Вопросы по «Старик и море»
1.Как старик относится к морю, небу, звёздам, птицам? Почему в своих монологах он обращается к рыбе как к мыслящему существу? 2.что понял Сантьяго, когда «увидел табун диких уток, которые летели над водой, чётко отличаясь на фоне неба»? 3.Старик Сантьяго, впервые увидев рыбину, которая попалась ему на крючок. 4.Каковы его рассуждения о счастье? 5.Как старый Сантьяго понимает мир природы, общества и Вселенной?
1.Старик Сантьяго принадлежит миру природы.
Он не только прожил всю свою жизнь в единстве с
природой, морем, он- часть этого мира природы,
и он сам так себя и воспринимает.
Родство его с морем видно уже в его образе,
в облике человека, всю жизнь провела в море.
Хемингуэй уже на первых страницах подчеркивает
примечательную деталь внешности старика:
«Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза его
были цветом похожи на море, веселые глаза
человека, который не сдается».
Писатель следит за каждым движением своего героя,
за течением каждой мысли в его сознании.
Сантьяго воплощает судьбу человека среди стихии.
Его окружают море, рыбы, звезды, небо.
Всё наполнено символами.
Море для него-женщина, а звезды — сестры.
И рыба-не просто реальная рыба, в ней скрыта сила,
пронизывающая весь мир.
5.Каждый раз, когда старик сталкивается с морскими
обитателями, он проявляет себя человеком любящим,
жалеющим и уважающим каждое создание Божие.
Он волнуется за птиц, которым тяжело добывать
себе пропитание, наслаждается любовными
играми морских свинок, испытывает сочувствие к
марлину, который лишился своей подруги по его вине.
К большой рыбе старик относится с чувством глубокого
уважения. Он признаёт в ней достойного соперника,
который может и победить в решающей схватке.
3.День за днём изматывая в океане большую рыбу,
старик не думает о том, как ему больно или тяжело
от режущих руки и спину бечевок.
Нет. Он пытается сохранить свои силы для решающего
боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и
ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства
голода. Он заставляет себя спать, чтобы набраться
сил. Он использует все подручные средства для
сражения с акулами, покушающимися на его рыбу.
И ещё он разговаривает, оценивает, вспоминает.
Постоянно. В том числе и с рыбой – и живой, и мёртвой.
Когда от морской красавицы остаётся изуродованная туша,
старику становится не по себе. Он не знает, как вести себя
с рыбой. Убив одной из прекраснейших созданий этого мира,
Сантьяго оправдывает свой поступок тем,
что рыба насытит его и других людей. Р
астёрзанная акулами добыча лишается этого простого,
житейского смысла.
Старик извиняется перед рыбой за то, что всё получилось
так нехорошо.
4.На протяжении всего поединка в мыслях старого всё
время присутствует парень.
Старый упоминает о нем, и не только потому, что малый
очень помог бы ему, если бы был с ним в лодке,
а главным образом потому, что малый олицетворяет
собой будущее поколение и старому хочется закрепить
в малом веру в себя, в том что он, старый, еще может
ловить рыбу. Ведь он не раз говорил малому, что он
необыкновенный старик, и теперь понимает,
что пора это доказать на деле.
«Он доказывал это уже тысячи раз. Ну и что?
Теперь нужно доказать это снова. Каждый раз это
начинается снова».
Счастье, которое улыбнулось старому, счастье,
которое он завоевал в тяжелой борьбе с рыбой,
у него украли акулы.
«Хотел бы я купить себе немного счастья, если его
где-нибудь продают.
— А за что ты его купишь? -спросил он себя.
— Неужели его можно купить на потерянный гарпун,
сломаны нож или покалеченные руки?»
Подплывая в родное село с обидженим скелетом своей
рыбы, старик все же отказывается считать себя
побежденным:» Кто же тебя победил, старик?
— Никто, — ответил он.
— Просто я слишком далеко зашел в море «.
Источник
Единство человека и природы в повести Хемингуэя «Старик и море»
Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» не имеет разлогих описаний природы, так как ее образ одухотворен писателем. Благодаря приему «потока сознания» и внутренним монологам главного героя читатели ощущают «эффект присутствия».
Глазами старого рыбака мы видим свечение тропических водорослей на глубине в семьсот морских саженей, полет летучей рыбы над гладью воды. Сантьяго – не обычный старик, не простой рыбак. Он жалеет всех природных созданий. Морские ласточки кажутся ему хрупкими и беззащитными, но смелыми, потому что они залетают далеко в море ради пищи. И хотя птицы редко находят здесь еду, они не сдаются. Автор намекает на то, что смелости и стойкости герой научился именно у природы. Поэтому он уверен, что человека можно уничтожить, но нельзя победить.
Сантьяго по-особому относится к морю, называет его lа mar, выражая так свою любовь. Иногда море кажется опасной силой, внушает людям страх. Но опытный рыбак Сантьяго привык к нему, и благодарит за дары. Но даже когда море отвернулось от него и не давало улова 84 дня, Сантьяго не злился, а смиренно ждал своего счастливого случая. Поэтому он рискует и снова выходит в море на 85 день. Герой решает доказать морю свою смелость и далеко отходит от берега.
Сантьяго и море были давними приятелями, он знал все его привычки. Птичка-фрегат летала над скоплением рыбы, летучая рыба охотилась на макрель. Зная эти детали, рыбак находил себе пищу. Но когда ел морских обитателей, то жалел их, ведь они тоже живые существа.
Однажды ночью в море, охотясь на свою рыбу, старик услышал звуки, что издавали морские свиньи. Их вздохи напоминали человеческие, и старик подумал, что они такие же, как мы: играют, любят друг друга и так же хотят жить.
Тогда Сантьяго вспомнил еще одну историю, как когда-то на его крючок поймалась самка марлина. Все время, пока она пыталась вырваться, с нею рядом был самец. И только после того, как рыбу затащили на лодку, ее верный друг высоко подпрыгнул и скрылся на глубине. Это было очень печальное приключение для Сантьяго. Он успокаивал себя тем, что люди хотя бы не убивают звезды или солнце. А рыбу он вынужден ловить, чтобы выжить, а не ради развлечения. Нет, это не приносило герою удовольствия, но он принял свою судьбу давно. Сантьяго жалеет и свою рыбу мечты – огромного марлина, который мучил его в течение долгого времени. Рыба не хотела подниматься с глубины, и старику приходилось удерживать леску одной рукой и тащить ее к берегу. Он говорит к рыбе, как к равной себе.
В этом уважении к морскому существу кроется настоящее благородство старика. И хотя он жалеет рыбу, отпустить ее не может. Борьба человека и морского существа продолжается долго, и победа была бы за человеком, если бы не вмешались подлые акулы. Они рвали марлина беспощадно, раня при этом душу рыбака. Сантьяго жалел рыбу, которая в результате досталась акулам.
В повести «Старик и море» звучит гимн единства человека и природы, гармонии в их отношениях.
Источник