Федеральный проект Оздоровление Волги
Федеральный проект «Оздоровление Волги» – один из одиннадцати федеральных проектов Национального проекта «Экология». Реализуется с 20 декабря 2018 года по 25 декабря 2024 года. Целью проекта является улучшение экологического состояния реки Волги и обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги за счёт сокращения доли загрязнённых сточных вод, отводимых в реку Волгу, и реализации комплекса мер по восстановлению водных объектов низовьев Волги, в том числе дополнительному обводнению реки Ахтубы. Федеральный проект «Оздоровление Волги» продолжает реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги».
Основные задачи, которые должен решить Федеральный проект:
- Сокращение в три раза доли загрязнённых сточных вод, отводимых в Волгу;
- Обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
- Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;
- Снижение негативного воздействия затонувших судов.
В рамках реализации Федерального проекта запланирована реализация следующих ключевых мероприятий:
- Строительство, реконструкция (модернизация) комплексов очистных сооружений расположенных на берегах р. Волги предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 15 субъектах Российской Федерации и в г. Москве как крупнейшем загрязнителе р. Волги, что позволит снизить загрязнение реки Волги и значительно улучшить её экологическое состояние, ускорить темпы инвестиций в сфере очистки сточных вод, повысить качество и надёжность предоставления населению коммунальных услуг в сфере водоотведения, улучшить качество и комфортность проживания населения;
- ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде р. Волги, что позволит снизить угрозу загрязнения реки от объектов накопленного экологического вреда, улучшить условия проживания населения вблизи таких объектов и снизить риски масштабных экологических катастроф для более чем 44 млн человек, проживающих в бассейне р. Волги;
- комплекс мероприятий по экологической реабилитации и расчистке водных объектов Нижней Волги, в том числе каналов рыбоходов, нерестовых массивов, мелиоративных каналов, а также строительство водопропускных сооружений на территории Астраханской и Волгоградской областей с целью улучшения экологической обстановки Нижней Волги и восстановления её природных ландшафтов, гарантированного обеспечения населения водой в зоне западных подстепных ильменей, а также двукратного увеличения рыбопродуктивности;
- строительство комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения реки Ахтубы позволит восстановить экосистему Волго-Ахтубинской поймы и предотвратить её обмеление, за счёт гарантированного обеспечения заполнения реки Ахтубы в меженный период;
- подъём и утилизация затонувших судов на акватории реки Волги.
В ходе реализации федерального проекта также запланировано регулярное проведение контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзора по выявлению фактов несанкционированных источников загрязнений реки Волги, по результатам которых будут приниматься меры привлечения виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности (такие как вынесение предостережений о недопустимости нарушений закона, представление об устранении выявленных нарушений, возбуждение административных дел), а также действенные меры по устранению выявленных источников загрязнения.
По результатам проведения оценки загрязнения водных объектов с естественных ландшафтов селебитных территорий, земель сельскохозяйственного значения, промышленных площадок предприятий, предприятий животноводческого комплекса, полигонов захоронения и свалок, объектов транспортной инфраструктуры Минобрнауки России к концу 2019 года будет разработана Концепция по снижению загрязняющих веществ диффузного стока.
Основные показатели федерального проекта:
- Снижение объёма отводимых в Волгу загрязнённых сточных вод с 3,17 до 1,05 км 3 /год;
- Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в Волгу загрязнённых сточных вод до 2,12 км 3 /год;
- Протяжённость восстановленных водных объектов Нижней Волги – 600 км;
- Протяжённость расчищенных мелиоративных каналов Нижней Волги – 175 км;
- Строительство и реконструкция 89 водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги;
- Обеспечение дополнительного обводнения реки Ахтубы в меженный период в объёме 100 м 3 /с;
- Ликвидация (рекультивация) 20 объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;
- Гарантированное водообеспечение населения и хозяйств (в т.ч. в зоне западных подстепных ильменей) общей площадью 19,1 тыс. га;
- Извлечение и утилизация 95 затонувших судов.
Руководителем Федерального проекта является заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Н. Ястребов.
