Памятник у комсомольского пруда

С какой планеты липецкий «Чебурашка»

Кому или чему посвящен арт-объект в центре клумбы возле Комсомольского пруда? Большинству жителей города ничего неизвестно о нем. Так как на скульптуре нет табличек и подписей, липчане дали ей свои имена — «Чебурашка», «Аленький цветочек» или «НЛО».

Какие мифы витают вокруг необычной композиции и что она означает на самом деле — расскажем в этой статье.

«Чебурашка» стоит посреди клумбы, рядом с Комсомольским прудом. Клумбу окаймляет полукруглая бетонная ограда и деревянные лавочки.

По одной из легенд, «Чебурашка» является памятником русским символистам. Даже на яндекс-карте , в 2-ГИС и во многих интернет-статьях его называют именно так.

Означает ли это, что памятник действительно посвящен символистам? В официальных источниках эту информацию подтвердить не удалось.

Липецкий краевед Александр Клоков рассказал:

Это не памятник, а обычный декоративный фонарь. Он не светится, но в задумке должен. Я не знаю зачем он нужен, ведь на его месте стояли настоящие памятники и их снесли ради этой декорации. Вокруг него поставили лавочки, но на них мало кто сидит из-за шума дорог.

В феврале 1987 года в газете «Ленинское знамя» вышла статья архитектора Людмилы Павловой, в которой она рассказала о реконструкции площади Революции. Главный архитектор «Липецкгражданпроект» М.В. Мордухович прислал эскиз будущей реконструированной площади.

Людмила Павлова в своей статье пояснила:

В первую очередь будет создан сквер на месте снесенного гастронома. В центре сквера запроектирована круглая площадка для отдыха, по периметру которой расположены скамьи. В центре площадки будет установлен декоративный светильник.

В итоге в Липецке объявили конкурс, победитель которого мог установить свой вариант светильника.

Создатель «Чебурашки», художник монументального и живописного искусства Иван Мельников, выиграл конкурс в 1986 году, когда стоял выбор, что будет стоять на этом месте на площади Революции. Его проект выбрали из сотни других. Сегодня Мельников преподает в детской школе искусств.

У фонаря есть «ствол», на котором держатся три объемные детали со встроенным цветным стеклом. С виду он немного напоминает космический корабль, попавший в аварию. Но с определенного ракурса у него будто есть голова с огромными ушами.

Художник рассказал нам почему у его инсталляции именно такой дизайн:

Видите ли, три главные дороги здесь соединяются в перекресток. Поэтому я принял такое решение — чтобы стилевое единство сохранить.

Технологию объемного витража Мельников придумал сам. Он склеивает куски стекла, специальные пленки на которых придают им цвет. В задумке и «Чебурашка» должен был быть с подсветкой, чтобы свет красиво преломлялся в стекле.

Кого сверг «Чебурашка»

Мы решили выяснить, что за памятники снесли ради «Чебурашки». В интернет-статьях о них упоминается лишь вскользь, там их называют «типичными садовыми скульптурами советского времени».

Информацию о них удалось найти в советском журнале «Крокодил».

Автор статьи «Искусство и время» пишет об одной из таких скульптур:

А теперь от очень древнего перейдем к чересчур современному. Стоит лишь заглянуть на территорию возле бывшего и заброшенного Комсомольского пруда. Глядя на одну из статуй, некогда воздвигнутых возле пруда, любой абстракционист умрет от зависти!

Другой автор написал статью под названием «Инвалидная команда», в которой рассказал о полуразрушенных памятниках, установленных в сквере у кинотеатра «Октябрь» и у Комсомольского пруда.

Читайте также:  Умка бассейн ховрино вакансии

Источник

Гид по памятникам Липецка. Часть 1. Памятники истории города

Липецк не входит в число городов, где вершились крупные исторические события, но и своих героев у него хватает. Как и памятников им, которых в городе не один десяток. В первой части гида по памятникам Липецка речь пойдёт о монументах, посвящённых истории города.

«Зубочистка»

Посередине Петровского спуска на обочине дороги стоит памятный обелиск императору Петру I, основателю города. Обелиск был изготовлен по заказу петербургского купца Павла Небучинова, державшего в Липецке монополию виноторговли, подолгу жившего здесь и, излечившегося от тяжелой болезни благодаря целебным водам. В знак благодарности Петру Великому, открывшему минеральные источники в Липецке, купец решил на собственные средства соорудить ему памятник. В 1836 году проект памятника за исполнением тамбовского архитектора Г.Шахларёва с небольшими поправками был принят самим Императором Николаем I. Изготовил обелиск на Тамбовском чугунолитейном заводе мастер Иван Федоров. В 1839 году памятник был привезён в Липецк и установлен на своём нынешнем месте.

