Водный – водяной – водянистый
Паронимы водный и водяной существуют в русском языке в течение трех веков (впервые они были отмечены в Лексиконе Ф.Поликарпова в 1704 г.). Прилагательное же водянистый получило «лексикографическую прописку» несколько позднее – в Лексиконе 1762 г.
Начнем с прилагательного водный. MAC и БАС-2 дают только одно общее значение этого слова: «Относящийся к воде, связанный с ней». Однако БАС-2 приводит еще три оттенка этого значения. К сожалению, в Словаре Ожегова – Шведовой, в «Большом толковом словаре русского языка» С.А. Кузнецова и в «Русском толковом словаре» Лопатиных это прилагательное включено в словообразовательное гнездо заголовочного слова Вода без толкования. Нам представляется более целесообразным выделить такие два значения этого слова: 1. Относящийся к воде, связанный с ней. 2. Связанный с использованием воды и водоемов (естественных и искусственных).
В круг существительных, сочетающихся с этим прилагательным в первом значении, входят следующие слова: поверхность, стихия, преграда, среда, струя, гладь, поток, простор, коридор, рубеж, пространство и др. Вместе с прилагательным и соответствующими глаголами они образуют, в частности, такие глагольно-именные словосочетания: бороться с водной стихией; преодолеть водную преграду, водный рубеж; окинуть взглядом водный простор, водную гладь; скользить по водной поверхности; обитать в водной среде и т.д.
Во втором значении рассматриваемый пароним образует с существительными следующие именные словосочетания: водный раствор, водная эмульсия, водная энергия, водные процедуры, водный стадион, водная база, водные виды спорта, водная дорожка, водное поло, водные лыжи, водный велосипед, водные запасы, водные ресурсы, водные богатства, водный режим (почвы, растений), водный баланс, водный дефицит, водный кадастр, водный путь, водный транспорт, водная магистраль, водное законодательство и т.д. В свою очередь, эти именные словосочетания могут входить в состав таких глагольно-именных словосочетаний: приготовить водный раствор чего-л.; принимать водные процедуры; заниматься водными видами спорта; обладать большими водными ресурсами; испытывать водный дефицит; поддерживать, регулировать водный баланс; использовать водный путь, водный транспорт; внести поправки в водное законодательство и др. Проиллюстрируем употребление прилагательного водный примерами из художественной литературы и периодики:
С лица планеты исчезли смытые водной стихией густые леса, обработанные поля и прибрежные города (Известия. 1994. 31 мая); Представьте себе пронизанный светом сосновый бор, покачивание лодки на водной глади. (Домашний очаг. 1999. Февраль); Он [Н.Филатов] добавил, что вибрион холеры обитает исключительно в водной среде. (Метро. 1999. 11 марта); Вальков еще раз окинул взглядом водный простор и обнаружил в нем новые подробности (Ю.Нагибин. На тихом озере); Водный путь уже не дает прежних доходов (Известия. 1994. 26 мая); Видится эта парочка в основном на чемпионатах по водным видам спорта или летает друг к другу на выходные (Домашний очаг. 1999. Май); Короче, ревности на водной дорожке и за ее пределами хватало (Комс. правда. 1997. 19 декабря); У берега покачиваются водные велосипеды и даже яхты. (Известия. 1994. 7 июля); Президент также пообещал помощь на развитие водного транспорта (Известия. 1994. 18 июня); Оказывается, в Мшаре, славной своими водными богатствами, умирают озера (Ю.Нагибин. И вся последующая жизнь).
Перейдем к парониму водяной. Его толкование содержится в MAC и БАС-2. В указанных выше однотомных толковых словарях это прилагательное, как и его пароним водный, также дается без толкования в словообразовательном гнезде существительного Вода. Если отбросить некоторые частности, то лексические значения этого слова можно сформулировать следующим образом:
1. Состоящий из воды, содержащий воду, образуемый водой (водяной вал, поток, столб, балласт; водяные брызги, пары; водяная струя, капля, пыль).
2. Осуществляемый с помощью воды; приводимый в движение водой (водяное отопление, охлаждение; водяная мельница, турбина; водяное колесо; водяной двигатель).
3. Живущий, произрастающий в воде, обитающий на воде, около воды (водяные существа, насекомые; водяная крыса, курочка, дичь; водяные растения; водяной орех; водяная лилия).
Как видим, в третьем значении прилагательное водяной является составной частью некоторых ботанических и зоологических наименований. Следует упомянуть и еще одно устойчивое выражение с паронимом водяной – водяные знаки. Это видимые на свет изображения на денежных купюрах, марках и т.п. Приведем ряд примеров:
Подставьте свое тело бурлящим водяным потокам. Постойте под падающими струями небольших водопадов. (Домашний очаг. 1999. Июнь); Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок (М.Булгаков. Мастер и Маргарита); Через тонкую водяную струю можно пропускать еще более тонкий луч лазера (Известия. 1994. 25 октября); Во всех моделях этого изобретения применен принцип водяного колеса (Известия. 1994. 1 июня); Маша любила смотреть, как в этой воде шныряли какие-то водяные существа (К.Паустовский. Бабушкин сад); Они [берега] густо поросли камышом, кувшинками и водяными лилиями. (Ю.Нагибин. На тихом озере); На берегах этих рек в глубоких норах живут водяные крысы (К.Паустовский. Мещерская сторона).
Интересно отметить, что некоторые существительные с паронимами водяной и водный в первом значении могут образовывать синонимические словосочетания: водяной поток – водный поток, водяная струя – водная струя. В настоящее время более употребительными являются словосочетания водяной поток, водяная струя.
