Открытие островов карибского бассейна кто

История Карибского региона

История Карибского региона, как островов Вест-Индии, так и побережья Центральной и Южной Америки, наиболее достоверно известна начиная с эпохи колонизации Америки европейскими державами. История более ранних периодов изучается археологическими и генетическими методами.

Содержание

До испанской колонизации

В истории доколумбова заселения островов Карибского моря выделяют три группы народов. Народы первой группы (палеоиндейцы) пришли на острова в 5000-2000 годах до н. э. из Центральной или Южной Америки. Следующая группа, мигрировавшая в 1000—500 годах до н. э. из Южной Америки на Большие Антильские острова и остров Тринидад, создала месоиндейскую или сибонейскую культуру. Третьей группой народов, которые появились в регионе были таино, пришедшие в 300 году до н. э. из Южной Америки на остров Тринидад и оттуда заселившие Малые и Большие Антильские острова, а затем карибы, мигрировавшие после 1000 года н. э. из района дельты Ориноко и вытесневшие аравакоговорящих индейцев с Тринидада и Малых Антильских островов. [1]

На северо-западном берегу Карибского море, на полуострове Юкатан процветала цивилизация майя.

Колонизация

Название Карибского моря происходит от карибов — группы индейских народов, проживавших на Антильских островах в период их открытия европейцами в XV веке. [2] Интересно отметить, что поначалу испанские завоеватели, исказили название этих племён и стали называть их «каннибалами». [3] Новые земли, которые были названы Вест-Индия, также часто именовались испанцами Антильским морем, поэтому в некоторых европейских языках также используется это название. [4]

Когда испанцы прибыли на Антильские острова, они были заселены индейцами таино, которые примерно в I в до н. э. мигрировали туда из Южной Америки. В 1492 году первая экспедиция Христофора Колумба высадилась на Багамах, пребывая в полной уверенности, что ими был открыт новый путь в Азию. На острове, получившем название Эспаньола (ныне Гаити), было основано первое испанское поселение, положившее начало вековому господству Испании в регионе. С 1506 по 1511 годы с участием Эрнана Кортеса и Диего Веласкеса де Куэльяр острова Эспаньола и Куба были завоёваны, а местное население — превращено в рабов. В 1517 году Франциско Эрнандес де Кордова открыл полуостров Юкатан, где испанцы впервые встретились с развитой цивилизацией майя. Последовавшие затем экспедиции Хуана де Грихальва (1518) и Эрнана Кортеса (1519) положили начало завоеванию и колонизации Мексики.

Другие европейские империи также стали расширяться на запад, направляя корабли в Новый Свет. Первые английские колонии появились на Бермудских островах (1612), островах Сент-Киттс (1623) и Барбадос (1627) и были затем использованы для колонизации других островов. Французская Вест-Индия также началась с острова Сент-Киттс (1624), затем были основаны поселения на островах Гваделупа и Мартиника (1635). Британия и Франция также успешно отвоёвывали острова у слабеющей Испанской империи — в 1655 году под контролем англичан оказалась Ямайка, а в 1697 году французы захватили западную часть Эспаньолы. В XVII веке на островах Кюрасао, Святого Мартина, Аруба и ряде других появились голландские колонии, позже вошедшие в состав Нидерландских Антильских островов. Датские владения в регионе появились в 1672 году на островах Сент-Джон и Сент-Томас.

Европейские державы активно завозили африканских рабов и вывозили продукцию сельского хозяйства (табак, сахар, красители и др.) и ресурсы (золото и серебро), используя для этого даже специальные флотилии. Регион Карибского моря превратился в площадку торговли новыми для Европы товарами, что повлекло развитие пиратства.

Пиратство

Пиратство в Карибском море зародилось в XVI веке, основными центрами сбора пиратов, корсаров и буканьеров стали остров Тортуга и Порт-Ройял. Одним из первых приватиров на службе её величества был Фрэнсис Дрейк, наиболее известный захватом испанского Серебряного каравана в порту Номбре-де-Диос в 1572 году. Его дело продолжил Генри Морган, который предпринял в 1671 году известный поход на Панаму и стал позднее вице-губернатором Ямайки.

