Мрачная история Актеркиных прудов
В 17 веке район Останкино был занят немецким кладбищем. Затем сюда перенесли морг и кладбище неопознанных людей. Чуть позднее на территории было открыто еще и Лазаревское кладбище.
В 18 столетии злосчастное место стало собственностью графа Николая Петровича Шереметьева. Он же построил известный всем Останкинский дворец. Деревянное здание было так искусно отделано , что казалось, оно выполнено из камня. Работы по его возведению шли по 18 часов в сутки без выходных. Для освещения постройки пригласили митрополита Филарета. Но он не смог попасть на территорию, так как в день его визита все дороги на пути к дому графа почему-то оказались перекопанными. Место не захотело освещения.
В тот тяжелый для простых людей период, когда крестьяне голодали, болели и часто умирали, граф создавал шикарный театр. По историческим данным, только театральных костюмов насчитывалось минимум 5000 штук.
В театре Шереметева бывали Павел I и Александр I. Полюбоваться коллекцией картин графа приезжал из Польши король Август Понятовский. Граф вел активную светскую жизнь. Во время роскошного приема в честь императора Павлу I произошло событие, омрачившее праздник. Неожиданно на приеме появилась сгорбленная вещунья. Ее собирались выгнать, но Павел повелел оставить старуху и ушел с ней на приватный разговор. Что царь услышал от провидицы, остается тайной. Но после ее ухода он попросил Шереметьева показать ему одну коллекционную картину. Это был портрет молодого человека. На его мизинце сиял перстень со знаком мироздания. Царь долго рассматривал портрет,после чего с грустью заявил, что теперь он знает, когда будет убит.
По слухам, ясновидящая Агафья предсказала, что Павел будет на троне 4 года, 4 месяца и 4 дня. Смерть его должна была наступить в месте его рождения. Так и произошло: Павла задушили в его Михайловском дворце.
Тем временем Шереметев совершенствовал свой театр. Но яркие огни рампы скрывали много трагедий. Артисты, обладающие большими талантами, обучались в невыносимых условиях, на конюшне. Актрисы часто болели чахоткой. Кроме того, их жестоко наказывали за малейшие провинности. Многие из них, не в силах больше выносить такую жизнь топились в ближайших прудах. В связи с этим, 7 прудов около Останкино получили название «пруды актерок». Сейчас на их месте находятся жилые дома и телецентр, где и сегодня происходят странные случаи.
Своим актерам граф часто давал «драгоценные» псевдонимы: Гранатова, Алмазов и т.д. Самой талантливой актрисе театра, Прасковье Ковалевой, он дал фамилию «Жемчугова». Влюбившись в актрису, граф подарил ей свободу, и они поженились.
В один из вечеров Прасковья увидела в галерее сгорбленную вещунью. Провидица посоветовала актрисе не играть те две роли, которые ей предстояли в скором будущем. Жемчугова должна была играть Офелию и Клеопатру. Старуха произнесла: «две покойницы на сцене — быть третьей наяву». Прасковья не послушалась и начала репетиции. Вскоре она умерла. После этого самоубийств в труппе стало больше. Медленно и необъяснимо угас род Шереметевых.
В районе Останкино и сегодня происходят разные аномальные события, часты случаи самоубийств и среди жителей района и среди работников телецентра. Все это принято связывать с плохим влиянием электромагнитных волн. Но так ли это на самом деле, не знает никто.
А на месте бывших прудов не раз видели старуху с клюкой. Ее появление всегда к скорой беде. Последний ее визит предзнаменовал пожар в телебашне, находящейся рядом.
Источник
Останкино, Кашенкин луг: Угол пруда, знаменитого луговой красотой и жирными карасями, пропал под сваями Останкинской телестудии
Читатель канала «Московские истории» Владимир Федоров, родившийся и выросший в послевоенном Останкино, вспоминает давно исчезнувшую деревню Кашенкин луг, память о которой осталась только в названии улицы, прятавшихся в водорослях заболоченного пруда жирных карасей и как отсутствие дорогих удочек влияло на фантазию юных рыболовов.
