Ответственность за незаконный пруд

Ответственность за незаконный пруд

Главная страница Форум Гарант

Добрый всем день!
Не могу найти ответ на такой вопрос. Если мы на своем земельном участке (с/х назначения) вырыли пруд глубиной от 5 до 7 метров, к какой ответственности нас могут за это привлечь? В соответствии с законом «О недрах» ст. 19 собственник земельного участка имеет право по своему усмотрению осуществлять без применения взрывных работ строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров.

Нужно ли брать разрешение на рытье пруда и где если надо?

ст. 40 ЗК РФ:
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

Вопрос: На своем земельном участке я хочу выкопать пруд. Нужно ли для этого получать какие-либо разрешения?

Ответ: Давайте определимся, что понимается под словом «пруд». «Пруд — искусственный водоем, выкопанный до глубины 3-5 м или созданный путем постройки плотины в долинах небольших рек, ручьев, на территории балок либо оврагов. Обычно пруд представляет собой водоем площадью не более 1 кв. км, который должен иметь достаточной крутизны берега, слабый уклон дна и устойчивое к размыву ложе» (Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978).
Подпункт 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ относит пруд к поверхностным водным объектам. Они включают в себя природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Под водным режимом следует понимать изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Именно наличие этих признаков позволяет отличить пруд как водный объект от искусственного резервуара с водой, уровень которой регулируется человеком.
Земельный кодекс РФ в подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ позволяет собственнику проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты согласно установленным законодательством экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям.
Таким образом, собственникам необходимо учитывать несколько важных моментов:
— позволяет ли разрешенное использование земельного участка строить пруд;
— каким экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям должен отвечать будущий водный объект.
Согласно п. 2, 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ разрешенное использование — это правовая основа для использования физическим или юридическим лицом земельного участка, возведения на нем жилых, производственных и т.п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п. работ, тесно связанных с целевым назначением земли.
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки по целевому назначению. Нужно также учитывать и принадлежность участка к той или иной категории земель и соблюдать разрешенные способы использования, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (п. 1 ст. 42 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 81 ЗК РФ участки для ведения гражданами дачного хозяйства находятся на землях сельскохозяйственного назначения. Дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им для отдыха. На нем можно возводить жилые, хозяйственные строения и сооружения, выращивать плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель (ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут самостоятельно хозяйствовать на своих земельных участках также с учетом их разрешенного использования и целевого назначения, не нанося ущерб земле как природному и хозяйственному объекту (ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Возведение строений и сооружений в дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом его организации и застройки территории (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Контроль за этим проводит правление объединения, а также инспекторы государственных органов, органы местного самоуправления.
Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан должна проводиться согласно строительным нормам — СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя России от 10.09.1997 N 18-51).
Так, п. 4.1 СНиП 30-02-97 определяет, что организация территории садоводческого объединения должна согласовываться с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки этой территории. Такой проект является юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками садоводческого объединения. На территории общего использования проектом планировки и застройки может быть предусмотрено создание водоемов для пожаротушения, открытых водоемов и специальных накопительных котлованов для полива садово-огородных культур.
Строительство пруда на индивидуальном участке влечет внесение изменений в проект планировки и застройки. В этом случае свои действия следует согласовывать с администрацией местного самоуправления, на территории которого расположено садоводческое объединение (п. 5.9, 8.3, 4.1 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения», принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя России N 18-51).
Возведение пруда должно происходить в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией, удовлетворять требованиям экологического законодательства, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным нормативам (подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ). Помимо этого необходимо учитывать, что собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Все работы нужно проводить в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»).
Если на дачном участке уже построен пруд в нарушение установленного порядка и разрешенного использования земли, то на дачника может быть наложено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного законодательства (п. 1 ст. 47 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
За использование земель не по целевому назначению гражданина также могут оштрафовать. Размер санкции — от 1000 до 1500 руб. (ст. 8.8 КоАП РФ).
Отметим, что с 2007 года в собственности физического лица может находиться пруд (ч. 2 ст. 8 ВК РФ; п. 2 ст. 261 ГК РФ). Его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен, не допускается. Кроме того, такой земельный участок не подлежит разделу, если в его результате требуется раздел пруда (ч. 4 ст. 8 ВК РФ).