Расцвет пиратства пришёлся на 1700—1730 годы — это время называют золотым веком пиратства. За этот период прославились Чёрная Борода и Стид Боннет, действовавшие в Карибском море в 1716—1718 годах, а также Чарльз Вейн, чья карьера длилась с 1716 по 1719 годы. Прославленный Чёрный Барт, а также Джек Рэкхем и его подруги Энн Бонни и Мэри Рид орудовали в Вест-Индии до 1720 года. Важным источником сведений о биографии этих и других пиратов является книга Чарльза Джонсона, которая вышла в 1724 году под названием «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами». [5]

Среди поздних пиратов выделяется Роберто Кофреси, промышлявший в Карибском регионе в 1818—1825 годах.

Постколониальный период

С XIX века начинается выход колониальных стран из империй. В результате восстания рабов французская колония Сан-Доминго первой получила независимость в 1804 году. Оставшаяся часть Эспаньолы была завоёвана гаитянцами в 1821 году, но в 1844 году на этой территории сформировалась Доминиканская Республика. После серии войн Куба при вмешательстве США получила независимость от Испании в 1898 году, а остров Пуэрто-Рико перешёл к Соединённым Штатам Америки, которые начали играть доминирующую роль в регионе. В 1903 году при участии США после отделения Панамы от Колумбии был построен Панамский канал, связавший Карибское море с Тихим океаном. Он был открыт 15 августа 1914 года и находился под управлением США до 31 декабря 1999 года. В 1917 году Дания продала свои владения США, и они получили название Американские Виргинские острова. В период с 1958 по 1962 годы большая часть контролируемых Великобританией земель были выделены в Федерацию Вест-Индии, которая затем распалась на отдельные государства.

Читайте также:  Бассейны плавание для ребенка 2 года

12 декабря 2001 года главы государств и правительств стран-членов Ассоциации карибских государств, собравшиеся на острове Маргарита (Венесуэла), приняли «Маргаритскую декларацию», которая признаёт Карибское море общим наследием и бесценным активом, а также задаёт направление сотрудничеству стран в вопросах торговли, туризма, транспорта и стихийных бедствий. [6] 29 июля 2005 года на встрече в Панаме члены ассоциации подтвердили свои намерения.

Источник

Карибские острова — до Колумба и после

Карибские острова от древности до испанской конкисты.

Куба – заселение этого карибского острова относится примерно к 4 тысячелетию до н.э. Следы ранних культур гуанахатабеев, Гуайабо Бланко сохранились во внутренних районах острова.
С 7-8 вв .н.э. остров заселили выходцы с северного побережья Южной Америки, индейцы аравакской языковой семьи, племена таино и сибонеев.

Эти бронзово-смуглые скуластые люди с раскосыми, как почти у всех американских индейцев темными глазами, с иссиня-черными волосами, небольшого, даже низкого роста. Араваки-таино носили характерные прически, их мужчины связывали свои длинные, до лопаток волосы в высоко поднятый хвост, а челки оставляли густыми, спадавшими до бровей, на лица они наносили ритуальный узор, чаще вокруг глаз и носа.

Таино были наиболее развитыми жителями острова, они находились на стадии разложения общинно-родового строя, их вожди, так называемые «касики» становились все более похожими на наследственных князьков, соплеменники носили их на носилках, они уже нередко использовали труд покоренных иноплеменных сибонеев.
Араваки-таино постепенно заселили все Большие Антильские острова, это были гостеприимные, веселые и очень мягкие нравом мирные земледельцы, охотники и рыбаки.

Название «таино» — означает просто «друг, союзник», а не название конкретного племени, скорее всего, представляясь первым испанцам, они сами так назвали себя в противовес «врагам, агрессорам» карибам.

Воинственные карибы (чье имя дало название морю), также выходцы с севера Южной Америки начали заселение Антильских островов, жёстко запугивая своей агрессивностью и каннибализмом мирных араваков и вытесняя их с Малых Антил. Уже к 15 веку поселения карибов появились на побережье Гаити, на Пуэрто-Рико.
Мужчин-карибов отличали от араваков распущенные и крайне длинные, до пояса, волосы, вокруг глаз они рисовали черные круги. В отличие от других племен, у карибов нередко вместе с мужчинами сражались их женщины, свирепые и меткие стрелки из луков. Именно из-за них первые испанцы назвали крупнейшую реку Южной Америки «Амазонкой».

