Парк с прудами план

Парк с прудами план

lapka » 17 фев 2011, 11:08

Усадьба Кусково — архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки.

Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка, во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики.

Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части.

Центром ансамбля является Дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства; уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых.

Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года.

Расцвет усадьбы связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына и наследника знаменитого фельдмаршала петровской эпохи, первого российского графа Бориса Петровича Шереметьева.

В 1750—1770-х годах в Кусково была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в.

В 1774 году по проекту московского архитектора Карла Бланка (по другим источникам французского архитектора Шарля де Вайи) был сооружён Дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Планировка Дворца отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения кусковского Дворца последовательно объединены в три композиционные группы.

Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.

Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.

В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея, а с 1938 года была объединена с музеем керамики, единственным в России.

Источник

Парки Москвы: 35 лучших локаций для отдыха и развлечений

Парки Москвы – гордость и украшение города. Вековые зеленые массивы, украшающие центральную часть столицы и окружающие тихие пригороды, традиционно служат популярным местом семейных прогулок, активного и уединенного отдыха. В парковых зонах исторического центра сохранились старинные усадьбы, пруды, церкви, фонтаны и памятники ушедших эпох, а на новых площадках представлен полный комплекс современной индустрии развлечений и активного отдыха. Глобальная реконструкция исторических парковых территорий Москвы проводится с 2004 года и будет продолжаться до полного восстановления архитектурно-ландшафтных комплексов.

Парк культуры и отдыха им. М. Горького

Открытие парка состоялось 12 августа 1928 года на территории Всероссийской сельскохозяйственной выставки и части Воробьевых гор. Огромный парковый комплекс должен был символизировать островок светлого будущего. Монументальная архитектура, детские и взрослые аттракционы, бесплатные культурные мероприятия, всевозможные выставки – так выглядел оазис коммунизма в советскую эпоху. Писатель Герберт Уэллс, посетивший парк в 1934 году, назвал его «фабрикой счастливых людей». На территории комплекса находятся праздничная, историческая, прогулочная зоны, множество павильонов, цветников, беседок, фонтанов. В праздники и выходные парк посещают около 100 тысяч москвичей и гостей города.

АДРЕС: ул. Крымский Вал, 9 (ст. м. Октябрьская)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

Нескучный сад

В 1756 году промышленник Демидов основал крупнейший в мире ботанический сад в живописном уголке Москвы, а следующий владелец, граф Орлов-Чесменский, разбил территорию отдыха с фонтанами, беседками, павильонами. В 1830-х Николай I выкупил имение Орловых, прилегающие усадьбы Голицыных и Трубецких-Шаховских и тем самым основал единый парковый комплекс «Нескучный сад». Когда-то здесь проходили праздничные гуляния и балы, запускались фейерверки, ставились спектакли в театре под открытым небом. От старинной архитектуры уцелел только Охотничий домик, где снимают передачи «Что? Где? Когда?». С 1928 года Нескучный сад входит в состав ЦПКиО им. Горького. Это по-прежнему популярное место отдыха коренных москвичей.

АДРЕС: ул. Крымский Вал, 9 (ст. м. Октябрьская)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

Парк «Зарядье»

«Зарядье» – парково-ландшафтный комплекс, открытый в 2017 году в центре Москвы, на месте прежнего нахождения гостиницы «Россия». Это единственный масштабный парк, построенный в столице за последние 50 лет. На территории 10,2 га представлены основные ландшафтные зоны России с искусственно поддерживаемым микроклиматом. Для посетителей открыт подземный музей со старинными артефактами, уникальные мультимедийные аттракционы, необычный концертный зал со стеклянной крышей, встроенный в искусственный холм. Главная достопримечательность комплекса – Парящий мост, представляющий собой V-образную смотровую площадку над Москворецкой набережной, откуда открывается панорамный обзор центра столицы.

АДРЕС: ул. Варварка, 6, стр. 1 (ст. м. Китай-город)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

ВДНХ

ВДНХ – культурно-образовательный комплекс в Останкинском районе Москвы, входящий в число 50 крупнейших выставочных центров мира. Территория ВДНХ представляет собой парковую зону, на которой расположены выставочные павильоны, музеи, развлекательные и научные объекты, монументальные скульптурные композиции. Комплекс прошел глобальную реконструкцию с 2013 по 2020 годы. Главные достопримечательности – триумфальная арка с композицией «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, символические павильоны республик СССР, фонтаны «Дружба народов», «Золотой колос», «Каменный цветок», макеты космических кораблей. На ВДНХ работает Москвариум, где проводятся увлекательные представления с участием китов и дельфинов.

