- Какие существуют хозяйственные возможности для использования реки Амазонка?
- Как используют: основные сферы деятельности
- Значение для туризма
- Транспорт
- Рыболовство, сельское хозяйство, животноводство
- Добыча воды
- Вырубка леса
- Гидроэлектростанции
- Как деятельность людей влияет на экологию?
- Видео по теме
- Заключение
- Хозяйство стран Латинской Америки
Какие существуют хозяйственные возможности для использования реки Амазонка?
Амазонка считается самой длинной рекой на Земле, захватывающей большую часть Бразилии и соседние государства. Это великан по занимаемой площади – около 7,2 млн. кв. м.
По ее берегам простираются непроходимые джунгли. Их таинственность и привлекает туристов. Несмотря на то, что река еще полностью не изучена человеком, ее активно используют в хозяйственных целях.
Как используют: основные сферы деятельности
Основоположниками по освоению Амазонки и близлежащей территории стала Бразилия. По сути, можно выделить 3 исторических этапа покорения этой дикой реки в плане полезности для человека:
«Каучуковый» — пришелся на конец 19 века и длился до 20-х гг. следующего столетия. На тот момент каучук вырубался в больших масштабах и экспортировался (чуть ли не наравне с кофе).
- «Операция Амазонка» — стартовал в 60-х гг. 20 века. Инициатором проекта выступило государство, которое его и контролировало. Его целью было заселить прибрежные зоны Амазонки, развить сельское хозяйство и создать транспортное сообщение.
- «Минерально-сырьевой» — начался в 80-х гг. В это время в бассейне реки открывают карьеры по добыче минерального сырья и выстраиваются фабрики по его переработке.
Наряду с этим развиваются и другие отрасли.
Значение для туризма
Еще из школьной программы известно, что Амазонка удивительна своей природой. Эта акватория в Бразилии славится не меньше Нила и Ганга.
Экзотическая экосистема самой протяженной реки в мире не может не привлекать любителей острых впечатлений. Да и простые туристы не прочь расширить свой кругозор, поскольку здесь неповторимая флора и фауна. Так что, туризм прогрессирует.
Транспорт
Когда поднимается вопрос о хозяйственном использовании Амазонки, первое, что стоит упомянуть – развитое судоходство.
Протяженность водных путей составляет порядка 25 тыс. км., но только 4300 км. основного русла пригодны для судоходства.
Океанские борта причаливают в городе Манаус, находящегося в 1,5 тыс. км. от устья. Помимо этого, на Амазонке есть еще несколько принимающих портов:
Также действует перуанский причал – Икитос.
Рыболовство, сельское хозяйство, животноводство
Основной промысел местных жителей – это рыболовство. Река изобилует разными видами рыб, но одной из крупнейших является арапайма (весом около 200 кг, при длине в 2,5 метра).
Она чем-то похожа на пресноводного сома, предпочитает селиться в тихих заводях. Ее ловят на удочку, а в местах наибольшего скопления – сетями.
Не менее активно прилегающие к Амазонке территории используются в качестве плодородной земли под посадку сельскохозяйственных культур. А наличие затопляемых лугов позволяет заниматься разведением домашнего скота.
Добыча воды
Также надо отметить, что бассейн Амазонки является единственным источником питьевой воды для местных жителей. Они проводят ее в дома – для бытовых нужд и на приусадебные участки – чтобы поливать посадки.
Вырубка леса
Хозяйственное использование реки подразумевает масштабную вырубку лесных массивов:
- лиан,
- кустарников,
- деревьев, простирающихся по берегу.
Делают это ради добычи древесины, которая идет на продажу или задействуется в хозяйстве.
Гидроэлектростанции
На Амазонке возводятся гидроэлектростанции. Количество действующих станций и находящихся на стадии строительства – около 140. В планах воздвигнуть 428 таких генераторов электроэнергии.
Как деятельность людей влияет на экологию?
Такое активное использование Амазонки в хозяйственной сфере не обошлось без экологических проблем.
