Парк с прудами план
lapka » 17 фев 2011, 11:08
Усадьба Кусково — архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки.
Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка, во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики.
Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части.
Центром ансамбля является Дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства; уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых.
Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года.
Расцвет усадьбы связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына и наследника знаменитого фельдмаршала петровской эпохи, первого российского графа Бориса Петровича Шереметьева.
В 1750—1770-х годах в Кусково была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в.
В 1774 году по проекту московского архитектора Карла Бланка (по другим источникам французского архитектора Шарля де Вайи) был сооружён Дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Планировка Дворца отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения кусковского Дворца последовательно объединены в три композиционные группы.
Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.
Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.
В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея, а с 1938 года была объединена с музеем керамики, единственным в России.
Источник
Парки Москвы: 35 лучших локаций для отдыха и развлечений
Парки Москвы – гордость и украшение города. Вековые зеленые массивы, украшающие центральную часть столицы и окружающие тихие пригороды, традиционно служат популярным местом семейных прогулок, активного и уединенного отдыха. В парковых зонах исторического центра сохранились старинные усадьбы, пруды, церкви, фонтаны и памятники ушедших эпох, а на новых площадках представлен полный комплекс современной индустрии развлечений и активного отдыха. Глобальная реконструкция исторических парковых территорий Москвы проводится с 2004 года и будет продолжаться до полного восстановления архитектурно-ландшафтных комплексов.
Парк культуры и отдыха им. М. Горького
Открытие парка состоялось 12 августа 1928 года на территории Всероссийской сельскохозяйственной выставки и части Воробьевых гор. Огромный парковый комплекс должен был символизировать островок светлого будущего. Монументальная архитектура, детские и взрослые аттракционы, бесплатные культурные мероприятия, всевозможные выставки – так выглядел оазис коммунизма в советскую эпоху. Писатель Герберт Уэллс, посетивший парк в 1934 году, назвал его «фабрикой счастливых людей». На территории комплекса находятся праздничная, историческая, прогулочная зоны, множество павильонов, цветников, беседок, фонтанов. В праздники и выходные парк посещают около 100 тысяч москвичей и гостей города.
АДРЕС: ул. Крымский Вал, 9 (ст. м. Октябрьская)
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно
Нескучный сад
В 1756 году промышленник Демидов основал крупнейший в мире ботанический сад в живописном уголке Москвы, а следующий владелец, граф Орлов-Чесменский, разбил территорию отдыха с фонтанами, беседками, павильонами. В 1830-х Николай I выкупил имение Орловых, прилегающие усадьбы Голицыных и Трубецких-Шаховских и тем самым основал единый парковый комплекс «Нескучный сад». Когда-то здесь проходили праздничные гуляния и балы, запускались фейерверки, ставились спектакли в театре под открытым небом. От старинной архитектуры уцелел только Охотничий домик, где снимают передачи «Что? Где? Когда?». С 1928 года Нескучный сад входит в состав ЦПКиО им. Горького. Это по-прежнему популярное место отдыха коренных москвичей.
АДРЕС: ул. Крымский Вал, 9 (ст. м. Октябрьская)
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно
Парк «Зарядье»
«Зарядье» – парково-ландшафтный комплекс, открытый в 2017 году в центре Москвы, на месте прежнего нахождения гостиницы «Россия». Это единственный масштабный парк, построенный в столице за последние 50 лет. На территории 10,2 га представлены основные ландшафтные зоны России с искусственно поддерживаемым микроклиматом. Для посетителей открыт подземный музей со старинными артефактами, уникальные мультимедийные аттракционы, необычный концертный зал со стеклянной крышей, встроенный в искусственный холм. Главная достопримечательность комплекса – Парящий мост, представляющий собой V-образную смотровую площадку над Москворецкой набережной, откуда открывается панорамный обзор центра столицы.
АДРЕС: ул. Варварка, 6, стр. 1 (ст. м. Китай-город)
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно
ВДНХ
ВДНХ – культурно-образовательный комплекс в Останкинском районе Москвы, входящий в число 50 крупнейших выставочных центров мира. Территория ВДНХ представляет собой парковую зону, на которой расположены выставочные павильоны, музеи, развлекательные и научные объекты, монументальные скульптурные композиции. Комплекс прошел глобальную реконструкцию с 2013 по 2020 годы. Главные достопримечательности – триумфальная арка с композицией «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, символические павильоны республик СССР, фонтаны «Дружба народов», «Золотой колос», «Каменный цветок», макеты космических кораблей. На ВДНХ работает Москвариум, где проводятся увлекательные представления с участием китов и дельфинов.
