Енисей и Байкал
Автор – Багров Леонид Васильевич. Глава книги «Река – моё призвание».
Могучий Енисей и седой Байкал-батюшка связаны одной водой бурной, порожистой
реки Ангара. На самом истоке Ангары из Байкала стоит знаменитый Байкал-камень. Легенда, по словам местных старожилов, такова. В озеро впадают пять рек — дочерей седого Байкала: Селенга, Ангара, Баргуза, Турка и Снежана, каждая из которых не хотела оставаться в мощных руках тирана — отца и мечтала вырваться на волю.Но отец не отпускал дочерей, и, когда самая резвая из них, Ангара, пробилась-таки из озера, он бросил в нее скалу, но остановить беглянку не смог. Так и лежит до сих пор на самом истоке Ангары мощный Байкал-камень, а она, весело звеня на порогах чистой голубой водой, устремилась к красавцу Енисею. Учитывая факт появления еще одной дочери, Байкал — батюшка стал называть одну из них Верхней Ангарой, а другую Ангарой.
Славное море — священный Байкал
О Байкале написано много песен, книг, сняты кинофильмы, а в последнее время начаты исследования байкальских глубин, что сулит нам новые открытия и новые страницы его истории. Но о судоходстве по озеру-морю почитать практически нечего, а отдельные очерки и заметки не дают полного впечатления.
Восточно-Сибирское пароходство, функционировавшее в дореформенный период, в системе внутреннего водного транспорта занимало незавидное положение, хотя заслуживало гораздо большего. Возглавлял его многие годы выдающийся байкалец Валерий Дмитриевич Скупов.
В начале прошлого века на Байкале функционировало Байкало-Селенгинское пароходство, которое осуществляло речные перевозки на впадающих в озеро судоходных реках Верхняя Ангара, Баргуза и Селенга, а также морские перевозки по Байкалу и речные на Ангаре. О реке Селенге, как о реке с «фокусами» (волжские лодки по ней плавать не могут, поэтому там есть своя, особенная, технология их постройки), я впервые услышал от своего отца, плотника по профессии, который в тридцатые годы прошлого века был приглашен на Селенгу, чтобы передать местным перевозчикам технологию постройки грузовых лодок и дощаников, применявшуюся на Волге. Ну и заработать, конечно.Со своим младшим братом Иваном они взяли топоры и другой плотницкий инструмент и отправились на берега далекой речки Селенги. В родном селе Покровское, близ Козьмодемьянска на Волге, оба брата считались первоклассными мастерами деревянного судостроения, лодки их постройки были быстроходными и надежными. Заработки братьев-плотников были неплохими, лодки раскупались еще на стапеле. Оба уже обзавелись семьями и поехали, на свой страх и риск, подзаработать в Сибирь. По рассказам отца, волжская технология постройки лодок из материалов хвойных пород резко отличалась от сибирской тем, что тесовая обшивка пришивалась к шпангоуту гвоздями встык, а не внакладку, по-сибирски. Как только они начали обшивать первую лодку, местные буряты-плотники, покачав головами, изрекли: «Однако, у нас такая лодка не пойдет. Утонет!». На следующий день приговор бурят был подтвержден лучшим бригадиром-плотником: «Утонет!». И так ежедневно.
Несмотря на то что братья были опытными, первоклассными мастерами, сделавшими десятки таких лодок, они тоже стали сомневаться, а поплывет ли? Может, вода в Селенге с примесью «лёсса» более текучая?!
Тщательно подгоняли они доску к доске, делали двойную конопатку зазоров между досками обшивки, смолили и готовились к сдаче первого заказа. Наутро на берегу около плотбища собралась вся деревня, и опять: «Однако, у нас не поплывет». В волнении оба волжских мастера спустили лодку на воду, сели за весла и прошли на ней вдоль деревни в четыре весла, конечно, успешно и с хорошей скоростью. Благодаря удачным обводам лодка вышла быстроходной и легкой — из-за экономии материала, а значит, обходилась заказчикам дешевле.Буряты восхищенно качали головами и говорили: «Однако, холосо поплыла, значит. ». От заказов не было отбоя. Работая день и ночь, братья спускали на воду по одной лодке в неделю и за май-сентябрь построили два десятка лодок, прилично заработав. Но главное, научили местных плотников, экономя пиломатериалы, делать изящные, быстроходные лодки. Домой братья привезли похвальную грамоту от местных властей.