Что же касается третьего паронима водянистый, то практически все толковые словари (как многотомные, так и однотомные) выделяют у него три значения:
1. Содержащий значительное или излишнее количество воды, влаги (водянистые ягоды, водянистый картофель, водянистое болото, водянистый снег).
2. Бесцветный, слабоокрашенный, напоминающий по цвету воду (водянистые краски, глаза; водянистый взгляд).
3. Перен. Разг. Расплывчатый, многословный, малосодержательный (водянистая статья, лекция, диссертация, монография; водянистый доклад, стиль; водянистые стихи).
Проиллюстрируем употребление паронима водянистый несколькими цитатами: Прежде чем готовить водянистый картофель, положите его на ночь в теплое место, чтобы он подсох (Работница. 1998. Октябрь); Ровная покатость, по которой мне до сих пор приходилось бежать, перешла в низменное водянистое болото, поросшее редким сосновым лесом (А.Куприн. На глухарей); От теплоты сильно болели ноги. А ночь все лепила и лепила на окна пласты водянистого мартовского снега (К.Паустовский. Исаак Левитан); Парень на секунду смолк, взглянул на меня водянистыми глазами, в которых застыло удивление. (А.Кивинов. Страховочный вариант); Там полки замирали, стоя на одной ноге и вытянув носки под водянистым и бешеным взглядом императора Павла (К.Паустовский. Орест Кипренский); Доклад был весьма водянистым – общие слова и мало конкретных фактов (Из разговора).
Подводя итоги, можно констатировать, что паронимы водный и водяной более употребительны и имеют более широкий круг лексической сочетаемости с существительными, чем третий член паронимического ряда водянистый. Прилагательное водянистый не образует паронимических или синонимических словосочетаний с другими членами ряда.
Источник
А Вы путаете паронимы?
Как я уже не раз писала, если в семье говорят правильно, то и дети не будут испытывать хоть какие-то трудности в решении тестов ЕГЭ по русскому языку. Поэтому вопрос в заголовке обращен ко всем: и к детям, и ко взрослым…
ПАРОНИМЫ
Паронимы – это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение
Удачный – удачливый и многие другие пары.
Вы знаете, чем отличаются данные слова?
ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?
Наверное, эту пару чаще всего и смешивают… Так в речи появляются лексические ошибки.
Даже стишок придумали, чтобы люди не путали эти слова:
Одеваю я Надежду.
Надеваю ей одежду.
Иногда помогает подбор антонимов:
Проверьте себя.
В каком предложении есть лексическая ОШИБКА, связанная со смешением паронимов?
1. На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.
2. Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
3. Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
4. ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.
Вам в помощь лингвист В. И. Красных предлагает такую дифференциацию этих слов:
Водный . 1. Относящийся к воде, связанный с ней. 2. Связанный с использованием воды и водоемов (естественных и искусственных).
Водяной . 1. Состоящий из воды, содержащий воду, образуемый водой. 2. Осуществляемый с помощью воды; приводимый в движение водой. 3. Живущий, произрастающий в воде, обитающий на воде, около воды.
Водянистый . 1. Содержащий значительное или излишнее количество воды, влаги. 2. Бесцветный, слабоокрашенный, напоминающий по цвету воду. 3. Перен. Разг. Расплывчатый, многословный, малосодержательный.
Есть ли у Вас проблема с паронимами? Делитесь в комментариях.
Источник
Карточки по русскому языку 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Карточки по русскому языку для развития орфографической зоркости учащихся 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточки по русскому языку 4 класс
- Переносное значение слова 1
- Синонимы 3
- Антонимы 4
- Главные члены предложения 6,8
- Алфавит 7
- Однокоренные слова, корень 9,10
- Ударение, приставка 10
- Части речи 11
- Непроизносимая согласная 15
- Род имен существительных 16,17,18
- Связь существительного с прилагательным 20
- Имя прилагательное 21
- Род имен прилагательных 22
- Число имен прилагательных 23
- Время глаголов 24
- Предлоги 25
- Вставь пропущенные буквы 2,5,9,14,19,26
- Однородные члены предложения 27,28,30
- Грамматическая основа 28
- Знаки препинания 29,31,32,34
- Сложное предложение 33
- Члены предложения 35
- Род имен существительных 36
- Падеж , падежные окончания 37,38,39,40,41,50,51,52
- Склонение 42,43,44,45,46,47
- Ь в существительных 3-го скл. 48,49
- Число и падеж 53
- Падежные предлоги 54,55
- Склонение и падеж 56
- Связь имен прилагательных и существительных 57,59
- Род имен прилагательных 58,64,66,67,69
- Падеж, падежные окончания 60,61,62,63,65
- Число 68
- Изменить прилагательное 70,71
- Лицо 72,75
- Падеж 73
- Лицо, число, падеж 74
- Местоимение и предлог 76
- Найти глаголы 79,82
- Время 77,78,80
- Неопределенная форма 81
- Спряжение 83,84,85,87,88,89,92,93
- Время, лицо, число, спряжение 86,95,96,97
- Изменить глаголы 90
- Лицо 90,91,94
4 класс. Повторение.
Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни двумя чертами слова, которые употреблены поэтом в переносном значении.
Опять заря см..яться стала,
Про ноч.. забыли н..беса,
И переливно задр..жала
На свежей зел..ни р..са.
4 класс. Повторение.
Вставь пропущенные буквы.
В..лна б..жит за в..лной. По морю л..тит на всех парусах к..рабль.
Со..нце л..скает море теплыми луч..ми. По берегу идет босоногий мальчик. Море п..ет ему свою в..селую песню. Быстрокрылые чайки з..вут его в д..лекое путешествие.