АДРЕС: просп. Мира, 119 (ст. м. ВДНХ)
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно
Парк «Сокольники»
Парк на северо-востоке Москвы был открыт для отдыха в 1878 году, после выкупа городом Сокольничьей и Оленьей рощ. В павильоне-ротонде многократно выступали Федор Шаляпин, Леонид Соболев и другие знаменитости, а богатые москвичи устраивали знатные обеды. Здесь работали театр-варьете, спортивный клуб, бальный павильон, купальни. В революционные и военные годы архитектура серьезно пострадала, парк утратил романтический облик. В 2012-2016 годах проводилась реставрация комплекса, во время которой были отремонтированы исторические объекты, проложены дорожки, очищены пруды, обустроены зоны отдыха. Сегодня «Скольники» – один из самых красивых парков столицы.
АДРЕС: ул. Сокольнический Вал, 1, стр. 1 (ст. м. Сокольники)
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно
Парк «Останкино»
Парк «Останкино» находится на территории паркового комплекса, принадлежавшего в XVIII-XIX веках роду Шереметевых. Петр Шереметев разбил вокруг имения регулярный сад, проложил аллеи и построил оранжерейный комплекс. Позднее вдоль аллей были установлены мраморные скульптуры, беседки, скамьи. После революции территория пришла в упадок. В 1932 году здесь открылся парк культуры и отдыха имени Дзержинского. В порядок привели дубовые и березовые аллеи, построили веранды и ротонды для чтения, эстрады и павильоны. В послевоенные годы сюда приходили, чтобы покататься на лодках и полюбоваться живописной природой. В 2014 году «Останкино» реконструировали, обустроили спортивный комплекс и зону отдыха.
АДРЕС: ул. 1-я Останкинская, д. 5 (ст. м. Фонвизинская)
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно
Парк «Ходынское поле»
Парк «Ходынское поле» находится в Хорошевском районе, на месте старого аэродрома. Общественное пространство для отдыха и спортивных занятий основано в 2018 году, в рамках программы «Мой район». Огромная территория разбита на площадки для активного, творческого и созерцательного отдыха. Главные достопримечательности территории – панорамные гигантские качели, установленные на 10-метровом холме, зеркальный лабиринт, создающий оптические иллюзии, огромный скейт-парк для экстремальных занятий, живописный пейзажный уголок вокруг пруда. В парке разбиты три детских площадки, и на одной из них находится самая большая песочница в Москве, где дети строят замки и причудливые конструкции.
АДРЕС: Ходынский бульвар (ст. м. ЦСКА)
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно
Парк искусств «Музеон»
Парк «Музеон», расположенный вдоль Крымской набережной, с 2015 года входит в состав ЦПКиО имени Горького. Музей под открытым небом основан в 1991 году, когда массово сносили памятники советской эпохи. Монументы Веры Мухиной, Евгения Вучетича, Сергея Меркурова, Александра Рукавишникова и других выдающихся скульпторов обрели вторую жизнь в зеленой зоне Москвы. Коллекция насчитывает более 1000 памятников и композиций выдающихся авторов своего времени. В парке работает детский центр и летний кинотеатр. На территории «Музеона» проводятся международные музыкальные фестивали, танцевальные конкурсы, театральные постановки. Это центр самообразования и творческого мастерства.
АДРЕС: ул. Крымский Вал, 2/58 (ст. м. Октябрьская)
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно
Парк «Тюфелева роща»
Новый парк, открытый в 2018 году, расположен в Даниловском районе, на территории бывшего завода имени Лихачева, где выпускали автомобили ЗИЛ. Автор проекта дизайнерского оформления территории – голландский урбанист Джерри Ван Эйк. Основные элементы комплекса – гигантский пруд с чистейшей голубой водой, арт-объект «Пергола», напоминающая по форме заводской конвейер, зеленые насаждения и цветы, подобранные таким образом, чтобы территория выглядела нарядно во все сезоны. Под перголой расположены павильоны и прогулочная зона. На территории «Трюфелевой рощи» есть спортивный центр, кафе, зона отдыха с лежаками у пруда.
АДРЕС: ул. Архитектора Леонидова (ст. м. Автозаводская)
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно
Парк-заповедник «Царицыно»
«Царицыно» – государственный музей-заповедник, занимающий площадь более 400 гектаров. Дворцовый ансамбль, включающий оранжереи, цветники, фонтаны, пейзажный парк, был заложен по указу Екатерины II как увеселительная резиденция. Строительство тянулось годами и не получило завершения. Лишь в 2004 году начались реставрационные работы по воссозданию паркового ансамбля. Центральная усадьба, построенная по проекту Баженова и Казакова, имеет статус памятника архитектуры в стиле русской готики. Сегодня парк открыт для всех желающих, на его территории есть музеи, живописные прогулочные аллеи, лодочная станция и другие заслуживающие внимания достопримечательности.