Выполненный в металле десятиметровый обелиск в форме сильно вытянутый треугольной пирамиды поставлен на треугольный же в плане каменный постамент. На уровне обходной площадки обелиск опоясывает низкая чугунная ограда.

С двух сторон в постамент обелиска вкомпонованы чугунные доски с барельефами. На одном из барельефов, обращенном в сторону, где когда-то стояли железоделательные заводы, изображена кузница бога Гефеста. В середине кузни стоит наковальня, на которой лежит молния. Ее держит клещами мастер, резко взмахнувший маленьким молоточком. В углу кузни пышет жаром накаленное сводчатое жерло печи. Около нее на коленях работает подмастерье. Этот барельеф символизирует развитое при Петре I железоделательное производство в Липецке.

Второй барельеф посвящен целебным минеральным источникам открытым императором. В центре барельефа — полулежащая богиня Гигея, облокотившаяся на сосуд, из которого льётся вода. Змея на груди богини — символ целебности липецкой минеральной воды.

С третьей стороны постамента, обращённой к Петровскому спуску выгравирована надпись: «Незабвенному везде и во всем Великому отцу Отечества императору Петру I, основателю нашего города, указавшему в нем новые целебные источники и новые средства богатства народного».

Интересна история этой надписи. Купец Небученов для памятника составил следующую надпись: «Основателю города императору Петру Великому в благополучное царствование Николая Первого, усердием С. — Петербургского купца Павла Небученова». Однако кабинет министров указал, что считает неприличным допустить, чтобы под высокими именами императора Петра I и его императорского величества Николая I стояло собственное имя Небученова. Было предложено составить новую надпись. Утверждая решение кабинета министров, царь Николай I, видимо, тоже посчитал неприличным, чтобы на памятнике рядом с именем Петра I стояло и его имя, и начертал следующую резолюцию: «Согласен, но с одной надписью — именем Петра I».

За годы своего существования обелиск претерпел немало реконструкций: обновляли терявшие свои очертания барельефы, скрывали слоем краски табличку с надписью-славицей Петра I, оставив вместо неё сухую надпись «Петру I. Сооружен в 1839 г.» Последние на данный момент работы, по реконструкции памятника были проведены в 2000 году.

Читайте также:  Два пруда с черноречье

Именно тогда были воссозданы первоначальные детали монумента и текст мемориальной доски, а острие обелиска было покрыто позолотой. По сей день обелиск на Петровском спуске, в народе часто называемый «зубочисткой», является одним из символов Липецка, красуется на этикетке бутылок с «Липецкой минеральной водой», и даже некоторое время побывал на логотипе хоккейного клуба «Липецк».

Император

29 октября 1996 года в ознаменование 300-летия русского флота состоялась церемония открытия памятника Петра на площади Карла Маркса (ныне – Петра Великого). Покрывало с высоченного монумента сняли в то ещё время губернатор Михаил Наролин и генеральный директор ОАО «НЛМК» Иван Франценюк. Взорам многотысячной толпы предстал государь император Петр I, идущий широким шагом, с развевающимся за плечами плащом-епанчой и свитком в руке.

Овальную колонну постамента украшают российский герб и ростры в виде русалок, являющиеся копиями русалок со знаменитых Ростральных колонн в Санкт-Петербурге. Широкие стороны цоколя несут два барельефа из кованой меди размером 1,6 х 3,2 метра, изображающие Петра I, приехавшего в город и стоящего за столом у чертежей со своими сподвижниками. Автор монумента – заслуженный художник России Вячеслав Клыков, барельефы по его эскизам делал Александр Вагнер.

Памятник спокойно стоял несколько лет, пока в конце 2008 года городским властям не пришло в голову желание «одеть» императора в костюм Деда Мороза к новогодним праздникам. Ноу-хау пришлось горожанам, мягко говоря, не по душе, и больше к такой идее в липецкой мэрии не возвращались.

Контора липских заводов

С 1996 года на Петровском проезде возле Нижнего парка находится памятный знак, гласящий «Здесь находилась контора Липских железных заводов эпохи Петра I». Долгое время на месте этого знака находился небольшой домик с маленькой табличкой «канцелярия Петра I», а сам дом имел статус памятника архитектуры. Хотя, как утверждают, краеведы от настоящей канцелярии к тому времени здесь оставался лишь фрагмент стены. Кроме того, по соседству находилось здание директора Липецких минвод. Оба здания просуществовали до 70-х годов XX века, и были снесены во время строительства подземного перехода на Петровском спуске.