АДРЕС: просп. Мира, 119 (ст. м. ВДНХ)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

Парк «Сокольники»

Парк на северо-востоке Москвы был открыт для отдыха в 1878 году, после выкупа городом Сокольничьей и Оленьей рощ. В павильоне-ротонде многократно выступали Федор Шаляпин, Леонид Соболев и другие знаменитости, а богатые москвичи устраивали знатные обеды. Здесь работали театр-варьете, спортивный клуб, бальный павильон, купальни. В революционные и военные годы архитектура серьезно пострадала, парк утратил романтический облик. В 2012-2016 годах проводилась реставрация комплекса, во время которой были отремонтированы исторические объекты, проложены дорожки, очищены пруды, обустроены зоны отдыха. Сегодня «Скольники» – один из самых красивых парков столицы.

АДРЕС: ул. Сокольнический Вал, 1, стр. 1 (ст. м. Сокольники)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

Парк «Останкино»

Парк «Останкино» находится на территории паркового комплекса, принадлежавшего в XVIII-XIX веках роду Шереметевых. Петр Шереметев разбил вокруг имения регулярный сад, проложил аллеи и построил оранжерейный комплекс. Позднее вдоль аллей были установлены мраморные скульптуры, беседки, скамьи. После революции территория пришла в упадок. В 1932 году здесь открылся парк культуры и отдыха имени Дзержинского. В порядок привели дубовые и березовые аллеи, построили веранды и ротонды для чтения, эстрады и павильоны. В послевоенные годы сюда приходили, чтобы покататься на лодках и полюбоваться живописной природой. В 2014 году «Останкино» реконструировали, обустроили спортивный комплекс и зону отдыха.

АДРЕС: ул. 1-я Останкинская, д. 5 (ст. м. Фонвизинская)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

Парк «Ходынское поле»

Парк «Ходынское поле» находится в Хорошевском районе, на месте старого аэродрома. Общественное пространство для отдыха и спортивных занятий основано в 2018 году, в рамках программы «Мой район». Огромная территория разбита на площадки для активного, творческого и созерцательного отдыха. Главные достопримечательности территории – панорамные гигантские качели, установленные на 10-метровом холме, зеркальный лабиринт, создающий оптические иллюзии, огромный скейт-парк для экстремальных занятий, живописный пейзажный уголок вокруг пруда. В парке разбиты три детских площадки, и на одной из них находится самая большая песочница в Москве, где дети строят замки и причудливые конструкции.

АДРЕС: Ходынский бульвар (ст. м. ЦСКА)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

Парк искусств «Музеон»

Парк «Музеон», расположенный вдоль Крымской набережной, с 2015 года входит в состав ЦПКиО имени Горького. Музей под открытым небом основан в 1991 году, когда массово сносили памятники советской эпохи. Монументы Веры Мухиной, Евгения Вучетича, Сергея Меркурова, Александра Рукавишникова и других выдающихся скульпторов обрели вторую жизнь в зеленой зоне Москвы. Коллекция насчитывает более 1000 памятников и композиций выдающихся авторов своего времени. В парке работает детский центр и летний кинотеатр. На территории «Музеона» проводятся международные музыкальные фестивали, танцевальные конкурсы, театральные постановки. Это центр самообразования и творческого мастерства.

АДРЕС: ул. Крымский Вал, 2/58 (ст. м. Октябрьская)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

Парк «Тюфелева роща»

Новый парк, открытый в 2018 году, расположен в Даниловском районе, на территории бывшего завода имени Лихачева, где выпускали автомобили ЗИЛ. Автор проекта дизайнерского оформления территории – голландский урбанист Джерри Ван Эйк. Основные элементы комплекса – гигантский пруд с чистейшей голубой водой, арт-объект «Пергола», напоминающая по форме заводской конвейер, зеленые насаждения и цветы, подобранные таким образом, чтобы территория выглядела нарядно во все сезоны. Под перголой расположены павильоны и прогулочная зона. На территории «Трюфелевой рощи» есть спортивный центр, кафе, зона отдыха с лежаками у пруда.

Читайте также:  Покрывало для прямоугольного бассейна bestway

АДРЕС: ул. Архитектора Леонидова (ст. м. Автозаводская)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

Парк-заповедник «Царицыно»

«Царицыно» – государственный музей-заповедник, занимающий площадь более 400 гектаров. Дворцовый ансамбль, включающий оранжереи, цветники, фонтаны, пейзажный парк, был заложен по указу Екатерины II как увеселительная резиденция. Строительство тянулось годами и не получило завершения. Лишь в 2004 году начались реставрационные работы по воссозданию паркового ансамбля. Центральная усадьба, построенная по проекту Баженова и Казакова, имеет статус памятника архитектуры в стиле русской готики. Сегодня парк открыт для всех желающих, на его территории есть музеи, живописные прогулочные аллеи, лодочная станция и другие заслуживающие внимания достопримечательности.

