с Верхним Царицынским и Борисовским прудами составляет самый древний и обширный каскад прудов в Москве. Создан между 1657 и 1679 гг. С середины 1670-х гг. называется Развиловым (или Развиловатым) – по его форме в виде развилки. С 1680-х гг. — также Шипиловским (по близлежащей дворцовой деревне Шипилово).
В 1686 на месте будущего парка-музея Царицыно стоит усадьба князей Голицыных Черная Грязь. При них пруд расширен и углублён. В нем водятся щуки и караси. Стерляди и судаки. В 1713 году Петр I жалует Черную Грязь молдавскому князю Дмитрию Кантемиру. В это время на Шипиловском пруду появляется мельница.
В 1775 году имение покупает Екатерина II и переименовывает Черную Грязь в Царицыно. Под руководством архитектора Василия Баженова начинается строительство новой резиденции. На правом берегу пруда строится Третий Кавалерский корпус. Недалеко от него – Большой мост через овраг. В течение лета Екатерина II несколько раз посещает Царицыно и неоднократно катается по прудам (теперь они именуются Царицынскими) на лодке вместе с Григорием Потемкиным. Также возле Шипиловской плотины устраиваются праздники рыбной ловли. В 1780-е гг. пруд существенно углублён и расчищен. К 1790-м гг. на нём насыпан декоративный остров в форме подковы. На берегу появляется роскошная купальня.
После смерти Екатерины II постройка резиденции прекращается. В начале XIX века парк Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок. Веселые компании и романтические пары катаются на лодках с гребцами. В 1860-е гг. Удельное ведомство позволяет рыбакам арендовать право на ловлю рыбы – неводом или удочками. До середины XX в. Нижний Царицынский пруд (наряду с Борисовским) считается самым богатым рыбой в ближнем Подмосковье.
К тому времени Царицыно уже превращается в престижный дачный поселок. На прудах располагается лодочная станция. Ее держит арендатор Леонов и сдает лодки напрокат всем желающим. У некоторых дачников есть собственные купальни и лодочные пристани.
В советское время на берегу Нижнего пруда устроен общественный пляж. В 1930-е–1950-е гг. Моторно-лодочный трест организовывает на берегах большие лодочные пристани – свыше 100 лодок выдаются гражданам напрокат.
В конце 1970-х гг. через Нижний Царицынский пруд проложена дамба Новоцарицынского шоссе. Так пруд оказывается разделён на два обособленных плёса. Они получают названия Средний пруд (от Царицынской плотины до дамбы) и Нижний пруд (от дамбы до Шипиловской плотины).
В ходе масштабной реконструкции парка-музея Царицыно в 2006-2007 гг. на историческом острове-«подкове» сооружён светомузыкальный фонтан диаметром 55 м. Он состоит из 915 струй – их высота достигает 15 метров.
Сам остров соединён с правым и левым берегами двумя мостами. На левом берегу находится парадная входная площадь парка-музея Царицыно с яркими цветниками.
Источник
«Город на память». 162. Царицыно. Пейзажный парк и пруды
29 января 2015 года
Фотопроект «Город на память». 162. Царицыно. Пейзажный парк и пруды
Царицынский пейзажный парк основан ещё в 1775 году. Почти сразу же после покупки Екатериной II кантемировской усадьбы в парке были высажены лиственницы и сибирские кедры, присланные в подарок императрице горнозаводчиком Прокопием Демидовым (лиственницы растут в парке до сих пор, но это возобновлённые посадки середины XIX века). Обустройством парка занимался Василий Баженов на всём протяжении своего руководства царицынским строительством. Сохранившиеся до наших дней павильоны и беседки появились позднее стараниями архитектора Ивана Еготова.
Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI—XVIII веков. Самый старый — Борисовский пруд — возник ещё в царствование Бориса Годунова (ранее именовался Цареборисовским). Верхний и Нижний Царицынские пруды появились, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы.
Средний Царицынский пруд появился в 1980-е годы после сооружения дамбы, когда трасса Новоцарицынского шоссе разделила Нижний пруд на две части. Непосредственно к дворцово-парковому ансамблю примыкают Верхний и Средний пруды.
Верхний Царицынский пруд образован запруживанием речек Городни (Городенки), Язвенки и Черепишки (Черепишенки). К нему выходят Малый дворец и Оперный дом (от Малого дворца к пруду вела не сохранившаяся пандусная лестница), на него ориентированы все павильоны пейзажного парка. Глубина пруда достигает двух метров.
Рыбак на речке Язвенке
Во время реконструкции 2006-2007 годов на Верхнем пруду воссоздали лодочные пристани в их исторических местах — в XIX веке катание на лодках было очень популярно у отдыхающих.