Первые индейцы, встретившие испанцев не подарками и почтительными позами, а градом стрел были именно карибы. Сами очень воинственный народ, они первыми из коренных жителей разглядели в белых чужаках не мирных гостей, а захватчиков-конкурентов и уже потому не намеренные «молиться» на них.

В отличие от народа таино, коренных жителей Больших Антил – Кубы, Багам, Ямайки, Гаити, Пуэрто-Рико, уничтоженных испанцами уже через 50-70 лет после т.н. «открытия» до последнего старика и ребенка, карибы до сих пор живут в сельве Южной Америки, в Венесуэле, в Гвиане, Гайане, в Колумбии и на севере Бразилии.

Куба – исконное древнее название этого острова, также, как и Ямайка, Гаити, остров Хувентуд у побережья Кубы назывался у индейцев Сигуанеа, доиспанский Пуэрто-Рико назывался Борикен, а первая земля в Новом Свете, встретившая испанцев Багамы – называлась у коренных жителей Лукайскими островами по названию древних коренных багамцев – племя «лукайан».

На Кубе индейцы таино селились главным образом в прибрежных областях острова, как ни странно, следы их материальной культуры проще и примитивнее, чем те, что оставили после себя люди загадочных ранних культур острова гуанахатабеи и гуайабо бланко.

Коренные жители Антил оставили после себя орудия труда, захоронения, настенные рисунки в пещерах.
Причем, если поздние жители таино рисовали в основном людей, животных, рыб, сцены охоты, то древнейшие жители Кубы, Багамских островов оставляли изображения и знаки астрономического характера, говорящие о наблюдениях за движением планет. Древнейшие жители Кубы и Багам представляли собой значительно более развитые культуры, чем те племена таино, которых застали спутники Колумба. Так куда же эти люди исчезли?

Читайте также:  Как отпугнуть бакланов от пруда

Большой комплекс астрономических и ритуальных граффити коренных кубинцев остался в пещере Пунта-дель-Эста на острове Хувентуд около юго-западного побережья Кубы.
Вероятно, там находился очень важный религиозный центр древнейших жителей Кубы, так как позднее население – люди таино не тронули его, не испортив старых изображений своими рисунками и считали это место священным.

Крайне любопытно то, что священные у древнейших кубинцев Семь Пещер острова Сигуанеа, чрезвычайно похожи на легендарный Чикомосток «Край Семи Пещер» из мифологии цивилизованных народов Мексики: тольтеков, ацтеков и майя. По легендам этих народов Чикомосток – место исхода, пра-родина их предков «приплывших с острова на востоке». В 19 веке была модной теория, назвавшая этот «остров на востоке» — Атлантидой.

Чикомосток веками считался нереальным местом, плодом мифотворчества древних мексиканцев, так как на всей территории Мексики не нашлось сколь нибудь схожей местности. Семь Пещер – коридоров, Колхуакан – Сгорбленные Горы и наконец, красная земля. Однако, всё это нашлось на западе Кубы – экзотически сгорбленные вершины гор, красные почвы и наконец, в начале 20 века были случайно обнаружены и семь коридоров-пещер, стены которых испещрены религиозно-астрономическими символами древних. И наконец, разве Куба не есть «остров на востоке» по отношению к побережью Мексики. Тем более, между Кубой и побережьем Мексики когда-то существовала цепочка мелких островков, позволявшая древним свободно переходить с острова на континент.

Всё это сходится с легендой мексиканцев о том, что их предки прибыли в эту страну не из Северной Америки, а с острова на востоке после ряда ужасных природных катаклизмов. У разных народов этот мифический остров называется по-своему: «Толлан» у тольтеков, «Ацтлан» у ацтеков (их самоназвания так и переводятся: «люди из страны Ацтлан» или «Толлан») или «хуэхуэтлапаллан», то есть «древняя-древняя красная земля». Ацтлан или Толлан также переводятся, как «земля, окруженная водой», то есть остров.