АДРЕС: Дольская ул., 1 (ст. м. Царицыно)

РЕЖИМ РАБОТЫ: со вторника по пятницу с 10:00 до 18:00, по субботам с 10:00 до 20:00, по воскресеньям с 10:00 до 19:00

Парк-заповедник «Коломенское»

Парк в Коломенском – часть ландшафтно-музейного комплекса, расположенного на юге Москвы. Территория бывшей царской резиденции представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, где центральными композиционными элементами являются православные храмы и дворцовая усадьба. Старинные здания окружают фруктовые и декоративные сады и зеленые рощи с целебными травами. В конце мая парк благоухает тонким ароматом – цветет тысяча яблонь разных сортов! Здесь регулярно проводятся творческие мероприятия, музыкальные фестивали, тематические выставки, а зимой здесь с размахом празднуют Масленицу. Туристы стараются посетить красивейший заповедный комплекс даже при остром дефиците времени.

АДРЕС: просп. Андропова, 39 (ст. м. Коломенская)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно с 06:00 до 22:00

Источник

Планировка и архитектура парков

Парки культуры и отдыха, будучи неотъемлемыми элементами совет­ских городов и массовыми учреждениями социалистического типа, позволяют сочетать широкую политико-воспитательную работу с культурным отдыхом тру­дящихся среди зеленых насаждений. В то же время, парки культуры и отдыха — большие и слож­ные архитектурно-планировочные ансамбли, гармонически сочетающие в своем простран­ственном построении художественное единство архитектурных сооружений с красивым при­родным окружением. TATLIN приводит фрагмент из книги «Озеленение советских городов»‎, посвященный требованиям к организации парковой территории, ее пла­нировки и архитектуры.

Основными задачами парков культуры и отдыха является создание наилучших условий для отдыха населения городов, повышение культурного и политического уровня трудя­щихся, проведение массовых оздоровительных мероприятий, а также участие в важнейших народнохозяйственных и политических кам­паниях, проводимых советскими, партийными и другими общественными организациями.

Парки культуры и отдыха работают в тече­ние всех сезонов года и имеют специально оборудованную территорию. Особая планиров­ка парков культуры и отдыха позволяет максимально использовать их природные условия для разнообразного отдыха населе­ния, предоставляя трудящимся все возможно­сти для спортивных занятий, прогулок и раз­личных культурных развлечений.

Первый советский парк культуры и отдыха был создан в столице Советского Союза го­роде Москве по решению Московского совета в 1928 году. Первоначальной основой парка послужила территория закрывшейся первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года. В дальнейшем этот парк превра­тился в Центральный парк культуры и отдыха столицы, которому было присвоено имя вели­кого пролетарского писателя М. Горького.

Вариант реконструкции первой очереди Центрального парка им. М. Горького. Москва. Архитекторы В.И. Долганов, К.И. Павлова

Многолетний опыт работы Центрального парка культуры и отдыха позволил наметить новые своеобразные принципы организации территории, ее планировки и садово-парковой композиции, которые используются до настоя­щего времени для аналогичного строительства во многих городах Советского Союза.

Принципы проведения массовой работы в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького получили высокую оценку в спе­циальных постановлениях партийных и правительственных органов.

В этих постановлениях дана целая програм­ма работы парков культуры и отдыха. В них излагается не только политическая и методи­ческая программа их деятельности, но и осве­щаются вопросы архитектурно-планировочного задания.

Этими постановлениями впервые были определены основные требования к специаль­ной организации парковой территории, ее пла­нировке и архитектуре.

Входы в парк

Разнообразные формы работы парка культу­ры и отдыха требуют выделения для паркового массива большой территории, удобной для использования и расположенной от ближайших жилых районов города в пределах ранее ука­занных радиусов обслуживания, вне зон сани­тарных разрывов. Размер парковой территории определяется из расчета числа обслуживаемого населения.

Главный вход в городской парк. Ленинакан

Входы в парк разделяются на главные, вто­ростепенные и хозяйственные.

Главные входы служат для приема основно­го потока посетителей парка.

Выбор места главного входа в парк в значи­тельной степени зависит от расположения пар­ковой территории в плане города. Главный вход должен размещаться со стороны городской площади или основной магистрали города. Это способствует удобной связи парка с отдельны­ми районами города.

Природные данные территории парка также влияют на определение места главного входа. Для устройства входа в парк необходимо иметь свободную территорию со стороны парка у вхо­да, чтобы можно было создать распределитель­ную площадь. Если участок для главного вхо­да, определенный в первоначальном проекте, имеет возвышенный рельеф, изрезан оврагами или же располагает ценным зеленым масси­вом, то место главного входа следует пересмо­треть с точки зрения рациональности будущей планировки парка, ее экономичности и сохра­нения уже имеющихся насаждений. В отдель­ных случаях, когда запроектированное место­положение главного входа в парк не может быть изменено, можно видоизменить естествен­ные условия данного участка (произвести срез­ку или подсыпку грунта).

Главный вход в городской парк. Нальчик

При определении места главного входа в парк следует также учитывать, что размеще­ние главного входа в значительной степени определяет всю дальнейшую планировку и ком­позицию парковой территории, а также его зо­нирование.

