Отмирание надземных частей растений летом

Продолжительность жизни и осенние явления в мире растений

Не похожи друг на друга растения и по сроку жизни. Можно встретить дубы, которым больше тысячи лет. В то же время яровая пшеница, рожь, овес и другие хлебные злаки живут менее года.

Долговечные растения можно встретить и среди кустарников. Интересно, что такие мелкие кустарнички, как черника и брусника, живут 20—25 лет.

Много лет живут некоторые травянистые растения, например: ландыш, одуванчик, осот, мать-и-мачеха, крапива, ирисы, пионы и другие. Надземные части большинства таких растений к зиме отмирают. Весной они развиваются вновь. Так происходит потому, что в почве под снегом в течение всей зимы у этих растений сохраняются корни или другие подземные части с почками. Из почек развиваются весной новые надземные стебли.

Растения, живущие много лет, называются многолетними. Это все деревья и кустарники, а также многие дикорастущие и культурные травянистые растения.

Рис. 14. Осенняя окраска листьев: 1 — клен; 2 — ирга; 3 — береза; 4 — вяз; 5 — груша; 6 — липа.

Среди травянистых растений есть и такие, что живут всего одно лето, например: лебеда, мокрица, левкои, редис, просо, гречиха, овес. Весной они появляются из семян, затем зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают. Их называют однолетними.

К однолетним по сроку жизни близки травянистые растения, живущие два года. В первый год, например, у свеклы, редьки, капусты, моркови и некоторых других почти всегда развиваются только корни, стебли и листья. На второй год они зацветают, дают плоды с семенами и к осени отмирают. Такие растения называют двулетними.

Среди деревьев и кустарников нет ни однолетних, ни двулетних, все они многолетние.

Отмирание травянистых растений после созревания семян чаще всего наблюдается осенью.

Осенью многое можно увидеть в природе.

Плоды и семена большинства растений, в том числе и многолетних, созревают и рассеиваются осенью.

Осенью у большинства деревьев и кустарников наблюдается изменение окраски листьев и листопад. Деревья и кустарники словно соперничают друг с другом в красоте пурпурной и золотисто-желтой листвы. Но далеко не у всех деревьев и кустарников листья приобретают яркую осеннюю окраску. У некоторых растений они остаются зелеными до самых заморозков, а с выпадением снега чернеют. Таковы, например, сирень, ольха, некоторые яблони и молодые тополя.

Продолжительность листопада у разных растений неодинакова. Например, листопад у березы длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.

Читайте также:  Прекрасного воскресного утра лето

Осенью все еще продолжают цвести некоторые травянистые растения.

Многих удивляет это цветение. После осенних дождей и первых морозов, казалось бы, безнадежно искать цветущие растения. И все-таки они есть, правда, чаще среди сорных трав поля или огорода. Это прежде всего полевые анютины глазки с мелкими цветками нежной окраски, пастушья сумка, однолетний мятлик и некоторые другие.

Источник

Отмирание травянистых растений под влиянием физических факторов

Из факторов,, непосредственно влияющих на луговые растения и способных обусловить их отмирание, наибольшее значение имеют следующие: резкое отклонение в отдельные годы или периоды лет от средних для данного района метеорологических условий, длительный застой воды, отложение мощного наилка, образование ледяной корки, эрозия.

Отмирание луговых растений происходит в особенно больших размерах, когда один неблагоприятный в том или ином отношении сезон или год следует за другим, столь же неблагоприятным, например когда воздействие суровой малоснежной зимы усиливается засушливым жарким летом или весенний застой воды повторяется в течение 2—3 лет.

Нередко массовая гибель растений при этом происходит лишь на некоторых типах лугов или при определенных условиях. Как правило, отклонения метеорологических и гидрологических условий от средних действуют по-разному на отдельные виды луговых трав. Так, в суровую зиму 1938/39 г. наблюдалось массовое отмирание плотнокустового злака луговика дернистого и образующей кочки осоки дернистой, в то время как корневищевые злаки пострадали меньше (Шенников, 1941).

Отмирание в результате конкуренции с другими растениями широко распространено при эндо — и экзодинамических сменах. Обычно оно протекает довольно медленно и ускоряется в результате увеличения сомкнутости травостоев (затенения) при внесении удобрений, при поражении паразитами, повреждении животными и воздействии неблагоприятных метеорологических и гидрологических условий.

Отмирание из-за достижения естественного предела жизни. Длительность жизни большинства луговых многолетних трав достаточно велика — от 15—20 до 30—40 лет, а иногда и более. За такой период времени может произойти не одно отклонение от средних метеорологических или гидрологических условий, массовое размножение какого-либо животного, изменение условий, произрастания, сопровождающееся сменой одного фитоценоза другим, поэтому у особей многих видов в луговых фитоценоз азе мало шансов дожить до старости. Но все же часть особей некоторых видов (особенно с короткой продолжительностью жизни) в определенных условиях отмирает по достижении ими предельного возраста, что особенно относится к монокарпическим и олигокарпическим видам. Определение их численности легко осуществить путем подсчета числа особей, находящихся в генеративном состоянии. По наблюдениям, проведенным на субальпийских лугах Северного Кавказа и в пойме р. Оки, число особей монокарпических растений, завершающих жизненный цикл, сильно колеблется от года к году. Так, на пестрокострово-низкоосоково-сухоразно-травном лугу на участке 50 м 2 было генеративных особей жабриды закавказской в 1945 г.— 2, 1946 г.— 16, 1947 г.— 1, 1948 г.— 34. Там, где длительность жизни особей монокарпических растений велика, ежегодно лишь небольшая часть их взрослых особей завершает свой жизненный цикл. Так, в 1946 г. в год, благоприятный для цветения жабрицы закавказской, на пестрокострово-низкоосоково-сухоразнотравном субальпийском лугу ее генеративные особи составляли 4,5% от общего числа взрослых особей, на пестроовсяничнике — всего 2,7%, а на сухоразнотравно-коротко-ножковом лугу—16,6%.