4 класс. Повторение.
Прочитай слова, спиши из каждого ряда те из них, которые являются синонимами.
Думать, мыслить, размышлять, решать.
Сообщение, известие, рассказ, весть, событие.
Большой, крупный, гигантский, замечательный.
Молчаливый, неразговорчивый, немногословный, болтливый, безмолвный.
4 класс. Повторение.
Подбери антонимы к данным словам.
Верность – …, грубость – …, доброта – …, жадность – …, несправедливость – … .
Слова для справок: справедливость, вежливость, неверность, жестокость, щедрость.
4 класс. Повторение.
Прочитай. Соедини части пословиц. Вставь пропущенные буквы.
Нет друга – ищи, а имей сто друзей.
Дружба верна не лест..ю, а т..варища выручай.
Старый дру.. а тот, кто пом..гает.
Друз..я п..знаются а нашел – бер..ги.
Не тот друг, кто потакает, а правдой и честью.
Сам пр..падай, лучше новых двух.
Не имей сто рублей, в беде.
4 класс. Повторение.
Прочитай предложения. Спиши. Подчеркни в них главные члены. Над выделенными буквами укажи звуки, которые они обозначают.
В мо ё м саду раст ё т стара я я блон я . Её посадили реб я та. Осень ю ребята снимут богатый урожай я блок.
4 класс. Повторение.
Прочитай. Среди данных слов выбери названия явлений природы. Запиши их в алфавитном порядке.
Дом, гроза, работа, метель, дорога, дождь, снегопад, гололедица, забор, мороз, путешествие, гром, иней, приключение, роса.
4 класс. Повторение.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.
4 класс. Повторение.
Прочитай текст. Подбери к тексту заглавие. Вставь пропущенные буквы. Найди однокоренные слова и выдели в них буквы.
Кора м..лодой б..резы темная. Прож..вет береза несколько лет, и к..ра поб..леет.
Пл..ды б..рез часто называют с..менами. Но это мал..нькие орешки. У каждого орешка два мал..еньких крылышка. Ветер может ун..сить л..тучие пл..ды очень д..леко. Уп..дут крылатые орешки в землю. И начинают расти новые б..резки.
4 класс. Повторение.
Прочитай. Поставь ударение в словах, вставь пропущенные буквы. В выделенных словах обозначь приставки.
Два м..лодых п..тушка п..дрались , и один поб..дил. Поб..ежденный забился под сарай, а поб..дитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил он крикуна и унёс к себе на ужин.
4 класс. Повторение.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Найди однокоренные слова и выдели в них корень.
Недалеко от д..ревни л..сок. В овраге между к..рнями с..сны глубокая н..ра. В ней ж..вёт л..са и четверо л..сят. Поймала л..са зайчонка. Б..жит осторожно, хвост по з..мле распустила, сл..ды заметает. Бросила зайчонка в н..ру л..сятам и л..гла у входа. О.дыхает, а сама прислушивается. Ст..рожит л..сят.
4 класс. Повторение.
Вставь пропущенные буквы.
В..да, л..сник, з..мляника, сн..жки, т..жело, з..лёный, м..ря, л..сичка, в..ренье, с..довник, цв..ты, к..рмушка, б..льница, р..ка.
4 класс. Повторение.
Мне попала соринка в глаз. Пока я её вынимал, в другой глаз ещё попала соринка.
Я заметил, что ветер несёт на меня опилки. Скоро я увидел, что маленькие синички стучали носами по сухому дереву. Они добывали себе насекомых в гнилой древесине.
Работа шла так бойко, что птички на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево.
Выпиши из текста существительные, прилагательные и глаголы по образцу:
Существительные: Прилагательные: Глаголы:
соринка маленькие попала
4 класс. Повторение.
Вставь пропущенные буквы.
Пов..р, п..левой, сн..жок, с..лёный, в..сёлый, п..лянка, стр..лы, р..чушка, з..мелька, з..мушка, ст..ловая, ст..руха, скв..рец, цв..тущий, л..сёнок, л..сточек, ст..ричок.
4 класс. Повторение.
Вставь в словах, где нужно, букву Т, объясни.
Бессовес..ный-__________ , горес..ный- _____________ , доблес..ный-__________ , завис..ливый-____________ , древес..ный-______________ , лес..ной-______ , крепос..ной- __________ , мес..ный- ____________ , телес..ный- _____________ , ус..ный- _______ , соглас..но- ___________ .
4 класс. Повторение.
Определи род имен существительных.
Пёс, щенок, овчарка, собака, река, озеро, море, пруд, ель, тополь, дерево, берёза, гусь, гусыня, гусёнок, мальчик, юноша, дядя, дедушка, отец, папа, мама, мать, ребёнок, дитя, весна, лето, осень, день, ночь, утро, варенье, повидло, джем.
4 класс. Повторение.
Прочитай пословицы. Найди имена существительные, определи их род. Выпиши только существительные среднего рода.
Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью. Маленькое дело лучше большого безделья. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
4 класс. Повторение.
Запиши, вставляя пропущенные буквы, слова в три столбика. В первый столбик напиши имена существительные женского рода, во второй – мужского, в третий – среднего рода.
М..локо, м..рковь, м..рковка, ябл..ко, ябл..ня, яг..да, яг..дник, сах..р, п..м..дор, ..гурец, кр..пива, пш..ница, р..бина, к..ртофель, к..ртошка, щ..вель.
4 класс. Повторение.
Прочитай пословицы и поговорки. Вставь, где нужно, пропущенные буквы.