Существуют различные приемы организации территории перед главным входом в парк. Однако все они должны обеспечивать устрой­ство широкого подхода к парку, специаль­ное место для остановок транспорта и ме­сто для размещения посетителей у касс, а также условия для надлежащего парадного архитектурного оформления входа в парк и размещения около него необходимых декора­тивных элементов (фонтанов, цветников, скульптуры).

Второстепенные и дополнительные входы в парк служат главным образом для пропуска посетителей из близлежащих городских квар­талов и обычно связаны с работой отдельных парковых сооружений — цирка, стадиона, теа­тра.

Перед второстепенными входами также должны быть организованы соответствующие разгрузочные площади.

Сложное хозяйство парка требует создания особых хозяйственных входов и въездов. Они должны быть связаны с городскими улицами, хозяйственным двором, складами, мастерскими парка и с парковым цветочным хозяйством; совмещать их с входами для посетителей нельзя.

Главный вход в загородный парк. Ташкент

Размещение зон в парке

Парк культуры и отдыха обслуживает раз­ные возрасты населения, предъявляющие са­мые разнообразные требования к формам отдыха и развлечениям.

Культурно-массовые и оздоровительные фор­мы отдыха и развлечений подразделяются на следующие группы:

1) массово-зрелищную (массовые развлече­ния, игры, музыка, театры, кинотеатры, аттракционы)

4) так называемого «тихого» отдыха, кото­рая охватывает культурно-просветительные и оздоровительные мероприятия парковой рабо­ты (прогулки в парке, солярии, аэрарии, библиотеки-читальни, лектории).

Схемы правильного размещения по отношению к главному входу различных зон в парке

Для наилучшего проведения различных ви­дов культурно-массовой, оздоровительной, физкультурной и зрелищной работы парка, а так­же работы с детьми возникает необходимость концентрации в определенных частях парка со­ответствующих данному виду отдыха специаль­ных сооружений, павильонов, оборудованных площадок, спортивного инвентаря и т. п.

Необходимость специального инженерного оборудования территории отдельных участков парка (покрытие дорог, прокладка канализа­ции и водопровода) и размещение зданий и площадок различного назначения вызывают соответствующее районирование всей парковой территории по видам и формам отдыха.

При этом следует учитывать, что различным видам парковой работы должны отвечать также природные условия территории парка — рельеф, водные поверхности, зеленые насажде­ния.

Ресторан в Нагорном парке. Киев

Такое районирование с учетом общего ком­позиционного решения осуществляется разграничением парка на отдельные зоны, что, однако, не исключает сочетания ведущих мероприятий одной зоны с формами работы других зон. Например, физкультурная зона требует устройства беговой дорожки, а также устрой­ства большого количества постоянных, перво­классно оборудованных площадок для гимна­стического городка и для целого ряда игр; тенниса, баскетбола, волейбола, городков, для прыжков и метания диска и т. д. Капитальное оборудование данных площадок не позволяет менять место зоны в пределах территории пар­ка и делает выбранное место постоянным. Но одновременно с перечисленными выше площад­ками в данной зоне должны быть созданы так­же и тенистые уголки для отдыха посетителей после игр и занятий спортом, столовые, кафе, рестораны, выставки по вопросам физкульту­ры, библиотеки-читальни и т.д.

В то же время в других зонах парка могут быть созданы в ограниченном количестве и отдельные физкультурные площадки.

В отдельных случаях в связи с незначитель­ной величиной парковой территории или особыми условиями работы (например, соседство крупного культурного сооружения — клуба, дворца культуры или стадиона) районирование территории парка может сводиться к распределению участков для той или иной формы отдыха по принципу секторов. При секторной системе отдельные участки используются бо­лее узко, например, только для физкультурных мероприятий или только для тихого отдыха.

Беседка в парке санатория «Высокие горы». Москва

В парках незначительных размеров такие общие виды обслуживания посетителей, как буфеты, столовые, рестораны, читальни, вы­ставки и лекции, концентрируются обычно в центральной части парка или размещаются в специально приспособленных помещениях и верандах, в зданиях театров, кинотеатров и т. д.

Читайте также:  Основные нефтяные базы россии угольные бассейны

При решении вопроса о размещении зон парковой работы существенное значение имеет правильная методическая взаимосвязь тех или иных зон, что должно обеспечить нормальную работу всех комплексных мероприятий парка и его отдельных зон и тем самым создать условия для полноценного отдыха посетителей. Например, для организации правильного отды­ха детей в детской зоне парка — детском го­родке — не рекомендуется помещать рядом с детской зоной или между нею и главным вхо­дом в парк такие массовые зрелищные меро­приятия, как цирк или кинотеатр. Размещение аттракционов в непосредственной близости от границ детского городка, осуществленное в московском Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького, неблагоприятно от­зывается на деятельности «детской зоны», так как шум на аттракционах отвлекает внимание детей.