АДРЕС: Дольская ул., 1 (ст. м. Царицыно)
РЕЖИМ РАБОТЫ: со вторника по пятницу с 10:00 до 18:00, по субботам с 10:00 до 20:00, по воскресеньям с 10:00 до 19:00
Парк-заповедник «Коломенское»
Парк в Коломенском – часть ландшафтно-музейного комплекса, расположенного на юге Москвы. Территория бывшей царской резиденции представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, где центральными композиционными элементами являются православные храмы и дворцовая усадьба. Старинные здания окружают фруктовые и декоративные сады и зеленые рощи с целебными травами. В конце мая парк благоухает тонким ароматом – цветет тысяча яблонь разных сортов! Здесь регулярно проводятся творческие мероприятия, музыкальные фестивали, тематические выставки, а зимой здесь с размахом празднуют Масленицу. Туристы стараются посетить красивейший заповедный комплекс даже при остром дефиците времени.
АДРЕС: просп. Андропова, 39 (ст. м. Коломенская)
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно с 06:00 до 22:00
Источник
Планировка и архитектура парков
Парки культуры и отдыха, будучи неотъемлемыми элементами советских городов и массовыми учреждениями социалистического типа, позволяют сочетать широкую политико-воспитательную работу с культурным отдыхом трудящихся среди зеленых насаждений. В то же время, парки культуры и отдыха — большие и сложные архитектурно-планировочные ансамбли, гармонически сочетающие в своем пространственном построении художественное единство архитектурных сооружений с красивым природным окружением. TATLIN приводит фрагмент из книги «Озеленение советских городов», посвященный требованиям к организации парковой территории, ее планировки и архитектуры.
Основными задачами парков культуры и отдыха является создание наилучших условий для отдыха населения городов, повышение культурного и политического уровня трудящихся, проведение массовых оздоровительных мероприятий, а также участие в важнейших народнохозяйственных и политических кампаниях, проводимых советскими, партийными и другими общественными организациями.
Парки культуры и отдыха работают в течение всех сезонов года и имеют специально оборудованную территорию. Особая планировка парков культуры и отдыха позволяет максимально использовать их природные условия для разнообразного отдыха населения, предоставляя трудящимся все возможности для спортивных занятий, прогулок и различных культурных развлечений.
Первый советский парк культуры и отдыха был создан в столице Советского Союза городе Москве по решению Московского совета в 1928 году. Первоначальной основой парка послужила территория закрывшейся первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. В дальнейшем этот парк превратился в Центральный парк культуры и отдыха столицы, которому было присвоено имя великого пролетарского писателя М. Горького.
Вариант реконструкции первой очереди Центрального парка им. М. Горького. Москва. Архитекторы В.И. Долганов, К.И. Павлова
Многолетний опыт работы Центрального парка культуры и отдыха позволил наметить новые своеобразные принципы организации территории, ее планировки и садово-парковой композиции, которые используются до настоящего времени для аналогичного строительства во многих городах Советского Союза.
Принципы проведения массовой работы в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького получили высокую оценку в специальных постановлениях партийных и правительственных органов.
В этих постановлениях дана целая программа работы парков культуры и отдыха. В них излагается не только политическая и методическая программа их деятельности, но и освещаются вопросы архитектурно-планировочного задания.
Этими постановлениями впервые были определены основные требования к специальной организации парковой территории, ее планировке и архитектуре.
Входы в парк
Разнообразные формы работы парка культуры и отдыха требуют выделения для паркового массива большой территории, удобной для использования и расположенной от ближайших жилых районов города в пределах ранее указанных радиусов обслуживания, вне зон санитарных разрывов. Размер парковой территории определяется из расчета числа обслуживаемого населения.
Главный вход в городской парк. Ленинакан
Входы в парк разделяются на главные, второстепенные и хозяйственные.
Главные входы служат для приема основного потока посетителей парка.
Выбор места главного входа в парк в значительной степени зависит от расположения парковой территории в плане города. Главный вход должен размещаться со стороны городской площади или основной магистрали города. Это способствует удобной связи парка с отдельными районами города.
Природные данные территории парка также влияют на определение места главного входа. Для устройства входа в парк необходимо иметь свободную территорию со стороны парка у входа, чтобы можно было создать распределительную площадь. Если участок для главного входа, определенный в первоначальном проекте, имеет возвышенный рельеф, изрезан оврагами или же располагает ценным зеленым массивом, то место главного входа следует пересмотреть с точки зрения рациональности будущей планировки парка, ее экономичности и сохранения уже имеющихся насаждений. В отдельных случаях, когда запроектированное местоположение главного входа в парк не может быть изменено, можно видоизменить естественные условия данного участка (произвести срезку или подсыпку грунта).