Скупой богач.. б..днее нищего. Лучше горькая правда, чем кр.сивая лож.. . День да ноч.. – сутки прочь. Своего д..тёныша грач.. называет беленьким, а ёж.. – мягоньким.
4 класс. Повторение.
К существительным подбери подходящие по смыслу прилагательные.
Прибыл (скорый, быстрый, торопливый) поезд. Папа надел на рыбалку (старую, древнюю, старинную) шляпу. Стояла (горячая, жаркая, знойная) погода. Пирог получился (мокрый, сырой, влажный). Мама надела (долгое, длинное) платье. От фонтана летели (водяные, водные, водянистые) брызги.
4 класс. Повторение.
Прочитай. Какие прилагательные употреблены неправильно? Исправь ошибки.
Дети пошли в игральную комнату. Я играл в футбол с соседним мальчиком. Ах, как надоел этот рыбий суп! Сытый кот свернулся клубочком и задремал.
4 класс. Повторение.
Измени прилагательные по родам, допиши окончания. Укажи род, выдели окончания прилагательных.
Дружн.. класс, дружн.. семья, дружн.. семейство; спел.. рожь, спел.. яблоко, спел.. арбуз; зл.. собака, зл.. ветер, зл.. животное; остр.. ум, остр.. слово, остр.. боль; горяч.. пора, горяч.. блюдо, горяч.. человек.
4 класс. Повторение.
Составь словосочетания с прилагательными и существительными из скобок, изменяя прилагательные по числам. Вставь пропущенные буквы.
В..сёлый (каникулы), ст..ринный (часы), м..сной (консервы), лё..кий (санки), праз..ничный (торты), грус..ный (напевы), поз..ний (заморозки), ненас..ный (вечера).
4 класс. Повторение.
Прочитай. Поставь глаголы в прошедшем времени. Вставь пропущенные буквы.
В з..лотые осенние дни готовятся к ..тлёту журавли. П..кружат они над р..кой и потянутся в дальние тёплые страны.
Через л..са, через п..ля, через шумные г..рода л..тят журавли. С высоты слышатся их прощ..льные г..лоса.
4 класс. Повторение.
Спиши, вставляя нужные предлоги. Выдели окончания имён существительных.
Пойти … школу – прийти … школы
поехать … Минск – приехать … Минска
войти … автобус – выйти … автобуса
пойти … стадион – прийти … стадиона
4 класс. Повторение.
Вставь пропущенные буквы.
Хорошо, что снова лето,
снова со..нце высоко,
что в..да в пруду нагрета,
как п..рное мол..ко.
Х..р..шо, что рож.. густая
голубую п..ёт р..су,
что встр..чают птич..и стаи
нас и в поле, и в л..су.
4 класс. Предложение.
Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте предложения с однородными членами. Какими членами предложения они являются?
Я с..дел во дворе на лавочке и см..трел на п..туха. П..тух разгуливал по мол..дой травке и кл..вал букашек. И алый гребень, и пушистый хвост, и точёные шпоры горели, сверкали, перел..вались на со..нце.
4 класс. Предложение.
Прочитай текст. Расставь знаки препинания, подчеркни грамматическую основу в предложениях с однородными предложениями.
Лиса не всегда строит себе нору. Она часто занимает чужую. Живут лисы в степях в лесах и в горах. Лисы передвигаются быстро и ловко. Не каждая собака догонит лису.
Лисы – хорошие охотники. Мышиный писк они слышат за сотни метров.
4 класс. Предложение.
Прочитай стихотворение. Спиши, вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Какими членами предложения являются однородные члены? Подчеркни их.
из калитки выш..л
постуч..л в ..кошко
проб..жал по крыше.
4 класс. Предложение.
Прочитай, дополни предложения однородными членами.
Картофель, … , … и … продаётся в овощном магазине.
В продовольственном магазине можно купить … , … и … . Одежда, … , … и … продаются в универмаге. Марки, …, … и … можно купить на почте. А в хозяйственном магазине продаются кастрюли, …, … и … .
4 класс. Предложение.
Прочитай. Вставь пропущенные знаки препинания.
Он скучает по деревьям
по звенящему ручью
по скворечне по деревне
4 класс. Предложение.
Прочитай. Вставь пропущенные знаки препинания.
Рано утром на рассвете
и котята и утята
и жучки и паучки.
4 класс. Предложение.
Прочитай. Найди два сложных предложения. Подчеркни в них главные члены.
Что такое айсберг?
Айсберги состоят из огромных глыб льда. Они плавают в морях и океанах. Льдины возвышаются над водой на несколько десятков или даже сотен метров. Подводная часть айсберга намного больше видимой. Айсберг занимает такую площадь, что на нём мог бы разместиться целый город.
4 класс. Предложение.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания.
Кошка кралась в осенней тр..ве. Она затаивалась прыгала и опять садилась п..дстерегать добычу.
Потом она п..вернула в д..ревню и вся её дикость пропала. Даже шаги сделались д..машними. А потом я увидела её в сумерках около дв..ра. В т..мноте св..тились два з..лёных фонарика.
4 класс. Предложение.
Прочитай. Разбери по членам предложения.
Стаи птиц улетают
прочь за синее море,
все деревья блистают
в разноцветном уборе.
4 класс. Имя существительное.
Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы. Укажи род имён существительных.
Слово – сер..бро, м..лчанье – зол..то. Видна птица по п..лёту. Учен..е – путь к умен..ю. Правда в огне не горит, в в..де не тонет. Т..рпенье и тру.. всё перетрут. Без труда не вынешь и ры..ку из пруда.
4 класс. Имя существительное
Измени существительные по падежам. Запиши, поставь в словах ударение, выдели окончания.