По всей видимости, деревня с названием Кашенкин луг возникла на пойменных лугах реки Каменки (точнее, Кашенки, смотри карту Москвы 1929 г). Ее последние избы, доживающие свой век, мне, мальчишке, посчастливилось видеть до времен массовой застройки Москвы.
Это были покосившиеся домишки с дощатыми почерневшими сараями, с длинными картофельными грядками, сохранившимися с крепостных времен давно ушедшего века. Куры, свиньи и другая скотина свободно разгуливали внутри полуразвалившихся огородок, свободно выбредая за их пределы.
Деревня, пережившая свой век, неуместная в городе, как дикий зверь, сбрасывающий свою линялую шкуру, всегда была неожиданной. Зимой тихо притаивалась под огромными сугробами с нависающими снежными шапками крыш, оставляя меж домами для своих обитателей узенькие протоптанные тропиночки. Вечерами, после рабочего дня, за огоньками замороженных окон начиналась жизнь, и ее печное творение сопровождалось вытянутыми облаками дыма на фоне холодного звездного неба, исходящими из одиноких закоптелых труб.
По весне деревня еще долго оставляла на улице, за забором, оттаивающие кучи с домашними отбросами, наверное, для удобства коммунального сбора помоев.
Перед долгими летними гуляньями преображалась, скидывая всю грязь и копоть пристанционной Останкинской деревеньки, стыдливо прикрываясь кустами сирени и высокой луговой травой.
После наших бурных каникул, золотой осенью, светлела и желтела, выставляя на показ россыпи собранной картошки, свеклы и огурцов, заготовленных для подвалов.
Пребывая в гостях у школьных друзей, ступать по подворью следовало с осторожностью, избегая следов от домашней живности. Такого неухоженного селения я не встречал даже в забытых богом краях, где проживала моя деревенская бабушка. Если Кашенки можно было любить, то только как любят старое брошенное кладбище — с грустью и нежностью.
Упомянутые места — с остатками былого луга на границе Останкинского пруда, ближней дубравы с соседними избами Кашенкинской деревни и речушки Горленка, исчезнувшей потом в городских трубах, были в нашей детской жизни замечательным пространством обитания.
Заманчивый заболоченный угол пруда с впадающим осоковым ручьем со временем, безвозвратно пропал под сваями Останкинской телестудии. Был он знаменит — луговой красотой, застольными местами для скатертных, праздничных посиделок взрослых и жирными карасями, кормящимися красным мотылем, небывало, размножившимся от дрожжевых стоков ближнего пивзавода.
Ловить удочкой ввиду их сытости было бесполезно, сетями или корзинами — невозможно из-за черного, засасывающего ноги прудового ила.
Мечта, каким-то образом заманить этих жирных карасей в свои сети посещала многих мальчишек.
Наш опытный, учившийся на два класса старше нас сосед по бараку Витя Новиков предложил простое решение.
— Давайте ловить рыбу, как на корабле-траулере: корзина из сетки привязывается к пароходу, и он тащит ее, захватывая всю рыбью стаю.
На наш наивный вопрос, где взять пароход, последовал категорический ответ:
— Берем лодку напрокат — вот тебе и пароход.
Предложение всем понравилось, накопили три рубля мелочью, и, получив на час лодку, Витя пригнал ее к ближней купальне. Мы уже ждали нашего капитана. Первая попытка закончилась ничем — корзина тонуть не хотела. Решили положить внутрь камень, корзина все равно всплыла. Не получилось со второй и третьей попытки. Прокатное время стремительно ушло.