Главный вход в городской парк. Нальчик
При определении места главного входа в парк следует также учитывать, что размещение главного входа в значительной степени определяет всю дальнейшую планировку и композицию парковой территории, а также его зонирование.
Существуют различные приемы организации территории перед главным входом в парк. Однако все они должны обеспечивать устройство широкого подхода к парку, специальное место для остановок транспорта и место для размещения посетителей у касс, а также условия для надлежащего парадного архитектурного оформления входа в парк и размещения около него необходимых декоративных элементов (фонтанов, цветников, скульптуры).
Второстепенные и дополнительные входы в парк служат главным образом для пропуска посетителей из близлежащих городских кварталов и обычно связаны с работой отдельных парковых сооружений — цирка, стадиона, театра.
Перед второстепенными входами также должны быть организованы соответствующие разгрузочные площади.
Сложное хозяйство парка требует создания особых хозяйственных входов и въездов. Они должны быть связаны с городскими улицами, хозяйственным двором, складами, мастерскими парка и с парковым цветочным хозяйством; совмещать их с входами для посетителей нельзя.
Главный вход в загородный парк. Ташкент
Размещение зон в парке
Парк культуры и отдыха обслуживает разные возрасты населения, предъявляющие самые разнообразные требования к формам отдыха и развлечениям.
Культурно-массовые и оздоровительные формы отдыха и развлечений подразделяются на следующие группы:
1) массово-зрелищную (массовые развлечения, игры, музыка, театры, кинотеатры, аттракционы)
4) так называемого «тихого» отдыха, которая охватывает культурно-просветительные и оздоровительные мероприятия парковой работы (прогулки в парке, солярии, аэрарии, библиотеки-читальни, лектории).
Схемы правильного размещения по отношению к главному входу различных зон в парке
Для наилучшего проведения различных видов культурно-массовой, оздоровительной, физкультурной и зрелищной работы парка, а также работы с детьми возникает необходимость концентрации в определенных частях парка соответствующих данному виду отдыха специальных сооружений, павильонов, оборудованных площадок, спортивного инвентаря и т. п.
Необходимость специального инженерного оборудования территории отдельных участков парка (покрытие дорог, прокладка канализации и водопровода) и размещение зданий и площадок различного назначения вызывают соответствующее районирование всей парковой территории по видам и формам отдыха.
При этом следует учитывать, что различным видам парковой работы должны отвечать также природные условия территории парка — рельеф, водные поверхности, зеленые насаждения.
Ресторан в Нагорном парке. Киев
Такое районирование с учетом общего композиционного решения осуществляется разграничением парка на отдельные зоны, что, однако, не исключает сочетания ведущих мероприятий одной зоны с формами работы других зон. Например, физкультурная зона требует устройства беговой дорожки, а также устройства большого количества постоянных, первоклассно оборудованных площадок для гимнастического городка и для целого ряда игр; тенниса, баскетбола, волейбола, городков, для прыжков и метания диска и т. д. Капитальное оборудование данных площадок не позволяет менять место зоны в пределах территории парка и делает выбранное место постоянным. Но одновременно с перечисленными выше площадками в данной зоне должны быть созданы также и тенистые уголки для отдыха посетителей после игр и занятий спортом, столовые, кафе, рестораны, выставки по вопросам физкультуры, библиотеки-читальни и т.д.
В то же время в других зонах парка могут быть созданы в ограниченном количестве и отдельные физкультурные площадки.
В отдельных случаях в связи с незначительной величиной парковой территории или особыми условиями работы (например, соседство крупного культурного сооружения — клуба, дворца культуры или стадиона) районирование территории парка может сводиться к распределению участков для той или иной формы отдыха по принципу секторов. При секторной системе отдельные участки используются более узко, например, только для физкультурных мероприятий или только для тихого отдыха.
Беседка в парке санатория «Высокие горы». Москва
В парках незначительных размеров такие общие виды обслуживания посетителей, как буфеты, столовые, рестораны, читальни, выставки и лекции, концентрируются обычно в центральной части парка или размещаются в специально приспособленных помещениях и верандах, в зданиях театров, кинотеатров и т. д.
При решении вопроса о размещении зон парковой работы существенное значение имеет правильная методическая взаимосвязь тех или иных зон, что должно обеспечить нормальную работу всех комплексных мероприятий парка и его отдельных зон и тем самым создать условия для полноценного отдыха посетителей. Например, для организации правильного отдыха детей в детской зоне парка — детском городке — не рекомендуется помещать рядом с детской зоной или между нею и главным входом в парк такие массовые зрелищные мероприятия, как цирк или кинотеатр. Размещение аттракционов в непосредственной близости от границ детского городка, осуществленное в московском Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького, неблагоприятно отзывается на деятельности «детской зоны», так как шум на аттракционах отвлекает внимание детей.