И. (Кто? Что?) сосна, слон
Р. (Кого? Чего?) _____________________________
Д. (Кому? Чему?) _____________________________
В. (Кого? Что?) _____________________________
Т. (Кем? Чем?) _____________________________
П. (О ком? О чём?) _____________________________
4 класс. Имя существительное
Измени существительные по падежам. Запиши, поставь в словах ударение, выдели окончания.
И. (Кто? Что?) берёза, кот
Р. (Кого? Чего?) _____________________________
Д. (Кому? Чему?) _____________________________
В. (Кого? Что?) _____________________________
Т. (Кем? Чем?) _____________________________
П. (О ком? О чём?) _____________________________
4 класс. Имя существительное
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь падеж существительных, выдели их окончания.
За деревней т..нулась роща. У рощи собирались дети. Через рощу прох..дила тр..пинка. Дети х..дили в рощу за цв..тами.
4 класс. Имя существительное
Прочитай. Вставь, где это нужно пропущенные буквы. К выделенным формам слова поставь вопросы. Обозначь падеж.
Врач.. вош..л в комнату и увидел кроватку . Кроватка ст..яла в углу комнаты. В кроватке лежал б..льной ребёнок. У кроватки с..дела мать. Врач.. подошёл к кроватке . Он накл..нился над кроваткой и сказал, что у малыша ангина.
4 класс. Имя существительное
Прочитай предложения. Укажи падеж выделенных существительных. Подчеркни главные члены предложений.
- Портфель лежал на столе. Наташа сложила учебники в портфель .
- Мама повесила пальто сушить. Пальто немного промокло под дождём.
- Саша повесил полотенце на верёвку. Полотенце быстро высохло.
4 класс. Имя существительное.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение.
С..лдат, д..рога, путь, сч..стье, рад..ость, юн..ша, нитка, нить, зеркало, с..бака, м..рковка, м..рко..ь, к..ртошка, к..ртофель, реч. плащ, шалаш, шинель, медаль, рояль.
4 класс. Имя существительное
Вспомни и запиши в столбик по четыре существительных каждого склонения.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
4 класс. Имя существительное
Прочитай. Найди в тексте имена существительные 1-го склонения, выдели окончания. Укажи их род, число, падеж.
Дедушка Дуров всю жизнь работал в цирке. Дети любили выступления животных. Дуров научил собаку Рыжку решать задачу. Она показывала лапой на большой карте Чёрное и Белое моря.
4 класс. Имя существительное
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные 2-го склонения.
Воскр..сенье, ф..враль, в..гон, дождь, здоров..е, врач, сах..р, гор..зонт, в..кзал, зол..то, ал..ея, морковь, пятница, огород, женщ..на, муж..ина, ч..ловек, инж..нер, п..льто, ябл..ко, с..нтябрь.
4 класс. Имя существительное
Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные 3-го склонения.
Щавель, богатырь, печ. пальто, л..донь, воскресен..е, медаль, ф..враль, мыш. рож. жизнь, помощ. б..рёза.
4 класс. Имя существительное
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи падеж существительных 3-го склонения.
К волку вдруг пришла б..да:
он кост..ю ч..ть не подавился.
Журавль свой нос по шею
засунул к волку в пасть,
и с трудност..ю б..льшою кость выт..щил,
и стал за тру.. пр..сить.
4 класс. Имя существительное
Прочитай. Вставь, где это нужно, букву Ь . Подчеркни существительные 3-го склонения.
Гараж. ключ. молодёж. печ. мыш. ландыш. сторож. ёж. калач. врач. вещ. тиш. доч. скрипач. грач.. .
4 класс. Имя существительное
Прочитай слова. Найди существительные 3-го склонения, составь с ними словосочетания.
Образец: серая мышь.
Морковь, морковка, площадь, площадка, помощник, помощь, мышь, мышка, тетрадь, тетрадка.
4 класс. Имя существительное
Составь и запиши словосочетания. Выдели окончания существительных и укажи падеж.
Подарить (дедушка)______________, рассказать (подруга)_______________, показать (учительница)________________, помогать (мама)_______________, дать (собака)__________________.
4 класс. Имя существительное
Прочитай слова из песенки. Вставь пропущенные буквы и укажи в скобках падеж существительных.
От улыбк.. ( ) станет всем св..тлей:
И сл..ну и даже маленькой улитк.. ( ).
Так пускай повсюду на з..мле ( ),
Словно лампочки, включ..ются улы..ки!
4 класс. Имя существительное
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж существительных, выдели окончания.
Ты г..рдись своим отцом,
Но и сам будь м..лодцом,
А не только сын..м.
4 класс. Имя существительное
Прочитай. Составь из данных групп слов предложения, чтобы выделенные слова были в них первыми. Укажи число и падеж имён существительных.
В, пришли, мальчики , лес._______________________________________________________________
В, они , дупло, дереве, увидели.____________________________________________________________
Мальчик, старший , в, запустил, дупло, руку.________________________________________________
Орехи, в , были, дупле.___________________________________________________________________
Это , домик, белки, был.__________________________________________________________________
4 класс. Имя существительное
Прочитай предложения. Вставь подходящие по смыслу предлоги. Укажи падеж имён существительных.
Будь внимателен … словам. Обращайся почаще … словарям. Значение неизвестных слов ищи … толковом словаре. Если не знаешь, как пишется слово, не обойтись … орфографического словаря.
4 класс. Имя существительное
Прочитай. Поставь выделенные имена существительных в форму творительного падежа. Запишите текст.