Дельта Селенги при впадении в Байкал обширна и отличается изобилием проток и рукавов общей площадью порядка тысячи квадратных километров. Многие из рукавов дельты до сих пор не исследованы, о них говорят как об опасных для судоходства, непригодных к транспортному освоению. Говорят, что в 1862 году в северной части дельты Селенги погрузился под воду на глубину 10 метров огромный участок прибрежной суши площадью около 200 квадратных километров, и на этом месте образовался залив под названием Провал.
Но вернемся к судоходству на Байкале. Решение правительства о строительстве БАМа, вот что решало проблему серьезного судоходства и создания судов морского класса, благо, по соседству имелись достаточные мощности по гражданскому судостроению — Улан-Удэнский судостроительный завод Минсудпрома СССР.
По инициативе байкальцев примерили несколько проектов буксиров-толкачей, строившихся серийно, к условиям Байкала и остановились на озерном буксире пермского завода «Кама». Проработали разборный вариант и совместно с улан-удэнским заводом начали его серийное строительство по схеме: постройка и разборка в Перми, доставка укрупненными секциями и агрегатами по железной дороге в Улан-Удэ, сборка и сдача в эксплуатацию на Байкале и в Улан-Удэ. Настоящие морские перевозки грузов для БАМа начались в 1980 году с вводом в эксплуатацию буксиров класса «река–море», и экипажи этих судов были уже настоящими морскими перевозчиками — профессионалами. «Настоящими, да не совсем» — считал уже упоминавшийся В.Д. Скупов.
Дело в том, что байкальские речники всегда настаивали на переклассификации перевозочных работ по озеру с речных на морские. Руководитель пароходства Валерий Дмитриевич Скупов ежегодно присылал в министерство свои предложения по этому вопросу. Были уже некоторые сдвиги в этом направлении — например, утвердили правила буксировки плотовой древесины по Байкалу не в стандартных плотах, а в морских сигарах, что потребовало значительного увеличения такелажа. Аварийность с плотами была высокой, а при сплаве сигарами практически снизилась до нуля.
Этот неоспоримый для Байкала, не озера, а моря, факт В.Д. Скупов привел Алексею Николаевичу Косыгину во время его визита на Байкал и убедил дать Минречфлоту и Госкомитету по труду и заработной плате поручение рассмотреть просьбу байкальцев ввести морские расценки на оплату их труда. К счастью для В.Д. Скупова, теплоход, на котором он докладывал о судоходстве на Байкале, при возвращении в Иркутск ощутимо тряхнуло на очередной байкальской волне, что окончательно убедило А.Н. Косыгина решить вопрос, море Байкал или озеро, в пользу первого варианта. По приезде в Москву В.Д. Скупов докладывал, что теперь проблем по доставке грузов для БАМа не будет, так как просьба байкальцев была удовлетворена.
Источник
Байкал – озеро в системе Енисея
По традиции, началом Енисея принято считать место слияния рек Большой и Малый Енисей.
К истоку и к устью Енисей терялся из глаз. (Жюль Верн, роман «Михаил Строгов»)
По традиции, началом Енисея принято считать место слияния рек Большой и Малый Енисей. Согласно мнению исследователя истоков великих рек Владимира Полеванова, настоящим истоком Енисея является река Кок-Хем – приток озера Кара-Балык в Саянских горах. Длина Енисея при этом равна 4 123 км.