Шумные формы развлечений — спортивные игры, хоровое пение, танцы и массовые игры — должны быть удалены от зоны читален, би­блиотек, выставок и других видов тихого от­дыха. С этой точки зрения методически важно, чтобы между отдельными зонами имелись широкие интервалы, заполненные зелеными насаждениями.

Подпорные стенки в Архангельском. Подмосковье

Зона тихого отдыха должна быть доступна для посетителей всех зон и по возможности охватывать все лучшие участки зеленых на­саждений, живописные места возле водоемов, места, удобные для прогулок, и т. д.

При зонировании территории парка необхо­димо учитывать расположение главного входа, так как каждая зона размещается в определен­ной зависимости от его местоположения. Так, например, зрелищные сооружения большой про­пускной способности — театры, кинотеатры, цирки, поля для массовых игр — нуждаются в бла­гоустройстве городского типа и требуют своего размещения вблизи главного входа. Детская зона также должна быть приближена к вхо­дам в парк. Зону тихого отдыха, наоборот, рекомендуется удалять от главного входа.

Система зонирования зависит от величины территории парка. В средних и крупных по величине парках (от 30 га и выше) четкое де­ление на зоны позволяет посетителям пользо­ваться всеми видами парковой работы в максимальном объеме; в малых парках (10–25 га) сохраняются только главные виды пар­ковой деятельности. Так, например, здесь может и не быть всех спортивных мероприятий с беговой дорожкой и т. д., кроме определенного обязательного набора площадок для спортив­ных игр и проведения комплекса ГТО.

Озеленение подпорных стенок в Архангельском. Подмосковье

Строительство парков культуры и отдыха в каждом отдельном случае надо определять как часть застройки города, в частности не следует повторять имеющиеся в городе культурно-просветительные и другие учреждения.

Если вблизи территории парка расположены театр, клуб, стадион, лыжная станция и пр., то дублировать их в парке не следует. Так, нали­чие в приморском Парке Победы в Ленинграде громадного стадиона на «Стрелке» позволило внести изменения в программу физкультурной зоны и в общую композицию и планировку са­мого парка.

Каждая зона парковой территории имеет свои специфические планировочные и архитектурные особенности, предъявляющие опреде­ленные требования к естественным условиям территории.

Необходимо указать на большое значение для планировки отдельных зональных территорий таких факторов, как рельеф, во­доемы, количество и качество зеленых на­саждений.

Для наиболее правильного учета специфи­ческих требований каждой зоны, в частности природных условий, следует подробно рас­смотреть данные, необходимые для правильной организации мероприятий в каждой парковой зоне.

Терраса на Большом озере. Город Пушкин

Разнообразный рельеф рассматривается как положительный фактор прогулочной зоны и лесопарковой части крупных парков культуры и отдыха, однако в зонах зрелищных предприя­тий, физкультурной работы, танцев и аттрак­ционов пересеченный рельеф местности не­желателен, так как затрудняет их деятель­ность.

Зона тихого отдыха в крупных парках по своему размеру является наибольшей; она нуждается в изоляции от шумных форм отды­ха, что достигается размещением ее в наибо­лее отдаленной, но удобно связанной с други­ми зонами территории парка.

Для зоны тихого отдыха и прогулок следует отводить самую зеленую часть парка. Наличие участка с пересеченным рельефом, возвышен­ности, овраги, долины с естественными и искусственными водными бассейнами в виде озе­ра, пруда, реки, а также многолетних деревьев определяет выбор территории для зоны тихого отдыха.

Для физкультурно-спортивной работы на тер­ритории парка нужно выбирать ровные площадки, по возможности не требующие выруб­ки деревьев (на отдельных участках могут быть использованы естественные уклоны для устройства амфитеатра или трибун стадиона). Включение достаточно крупных водных бассей­нов в физкультурно-спортивную зону парка позволяет использовать их для водноспортив­ных занятий.

Мостик на Большом озере. Город Пушкин

По условиям физкультурной зоны преобла­дающими видами насаждений здесь должны быть газоны, посадки кустарников и деревьев в виде живой изгороди, особенно формованной, а также отдельными декоративными группами. Сплошное покрытие территории зоны массива­ми насаждений нежелательно. Высокие деревья в физкультурной зоне должны располагаться по ее границам в виде защитных (от ветра и пыли) полос или групп.

Зрелищная зона не требует особой изоляции и в частности размещения по ее границам зеленого массива; она должна быть хорошо видимой и открытой со всех сторон. Насажде­ния в этой зоне имеют исключительно декора­тивный характер.

Детскую зону следует размещать в наиболее благоприятных природных условиях, на участке с наилучшим зеленым массивом, разнообраз­ным рельефом и небольшими водоемами (реч­ка, ручей, прудок), которые позволяют органи­зовать игры детей на воде.

Детская зона должна хорошо инсолироваться и быть настолько просторной, чтобы на ее территории дети могли свободно бегать и иг­рать.