На следующий день Витя пришел с новой идеей: найти в качестве бесплатного плавсредства в каком-нибудь из затонов брошенный плот. Действительно, нашлось даже несколько отсыревших плотов, но только один из них мог выдержать нас троих. Витя распределил обязанности. Саша лег на живот посреди плота и удерживал корзину, мы начали отталкиваться. Плот не хотел двигаться в нужном направлении. Он вращался! Тем не менее, мы умудрились поймать, вместе с тиной, несколько хороших карасей. Это вдохновило, мы понимали: надо плыть туда, где есть водоросли, в которых попрятались крупные караси.
Витя наседал:
— Толкай сильней!
Но плот кружил на одном месте. В волнении Витя сделал пару неосторожных шагов в мою сторону. Угол плота задрался, и мы, сползая и падая друг на друга, съехали вместе с пойманной рыбой в воду.
Последующие опыты не принесли успеха. Плавая в поисках рыбы, мы незаметно для себя оказались на глубине, упустили палку и в суете все оказались на одной стороне плота. Он начал медленно тонуть, все глубже и глубже погружаясь в воду. Затем противоположная сторона плота, как девятый вал, высоко поднялась из воды и вдруг, резко перевернувшись, нас накрыла. Скользкие доски ударили Витю по голове, а меня вдоль спины. Наконец мы, достав дна ногами, постепенно выбрались.
На берегу, отдышавшись, поняли, что не хочется больше так ловить и надо переходить на одинокие, как нам тогда казалось, — скучные и дорогие удочки с поплавками, лесками и крючками. # владимир федоров
Источник
Останкино: «Гулять нас бабушка водила к Дворцовому пруду, пиявок там была уйма»
Дворцовый пруд с пиявками, соседство с Сергеем Королёвым, парное молоко на рынке из ближайших деревень — читатели «Московских историй» вспоминают жизнь в Останкино в 1950 — 1960-х годах.
Я жил с родителями на улице Бочкова. В детстве с большими ребятами ходили пешком купаться на большой Дворцовый пруд (тот, что напротив Останкинской башни. Башня появилась позже, в 1967 году). Иногда зайцами ездили на 7-м трамвае. Но это было опасно: очень часто ходили контролёры — злые тётки. Они всегда угрожали отвести в детскую комнату милиции. Мы, пацаны, тогда этого боялись.
Когда шли пешком, дорога проходила мимо дровяного склада. Сейчас там улица Королева. ( Улица была образована в 1966 году из Большой Кашёнкинской, 3-й Останкинской и отрезка вновь проложенной улицы ). Да и сам Сергей Павлович в то время жил в особнячке на этой улице. Тогда никто про.него еще не знал. На Останкинском рынке всегда продавалось парное молоко. Тогда неподалеку были деревни, и люди держали коров, кур, кроликов. Прошло всего каких-то 60 лет, и теперь на месте этих деревень крупные районы.
Моя бабушка с тетей жили в Останкино в бараке. Я часто ездила к ним в гости: на 7-м трамвае от Рижского вокзала до конечной остановки. Комнаты отапливались газом, плиты стояли в коридоре. И рукомойники были там же. Помню бабушкин палисадничек с двумя вишнями и клумбой. Гулять меня с братом бабушка водила к Останкинскому ( Дворцовому ) пруду. Пиявок там было уйма.
Зимой мы катались в парке на санках с горы около дворца. Сейчас эта территория огорожена и с горки уже не прокатишься. Ровно на месте бабушкиного барака стоит здание Гипроцветмета ( улица Королева, 13 ), где довелось поработать лет 15. Так что вся жизнь с этим местом связана.
До 1962 года жил с родителями в бараке на 6-м Новоостанкинском проезде, потом переехали в Черемушки. Мои дед и бабка с детьми, моими тётками, жили в Пушкинском студгородке корпус (дом) 7. В детстве часто ходил к ним в гости и оставался, благо недалеко. Хорошо помню те места. Был очень зелёный район: много частных домов, бараков, садов, огородов.
Источник
Moscowolk
Москва — сегодня, будь в курсе!