Давай будем ________________________________________
Дружить друг с (друг) ________________________________________
Как птица – с (небо), ________________________________________
Как травы – с (луг) ________________________________________
Как ветер – с (море), ________________________________________
Поля – с (дожди), _________________________________________
Как дружит солнце _________________________________________
Со всеми нами. __________________________________________
4 класс. Имя существительное
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Определи склонение и падеж существительных.
Каждый где-нибудь ж..вёт:
Рыба – в речк. в норк.. – крот,
За..ц – в пол. мыш.. – в солом.
Я – в б..льшом кирпичном дом.. .
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай текст. Найди в нём прилагательные и существительные, к которым они относятся. Подчеркни прилагательные волнистой линией, существительные – одной чертой. Выдели окончания прилагательных.
Была тёмная ночь. В глубокой траве светится зелёный огонёк. Мы разглядели в высокой траве маленького червячка. Он казался крошечным фонариком. В тёплые летние дни вдоль тропинки много маленьких светлячков. Тёмная трава украшена зелёными огоньками.
4 класс. Имя прилагательное.
Подбери к данным прилагательным имена существительные и запиши их в виде словосочетаний. Обозначь род прилагательных, выдели окончания.
Образец: серебристый иней.
Прозрачная, глубокое, красный, тихий, звёздная, солнечное, дождливая, разноцветная.
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Дополни текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Вставь пропущенные буквы.
Пришла __________ зима. Стоят _____________ морозы. Земля п..крылась _________снегом. Спит ____________ лес. В ___________ снег спрятались ____________ёлочки. _________ мороз сковал воду в озер.. . ______________ жители давно готовы к зиме.
Для справок: морозный, крепкий, зимний, пушистый, сильный, лесной.
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы и допиши окончания имён прилагательных. Укажи падеж имён прилагательных.
По опушкам среди б..рёз прячутся в тр..ве крепк.. б..ровики, розовеют мокр.. сыроежки. Словно мал.. ребята, толпятся красноголов.. подосиновики. Важно стоят нарядн.. мухоморы.
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания имён прилагательных и укажи их падеж.
В зеркало залива
Сонный лес гл..дит;
В чащ.. молчаливой
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания имён прилагательных и укажи их падеж.
Улыбнулись сонные берё..ки,
Растр..пали шёлковые косы.
Ш..лестят з.. лёные серё..ки,
И горят серебряные росы.
4 класс. Имя прилагательное.
Просчитай. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Выдели окончания прилагательных и укажи падеж.
Было ____________ утро. В ____________овраге журчал ____________ ручей. В кустах заливался ___________ соловей. В поле колыхалась ______________ рожь. В воздухе слышалась ____________ песня жаворонка. ____________ солнышко всё выше поднималось по _________________небу.
Для справок: тёплый, лазурный, весёлый, голосистый, летний, глубокий, золотистый, звонкий, прозрачный, яркий.
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Допиши окончания имён прилагательных. Укажи их род, выдели окончания.
Древн.. столица, дальн.. дорога, прекрасн.. пение, мелодичн.. песня, местн.. радио, интересн.. экскурсия, зимн.. пальто, ранн.. капуста.
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы и допиши окончания имён прилагательных.
Стояла ранн.. весна. Вечерело. Я забрёл на топк.. лесн.. болото. В светл.. сосняке леж..т снег. А в тёпл.. ельнике сухо. Вокруг уд..вительная тиш..на. только дрозд на елов.. верхушке высвистывает л..ниво и звонко.
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Вставь имена существительные – названия деревьев. Выдели окончания прилагательных и укажи их род.
Коренастый, крепкий и могучий многолетний …… .
Наклонилась над рекой грустная развесистая …….. .
Всех прекрасней кудрявая, белоствольная ……… .
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Вставь подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме. Укажи их род и падеж.
На небе появилась …………. туча. Поднялся …………. ветер. Хлынул ……………. дождь. Давно не было такого ……………… дождя! Но вот туча пронеслась, и золотом стала переливаться ………………. , …………………. Трава.
Для справок: сильный, молодая, сочная, огромный, обильный, проливной.
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Запиши данные словосочетания во множественном числе. Выдели окончания имён прилагательных.
Жаркий день, короткая ночь, красивый цветок, быстрая река, ароматное яблоко, зелёный лист, быстрый ручей.
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Допиши окончания прилагательных,выдели окончания.
Берёза – самое любим.. русск.. дерево. С глубок.. д ревности у всех славянск.. народов весной чествовали берёзу. Её украшали разноцветн… лентами, вокруг неё водили хороводы.
Сколько песен сложено о белоствольн.. , кудряв.. , стройн.. берёзе, сколько посвящено ей нежн… стихов, сколько написано знаменит… картин.
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Поставь данные прилагательные в форме родительного падежа. Выдели окончания. Составь предложение с одним из прилагательных в форме родительного падежа.
Яркий, красивое, лунный, вечерний, морской, песчаный, зимний, любимое, светлый, счастливое.
4 класс. Имя прилагательное.
Прочитай. Раздели текст на предложения. Допиши окончания прилагательных и вставь пропущенные буквы.
Кончилась летн.. ноч.. над берёзов.. рощей занимается утренн.. заря тр..ва покрыта прохладн.. росой уже проснулись певч.. птицы скоро взойдёт тёпл.. солнце.
4 класс. Местоимение.
Прочитай. Подчеркни местоимения, укажи их лицо. Найди предложение с тремя однородными сказуемыми.
Однажды я собирал в лесу грибы и увидел белочку. Белочка долго бежала за мной. Я понял: она решила, что я срезал гриб, который принадлежит ей. Она страшно обиделась. Белка разрешила проследить за мной и вернуть гриб. Я вынул из корзины боровик и положил его на пенёк. Белочка подскочила к нему, схватила и понеслась прочь. Так мы помирились.