Читайте также:  Детские надувные бассейны intex игровой центр

Источник

Пруд на своем участке — что говорит закон?

В последнее время среди россиян стало модным оборудовать на земельных участках искусственные водоемы. Их назначение бывает разным: полив огорода, купание, разведение рыбы, а иногда пруды выполняют просто декоративную функцию.

Но при обустройстве водоема хозяева не могут предусмотреть, как на это отреагирует прилегающая земля (например, не нарушится ли ее уровень), как себя поведут грунтовые воды. Как правило, такие вопросы требуют проработки специалистами. Поэтому, прежде чем копать пруд на своих сотках, стоит узнать особенности законодательного регулирования данной процедуры.

Разрешается ли копать пруды на своей территории?

К радости землевладельцев, выкапывать пруды на собственной территории закон разрешает. Такая возможность предусмотрена ч.3 ст.40 Земельного кодекса РФ. Это касается как обособленных прудов, не сообщающихся с другими водоемами, так и прудов, образованных водоподпорными сооружениями на водостоках. Но есть условие: водные объекты должны возводиться с соблюдением санитарных, экологических, строительных и других норм.

Важную роль играет и соблюдение ФЗ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 г. В соответствии с этим документам граждане имеют право использовать землю на глубину не больше 5 метров. Хотя при проектировании глубины пруда этот показатель, скорее, учитывается в качестве максимального, ведь мало кто захочет копать на своем участке огромный котлован.

Существуют и другие ограничения, которые необходимо учесть:

  • Минимальное расстояние от границ водного объекта до соседнего участка должно составлять 3 метра.
  • Общая площадь пруда или иного искусственного водоема не может превышать одну сотку.
  • Глубина около берегов не должна превышать 0,7 м: это поможет человеку при необходимости быстро выбраться.
  • Берега придется хорошо укрепить, чтобы избежать их подмывания и возникновения оползней.
  • За пределами своего участка создавать искусственные водоемы запрещается.
  • Пруд не может сообщаться с естественными водными объектами, в противном случае он будет отнесен к федеральной собственности. Остальные пруды являются собственностью людей, на участке которых они выкопаны.

При строительстве пруда приходится обращать внимание и на другие факторы:

  • Состав грунта и близость грунтовых вод. Если они расположены близко – копать яму под пруд рекомендуется зимой, иначе вода будет быстро прибывать и затруднять проведение работ.
  • Рельеф местности. Оптимальным вариантом считаются естественные низины и небольшие перепады ландшафта.
  • Количество дневного света. Из-за ограниченного объема воды пруды на участках быстро нагреваются, что приводит к развитию микроорганизмов. Поэтому пруд должен располагаться так, чтобы большую часть времени на него падала тень, а лучи солнца попадали не больше пяти часов в день.
  • Расположение рядом с ямой зеленых насаждений. Листва и фрукты, падающие со стоящих рядом плодовых деревьев, быстро загрязнят воду. Кроме того, некоторые растения (к примеру, грецкий орех), имеют развитую корневую систему, способную нарушить гидроизоляцию объекта.

Разумеется, водоем не должен мешать окружающим и заражать окружающую среду. Добиться этого довольно сложно. Пруд необходимо оборудовать таким образом, чтобы вода в нем постоянно обновлялась. В противном случае она начнет портиться, появятся комары и прочая живность. Такие водоемы загрязняют экологию и способствуют распространению инфекций, а это не обрадует ни соседей, ни контролирующие службы

Несмотря на то, что закон не запрещает гражданам строить пруды, свои действия нужно согласовать с местной администрацией. Такая необходимость во многом вызвана тем, что под землей могут пролегать трубы или кабели связи. Копая участок под водоем, собственник может по неосторожности их повредить. Более того, иногда подобные действия становятся причиной аварий со смертельным исходом.

Читайте также:  Как обрабатывать бассейн жидким стеклом

По окончании обустройства пруда обязанности собственников не заканчиваются. Так, согласно ст.39 Водного кодекса РФ они должны содержать водоемы в нормальном состоянии, не допускать причинения вреда природе и другим землевладельцам. При возникновении аварийной или иной неблагоприятной ситуации на водных объектах об этом нужно срочно уведомлять органы власти.