Согласно легендам, далекие предки правителей и знати тольтеков и майя приплыли в Мексику с восточного острова, высадившись на побережье современных штатов Табаско и Веракрус, они называли себя «Змеи» или «народ Гремучей Змеи», не случайно в именах, в титулах царей, жрецов, вождей столь многих индейских народов присутствует «Змей», каста жрецов майя называлась «чан», то есть «змеи», имя тольтекско-майясской династии Коком тоже переводится также, «коком» это множественное число от «коатль» — «змея». Таинственный «змеиный народ» принес с этого острова достижения своей цивилизации, новые знания и искусства. Легенды об острове-прародине есть и у народа какчикуэль, горного народа в Гватемале, культурно и генетически связанного с древними майя.

Коренные жители Кубы,Гаити, Ямайки, Багам, индейцы таино были искусными рыбаками и совершали регулярные плавания на своих юрких каноэ между карибскими островами, они умели делать красивую расписную керамику, выращивали маис (кукурузу), хлопок, табак, питались в основном овощами и фруктами, морепродуктами и мелкими животными.

Их верования включали в себя поклонения небесным светилам, связь с духами предков, изображавшимися в виде идолов с индивидуальными чертами лица – «земис», высеченных из камня и украшенных морскими раковинами и глиной.
Жили таино главным образом крупными земледельческими общинами, в которых нередко насчитывалось до 3 тыс. человек.

Коварных, корыстных и крайне жестоких «гостей» из Европы тогда очень поразила жизнерадостная открытость, гостеприимство и мягкость индейцев, качества, без раздумий принятые ими за «дикарскую наивность» и даже глуповатость. Решили, что из этих безобидных «дикарей» выйдут безответные верные слуги «Пятницы» и хорошие рабы. Они жестоко просчитались.

Кровавых регулярных войн, подобных европейским карибские острова рубежа 15-16 веков не знали, удаленные от континента, эти люди жили относительно спокойно, их мелкие столкновения трудно всерьез назвать войнами.

Они не были готовы к той волне садизма и зверства, которая обрушится на них всего через несколько лет после высадки Колумба. Менее чем через 50 лет Багамские острова опустеют, лишившись своего населения, а миллионное население Кубы и Гаити сократится в десятки раз.

Удивительно, но кажется, ничего не связывало первобытные племена Антил с развитыми цивилизациями Мексики, хотя известно, что течения иногда уносили легкие каноэ кубинцев, гаитян или ямайцев к побережью Юкатана, в страну майя.

Карибские индейцы рассказывали первым испанцам, что на запад от их островов есть страны, где люди не ходят обнаженными, а носят одежду из тканей и вместо тростниковых хижин строят огромные каменные жилища.
И не может быть, чтобы разведчики и купцы майя, свободно плававшие вдоль побережья Центральной Америки от Мексики до Панамы и Колумбии, при этом никогда не посещали ближайшие острова.

Стоит обратить внимание, что именно на острове Пинос (Хувентуд) близ Кубы, один из спутников Колумба увидел в лесу, у побережья группу одетых в белое индейцев, которые поспешили скрыться, едва увидев европейца. Этот рассказ современника тем более интересен, что карибские индейцы (а других испанцы еще не видели) не носили одежды, кроме узкой повязки. Не разведчиков ли из Мексики увидел этот испанец?

Читайте также:  Основание под композитный бассейн

Если это так, то легко становятся понятны «пророчества» мексиканских жрецов о близком «нашествии жестоких белых людей и о скором конце своей цивилизации». Что если смутные сведения о высадке испанцев на карибских островах и их дикой жестокости к местному населению доходили до побережья Мексики?

Мрачность «пророчеств» имела все основания – чужеземцы обладали невиданным оружием, ездили на сильных и быстрых невиданных животных, самые крупные индейские лодки не шли в сравнение с их парусниками, чужеземцы на каждом шагу демонстрировали свою агрессивность и военное превосходство. Мексиканцы отнюдь не были доверчивы и наивны, как несчастные первобытные таино и вправе были ожидать самое страшное.