4 класс. Местоимение.
Прочитай. Укажи падеж местоимений.
Увидел меня, приготовил для тебя, горжусь им, встретился со мной, беспокоюсь о нём, гуляю с ней, вспоминаю о тебе.
4 класс. Местоимение.
Прочитай и отгадай загадку. В скобках укажи лицо, число, падеж местоимений.
Ты ( ) упала мне под ноги,
Растянулась вдоль дороги.
На меня ( ) ты так похожа,
Будто я ( ) шагаю тоже.
4 класс. Местоимение.
Прочитай. Вставь подходящие по смыслу местоимения. Укажи их лицо.
Малыш услышал слабое жужжание. _____ становилось всё громче. Скоро мимо окна пролетел толстыйчеловечек. _____ замедлил ход и сказал:
- Привет! Можно ____ здесь на минуточку приземлиться?
- Да, пожалуйста, — ответил Малыш и добавил: — А что, трудно _____ так летать?
- Ни капельки, потому что ______ самый лучший в мире летун. Но ______ не советую, увольню, похожему на мешок с сеном, подражать ______ — важно произнёс Карлсон.
- Как _____ зовут? – спросил Карлсон.
- Малыш. А _____ ?
- А _____ зовут Карлсон!
- Привет, Карлсон! А сколько ______ лет? – спросил Малыш.
- Сколько ______ лет? – переспросил Карлсон. — ______ мужчина в самом расцвете сил. Больше ______ ничего не могу сказать.
4 класс. Местоимение.
Прочитай. Подбери к местоимениям подходящие по смыслу предлоги. Подчеркни гласные в слабой позиции.
с тобой ____ меня ____ вам
___ тебя ____ мне ____ нас
___ тебе ____ мной ____ нами
Прочитай. Найди сложное предложение. Подчеркни главные члены сложного предложения, укажи время глаголов.
Ночь. Уснули улицы.
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям,
Тише, тише, ветер!
В окна не стучись.
Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Обозначь время глаголов.
Жарко веет ветер душный,
Со..нце руки обожгло,
Надо мною свод в..здушный,
Словно син..е ст..кло.
Пру.. л..ниво сер..брится,
Жизнь по-новому л..гла…
Кто сегодня мне приснится
В ле.. кой сетке гамака?
Прочитай слова. Подчеркни глаголы.
Зелень, зеленеть, прыжок, прыгать, соль, солить, зелёный, говорить, разговор, путать, путаница, писать, письменный, сочинять, сочинение, проверка, проверять, пение, петь, запевать.
Прочитай. Раздели текст на предложения. Подчеркни грамматические основы предложений. Укажи время глаголов.
Звенит по камешкам ручей река шумит с криком летит к нам стая журавлей луг покрылся ковром из пёстрых цветов весело жужжит пчела она перелетает с цветка на цветок солнце весело глядит на прекрасную картину дня скоро наступит вечер.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.
Когда в..евать вам
Придётся друг с дру..кой –
на случ..й припомните
лупите не в силу –
Прочитай глаголы. Подбери к ним антонимы.
Помнить- , дать- , смеяться- , купить- , найти- , открыть- , налить- , одеть- , надеть- , принести- .
Для справок: забыть, плакать, взять, потерять, продать, закрыть, раздеть, вылить, снять, отнести.
Прочитай слова. Подчеркни глаголы 1 спряжения, выдели окончания.
Носят, строят, куют, дарят, собирают, поднимают, поёт, спит, идёт, решаем, кричит, говорит, читаете, тает, расцветают.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи спряжение глаголов, выдели в них окончания.
Синее небо закрывают тучи. Поднимается сильный ветер. Он раскачивает дерев..я, клонит их к з..мле. сыплет густой колюч..й снег. За ноч.. снег покроет всю землю.
Прочитай. Подчеркни глаголы II спряжения. Выдели окончания.
Плывут, даёт, стоят, ловит, стучат, пишут, собирают, разводят, любят, кормит, строишь, рубят, поют.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи время, лицо, число и спряжение глаголов.
Как х..рошо в р..дном краю!
Ты всех счас..ливее на свете,
В с..дах скв..рцы тебе п..ют,
С тобою друж..т тёплый ветер.
Вставь пропущенные буквы. Найди сложное предложение и подчеркни в нём главные члены. Над глаголами укажи спряжение.
М..ня пугал так сильно Страх
В потёмках у ворот,
Что я в испуг.. крикнул «ах!»
Я крикнул «ха!», и мигом Страх
З..бился под забор…
Он струсил сам! И слово «ах»
Я п..забыл с тех пор.
Прочитай глаголы. Укажи над ними спряжение.
Копать, ловить, сидеть, плавать, стелить, отдыхать, вить, солить, решать, сажать, водить.
Вставь пропущенные буквы. Укажи спряжение и выдели окончания глаголов.
Упустиш.. голову рыбы, за хвост её не поймаеш.. .
Из песни слов не выкинеш.. .
На час отстанеш.. – за день не догониш.. .
Скажеш.. – не воротиш. напишешь – не сотрёшь, отрубиш.. – не приставиш.. .
Прочитай пословицы. Поставь глаголы в форму 2-го лица единственного числа.
(Поспешить) – людей (насмешить)._________________________________________________________
Не (разгрызть) ореха, так и ядра не (съесть)._________________________________________________
Какую дружбу (завести), так и жизнь (прожить)._____________________________________________
Без труда не (выловить) рубку из пруда.____________________________________________________
Как (посеять), так и (пожать)._____________________________________________________________
(Упустить) минуту – (потерять) час.________________________________________________________
Прочитай. Подчеркни в тексте глаголы 2-го лица. Выдели окончания.