Создание различных парковых композиций (видовых площадок, водопадов, каменных горок и др.), организация оздоровительных меро­приятий (купанье, солнечные ванны и др.) в значительной степени зависят от наличия бла­гоприятных природных условий или искусства паркостроителей.

При организации зон надо учитывать, что парк работает круглый год.

Лестница в Парке им. И.В. Сталина. Сухуми

Перечисленные ранее формы деятельности парка преимущественно относятся к летним видам отдыха. В условиях зимней работы не­которые формы отдыха видоизменяются. Что­бы создать нормальные условия для работы парка в зимнее время, нужно соответственно изменять планировку парковой территории, внося в нее новые элементы (лыжные базы, конькобежные станции и т. д.).

Следует иметь в виду, что детская зона вы­полняет свои функции круглый год, но в зим­ний период изменяется количество и состав ее посетителей и формы работы. Среди посети­телей детской зоны становится меньше детей дошкольного возраста, вследствие чего умень­шается и соответствующий раздел работы.

Зимой физкультурная зона перестраивается для приема лыжников и конькобежцев. Площадки заливаются водой и превращаются в катки (каток мастеров, скоростная дорожка, каток для танцев на льду и фигурного ката­ния, каток для начинающих). Кроме того, создается достаточно большая центральная ледяная площадь для массового катания на коньках. Это обстоятельство необходимо учи­тывать в планировке парка, резервируя опреде­ленную площадь, не имеющую деревьев, кустарников, постоянных цветников и газонов. Примером сезонного использования территории может служить поле массовых мероприятий: летом оно является большой открытой пло­щадью (без деревьев и кустарников), а зимой превращается в большой каток.

Павильон Освода в Парке культуры и отдыха им. Ф.Э. Дзержинского. Москва. Архитектор Г.Ф. Калинина

Зона тихого отдыха с густыми насаждения­ми должна быть использована в зимний пери­од для лыжных прогулок. Поэтому при плани­ровке данной зоны следует намечать направ­ления аллей и дорожек таким образом, чтобы их можно было использовать не только во время летних прогулок, но и для прокладки по ним лыжни зимой. Направления аллей и дорожек, кривизна их поворотов, подъемы и спуски должны соответствовать потребностям парковой работы летнего и зимнего периодов. В противном случае зеленые насаждения зоны тихого отдыха — деревья и особенно кустарники — могут быть повреждены во время лыжных занятии. Необходимо также предусмотреть для посетителей лыжной станции, обычно распола­гаемой в зоне тихого отдыха, возможность непосредственного входа в нее, минуя другие зоны парка. Для массового лыжного спорта, при наличии соответствующих условий, целе­сообразно отводить отдельную территорию парка.

Размещение сооружений в зонах

Размещение в парке каждого специального сооружения определяется его функциональным назначением и архитектурно-композиционным решением территории данной зоны, а также всего парка в целом. Основные парковые со­оружения — театры, выставочные павильоны, стадионы, музеи, библиотеки, рестораны и др. — иногда могут служить главными компо­зиционными центрами каждой зоны в отдель­ности и парка в целом. Но, кроме специальных сооружений, отражающих непосредственную тематику зоны, в каждой из парковых зон воз­водится обычно ряд сооружений декоративного характера — мостики, подпорные стенки, огра­ды и т. д. и небольшие здания ресторанов, кафе, беседки, киоски, справочные павильоны и т. д. Все эти сооружения не должны доминировать в общем архитектур­ном ансамбле парка; скорее их следует раз­мещать так, чтобы только некоторые из них оставались элементами паркового ан­самбля, а остальные были скрыты в массиве зелени.

Зеленый театр. Киев. Архитектор А.В. Власов

При распределении различных сооружений рекомендуется использовать выгодные усло­вия рельефа, помещая их на по­вышенных участках, на берегах водоемов и т. д.

При проектировании парков культуры и от­дыха общее зонирование парковой территории и размещение отдельных сооружений являют­ся ответственными этапами творческой работы архитекторов, которые должны стремиться к тому, чтобы архитектура парковых сооруже­ний и окружающая природа дополняли друг друга, создавая впечатление единого гармо­нического ансамбля.

Архитектурно-планировочная композиция парков

Правильная планировка территории парков культуры и отдыха обеспечивает равномерное распределение посетителей по отдельным пар­ковым зонам. Она служит основой компози­ции решения парка и одновременно способ­ствует созданию выразительности архитектур­но-художественного образа парка.

Читайте также:  Речные бассейны северного ледовитого океана

Парковая композиция строится на гармони­ческом сочетании большого числа разнообразных природных и архитектурно-планировочных элементов и сооружений: открытых про­странств (партеры, газоны, поляны и лужай­ки), участков насаждений (массивы, группы, солитеры), водных зеркал, магистралей и аллей, разнообразных малых архитектурных форм и парковых сооружений.