Как выкопать пруд: пошаговая инструкция

Процедура согласования зависит от того, какой именно пруд хочется выкопать. Если нужна просто обособленная яма для хранения запасов воды – по закону можно обойтись без оформления разрешений. Если же пруд будет находиться рядом с рекой или озером, придется выполнить следующие действия:

  1. Заказать в специализированной организации проект водоема.
  2. Согласовать процедуру с экологами, специалистами МЧС и Градостроительного комитета.
  3. Если земля имеет сельхозназначение – необходимо обратиться за разрешением на ее использование как рыболовного хозяйства.

На заключительном этапе заявление вместе с проектом, выпиской из ЕГРН и результатами экспертиз подается в администрацию. Если все формальности соблюдены – сотрудники муниципалитета выдадут разрешение.

Санкции за несоблюдение правовых норм

За нарушение законодательных норм, касающихся использования участков (это касается и обустройства прудов), виновникам грозят штрафные санкции. К примеру, если земля имеет сельскохозяйственное назначение – выкопать на ней пруд недостаточно, придется посадить сельхозкультуры.

Величина штрафа зависит от кадастровой стоимости надела и может достигать нескольких десятков тысяч рублей. Протоколы о нарушениях имеют право составлять сотрудники полиции, инспекторы Рыбнадзора, Росприроднадзора

Солидные штрафы предусмотрены и за порчу земель, к которой иногда приводит обустройство прудов. Кроме того, собственника обяжут привести участок в прежний вид, а это стоит недешево.

Таким образом, владельцы земли имеют право выкапывать пруды на своих наделах. Но при подготовке к работе придется учесть законодательные требования и многочисленные ограничения. Игнорировать их не рекомендуется: самовольные действия могут не только грозить штрафами, но и стать причиной несчастного случая.

Нужна грамотная консультация земельного юриста? Задавайте свои вопросы – это бесплатно!

Источник

Захват водоёма, водохранилища помощь юриста по воде

В настоящей статье мы подробно рассмотрим, каким образом происходит захват водоемов, как пресечь такие неправомерные действия, как обратить внимание на данную проблему государственных надзорных органов или же самому отстоять в суде нарушенное право на доступ к водному объекту.

Российское законодательство с каждым днем все шире начинает регулировать многие сферы нашей жизнедеятельности. Все более актуальными становятся и вопросы природопользования, включая использование водоемов. Согласно Водному кодексу РФ почти все водоемы находятся в федеральной собственности (исключение — только обводненные карьеры и обособленные пруды). Водный кодекс (статья 6) закрепляет возможность свободного доступа для всех к находящимся в федеральной собственности водным объектам общего пользования.

Однако нормы законодательства на практике оказываются обязательными не для всех, а лишь для определенной категории «законопослушных» граждан, готовых эти нормы соблюдать. В последнее время существенно участились случаи захвата водоемов. При этом осуществляется как захват береговой полосы общего пользования водоема, так и захват водоема целиком.

Захват при межевании водоёма

Как правило, такой захват водохранилища, пруда, или ручья происходит при межевании участка, представляющего собой большой земельный массив (что наиболее характерно для земель сельскохозяйственного назначения). В данном случае водный объект (водохранилище, пруд, ручей или даже река) может включаться кадастровым инженером в границы участка из-за недостаточного знания водного законодательства, а иногда и умышленно.

В результате таких неправомерных действий получается, что согласно документам никаких водных объектов на участке нет, а есть лишь земли сельскохозяйственного назначения. После проведения такого межевания хозяин обносит свой участок (с незаконно включенным в него водным объектом) забором, и свободный доступ к водоему, гарантированный Водным кодексом РФ, прекращается.

Читайте также:  Можно ли посещать бассейн с ожогом

Как правило, это оказывается возможным вследствие отсутствия у органа кадастрового учета четко регламентированной процедуры по проверке нахождения в границах земельного участка водного объекта. Стоит отметить, что орган кадастрового учета руководствуется положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые никак указанную сферу не регулируют.