Шумные формы развлечений — спортивные игры, хоровое пение, танцы и массовые игры — должны быть удалены от зоны читален, библиотек, выставок и других видов тихого отдыха. С этой точки зрения методически важно, чтобы между отдельными зонами имелись широкие интервалы, заполненные зелеными насаждениями.
Подпорные стенки в Архангельском. Подмосковье
Зона тихого отдыха должна быть доступна для посетителей всех зон и по возможности охватывать все лучшие участки зеленых насаждений, живописные места возле водоемов, места, удобные для прогулок, и т. д.
При зонировании территории парка необходимо учитывать расположение главного входа, так как каждая зона размещается в определенной зависимости от его местоположения. Так, например, зрелищные сооружения большой пропускной способности — театры, кинотеатры, цирки, поля для массовых игр — нуждаются в благоустройстве городского типа и требуют своего размещения вблизи главного входа. Детская зона также должна быть приближена к входам в парк. Зону тихого отдыха, наоборот, рекомендуется удалять от главного входа.
Система зонирования зависит от величины территории парка. В средних и крупных по величине парках (от 30 га и выше) четкое деление на зоны позволяет посетителям пользоваться всеми видами парковой работы в максимальном объеме; в малых парках (10–25 га) сохраняются только главные виды парковой деятельности. Так, например, здесь может и не быть всех спортивных мероприятий с беговой дорожкой и т. д., кроме определенного обязательного набора площадок для спортивных игр и проведения комплекса ГТО.
Озеленение подпорных стенок в Архангельском. Подмосковье
Строительство парков культуры и отдыха в каждом отдельном случае надо определять как часть застройки города, в частности не следует повторять имеющиеся в городе культурно-просветительные и другие учреждения.
Если вблизи территории парка расположены театр, клуб, стадион, лыжная станция и пр., то дублировать их в парке не следует. Так, наличие в приморском Парке Победы в Ленинграде громадного стадиона на «Стрелке» позволило внести изменения в программу физкультурной зоны и в общую композицию и планировку самого парка.
Каждая зона парковой территории имеет свои специфические планировочные и архитектурные особенности, предъявляющие определенные требования к естественным условиям территории.
Необходимо указать на большое значение для планировки отдельных зональных территорий таких факторов, как рельеф, водоемы, количество и качество зеленых насаждений.
Для наиболее правильного учета специфических требований каждой зоны, в частности природных условий, следует подробно рассмотреть данные, необходимые для правильной организации мероприятий в каждой парковой зоне.
Терраса на Большом озере. Город Пушкин
Разнообразный рельеф рассматривается как положительный фактор прогулочной зоны и лесопарковой части крупных парков культуры и отдыха, однако в зонах зрелищных предприятий, физкультурной работы, танцев и аттракционов пересеченный рельеф местности нежелателен, так как затрудняет их деятельность.
Зона тихого отдыха в крупных парках по своему размеру является наибольшей; она нуждается в изоляции от шумных форм отдыха, что достигается размещением ее в наиболее отдаленной, но удобно связанной с другими зонами территории парка.
Для зоны тихого отдыха и прогулок следует отводить самую зеленую часть парка. Наличие участка с пересеченным рельефом, возвышенности, овраги, долины с естественными и искусственными водными бассейнами в виде озера, пруда, реки, а также многолетних деревьев определяет выбор территории для зоны тихого отдыха.
Для физкультурно-спортивной работы на территории парка нужно выбирать ровные площадки, по возможности не требующие вырубки деревьев (на отдельных участках могут быть использованы естественные уклоны для устройства амфитеатра или трибун стадиона). Включение достаточно крупных водных бассейнов в физкультурно-спортивную зону парка позволяет использовать их для водноспортивных занятий.
Мостик на Большом озере. Город Пушкин
По условиям физкультурной зоны преобладающими видами насаждений здесь должны быть газоны, посадки кустарников и деревьев в виде живой изгороди, особенно формованной, а также отдельными декоративными группами. Сплошное покрытие территории зоны массивами насаждений нежелательно. Высокие деревья в физкультурной зоне должны располагаться по ее границам в виде защитных (от ветра и пыли) полос или групп.
Зрелищная зона не требует особой изоляции и в частности размещения по ее границам зеленого массива; она должна быть хорошо видимой и открытой со всех сторон. Насаждения в этой зоне имеют исключительно декоративный характер.