Ужасы Конкисты:эпоха, прекратившая физическое существование сотен народностей и племен сначала на карибских островах, на побережье Бразилии, Венесуэлы, затем раздавившая очень высокие и древние цивилизации и целые государства в Центральной Америке и в области Анд.

Еще когда Колумб вернулся из первого плавания к карибским островам и привез с собой нескольких местных жителей, «святые отцы» всерьез подняли тему, звучащую безумно и дико: «Можно ли считать «существ», привезенных адмиралом «настоящими людьми», раз в Библии ничего не сказано о заокеанских землях и их населении? После глубокомысленных дебатов милостиво согласились считать американских индейцев людьми! Впрочем, на реальном отношении к ним это никак не отразилось.

Один испанский идальго с умыслом выставил перед Мадридом всех жителей Нового Света «звероподобными скотами и людоедами», для чего? Всё просто, после такого заявления король Испании одобрил закон, разрешающий официально обращать индейское население в рабство. В колониях требовались сотни тысяч рабов, ведь испанцы не собирались сами работать, становиться земледельцами, рудокопами и т.д.

Необъяснимая волна садизма, сопровождавшая первые десятилетия после «открытия» Америки привела к резкому сокращению коренного населения, даже потребность в рабах не могла заставить палачей-плантаторов сдерживать свои звериные инстинкты. Им мало было просто убивать.

По свидетельствам очевидца и соотечественника убийц священника Бартоломе де Лас Касаса, людей четвертовали живьем, отрубали руки, ноги,, вырезали глаза и языки, вспарывали животы беременным женщинам, бросали младенцев на съедение натасканным на человечину собакам.

И уже тогда Куба была достойна названия Остров Свободы! Сопротивление коренных кубинцев было бешеным, но бесперспективным. Гордый народ, индейцы Кубы дрались до последнего старика и ребенка, не имея никаких шансов на победу, одно твердое желание, не стать рабами ненавистного белого варвара.

Обращение первых испанцев с индейцами-рабами было столь страшным, что местные жители искали легкой и достойной смерти в бою, иногда сами убивали своих жен и детей и кончали жизнь самоубийством, семьями бросались со скал.
Вслед за индейцами наступал черед африканцев умирать под кнутом на проклЯтой колониальной земле, добывая богатства для «старушки Европы».

Вождь таино Атуэй, возглавивший первое анти-колониальное восстание на Кубе был схвачен испанцами и сожжен живым в 1512 году.
Сохранилась легенда, что когда Атуэя уже привязали к столбу, к нему подошел испанский монах и стал через переводчика уговаривать вождя хоть перед смертью стать христианином.
Монах наскоро рассказал индейцу про рай и ад и вождь вдруг спросил:
«А белые люди тоже будут в раю?»
«Конечно», — отвечал удивленный монах.
Индеец ответил ему так:
«Я отдаю свою жизнь войне с белыми и если эти люди будут в раю, то я хочу в ад. Отойди, назойливый человек и не мешай мне умирать».

Опустели некогда цветущие деревни и поля, опустели рыбацкие поселки побережья, некому было возвращаться к ним.
Уцелевшие воины с семьями уходили в труднодоступные горные районы на востоке Кубы.
После жестокой казни Атуэя и до 1532 г. войну индейцев Кубы с захватчиками возглавили новые вожди племени сибонеев с запада Кубы Гуама и Такомэна.
Из 700 тыс. жителей Кубы всего через 50 лет в 1548 году в горах укрывалась кучка в 200-300 человек.

Очень мало кому известно, что совсем малая часть индейцев Кубы уцелела в эти страшные годы именно в горах провинции Орьенте на востоке острова. Эти люди сохранили свой внешний расовый тип и часть материальной культуры древних хозяев острова, только говорят они не на таино, а на староиспанском начала 16 века.
В 17-18 веках на Кубе черные африканские рабы нередко бежали с испанских плантаций и рудников в уцелевшие индейские поселки, где их тепло и с пониманием встречали коренные жители, образовывались группы смешанного населения, их называли еще «черные индейцы», эти люди считались наиболее свободолюбивой и непримиримой к угнетению частью цветного населения.

Источник

Оцените статью