Но есть ещё один вариант – самый спорный и самый правильный – по нему истоком Енисея признаётся исток реки Идэр, притока Селенги. Длина огромной водной системы Идэр – Селенга – Байкал – Ангара – Енисей достигает 5 550 км. Исток реки Идэр находится в Хангайских горах в Монголии.
Мы так часто говорим о бассейне Байкала, что этот образ замылился в нашем сознании. И воспринимается бассейн Байкала как нечто отдельное. Но, это только эмоциональное восприятие. На самом деле Байкал, какой бы уникальный он не был, только составная часть гигантской водной системы реки Енисей.
Не все с таким утверждением согласны. Ведь тогда «…озеро-море Байкал, куда впадает от 300 до 500 рек, лишается своего статуса и становится частью Енисея. Вряд ли это правильно», — пишет Владимир Полеванов. С этим мнением согласиться довольно трудно, а точнее, невозможно. Никто на уникальность Байкала не покушается. Да, и как величие Байкала может пострадать из-за принадлежности к бассейну Енисея, если он на самом деле часть этой системы. Так природа распорядилась. И «младший брат Байкала» – Хубсугул, тоже находится в бассейне Енисея. Нравится это кому-то или не нравится. Ведь не случайно Байкал входит в сферу деятельности Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Ну, не подходит вам Енисей, отнесите Байкал к бассейну Карского моря или – дальше некуда – к бассейну Северного Ледовитого океана. Только суть-то не изменится. Байкал – проточное озеро и, по всем законам, принадлежит к бассейну реки Енисей.
В поисках истоков великих рек
Критикуйте – в спорах рождается истина! (Эраст Бутаков)
А вы задумывались, что такое река. Самое распространённое объяснение – реки это постоянные водотоки в естественных руслах, питающиеся за счёт стоков с их бассейнов. Каждая река в обязательном порядке где-то начинается и куда-то впадает. И если с устьями рек, как правило, проблем нет, определение истоков – настоящая головная боль для исследователей.
И это происходит только из-за отсутствия чёткого, ясного, однозначного, бесспорного определения понятия «исток реки». Сейчас истоком может считаться и точка слияния двух рек, и более длинный приток, и приток с большей водосборной площадью, и приток, расположенный сравнительно выше над уровнем моря.
Попробуем разобраться с этим вопросом. Удивительное дело, но был (а может и сейчас существует) ГОСТ 19179-73, который, казалось бы, и должен расставить все точки над «ё». Итак, гостовское определение истока реки: «Начало реки, соответствующее месту, с которого появляется постоянное течение воды в русле». Здесь явно чего-то не хватает, причём главного.
Современный исследователь истоков великих рек Владимир Полеванов предлагает истоком реки считать «… наиболее длинный путь, который может пройти до устья капля воды, выпавшая в наиболее высокой части сформировавшегося русла самого длинного притока». Как представляется, Полеванов совершенно напрасно придаёт большое значение высоте истока над уровнем моря. Мотивируя тем, что «…этот параметр определяет максимальную потенциальную энергию речной системы». Но речной путь с бесконечными извилинами, да притоки быстро сведут на нет это первоначальное горное ускорение.
На наш дилетантский взгляд, исток реки – это начало водотока, наиболее удалённое от устья. И всё, этого вполне достаточно. Давайте забудем о притоках, названиях, истории, традициях, амбициях и вычленим для каждой реки самый длинный приток. Этот приток и будет истоком реки. Исток у реки может быть только один. Вот из этого и будем исходить при определении истоков великих рек азиатской части России.
Лена начинается с Витимкана
Спешит в объятья реки Лены… (Людмила Широкова, «Угрюм-река»)
Традиционно истоком реки Лены считается небольшое озеро, расположенное в 7 км от Байкала в отрогах Байкальского хребта. Территориально это Качугский район Иркутской области.
Но есть более длинный путь, и истоком Лены следует считать реку Витимкан – приток Витима. Исток Витимкана находится на восточном склоне Икатского хребта (Баунтовский район Республики Бурятия). Общая длина системы Витимкан – Витим – Лена составляет 4 692 км.