Детскую зону следует размещать в наиболее благоприятных природных условиях, на участке с наилучшим зеленым массивом, разнообразным рельефом и небольшими водоемами (речка, ручей, прудок), которые позволяют организовать игры детей на воде.
Детская зона должна хорошо инсолироваться и быть настолько просторной, чтобы на ее территории дети могли свободно бегать и играть.
Создание различных парковых композиций (видовых площадок, водопадов, каменных горок и др.), организация оздоровительных мероприятий (купанье, солнечные ванны и др.) в значительной степени зависят от наличия благоприятных природных условий или искусства паркостроителей.
При организации зон надо учитывать, что парк работает круглый год.
Лестница в Парке им. И.В. Сталина. Сухуми
Перечисленные ранее формы деятельности парка преимущественно относятся к летним видам отдыха. В условиях зимней работы некоторые формы отдыха видоизменяются. Чтобы создать нормальные условия для работы парка в зимнее время, нужно соответственно изменять планировку парковой территории, внося в нее новые элементы (лыжные базы, конькобежные станции и т. д.).
Следует иметь в виду, что детская зона выполняет свои функции круглый год, но в зимний период изменяется количество и состав ее посетителей и формы работы. Среди посетителей детской зоны становится меньше детей дошкольного возраста, вследствие чего уменьшается и соответствующий раздел работы.
Зимой физкультурная зона перестраивается для приема лыжников и конькобежцев. Площадки заливаются водой и превращаются в катки (каток мастеров, скоростная дорожка, каток для танцев на льду и фигурного катания, каток для начинающих). Кроме того, создается достаточно большая центральная ледяная площадь для массового катания на коньках. Это обстоятельство необходимо учитывать в планировке парка, резервируя определенную площадь, не имеющую деревьев, кустарников, постоянных цветников и газонов. Примером сезонного использования территории может служить поле массовых мероприятий: летом оно является большой открытой площадью (без деревьев и кустарников), а зимой превращается в большой каток.
Павильон Освода в Парке культуры и отдыха им. Ф.Э. Дзержинского. Москва. Архитектор Г.Ф. Калинина
Зона тихого отдыха с густыми насаждениями должна быть использована в зимний период для лыжных прогулок. Поэтому при планировке данной зоны следует намечать направления аллей и дорожек таким образом, чтобы их можно было использовать не только во время летних прогулок, но и для прокладки по ним лыжни зимой. Направления аллей и дорожек, кривизна их поворотов, подъемы и спуски должны соответствовать потребностям парковой работы летнего и зимнего периодов. В противном случае зеленые насаждения зоны тихого отдыха — деревья и особенно кустарники — могут быть повреждены во время лыжных занятии. Необходимо также предусмотреть для посетителей лыжной станции, обычно располагаемой в зоне тихого отдыха, возможность непосредственного входа в нее, минуя другие зоны парка. Для массового лыжного спорта, при наличии соответствующих условий, целесообразно отводить отдельную территорию парка.
Размещение сооружений в зонах
Размещение в парке каждого специального сооружения определяется его функциональным назначением и архитектурно-композиционным решением территории данной зоны, а также всего парка в целом. Основные парковые сооружения — театры, выставочные павильоны, стадионы, музеи, библиотеки, рестораны и др. — иногда могут служить главными композиционными центрами каждой зоны в отдельности и парка в целом. Но, кроме специальных сооружений, отражающих непосредственную тематику зоны, в каждой из парковых зон возводится обычно ряд сооружений декоративного характера — мостики, подпорные стенки, ограды и т. д. и небольшие здания ресторанов, кафе, беседки, киоски, справочные павильоны и т. д. Все эти сооружения не должны доминировать в общем архитектурном ансамбле парка; скорее их следует размещать так, чтобы только некоторые из них оставались элементами паркового ансамбля, а остальные были скрыты в массиве зелени.
Зеленый театр. Киев. Архитектор А.В. Власов
При распределении различных сооружений рекомендуется использовать выгодные условия рельефа, помещая их на повышенных участках, на берегах водоемов и т. д.
При проектировании парков культуры и отдыха общее зонирование парковой территории и размещение отдельных сооружений являются ответственными этапами творческой работы архитекторов, которые должны стремиться к тому, чтобы архитектура парковых сооружений и окружающая природа дополняли друг друга, создавая впечатление единого гармонического ансамбля.
Архитектурно-планировочная композиция парков
Правильная планировка территории парков культуры и отдыха обеспечивает равномерное распределение посетителей по отдельным парковым зонам. Она служит основой композиции решения парка и одновременно способствует созданию выразительности архитектурно-художественного образа парка.