Стадион им. С.М. Кирова в приморском парке Победы. Ленинград. Архитекторы А.С. Никольский, К.И. Кашин, Л.Г. Степанова

Гуляя по дорожкам, аллеям и площадям парка, посетитель получает общее впечатление от паркового ансамбля как произведения ис­кусства. Поэтому планировка должна предо­ставить посетителям возможность ознакомить­ся со всеми наиболее красивыми пейзажами, декоративными устройствами и сооружениями парка.

Функциональное размещение парковых зон отдельных сооружений и зеленых насажде­ний следует решать комплексно, в связи с природной средой, требованиями архи­тектурно-художественной и планировочной ор­ганизации территории парка. Для этого в про­цессе проектирования следует устанавливать правильные архитектурно-планировочные соот­ношения между всеми элементами парковой архитектуры: сооружениями, зелеными наса­ждениями, водными пространствами и малыми формами архитектуры. Одним из распростра­ненных приемов парковой композиции являет­ся осевое размещение парковых сооружений и магистралей, при котором главная ось парковой композиции совмещается с главным на­правлением потоков посетителей. Подобное совмещение наблюдается, например, в примор­ском парке Победы в Ленинграде, Централь­ном парке культуры и отдыха имени М. Горь­кого в Москве и др. Расположение сооружений и планировочных элементов может при этом быть симметричным или асимметричным в отношении главной оси в за­висимости от назначения сооружений и основ­ных площадок парка.

Главная аллея в парке Химкинского речного вокзала. Москва. Инженер Т.П. Шафранский

В качестве завершения основной компози­ционной оси обычно ставят на главной пло­щади парка, к которой направляются основные потоки посетителей, одно самое крупное со­оружение парка или комплекс сооружений. Так создается тематический центр парковой композиции, который одновременно является планировочным и архитектурным ядром парка.

Организующими элементами композиции парка может быть площадь, капитальное со­оружение или главная аллея. Так, например, центром композиции партерной части Цен­трального парка культуры и отдыха имени М. Горького в Москве является площадь, ис­пользуемая летом как поле для массовых мероприятий, а зимой как центральный каток.

В ряде случаев капитальное парковое со­оружение может занять доминирующее поло­жение в композиции парка даже при асимме­тричном расположении его по отношению к главной магистрали парка. Примером решения может служить приморский парк Победы в Ленинграде, в котором главным организую­щим центром парковой композиции является стадион имени С. М. Кирова.

Для небольших парков районного значения, а также для парков при культурных учреждениях (клубах, дворцах культуры) система по­строения паркового центра с доминирующей ролью одного сооружения вполне закономерна. Примером решения такой композиции яв­ляется парк при Химкинском речном вокзале в Москве.

Главным элементом центра парка может также иногда служить скульптурная компози­ция или фонтан в сочетании с цветочными партерами. Так, в центре главной площади парка на территории Всесоюзной сельскохо­зяйственной выставки в 1939/40 г. в Москве был поставлен величественный монумент И. В. Сталина.

Панорама из Нагорного парка культуры и отдыха имени С.М. Кирова. Баку

Характерные природные условия некоторых парков, их живописный рельеф, расположение у моря, наличие реки, пруда или искусственного водоема при правильном ис­пользовании оказывают значительное влияние на всю композицию парковой территории.

В качестве примера можно также привести планировку парков в Умани, Ташкенте (парк у Комсомольского озера) и ряде других горо­дов, в которых главными элементами парковой композиции являются крупные водоемы.

Архитектурно-планировочная композиция парков может также строиться на выделении нескольких парковых центров, один из кото­рых является основным. Второстепенные пар­ковые центры создаются на территориях от­дельных зон в системе внутренней планировки зоны или сектора. В этих случаях необходимо осуществлять подчинение второстепенных цен­тров главному.

Следует учитывать, что композиционное ре­шение парка с выделением одного центра удобно для небольших парков.

Многоцентровая композиция характерна для больших общегородских или районных парков культуры и отдыха, в которых, как правило, размешают несколько самостоятельных крупных сооружений (стадион, театр и т. д.) и для загородных лесопарков, территории которых имеют сложную конфигурацию. Мно­гоцентровая композиция правомерна также при наличии сложного рельефа местности, больших водоемов (озера, реки) или крупных и хорошего качества массивов зеленых наса­ждений, которые расчленяют территорию на от­дельные части, а также при очень больших размерах парков — в несколько сот га, в кото­рых отдельные участки территории чрезвычай­но разнообразны по своим природным каче­ствам и изолированы друг от друга. Примером подобной композиции является парк культуры и отдыха имени Сталина в Москве, где в зо­нах тихого отдыха, политико-массовых меро­приятий и других образовались отдельные парковые центры, размещенные в массивах круп­ных и разнообразных насаждений.