Наиболее серьезными считаются:
- ухудшение структуры почвы;
- бесконтрольная вырубка джунглей, с чем постоянно борется государство;
- вырождение редких представителей местной флоры и фауны;
- загрязнение воды и грунта тяжелыми металлами.
Так, из-за строительства электростанций портится экосистема бразильской сельвы.
При возведении плотин, являющихся неотъемлемым шагом возведения гидроэлектростанций, затапливаются обширные территории.
А это влечет уничтожение пахоты и пастбищ, переселение народа с обжитых мест. А также создаются препятствия для перемещения рыб, что наносит урон их среде обитания.
Видео по теме
В дополнение к сказанному, вы можете посмотреть видео по теме:
Заключение
В действительности, хозяйственная эксплуатация великой реки не так масштабна, если принять во внимание протяженность бассейна. Но даже минимальное человеческое вмешательство способно существенно навредить местной экологии.
Чтобы сохранить эту уникальную реку, требуется больше развивать здесь туризм и бросить все силы на восстановление уничтоженных лесов.
Источник
Хозяйство стран Латинской Америки
Разделы: География
Технологическая карта урока. Приложение
Цель урока: сформировать представления о хозяйстве стран Латинской Америки.
обучающие: углубить знания странах Латинской Америки;
развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом;
воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, Интернет, ЭОР, персональный компьютер.
I. Презентация, подготовленная обучающимися, как опережающее задание, на тему “Формирование политической карты Латинской Америки”
Опрос.
II. Изучение нового материала.
Вопрос. К каким группам по социально-экономическому делению можно отнести страны Латинской Америки? (НИС – Мексика, промежуточные – Бразилия, Аргентина, Чили, Перу, отстающие – Сальвадор, Гондурас, наиболее бедные и отсталые – Гаити)
Особенности развития экономики стран Латинской Америки.
Индустриализация стран Латинской Америки шла поэтапно: наиболее сильные толчки для развития экономики давали мировые войны, которые положительно воздействовали на экономику стран. Латинская Америка выступала крупным поставщиком сырья, питания, а экономические кризисы в развитых странах вызванные войнами, заставляли развивать свою промышленность.
Природные условия и ресурсы.
Задание. Класс делится на три группы, каждая группа получает задание охарактеризовать природные условия и природные ресурсы субрегионов Латинской Америки. Выделить группы природных условий, которыми богата территория, дать количественную и качественную характеристику. 1–2 человека от группы выступают, остальные заполняют таблицу. На основе получившейся таблицы делается вывод об обеспеченности Латинской Америки данным ресурсом, и отмечаются черты сходства и различия.
Природные ресурсы | Андские страны | Ла-Платские страны | Страны Карибского бассейна | Вывод |
Минеральные | Обеспечены медными рудами, селитрой, золотом, серебром, железными рудами, свинцовыми, вольфрамовыми. | Марганец, бокситы | Алюминиевые руды, нефть, никель, сера | Южная Америка обеспечена минеральными ресурсами достаточно, особенно богаты запасы магматических полезных ископаемых, на севере находится крупный нефте-газовый бассейн. Хозяйство стран опирается на собственные резервы. |
Лесные | Лесные ресурсы в следствие высотной поясности разнообразны, но не богаты. Встречаются смешанные и хвойные леса. | Лесные ресурсы богаты и разнообразны, особенно выделяется район. Амазонии и побережье. Атлантического океана. | Лесные ресурсы богаты и разнообразны. Преобладают леса. тропического пояса. | Латинская Америка обеспечена лесными ресурсами. Лесная промышленность ориентируется на собственные резервы. |
Земельные | Малоплодородные почвы. | Плодородные почвы находятся на юге Бразилии, в степях Аргентины. | Почвы плодородные с хорошим увлажнением. | Плодородные почвы находятся на востоке и в центре материка, в Карибском районе. |
Водные | Реки горные и порожистые, есть горные озера. | Самые крупные и полноводные реки Южной Америки. | Реки небольшие, но территория достаточно увлажнена. | Обеспеченность водными ресурсами в целом достаточна. |
Агроклима- тические | Сухой, суровый климат, малопригодный для ратениеводства, возможно мясное животноводство. | Исключительно благоприятные климатические условия. Причем территории с различным климатом чередуются. | Агроклиматические условия исключительно благоприятны для выращивания тропических культур. | Можно выращивать культуры экваториального, субэкваториального, тропического и субтропического поясов. |
После заполнения таблицы результат обсуждается в классе. Совместные выводы заносятся в графу выводы.