Парковая композиция строится на гармоническом сочетании большого числа разнообразных природных и архитектурно-планировочных элементов и сооружений: открытых пространств (партеры, газоны, поляны и лужайки), участков насаждений (массивы, группы, солитеры), водных зеркал, магистралей и аллей, разнообразных малых архитектурных форм и парковых сооружений.
Стадион им. С.М. Кирова в приморском парке Победы. Ленинград. Архитекторы А.С. Никольский, К.И. Кашин, Л.Г. Степанова
Гуляя по дорожкам, аллеям и площадям парка, посетитель получает общее впечатление от паркового ансамбля как произведения искусства. Поэтому планировка должна предоставить посетителям возможность ознакомиться со всеми наиболее красивыми пейзажами, декоративными устройствами и сооружениями парка.
Функциональное размещение парковых зон отдельных сооружений и зеленых насаждений следует решать комплексно, в связи с природной средой, требованиями архитектурно-художественной и планировочной организации территории парка. Для этого в процессе проектирования следует устанавливать правильные архитектурно-планировочные соотношения между всеми элементами парковой архитектуры: сооружениями, зелеными насаждениями, водными пространствами и малыми формами архитектуры. Одним из распространенных приемов парковой композиции является осевое размещение парковых сооружений и магистралей, при котором главная ось парковой композиции совмещается с главным направлением потоков посетителей. Подобное совмещение наблюдается, например, в приморском парке Победы в Ленинграде, Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве и др. Расположение сооружений и планировочных элементов может при этом быть симметричным или асимметричным в отношении главной оси в зависимости от назначения сооружений и основных площадок парка.
Главная аллея в парке Химкинского речного вокзала. Москва. Инженер Т.П. Шафранский
В качестве завершения основной композиционной оси обычно ставят на главной площади парка, к которой направляются основные потоки посетителей, одно самое крупное сооружение парка или комплекс сооружений. Так создается тематический центр парковой композиции, который одновременно является планировочным и архитектурным ядром парка.
Организующими элементами композиции парка может быть площадь, капитальное сооружение или главная аллея. Так, например, центром композиции партерной части Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького в Москве является площадь, используемая летом как поле для массовых мероприятий, а зимой как центральный каток.
В ряде случаев капитальное парковое сооружение может занять доминирующее положение в композиции парка даже при асимметричном расположении его по отношению к главной магистрали парка. Примером решения может служить приморский парк Победы в Ленинграде, в котором главным организующим центром парковой композиции является стадион имени С. М. Кирова.
Для небольших парков районного значения, а также для парков при культурных учреждениях (клубах, дворцах культуры) система построения паркового центра с доминирующей ролью одного сооружения вполне закономерна. Примером решения такой композиции является парк при Химкинском речном вокзале в Москве.
Главным элементом центра парка может также иногда служить скульптурная композиция или фонтан в сочетании с цветочными партерами. Так, в центре главной площади парка на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1939/40 г. в Москве был поставлен величественный монумент И. В. Сталина.
Панорама из Нагорного парка культуры и отдыха имени С.М. Кирова. Баку
Характерные природные условия некоторых парков, их живописный рельеф, расположение у моря, наличие реки, пруда или искусственного водоема при правильном использовании оказывают значительное влияние на всю композицию парковой территории.
В качестве примера можно также привести планировку парков в Умани, Ташкенте (парк у Комсомольского озера) и ряде других городов, в которых главными элементами парковой композиции являются крупные водоемы.
Архитектурно-планировочная композиция парков может также строиться на выделении нескольких парковых центров, один из которых является основным. Второстепенные парковые центры создаются на территориях отдельных зон в системе внутренней планировки зоны или сектора. В этих случаях необходимо осуществлять подчинение второстепенных центров главному.
Следует учитывать, что композиционное решение парка с выделением одного центра удобно для небольших парков.
Многоцентровая композиция характерна для больших общегородских или районных парков культуры и отдыха, в которых, как правило, размешают несколько самостоятельных крупных сооружений (стадион, театр и т. д.) и для загородных лесопарков, территории которых имеют сложную конфигурацию. Многоцентровая композиция правомерна также при наличии сложного рельефа местности, больших водоемов (озера, реки) или крупных и хорошего качества массивов зеленых насаждений, которые расчленяют территорию на отдельные части, а также при очень больших размерах парков — в несколько сот га, в которых отдельные участки территории чрезвычайно разнообразны по своим природным качествам и изолированы друг от друга. Примером подобной композиции является парк культуры и отдыха имени Сталина в Москве, где в зонах тихого отдыха, политико-массовых мероприятий и других образовались отдельные парковые центры, размещенные в массивах крупных и разнообразных насаждений.