Чёрный Иртыш – исток Оби
Беря начало с берегов Китая… (Фарит Ибрагимов)
Если исходить из наибольшей длины, началом Оби следует признать исток Чёрного Иртыша. Он находится в горах Монгольского Алтая на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В этом случае длина системы Чёрный Иртыш – Иртыш – Обь составляет 5 410 км. Обычно же считается, что Обь начинается от места слияния рек Бии и Катуни и её длина 3 650 км. Владимир Полеванов с командой истоком Оби считают исток речки Аргамджи (приток Катуни четвёртого порядка) на территории Горного Алтая. Общая длина Оби по этой версии 4 230 км.
Чей Амур длиннее: российский, китайский, или монгольский
Шилка и Аргунь, они сделали Амур. (Из казачьей песни)
По российской традиции река Амур начинается с места слияния рек Шилки и Аргуни, и его длина составляет 2 824 км. Китайцы настаивают на своём – истоком Хэйлунцзяна – реки Чёрного дракона (так по-китайски именуется Амур-батюшка) считают реку Хайлар (Аргунь по-нашему). По замерам В.П. Полеванова на картах, длина Амура по китайской версии 4 049 км.
Сам Полеванов истоком Амура считает верховье безымянного притока Онон-Гол (северные отроги Хэнтейского хребта, Монголия) с общей длиной системы Онон-Шилка-Амур 4 279 км. При этом обращает на себя внимание прямо-таки кричащее противоречие между теорией и практикой Владимира Полеванова, «который формирует идеологию и цели» (по его словам). Ну, как так? С одной стороны он говорит об истоке, как самом длинном притоке и, в то же время для определения истока Амура пробивается на джипах и лошадях в верховья Онона. Такая же алогичность с определением истоков других рек.
Да, вы карту посмотрите! И на глаз видно, самый длинный приток Амура – водная система: река Керулен – озеро Далайнор – протока Мутная – река Аргунь. По этой версии общая длина Амура достигает 5 052 км. Таким образом, истинный исток великой реки находится в Монголии и началом Амура следует считать исток реки Керулен. Он находится на юго-восточных склонах гор Хэнтей, близ Бурхан-Халдуна, в 180 км к северо-востоку от Улан-Батора.
Интересные исторические сведения приводит А.В. Денисов. Оказывается, до строительства КВЖД река Аргунь вытекала из озера Далайнор, а Хайлар был её притоком. Нынешние реалии – результат строительных работ гигантских масштабов. Протока Мутная, таким образом, есть не что иное, как бывшее русло Аргуни. За последние засушливые годы уровень воды в Далайноре значительно упал. Стока воды через протоку Мутную нет. Для спасения озера от высыхания китайцы прорыли канал Аргунь – Далайнор длиной 10 км.
И что получается в сухом остатке? Всё очень просто. Истоком Амура является Керулен (общая длина 5052 км), Лены – Витимкан (4692 км), Оби – Чёрный Иртыш (5410 км) и Енисея – Идэр (5550 км). Хотя, конечно, все эти цифры требуют уточнения.
И, исходя из этой методологии, по протяжённости река Енисей занимает первое место в России и выходит на пятую позицию в мире (после Амазонки, Нила, Миссисипи и Янцзы).
Совершенно неожиданно и без всякого умысла, моя статья получилась чистой воды «антиполевановской» при всем глубочайшем уважении к Владимиру Павловичу и команде его единомышленников. Их фантастическая целеустремлённость просто поражает. Участник нескольких экспедиций к истокам великих рек, иркутский писатель Э.Ю. Бутаков в книге «Мыс Рытый» (2007 г.) пишет: «У них план побывать на истоках десяти самых крупных рек Земли. Они скоро отправятся в Южную Америку, и там будут ползать по горам, пытаясь дойти до истока Амазонки». Ну, что тут скажешь. Нечего сказать, остаётся только пожелать успехов и позавидовать. При этом, истина, как известно, дороже всего и она рождается в споре.
Источник