Останкинский пруд. Усадьба Останкино
- Создано: 13.06.2013 10:50
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»>
- Просмотров: 8297
На улице Академика Королева расположена зона отдыха с Останкинским прудом, другое название пруда Останкинский Дворцовый пруд
Пруд сооружён в начале XVII в. в пойме Останкинского ручья (реки Горленки). Площадь 5,2 га. Средняя глубина 2,5 м. Объем воды в водоеме — 156 тыс. м³. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод.
Сейчас пруд у берегов зарастает и ещё у берегов пруда много грязи
Здание телецентра оформлено в стиле телевизионной сетки
С берегов Останкинского пруда хорошо видно Останкинскую башню. Высота башни 540 метров
Вдоль улицы Академика Королева проходит монорельсовая дорога. Остановка около пруда называется Телецентр, для монорельсового поезда
На Останкинском пруду можно покататься на лодке. Прокат 30 минут стоит 250 рублей
Храм Троицы Живоначальной в Останкине
Если будете поблизости, обязательно зайдите на территорию храма
Вся территория утопает в цветах и зелени
По соседству с Храмом расположена Музей-усадьба Останкино
Вход на территорию усадьбы платный, поэтому стоит прикупить билетик в кассе
Билет стоит 20 рублей с человека
Главное здание усадьбы на реконструкции. Окончание работ I квартал 2016 года (не слишком торопятся)
Статуя перед главным корпусом усадьбы
Аллея со скамейками. Скамья воссоздана по изображению Увеселительного сада усадьбы Н.П. Шереметьева, рисованному с натуры художником Ф.Смысловым в 1847 году
на территории усадьбы особенно смотреть и делать нечего, только прогуливаться по тенистым липовым аллеям
центральная клумба (правда без цветов) усадьбы
зеленый коридор, правда не заросший зеленью
Статуя: три девушки
Во дворе усадьбы стоят статуи графов и графинь
практически у всех статуй отбиты носы
Первое упоминание деревни относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу, устраивается пруд и закладывает деревянную церковь. Созданные Щелкаловым постройки были уничтожены в Смутное время, до наших дней сохранился только созданный им пруд. Усадьбу, боярский дом и Троицкую церковь восстанавливает князь Черкасский, которому Останкино пожаловано царем Михаилом Федоровичем в 1601 году. Унаследовавший земли племянник князя Яков с 1642 обустраивает в Останкино охотничьи угодья, а его сын, Михаил Яковлевич, вместо обветшавшей деревянной церкви возводит каменную, и приказывает насадить кедровую рощу. К началу XVIII века усадьба становится одной из красивейших в Подмосковье. В 1743 году внучка Михаила Яковлевича, княгиня Варвара Алексеевна, единственная дочь канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского, одна из богатейших невест Москвы, выходит замуж за графа Пётра Борисовича Шереметева, усадьба Останкино входит в состав приданного[1][2].
Поскольку Петр Борисович жил в своей родовой усадьбе в Кусково, Останкино в основном использовалась для хозяйственных целей. Несмотря на это, по его указанию был разбит парк, выстроены теплицы и оранжереи, а также частично перестроен дом.
Ансамбль складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Н. П. Шереметеве на рубеже XVIII—XIX вв. Побывав в 1830-х гг. в Останкино
чуть ли не единственная статуя с неотломленным носом
23 октября 1918 г. усадьба Останкино была национализирована и стала государственным музеем, и 1 мая 1919 года он принял первых посетителей.
На холме стоит красивая беседка, очень жалко, что к беседке подняться нельзя — огорожено и ходит охранник
главное здание усадьбы охраняют скульптурные львы
статуя на фасаде главного здания усадьбы
Одним словом усадьба Останкино — это тихое, уединенное место, где можно прогуляться по тенистым аллеям и насладиться тишиной. Остаётся ждать окончания реконструкции, чтобы попасть внутрь усадьбы
Источник