Проект реконструкции районного парка культуры и отдыха «Красная Пресня» в Москве. Архитектор Ю.С. Гриневицкий. 1949 год
Как на пример композиционного решения парка с двумя центрами можно указать на парк Победы Московского района Ленинграда, в котором входная часть организована декоративным партером с рядом прудов, а главным композиционным и планировочным элементом завершающей части парка служит стадион, одновременно являющийся ведущим сооружением всей композиции парка.
Многоцентровая композиция в крупных парках дает возможность постепенного освоения парковой территории при сохранении ранее сложившейся планировочной системы на уже освоенных частях, как это имеет место в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве.
Так как композиция парка воспринимается посетителями в процессе движения по его территории, организующие центры парковой композиции размещаются в определенной последовательности. Наибольшее распространение получили две системы последовательного чередования парковых центров: концентрическая, когда главный парковый центр окружен рядом соподчиненных центров, размещаемых по периферии, и линейно-последовательная, при которой главный центр и подчиненные центры размещены в одном направлении.
Применение концентрической системы расположения парковых центров целесообразно при наличии компактной территории парка.
Проект реконструкции районного парка культуры и отдыха в Лефортове. Москва. Архитекторы М.П. Коржев, М.И. Прохорова. 1938 год
Линейно-последовательная система может применяться в случае протяженной конфигурации парковой территории, расположенной по берегам рек, озер и т. д. По этой системе, например, решена композиция парка в Магнитогорске, расположенного на берегу озера, а также Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького в Москве (включая территорию Ленинских гор), размещенного вдоль берега Москвы-реки.
Кроме этих основных парковых систем, могут применяться также различные смешанные системы.
Одним из важнейших элементов построения парковых ансамблей являются зеленые насаждения, которые (путем соответствующего подбора и сочетания их) создают те или иные пространственные композиции — так называемые парковые пейзажи. Последние бывают двух основных типов: замкнутые и открытые (имеются еще пейзажи промежуточного характера).
Система чередования парковых пейзажей и их характер определяются рядом факторов, из которых ведущими являются: а) природные условия территории; б) общая архитектурная композиция парка; в) тип пейзажа и его декоративная роль в архитектуре всего паркового ансамбля; г) тематическое назначение пейзажа, т. е. его принадлежность к той или иной зоне (для какого вида отдыха он предназначается).
Проект реконструкции Парка культуры и отдыха им. И.В. Сталина. Москва. Архитекторы М.П. Коржев, М.И. Прохорова. 1940 год
Художественный образ парка не может рассматриваться как нечто застывшее, стационарное, поскольку основными средствами композиции парка являются зеленые насаждения, которые с течением времени изменяются. Поэтому при архитектурно-планировочной композиции парков должно учитываться развитие парка во времени, в течение ряда лет. Особо важное значение в свете этого приобретает правильное решение вопросов очередности строительства парка.
Полноценные и развитые зеленые насаждения появляются в парке лишь через несколько лет, но население для которого создается парк, должно пользоваться ими немедленно после строительства парка в период первой очереди его освоения. Поэтому при проектировании необходимо так разработать все вопросы планировочного решения и парковой композиции, чтобы первая очередь освоения определяла и подсказывала дальнейшее развитие парка и в то же время составляла вполне закономерную часть целостной композиции парка, а не случайный ее фрагмент. В отдельных случаях для первой очереди освоения следует применять временные приемы оформления свободных участков парка, в частности производить дополнительную посадку цветов, загущенную посадку деревьев, выбирать ассортимент быстро растущих пород и т. д.
Наличие на территории парка существующих массивов зеленых насаждений влияет на выбор мест для первоочередных мероприятий парковой работы в период начала освоения парка и ускоряет его освоение. На тех участках, которые по ряду причин не входят в первую очередь освоения территории парка, в первые годы строительства следует осуществлять посадку деревьев основных пород, с тем чтобы за годы строительства и освоения первой очереди здесь уже поднялись насаждения будущего парка. При подобных посадках нужно предусматривать места будущих площадей, магистральных аллей и сооружений.
Имеются приемы, помогающие использовать территорию отдельных участков парка, временно не выполняющих своего прямого назначения; к ним относятся: устройство газонов и полян на местах будущих площадей и зданий, разбивка цветников на местах будущих фонтанов или павильонов, сооружение временных беседок «или деревянных трельяжей на месте будущих капитальных зданий.
Таким образом, при разработке проекта планировки и зонирования парковой территории и при размещении всех парковых сооружений и зеленых насаждений архитектору следует с самого начала тщательно продумать будущий архитектурно-художественный образ всего парка в целом, рассматривая первую очередь освоения парковой территории, как неотъемлемую часть будущего паркового ансамбля.
Источник