Источник
Федеральный проект «Оздоровление Волги»
Минстрой России совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ при поддержке Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения ведут работу по реализации федерального проекта «Оздоровление Волги».
Описание: Федеральный проект «Оздоровление Волги» разработан в рамках национального проекта «Экология» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Цели: сокращение сброса неочищенных сточных вод в количестве 2,8 куб.км/год, расчистка 330 км участков и экологической реабилитации 38 водных объектов в Астраханской и Волгоградской областях, расчистка и дноуглубление 281 км рыбоходных каналов, 175 км мелиоративных каналов, строительство и реконструкция 105 водопропускных сооружений, ликвидация 63 объектов экологического вреда, поднятие и утилизация 95 затонувших судов в акватории р. Волга.
Срок реализации: 2018-2024 гг.
Финансирование: 205 миллиардов рублей, из которых 133 миллиарда федеральный бюджет, 39,9 миллиардов рублей консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, 31,7 миллиарда рублей внебюджетные источники.
Документы
Паспорт Федерального проекта «Оздоровление Волги»
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ по строительству и модернизации очистных сооружений предприятий ВКХ (ФП «Оздоровление Волги»)
Расчет субсидий, предоставляемых субъектам РФ на реализацию мероприятий по сокращению загрязнения сточных вод, отводимых в реку Волгу, на период с 2019 по 2024 год (ФП «Оздоровление Волги»)
Проект Приказа Минстроя России «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению субъектами РФ оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на соответствие нормативам» (ФП «Оздоровление Волги»)
Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 N 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения»
Методическая поддержка
Образовательный семинар по федеральным проектам для специалистов из регионов, которые участвуют в реализации федеральных проектов, администрируемых ведомств
Порядок заполнения отчетных форм данных в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги»
Порядок заполнения региональных программ в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги»
НОВОСТИ
Правительство РФ внесло изменения в распределение субсидий на строительство сооружений очистки сточных вод в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги»
Субсидии на строительство и реконструкцию объектов для очистки загрязнённых сточных вод в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» будут перераспределены для ряда регионов. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Речь идёт о субсидии из федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Остатки неиспользованных в 2020 году средств будут перенесены на более поздний период.
Вместе с тем субъекты, реализующие программу с опережением, смогут заранее получить субсидию, рассчитанную на последующие годы, тем самым ускорив сроки строительства объектов на их территории. Это Республика Татарстан, а также Московская, Нижегородская и Саратовская области.
Федеральный проект «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» реализуется с 2018 по 2024 год. Его цель – улучшить экологическое состояния Волги за счёт сокращения объёма загрязнённых сточных вод и восстановления водных объектов низовьев реки.
Расширены возможности использования бюджетных средств из федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги»
Изменения, введенные постановлением Правительства РФ №1959, позволят регионам финансировать за счёт госпрограмм разработку проектно-сметной документации на строительство новых объектов, реконструкцию сетей, а также возмещать ряд затрат инвесторов по концессионным соглашениям.
Регионы получили возможность сохранять неосвоенные в 2019 году бюджетные средства по нацпроекту «Экология»
В соответствии с изменениями в отдельные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные Федеральным законом от 12 ноября 2019 года №367-ФЗ, регионы смогут не возвращать в федеральный бюджет, выделенные им в 2019 году средства по нацпроекту «Экология», и перенести их использование на 2020 год.
С 1 января 2020 года неполное использование бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Экология», направляются в 2020 году на увеличение сверх объемов, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Требование о предоставлении объектов-аналогов при реализации национальных проектов отменено
Разработан проект внесения изменений в ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, предполагающий отмену требования о предоставлении объектов-аналогов при проведении оценки соответствия проекта правилам эффективности использования средств федерального бюджета. Данная процедура существенно тормозила динамику реализации национальных проектов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» (далее – Постановление) оценка инвестиционного проекта по критерию «Отношение сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, входящих в состав инвестиционного проекта, к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта» осуществлялась путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с проектами – аналогами.
Найти подобные проекты-аналоги зачастую было просто невозможно из-за их отсутствия, к тому же это требование существенно затягивало запуск проектов, находящихся в высокой степени готовности.