Предполагается, что вся ответственность за природные объекты, которые находятся в составе земельного участка, лежит на кадастровом инженере. Этим и пользуются недобросовестные приобретатели земельных участков. Кадастровый инженер закрывает глаза на наличие на участке водного объекта или же по незнанию не придает этому значения. Орган кадастрового учета, зная, что не понесет за это никакой ответственности, ставит такой участок на кадастровый учет.

Соответственно возникает вопрос — раз нет установленной законом процедуры, может быть, действия кадастрового инженера и кадастровой палаты в этом случае законны?

Ответ на такой вопрос однозначен — действия незаконны по следующим основаниям, вытекающим из нормативно-правовых актов.

  1. В силу требований ст.102 Земельного кодекса РФ на водоемах запрещено формировать земельные участки.
  2. Как следует из ст. 8 Водного кодекса РФ, в собственность физических и юридических лиц не допускается передача водных объектов кроме обособленных прудов и обводненных карьеров. Однако именно это и происходит при регистрации прав и кадастровом учете земельных участков, в состав которых водные объекты незаконно включаются.
  3. Как следует из ст. 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация водных объектов общего пользования запрещается. Следовательно, оформление водоёма в собственность даже опосредованно через государственный кадастровый учет и регистрацию прав на земельный участок, в который такой водоем включен, является незаконным.
  4. Как следует из ст.27 Земельного кодекса РФ приватизация земельных участков в границах береговой полосы общего пользования запрещается. Согласно требованиям ст.6 Водного кодекса почти каждый водный объект имеет береговую полосу общего пользования шириной 5 метров или 20 метров. Следовательно, при захвате водного объекта также незаконно обращаются в собственность земли, которые могут находиться только в собственности государства. Захват берега водоема является в данном случае самостоятельным нарушением.

Незаконный захват водоёма — что делать

Какие могут быть предприняты действия по возвращению в собственность государства захваченного водного объекта?

Во-первых, необходимо подготовить мотивированное обращение в природоохранную прокуратуру. В подтверждение противоправных действий для начала можно приложить копию картографического материала из публичной кадастровой карты, где будет видно, что водный объект попал в границы участка.

Во-вторых, вы можете самостоятельно обратиться в судебные органы, однако необходимо будет с помощью специализированной организации подготовить картографический материал, из которого будет достоверно следовать, что на участке имеется водный объект. Также необходимо будет заручиться поддержкой бассейновых органов.

Все водные объекты (кроме обводненных карьеров и обособленных прудов) собственностью государства являются в силу закона, поэтому принятия каких-то дополнительных распоряжений или постановлений в связи с этим не требуется. Отсутствие в водном реестре сведений о каком-либо водном объекте не свидетельствует об отсутствии права собственности Российской Федерации на такой водный объект.

Рейдерский захват водоёма можно эффективно пресечь уже на ранней стадии. Так, например, по смыслу кодекса административного производства (КАС РФ) заинтересованное лицо может обжаловать действия Росреестра, включая постановку земельного участка, содержащего в своих границах водный объект, на кадастровый учет. Установленный для этого срок составляет три месяца с момента межевания.

При этом в административном процессе (по КАС РФ) именно государственные органы должны будут доказать, что принятое ими решение соответствовало закону.

При пропуске трехмесячного срока остается право подать иск в гражданском процессе, где бремя доказывания уже полностью ляжет на истца. Как правило, эффективную помощь по таким вопросам оказывает Юрист в области водопользования.

Судебные дела по водоёмам

Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область на сегодняшний день уже имеют однозначную практику признания незаконным включение в границы земельных участков водоемов, являющихся водными объектами общего пользования.

Арбитражные дела по водоёмам, как правило, решаются не в пользу захватчиков и такая практика уже проверена определениями Верховного суда РФ. Если из арбитражного спора по водоёмам следует, что участок сформирован на водном объекте общего пользования (кроме обводненных карьеров и обособленных прудов), то суд исключает такой участок из ЕГРН.

Арбитражный юрист (адвокат), специализирующийся по водоёмам России, есть к сожалению далеко не в каждом регионе. В Санкт-Петербурге такие специалисты есть в штате компании ООО «Юрист Долина».

Источник

Оцените статью