Смотрите старые фотографии: Лодочная пристань на Верхнем пруду. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/109071
Смотрите старые фотографии: Плотина. 1900-1912 гг.: https://pastvu.com/p/8354
Средний пруд отделён от Верхнего пруда плотиной, построенной по проекту архитектора К.Бланка в 1777—1779 годах. Она пострадала во время паводков, воду спустили и на месте прудов появились луга. В 1803 году плотину восстановили архитекторы И.Еготов и Е.Тюрин.
При плотине был домик смотрителя, сейчас на этом месте станция спасателей
С плотины виден Птичий остров. Искусственные острова в Царицыно появились, вероятно, в середине XVIII века для разведения водоплавающих птиц.
На Среднем Царицынском пруду расположен подковообразный искусственный остров диаметром около ста метров. На плане 1775 года острова еще не было. Вероятно, остров-подкова появился при Екатерине и стал то ли водным лабиринтом для катающихся, то ли предназначался для разведения рыбы или птицы.
Смотрите старые фотографии: Царицынские пруды. 1900-1915 гг.: https://pastvu.com/p/93486
Смотрите старые фотографии: Царицынские пруды. 1965-1975 гг.: https://pastvu.com/p/93024
Иллюминация во время фестиваля «Круг света-2014»
Светомузыкальный фонтан диаметром 55 метров и глубиной до полутора метров открылся в 2007 году ко Дню города. Площадь его фонтана составляет 2400 квадратных метров. Он способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. В репертуаре фонтана четыре мелодии — «Вальс цветов», «Марш» Петра Чайковского и две композиции Поля Мориа. В конструкции применены 82 насоса различной мощности. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.
В 1784 году в Царицыно прибыли выписанные из Англии садовые мастера Фрэнсис Рид и Ион Мурно. Видимо, между ними и Баженовым возникали трения: англичане предложили частичную вырубку парка и его перепланировку. Это предложение было продиктовано традиционным подходом к устройству классического английского пейзажного парка: в нём не было места прямым аллеям и густым посадкам. Императрица приняла решение в пользу английских мастеров, а Баженову было велено «до садов отнюдь не касаться». В парке появилась созданная Фрэнсисом Ридом Утренняя дорожка — одна из самых красивых аллей парка, начинающаяся за Виноградными воротами и вьющаяся по склону холма вдоль берега пруда; с неё открываются наиболее эффектные пейзажные виды. Но и Баженов не бросил заниматься парком, участвовал в сооружении новых плотин, строительстве деревянных беседок и павильонов.
В начале XIX века парк стал популярным местом гуляний у московской привилегированной публики и для его благоустройства был привлечён архитектор Кремлёвской экспедиции Иван Еготов. Предположительно, именно его стараниями в Царицыно возведено около десяти парковых павильонов, беседок, арок и мостов.
Павильон «Миловида» (1756-1814, архитектор Иван Еготов) представляет собой открытую сводчатую галерею с поперечными проходами. Свод галереи поддерживают колонны тосканского ордера, декор выполнен в технике гризайль. Снаружи павильон украшают фигуры сфинксов, медальоны, статуи вакханки и сидящих богинь Авроры и Венеры. Изначально скульптурное убранство было богаче, но со временем дельфины, вазы и бюсты были утрачены. Во времена дачного бума в Царицыне декоративная постройка использовалась как чайный домик, но позднее павильон пришёл в запустение. Сейчас реставраторы вернули павильону облик XIX века.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Миловида». 1900-1917 гг.: https://pastvu.com/p/154400
Смотрите старые фотографии: Павильон «Миловида». 1912 год: https://pastvu.com/p/181811
Павильон «Нерастанкино» (1803-1804, архитектор Иван Еготов)
С начала XIX века за павильоном «Нерастанкино» закрепилось второе название Храм Меланхолии, — видимо, из-за особой лиричности раскрывающихся здесь пейзажных видов. На одной из карт Царицына 1816 года этот павильон обозначен как «Миростанкино». Возможно, таково было первоначальное название, напоминающее о расположенных неподалёку курганах-могильниках и о бренности человеческого существования.
Смотрите старые фотографии: Павильон «Нерастанкино». 1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/106378
«Нерастанкино» представляет собой постройку в канонах строгого классицизма в виде открытого зала с боковыми нишами, увенчанного небольшим куполом, и с колоннами тосканского ордера. Павильон отделан таким образом, что штукатурка не скрывает текстуру кирпичной кладки. Декор минимален: только четыре вазы-урны в боковых экседрах. В советское время павильон не раз реставрировали, в нём размещалась библиотека-читальня.