На Востоке на вопрос «Хороший ли это человек?» иногда отвечают: «Не знаю, я с ним в дороге не был».
Да, если хочешь узнать человека ближе – отправляйся с ним в дальнюю дорогу. Чем дольше идёшь по жаркой пустыне, тем лучше понимаешь, кто с тобой рядом. В дороге увидишь черты характера человека, его манеры, воспитанность. В пути надо привыкать к обстановке, понимать людей, быть к ним внимательными, не нервничать из-за пустяков.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи спряжение и выдели окончания глаголов.
Тракторист дела..т самое главное дело в деревне. Он паш..т, се..т, воз..т, стро..т. Он жнёт, кос..т, расчища..т новые земли под поля. Тракторист заготавлива..т корма, подвоз..т их на ферму.
Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания глаголов и укажи их спряжение.
П..ёт зима – аука..т,
М..хнтый лес баюка..т
Прочитай глаголы 3-го лица единственного числа. Вставь пропущенные буквы. Укажи спряжение глаголов.
Загон..т, бега..т, обгоня..т, вид..т, поддерж..т, услыш..т, прилета..т, ищ..т, наход..т, дыш..т, обижа..т, ненавид..т, составля..т, верт..т, завис..т, помога..т.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи число и лицо глаголов настоящего времени.
Когда в солнечное утро, лет..м, пойдёш.. в лес, то на полях, в траве увид..ш.. алмазы. Все алмазы эти осл..пительно блестят и сияют на со..нце разными цв..тами. когда подойдёш.. ближе и разглядиш. что это такое, то увидиш. что это карли росы собрались в треугольных л..стах тр..вы и блестят на со..нце.
Вставь подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени. Выдели в них окончания, укажи род.
На груди бойца ________ медаль. Яблоко _______ под ноги Алёнке. Гусь медленно _________ к пруду. Чернила _________ по столу. Во двор с радостным лаем __________ собака. В зале ___________ рояль.
Слова для справок: вбежать, блестеть, упасть, подойти, стоять, разлиться.
Прочитай. Озаглавь текст. Вставь пропущенные буквы. У глаголов в прошедшем времени укажи род и число.
Пришла в..сна. Запели птицы. Со..нце согрело землю. В л..су на ложбинке п..бежал ручей. Вот на пути он замет..л под к..рнями старой б..рёзы норку. Зв..рёк ещё с ос..ни разыскал это укромное м..стечко. Хол..дный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его. Ёж выбрался из своего убежища.
Свеж..й в..терок разносил по лесу в..сенние зап..хи. Ёж лёг на спинку и постав..л со..нцу своё брюшко.
4 класс. Наречие.
Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни наречия.
Пекарь сапожнику к сроку Так и выход..т обычно:
сшить сап..ги поруча..т, Всё, что мы дела..м, — нужно.
ну, а сапожник без хлеба Значит, давайте трудит..ся
много ль нашьёт, натача..т? Чес..но, усердно и дружно.
4 класс. Наречие.
Прочитай слова. Укажи сверху какой частью речи они являются.
Весёлый, веселье, весело, красивый, красота, красиво, высокий, высоко, высота, тёплый, тепло, теплота, вежливость, вежливо, вежливый, громкость, громкий, громко.
4 класс. Наречие.
Прочитай. Укажи спряжение глаголов и подчеркни наречия.
Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
4 класс. Наречие.
Прочитай глаголы. Составь и запиши словосочетания с данными глаголами и наречиями. Запиши словосочетания вместе с вопросами.
Образец: рассказывает (как?) интересно.
Опускается, играют, поют, работает, пишет, читает.
Для справок: выразительно, грамотно, весело, дружно, добросовестно, медленно.
4 класс. Наречие.
Прочитай. Подчеркни наречия.
- Что ты строишь? – в один голос закричали удивлённо Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. – Что это – дом для поросёнка или крепость?
- Дом для поросёнка должен быть крепостью – спокойно и уверенно ответил им Наф-Наф и продолжал работать.
4 класс. Наречие.
От данных имён прилагательных образуй наречия.
Весёлый, смешной, дружный, свободный, солнечный, дорогой, горячий.
4 класс. Наречие.
Прочитай наречия. Найди среди них синонимы и запиши их парами, вставляя буквы.
Образец: высоко – низко.
Высоко, бли..ко, ак..уратно, рядом, опрятно, печ..льно, гла..ко, криво, медленно, грус..но, ровно, тихо, вокруг, кругом, ласково, нежно, ни..ко, прямо, хол..дно, жарко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по русскому языку 4 класс. Собраны упражнения для отработки многих видов орфограмм. Карточки можно использовать для коллективной работы в классе или дома.
На уроках русского языка большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Для этого используются дидактические материалы, которые разрабатываются с учетом требований программы и индивиду.
Эти карточки можно использовать на уроках русского языка, а также в индивидуальной работе.
В помощь учителю 4 класса — карточки по русскому языку.
Карточки (3 уровня) для проверки знаний детей по темам: «Имя существительное». «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Состав слова». «Приставка и предлог. Разделительные Ь и Ъ».
Эти каарточки можно использовать для работы в классе и дома в конце букварного периода в период изучения русского языка. В них включены узадания , способствующие развитию познавательных инт.
Дидактический материал по теме «Предложение, текст» используется для подготовки к итоговой аттестации за курс начальной школы. Задания выполняются непосредственно на карточках. Задания составлен.
Источник