Утвержден порядок контроля за реализацией региональных программ по строительству и реконструкции очистных сооружений в рамках ФП «Оздоровление Волги»
В соответствии с паспортом федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства утвержден и направлен в субъекты Российской Федерации Порядок контроля за реализацией региональных программ по строительству и реконструкции очистных сооружений. В соответствии с приказом ведомства отдельно будут направлены утвержденные формы отчетности и сроки их предоставления.
Прямая речь
«Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Краснодарского края подготовить и утвердить комплекс мер, обеспечивающих модернизацию (строительство) канализационных очистных сооружений и очистных сооружений ливневых стоков в целях минимизации негативных последствий сброса сточных вод в акваторию Чёрного и Азовского морей, предусмотрев в том числе привлечение внебюджетных источников финансирования и использование механизмов государственно-частного партнёрства»
Владимир Путин, Президент Российской Федерации
«Не может не вызывать беспокойства состояние источников пресной воды, особенно источников питьевого водоснабжения. Глобальные изменения климата и антропогенная нагрузка приводят к истощению вод. Их запасы сокращаются, а качество ухудшается. Мы научились считать запасы нефти и газа, но не знаем, сколько в мире питьевой воды и на сколько лет её хватит. Наша глобальная задача – создание национальной сети мониторинга качества и количества пресной воды, необходимой для жизни человека. Должна быть создана единая система учёта и механизмы жёсткого контроля отбора воды»
Виктория Абрамченко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Инфраструктурное меню поможет регионам получить единую систему поддержки развития инженерной и коммунальной инфраструктуры, дополнительные 150 миллиардов рублей на проекты по улучшению теплоснабжения и водоснабжения, а также фокус на концессии и внебюджетные источники финансирования при модернизации очистных сооружений черноморского побережья.
Основные решения для отрасли, озвученные в ходе совещания у Президента РФ по реализации отдельных положений Послания Федеральному Собранию!
«ВЭБ.РФ», Минэкономразвития России, Минстрою России, Государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по модели привлечения частных инвестиций в реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры крупных населённых пунктов Северного Кавказа»
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
«По поводу водоснабжения, водоотведения, канализации мы сейчас говорили отдельно. Особенно по второму вопросу – это проблема, конечно, для всего Юга России: и для Сочи, и для Геленджика, и для Новороссийска, Анапы, для всего Крыма и Севастополя. Это требует больших капитальных затрат, но этому нужно уделить должное внимание. Я прошу, Марат Шакирзянович, и Вас тоже обратить на это внимание. Мы с Вами разговаривали на этот счёт уже, но этим нужно заняться отдельно».
Владимир Путин, Президент Российской Федерации
«В России требования к сточной воде гораздо более жесткие, чем к питьевой. Та вода, которая выходит со станции после очистки, в разы чище питьевой. Конечно, эту воду после сооружений не в море сбрасывать, а канализовать и на поля отправлять. Она обеззараженная, чистая, мягкая, прекрасная по сравнению со всей другой водой, но мы этим категорически не занимаемся, мы просто до сих пор не приступили к масштабному строительству очистных сооружений»
Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
«Канализации — одна из самых изношенных частей коммунальной инфраструктуры и самая капиталоемкая в ЖКХ. Для примера, на строительство очистных сооружений для города с населением 50 тыс. человек потребуется в среднем 700-800 млн рублей. Понятно, что такие деньги у муниципального образования искать бессмысленно. Поэтому нужна поддержка федерального бюджета, а, учитывая масштаб инфраструктуры канализационного хозяйства страны, нужен отдельный федеральный проект, иначе водные объекты продолжат загрязняться недостаточно очищенными стоками, будут возникать риски и для более масштабных экологических проблем»
Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
Проекты отраслевых НПА
Проект изменений в ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с письмом-обращением отраслевого сообщества к вице-премьеру М.Ш. Хуснуллину с предложениями по корректировке ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Подробнее >>
Проект Постановления Правительства РФ о критериях отнесения к транзитным организациям с замечаниями и предложениями РАВВ
Подробнее >>
Проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, усиливающих санкции за самовольное подключение к системам водоснабжения и водоотведения
Подробнее >>
Источник