Проект реконструкции районного парка культуры и отдыха «Красная Пресня» в Москве. Архитектор Ю.С. Гриневицкий. 1949 год

Как на пример композиционного решения парка с двумя центрами можно указать на парк Победы Московского района Ленинграда, в котором входная часть организована декора­тивным партером с рядом прудов, а главным композиционным и планировочным элементом завершающей части парка служит стадион, одновременно являющийся ведущим сооруже­нием всей композиции парка.

Многоцентровая композиция в крупных пар­ках дает возможность постепенного освоения парковой территории при сохранении ранее сложившейся планировочной системы на уже освоенных частях, как это имеет место в Цен­тральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве.

Так как композиция парка воспринимается посетителями в процессе движения по его территории, организующие центры парковой композиции размещаются в определенной последовательности. Наибольшее распростране­ние получили две системы последовательного чередования парковых центров: концентриче­ская, когда главный парковый центр окружен рядом соподчиненных центров, размещаемых по периферии, и линейно-последовательная, при которой главный центр и подчиненные центры размещены в одном направлении.

Применение концентрической системы рас­положения парковых центров целесообраз­но при наличии компактной территории парка.

Проект реконструкции районного парка культуры и отдыха в Лефортове. Москва. Архитекторы М.П. Коржев, М.И. Прохорова. 1938 год

Линейно-последовательная система может применяться в случае протяженной конфигурации парковой территории, расположенной по берегам рек, озер и т. д. По этой системе, на­пример, решена композиция парка в Магнито­горске, расположенного на берегу озера, а также Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького в Москве (включая терри­торию Ленинских гор), размещенного вдоль берега Москвы-реки.

Кроме этих основных парковых систем, мо­гут применяться также различные смешанные системы.

Одним из важнейших элементов построения парковых ансамблей являются зеленые насаждения, которые (путем соответствующего подбора и сочетания их) создают те или иные пространственные композиции — так называе­мые парковые пейзажи. Последние бывают двух основных типов: замкнутые и открытые (имеются еще пейзажи промежуточного харак­тера).

Система чередования парковых пейзажей и их характер определяются рядом факторов, из которых ведущими являются: а) природ­ные условия территории; б) общая архитек­турная композиция парка; в) тип пейзажа и его декоративная роль в архитектуре всего паркового ансамбля; г) тематическое назна­чение пейзажа, т. е. его принадлежность к той или иной зоне (для какого вида отдыха он предназначается).

Проект реконструкции Парка культуры и отдыха им. И.В. Сталина. Москва. Архитекторы М.П. Коржев, М.И. Прохорова. 1940 год

Художественный образ парка не может рас­сматриваться как нечто застывшее, стационар­ное, поскольку основными средствами компо­зиции парка являются зеленые насаждения, которые с течением времени изменяются. По­этому при архитектурно-планировочной компо­зиции парков должно учитываться развитие парка во времени, в течение ряда лет. Особо важное значение в свете этого приобретает правильное решение вопросов очередности строительства парка.

Полноценные и развитые зеленые насажде­ния появляются в парке лишь через несколько лет, но население для которого создается парк, должно пользоваться ими немедленно после строительства парка в период первой оче­реди его освоения. Поэтому при проектирова­нии необходимо так разработать все вопросы планировочного решения и парковой компози­ции, чтобы первая очередь освоения определя­ла и подсказывала дальнейшее развитие парка и в то же время составляла вполне закономер­ную часть целостной композиции парка, а не случайный ее фрагмент. В отдельных случаях для первой очереди освоения следует применять временные приемы оформления свободных участков парка, в частности производить до­полнительную посадку цветов, загущенную по­садку деревьев, выбирать ассортимент быстро растущих пород и т. д.

Наличие на территории парка существую­щих массивов зеленых насаждений влияет на выбор мест для первоочередных мероприятий парковой работы в период начала освоения парка и ускоряет его освоение. На тех участ­ках, которые по ряду причин не входят в пер­вую очередь освоения территории парка, в пер­вые годы строительства следует осуществлять посадку деревьев основных пород, с тем чтобы за годы строительства и освоения первой оче­реди здесь уже поднялись насаждения буду­щего парка. При подобных посадках нужно предусматривать места будущих площадей, ма­гистральных аллей и сооружений.

Имеются приемы, помогающие исполь­зовать территорию отдельных участков парка, временно не выполняющих своего прямого на­значения; к ним относятся: устройство газонов и полян на местах будущих площадей и зданий, разбивка цветников на местах бу­дущих фонтанов или павильонов, сооружение временных беседок «или деревянных трелья­жей на месте будущих капитальных зданий.

Таким образом, при разработке проекта пла­нировки и зонирования парковой территории и при размещении всех парковых сооружений и зеленых насаждений архитектору следует с самого начала тщательно продумать будущий архитектурно-художественный образ всего пар­ка в целом, рассматривая первую очередь осво­ения парковой территории, как неотъемлемую часть будущего паркового ансамбля.

Источник

Оцените статью