Задание. Работа в парах. Каждая пара получает для характеристики по одной отрасли промышленности. Затем идет выступление. Все остальные обучающиеся заносят информацию в заранее заготовленную таблицу.
Отрасли экономики | Андские страны | Ла-Платские страны | Страны Карибского бассейна, Центральная Америка |
Горно- добывающая промышленность | Ведется добыча медных руд, селитры, золота, серебра, железных руд, свинцовых, вольфрамовых | Добывается марганец, бокситы, железные руды | Алюминиевые руды, нефть, никель, сера |
Электроэнергетика | Преобладают ГЭС | ||
Машино- строение | Судостроение, горно- добывающее оборудование | В Бразилии получили развитие электроника, автомобилестроение, судостроение, в Аргентине – автомобиле- и станкостроение | Судостроение. В Мексике большое количество сборочных цехов американских компаний: Дженерал, Форд, ИБМ |
Черная металлургия | Металлургия развита в Бразилии, в которой имеются крупные запасы железной руды, но нет каменного угля | Черная металлургия представлена в Мексике и Венесуэле | |
Цветная металлургия | Начальные стадии производства цветных металлов в Чили, Перу – медная промышленность, в Боливии – оловянная | Производство алюминия в Бразилии | Производство глинозема на Ямайке, чистый алюминий в Венесуэле. |
Химическая промышленность | Производство минеральных удобрений из селитры | Нефтепереработка, производство минеральных удобрений | Нефтехимия на собственном сырье. НПЗ развитых стран: Нидерландов, США |
Легкая промышленность | Кожевенно-обувная – Аргентина, Перу | Легкая промышленность представлена хорошо. Размещена на побережье. | Много предприятий иностранного капитала, опирающийся на дешевую рабочую силу |
Сфера услуг | Туристическая инфраструктура развита плохо, но есть предпосылки для горного туризма. | В Бразилии развит туризм развлечений. Бразильские карнавалы | Особенно хорошо развита сфера услуг в странах Карибского бассейна. Преобладает приморский туризм. |
Общий вывод и сходстве и различии регионов в промышленности: регионы резко отличаются по уровню развития промышленности, объединяет их то, что во всех субрегионах представлена горнодобывающая промышленность, традиционные отрасли. | |||
Сельское хозяйство | Преобладает мясное животноводство | В Аргентине – животноводство, в остальных странах – растениеводство | Преобладает растение- водство |
Товарные культуры | Просо, ячмень | Кофе, какао, гевея, сахарный тростник | Сахарный тростник, бананы, кофе, хлопок, какао. |
Потребительские культуры | Картофель, ячмень, пшеница, томаты | Кукуруза, просо, сорго, рис, фасоль, маниока, батат, тыква | Бананы, рис, кукуруза, фрукты |
Формы собственности | Мелкие крестьянские хозяйства занимаются выращиванием потребительских культур. Крупные монополии являются иностранным капиталом | Мелкие крестьянские хозяйства занимаются выращиванием потребительских культур. |
Крупные монополии являются иностранным капиталом
Крупные монополии являются иностранным капиталом
Характеристика отраслей промышленности:
Традиционные отрасли – легкая, пищевая, добывающая
Старые отрасли: черная и цветная металлургия
Новые отрасли – машиностроение, электроэнергетика, химическая промышленность
Новейшие отрасли – электротехника
III. Закрепление изученного материала
Вопрос. Какие черты характеризуют отсталость стран Латинской Америки? (Многоукладность, преобладание добывающих отраслей над перерабатывающими, монокультурная специализация, колониальный тип рисунка хозяйства и колониальный тип структуры хозяйства)
Задание. Составить модель экономики стран Латинской Америки.
IV. Домашнее задание
Источник