Читайте также:  Можно ли сеять люцерну летом

Значительно больше размеры отмирания особей в результате завершения ими жизненного цикла наблюдаются у моно-дикарпичных клеверов (красного, розового). На краткопоемном лугу в пойме р. Оки в 1948 г.— в «клеверный год», когда клевер красный был пышно развит, на площадке 5 м 2 было зафиксировано 308 особей клевера красного, в том числе 288 (93,5%) в генеративном состоянии. Из них в 1949 г. отмерло 75%, было в вегетативном состоянии 22%, цвели повторно 3%. Все эти особи отмерли к 1950 г.

Источник

Презентация по биологии на тему «Сезонные изменения в жизни растений»

Что объединяет?

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.376 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.376 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.376 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Биология. Генетика

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что объединяет?

Тема урока: Сезонные явления в жизни растений.- Это процесс естественного изм.

2 слайд Тема урока: Сезонные явления в жизни растений.
— Это процесс естественного изменения жизненного цикла растений в связи со сменой природных условий (фенология).

Весна

Растения летомЗатем следует фаза вегетации, в течение которой идет рост листь.

5 слайд Растения летом
Затем следует фаза вегетации, в течение которой идет рост листьев, стеблей и побегов. С появлением бутонов растения вступают в фазу бутонизации, которая сменяется последовательно наступающими фазами цветения, плодоношения, рассеивания плодов и семян (диссеминации).

Растения осенью у деревьев и кустарников - осеннее расцвечивание листьев и ли.

6 слайд Растения осенью
у деревьев и кустарников — осеннее расцвечивание листьев и листопад, у многолетних травянистых растений — пожелтение и отмирание надземных органов (полное или частичное), у однолетников — полное отмирание.

ЛистопадЭто биологический процесс сбрасывания листвы растениями. В условиях.

7 слайд Листопад
Это биологический процесс сбрасывания листвы растениями.
В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней.

Читайте также:  Serpo ты мое лето

Растения зимойОднолетние растения не выживают в зимний период и растут только.

8 слайд Растения зимой
Однолетние растения не выживают в зимний период и растут только на протяжении одного сезона; многолетние растения выживают зимой, но они засыпают на это время. Надземная часть растения погибает в конце сезона роста, но корни растения защищены слоем снега, который работает как одеяло. Затем растение начинает снова расти весной.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 10 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Источник

Тест на тему Экологическая сукцессия

Значительные изменения организмами среды обитания в процессе их жизнедеятельности, в результате чего она становится непригодной для их жизни, – это причина:

эвтрофикация водоема в результате попадания в него азотных и фосфорных удобрений с сельскохоз-ных полей

эвтрофикация водоема в результате попадания в него азотных и фосфорных удобрений с сельскохоз-ных полей

Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:

Этапы участия:

На портале Солнечный свет

Лицензии

licence

Лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л
Проверить лицензию на сайте Обрнадзора

SMI

Лицензии

Тестирование и выдача сертификатов в соответствии с ФЗ «Об образовании и ФГОС»

Международный педагогический портал “Солнечный свет” зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391), деятельность портала лицензирована Министерством образования (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л).

Наградные документы участников конкурсов, олимпиад и свидетельства, содержат следующие данные и реквизиты: указание на Организатора мероприятия, результат участия, номер, ФИО Участника, должность, наименование представляемой организации, её местонахождение, название мероприятия, название номинации, название конкурсной работы, ФИО руководителя (если есть), дату проведения мероприятия, печать и подпись Организатора. Дипломы, Свидетельства, выдаваемые международным педагогическим порталом «Солнечный свет», являются подтверждающими документами при аттестации согласно Порядку проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. № 276, и входят в перечень документов и материалов портфолио воспитателя, учителя и других педагогических работников, необходимых для проведения оценки профессиональной деятельности. С помощью них можно также сформировать портфолио достижений дошкольника, школьника.

Международный педагогический портал «Солнечный свет» проводит международные и всероссийские мероприятия в соответствии с ч. 2 ст. 77 и п. 22 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в ред. от 31.12.2014) направленные на поддержку творческого потенциала педагогических работников и обучающихся. Конкурсы и олимпиады разработаны с учетом требований Федеральных государственных стандартов образования (ФГОС).

Сразу же после завершения тестирования Вы увидите результат тестирования. Затем в вашем личном кабинете вы сможете ввести данные для формирования сертификата. После оплаты удобным для вас способом мы сразу же предоставим доступ для скачивания сертификата. Также сертификат будет продублирован на вашу электронную почту.

Источник

Оцените статью