В подражание Церетели

Возле Комсомольского пруда находится памятник в честь 300-летия Липецка, отмечавшегося в 2003 году. Установлен 18 июля того же года. Монумент был изготовлен по проекту скульпторов И.М. Мазура и Ю.Д. Гришко и представляет собой 12-метровую стелу, стилизованную под корабль Петровской эпохи. Так авторы хотели подчеркнуть тесную связь времен и важное значение Липецка в развитии отечественной промышленности.

Знаменитые пушки

Буквально через дорогу от памятника-корабля, в Нижнем парке находится памятник зарождению металлургии в Липецке. А если проще – знаменитые «Пушки». Представляет собой три пушки, изготовленные на «Липских железоделательных заводах» в начале 18-го столетия, и поставленные на прямоугольный пьедестал. Расположен у входа в Нижний парк со стороны Петровского спуска.

А появились «Пушки» в Нижнем парке ещё в первой половине 20-го века. Тогда они не имели никакого постамента и находились напротив входа в ныне не существующую читальню – примерно в 50 метрах от своего нынешнего местоположения. В 60-е годы памятник был установлен на своём нынешнем месте по проекту Е.Сысоева и В.Колтакова. В 1973 году «Пушкам» поменяли постамент и они приобрели свой нынешний вид.

Читайте также:  Характеристика бассейна охотского моря

Ангел-хранитель

19 июля 2008 года в Липецке на площади Плеханова открыли памятник основателям города за авторством скульптора А.Е. Вагнера. Монумент представляет собой металлический столб с фигурой ангела-хранителя на вершине; у подножия — скульптуры людей разных сословий петровской эпохи, в том числе и сам Государь. Памятник вызывает не самую однозначную реакцию у горожан, в том числе и потому, что близко к нему не подойти – монумент расположен в центре одной из важнейших транспортных развязок Липецка.

Памятник мэру

Памятник Митрофану Клюеву – городскому главе, руководившему Липецком в период с 1903 по 1917 годы был установлен 15 июля 2006 года на улице Советская между одноимённой гостиницей и драматическим театром им. Л.Н.Толстого. Авторы — скульптор В. Л. Челядин и архитектор С. А. Сошников. Так же, как и памятник Петру Первому, он не избежал облачения в костюм деда Мороза. К счастью, как и в случае с императором, затея эта носила одноразовый характер.

Так как небольшое количество липчан имеет представление о личности и деятельности Митрофана Клюева, сочтём нужным немного рассказать о бывшем городском главе.

При Клюеве в Липецке был построен городской напорный водопровод, способствовавший развитию Липецкого курорта, а, значит, и процветанию самого города. Была сооружена городская электростанция и даже привезён первый в истории Липецка автомобиль! Митрофан Клюев стал инициатором появления в Липецке и первым председателем городского попечительства о бедных – единственной в своем роде в губернском самоуправлении «единой муниципальной службы социальной защиты». При непосредственном участии городского главы начало работу в Липецке попечительство детских приютов, а в 1909 году за счёт городских средств была создана амбулатория для приходящих больных — первая городская поликлиника. Будучи человеком просвещённым, Митрофан Алексеевич содействовал организации продажи газет в Липецке. Для этого даже были отобраны будки городовых!

Долгие годы Клюев являлся председателем Липецкого Петровского общества распространения научных и практических знаний, созданного М.П. Труновым. Благодаря деятельности Петровского общества в Липецке появился свой музей, общедоступная библиотека, стали выплачиваться стипендии для малоимущих учащихся.

А ещё Митрофан Алексеевич Клюев являлся строителем Липецкой женской гимназии, почетным смотрителем низшей ремесленной школы, председателем Николаевской женской богадельни, членом местного правления Красного креста, членом общества вспомоществования учащимся в учебных заведениях Липецка, Задонско-Липецкого общества поощрения рысистого коннозаводства. В 1912 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Липецка».

Митрофан Клюев любил Липецк и был верен ему, отказавшись эмигрировать в послереволюционные годы. В Липецке он и умер, тихо скончавшись в 1924 году. Похоронен Митрофан Алексеевич на Преображенском кладбище. К сожалению, могила его до наших дней не сохранилась…

В следующей части Гида, посвящённой памятникам Великой Отечественной войне, мы расскажем вам о том, какую скульптуру в городе зовут «Алёшей», что общего у мемориала на площади Героев с мемориалом Вашингтона, а также освежим в памяти долгую эпопею с постройкой памятника Победы на одноимённой площади.

Источник

Оцените статью