Загадочные курганы действительно находятся между башней-руиной и павильоном «Нерастанкино». По мнению археологов, это могильники древнеславянского племени вятичей, относящиеся к X–XII векам. Как ориентиры для поиска этого места можно использовать статуи античных богинь работы Александра Бурганова, установленные на аллеях парка.
Башня-руина (1804, архитектор Иван Еготов)
В конце XVIII — начале XIX веков существовала мода на сооружение в парках и садах искусственных руин. Постройка, имитирующая развалины крепостной стены с угловой башней, возведена на крутом холме в месте излучины Верхнего Царицынского пруда. Строительным материалом послужил грубо обработанный камень, сложенный нарочито небрежно; имеются фрагментарные вставки из красного кирпича.
Необычный силуэт Башни-руины удачно вписан в окружающий ландшафт, а с её смотровой площадки открываются живописные панорамы парка. До середины XIX века башню венчал бельведер, сложенный также из грубого камня, но впоследствии был утрачен и не восстанавливался. За особенности лестницы, ведущей к площадке, сооружение прозвали «чёртовой лестницей» или «чёртовой горой» — по ней легко было взобраться, но нелегко спуститься.
Смотрите старые фотографии: В советское время башню облюбовали спортсмены-скалолазы. 1970-1979 гг.: https://pastvu.com/p/175244
Русалочий остров. Арка «Русалкины ворота» (1804, архитектор Иван Еготов)
Изначально этот остров был разделён протокой и опоры арки стояли на разных его половинках. Катаясь на лодке, можно было проплыть под аркой и полюбоваться видом на павильон «Нерастанкино». Согласно городской легенде, на острове можно было давать концерты, за которыми публика наблюдала с берега. А чтобы артисты появлялись внезапно «на сцене», на остров был прорыт подземный ход.
Смотрите старые фотографии: Арка на Русалочьем острове. 1953 год: https://pastvu.com/p/106494
Беседка «Золотой сноп» («Храм Цереры») (1805-1806, архитектор Иван Еготов)
До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы. Однако современные исследования подтверждают, что эта беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым и заменила обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» — неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника. Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается стройностью, изяществом и совершенством пропорций.
Смотрите старые фотографии: Беседка «Золотой сноп». 1900-1914 гг.: https://pastvu.com/p/17692
На этом холме в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор, с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным. Праздник проходил на соседнем поле, которое и сейчас можно увидеть от беседки. С тем праздником связано и посвящение беседки Церере — богине плодородия.
Изначально в беседке стояла статуя богини, но она была утрачена в середине XIX века. С тех пор у постройки появилось второе название «Золотой сноп» — по золочёным колосьям, украшающим купол беседки. В 1927 году появилась новая Церера, привезённая из подмосковной усадьбы Лукино, но и она исчезла в 1940-е годы. Ныне в беседке установлена современная скульптура работы Александра Бурганова.
Грот (1804, архитектор Иван Еготов)
В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были обнаружены остатки большого грота у подножия холма под павильоном «Миловида». Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными камнями и ракушками. В будущем это примечательное произведение русского садово–паркового искусства XIX века предполагается восстановить по архивным источникам.
К настоящему времени воссоздан небольшой грот по «Утренней дорожке». Он сложен из красного кирпича и белого камня на склоне холма под павильоном «Нерастанкино». В гроте укрылась современная статуя нимфы.
Гротесковые мосты (1806, архитектор Иван Еготов)
В начале XIX века через овраги перекинули три мостика из красного кирпича и грубого («гротескового») камня. В наши дни Большой и Малый мосты восстановили из руин, а третий воссоздали заново.
Смотрите старые фотографии: Беседка «Палаты Дружины» построена в 1813-1814 годах на берегу Верхнего Царицынского пруда, не сохранилась. 1880-1885 гг.: https://pastvu.com/p/8065
Грусть-тоску по утраченным старинным постройкам быстро снимут аборигены Царицынского парка — упитанные дружелюбные белки.
Почитать:
Згура В. Проблемы и памятники, связанные с Баженовым. — М., 1929
Снегирёв В.Л. Знаменитый зодчий В. И. Баженов. — М., 1950
Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. — М.: Искусство, 1988
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. — М.: Мир книги, 1993
Сергеев И.Н. Царицыно. Суханово: Люди, события, факты. — М.: Голос, 1998
Хачатуров С.В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. — М.: Прогресс-Традиция, 1999
Наумкин Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. — М.: Компания Спутник+, 2004
Нащокина М.В. Русские сады. XVIII — первая половина XIX века. — М.: Арт-Родник, 2007. — (Сады мира)
Греч А.Н. Царицыно // Венок усадьбам. — М.: АСТ-Пресс, 2007
Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». — М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008
В следующем сюжете — станция метро «Бауманская»…
Источник