Особняк паниных фонтана 7
Панины – семейство серьезное, с репутацией. Панин на третьей свадьбе Ивана Грозного нес фонарь перед царем. При московских государях Панины служили дьяками, воеводами, заседали в Боярской думе. Не потерялись они и в петербургский период российской истории. Никита Иванович Панин – российский посол при шведском дворе, воспитатель Павла I, один из первых в империи либералов. Его брат – Петр Иванович, генерал-аншеф, победитель пруссаков под Кунерсдорфом, турок под Бендерами; именно он одолел Емельяна Пугачева. Хотя Екатерина и не любила его («первый враг», «себе персональный оскорбитель», «дерзкий болтун»), но все же из чувства справедливости даровала Петру Ивановичу графское достоинство. Сын полководца, граф Никита Петрович, при Павле исполнял фактически обязанности министра иностранных дел. Особняк на Фонтанке (ныне дом 7) принадлежал его сыну Виктору Никитичу. Виктор Панин купил дом на Фонтанке у Белосельских-Белозерских в конце 1840-х, когда те переехали в свое новое палаццо на Невском. Граф Виктор Никитич к этому времени уже был министром юстиции. Высокий, прямой как шест (Николай I прозвал его «трехпаленным», а Герцен «жирафом в андреевской ленте»), Панин представлял идеальный тип бюрократа. Как вспоминал князь Мещерский: «по недоступности своей он был чем-то вроде полубога, по легендарной о нем молве он был каким-то мифологическим существом, почитание которого исключало всякую возможность даже думать, что он имеет что-нибудь общее с житейской стороной служебного мира; все служившие в ведомстве его пребывали в сознании, что человека в чиновнике министерства юстиции не существует для графа Панина. Это резкое отделение службы от жизни так было строго соблюдено графом Паниным, что он для разговоров со своими устроил у себя в двери кабинета окно, через которое разговаривал с семьей, чтобы никого из непричастных к служебному кругу не допустить в свой кабинет как храм служителей священнодействия. Не лишена была оригинальности и ежедневная прогулка графа Панина.
Каждый Божий день по Невскому проспекту, в пятом часу дня, можно было встретить высокого старика, прямого как шест, в пальто, в цилиндре на небольшой, длинноватой голове, с очками на носу и с палкой всегда под мышкой. Прогулка эта была тем интересней, что все видели графа Панина, но он никого никогда не видел, глядя прямо перед собой в пространство. И когда кто ему кланялся, граф машинально приподнимал шляпу, но, не поворачивая и не двигая головой, продолжая смотреть вдаль перед собою». Министерство юстиции во времена Николая I было вопиюще неэффективным ведомством. Тогдашняя Россия, по словам Константина Аксакова, была «черна в судах неправдой черной». Волокита и взятки, чиновничий произвол стали притчей во языцех. Сам Панин считался человеком честным, в посторонних доходах не нуждался, так как наследовал от отца 12 тысяч крепостных душ, 7 имений, недвижимость в Москве, Петербурге, Риге, Нижнем Новгороде, Казани, Ярославле, Костроме и Павловске. Но это не мешало Виктору Никитичу быть убежденным консерватором, врагом всяческих изменений. В начале великих реформ царствования Александра II граф Панин возглавлял реакционную партию и после победы либералов был отправлен в отставку. У Панина было трое дочерей и единственный сын Владимир. По словам соседа Паниных через Фонтанку графа Сергея Шереметьева: «Либерал и деспот по преимуществу, характера требовательного и прямолинейного, он представлял из себя смесь остзейского чванства с либерализмом 60-х годов. Это был совершенно не русский тип. Помню, Панин читал невесте какую-то книгу. Меня заинтересовало, что именно. Каково было мое удивление, когда я узнал, что он читает своей невесте биографические сведения о графе Аракчееве». Невестой, а потом и женой Владимира Панина была Анастасия, дочь богатейшего русского промышленника, владельца брянских заводов Сергея Мальцева. Но прожили они вместе всего год, Владимир Панин умер от туберкулеза, когда ему было 30 лет. Вдова унаследовала панинский особняк. Анастасия Панина прожила жизнь бурную. Вскоре после смерти мужа открыто сошлась со своим гинекологом Петром Гагариным. Это вызвало скандал: свет не простил графине связь с разночинцем. После смерти Гагарина – новое увлечение, еще более скандальное: Иван Петрункевич – земец и радикал, связанный с народовольческим подпольем. На сей раз роман закончился браком. Недовольные вольнодумством Анастасии Паниной- Петрункевич власти даже отняли у нее единственную дочь от Владимира Панина Софью и поместили девочку насильно в Екатерининский институт (как раз напротив особняка). Позже Петрункевич стал членом ЦК кадетской партии, депутатом Думы, видной деятельницей кадетской партии стала и его падчерица Софья. Она считалась богатейшей невестой России так и не выйдя до конца жизни замуж) и была последней владелицей особняка. Во Временном правительстве Софья Панина, известная благотворительница – товарищ ( заместитель) сначала министра государственного призрения, потом – народного просвещения. В 1918 году отсюда, с Фонтанки, Софья Владимировна уехала в эмиграцию.
Источник
История дворца
Дворец на набережной Фонтанки, дом 21, был построен в конце XVIII века. Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина — Мария Антоновна. Во дворце Нарышкиных, славившемся собранием произведений искусства, а также празднествами и концертами, бывали А. Пушкин, П. Вяземский, И. Крылов, Н. Карамзин, К. Брюллов и сам император Александр I.
Именно здесь 29 апреля 1834 года в день совершеннолетия наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II) петербургским дворянством был дан знаменитый бал. Специально к этим торжествам, чтобы разместить чуть менее, чем полутора тысяч гостей, на месте внутреннего двора А.П. Брюлловым был возведен временный деревянный павильон и прорублены проходы в соседний дом Абазы.
В 1844 году в связи с предстоящей свадьбой наследницы дома Софьи Львовны Нарышкиной и Петра Павловича Шувалова архитекторами Бернаром де Симоном и Николаем Ефимовичем Ефимовым началась перестройка дворца в неоренессансном стиле. Свадьба состоялась в 1846 году, открыв «Шуваловский» период жизни дворца.
Следующий масштабный этап реконструкции осуществлялся по проекту Рудольфа Богдановича Бернгарда, созданному в 1859 году. Дворец был оборудован вентиляцией и воздушным отоплением от расположенных в подвале «амосовских» печей, в ряде помещений были сделаны световые фонари.
Последние владельцы дворца — Павел Петрович Шувалов и его супруга Елизавета Владимировна, урожденная Барятинская, — дополнили унаследованное от Нарышкиных собрание предметов искусства блестящей художественной коллекцией.
В начале Первой мировой войны Е.В. Шувалова тщательно спрятала картины и предметы декоративно-прикладного искусства в многочисленных техниках, а сам дворец отдала под лазарет для раненых.
1 августа 1918 года дворец был национализирован, и с 1919 по 1925 год там располагался Музей дворянского быта, экспозиция которого была максимально приближена к жилой обстановке дворца при последних Шуваловых. Впоследствии художественные коллекции передали в Музейный фонд и распределили между российскими музеями.
В 1927-1929 годах во дворце Нарышкиных-Шуваловых находился Дом печати, затем Дом инженерно-технического работника, в 1930-е годы — проектные организации, а с 1941 года — штаб МПВО (местной противовоздушной обороны).
В годы блокады Ленинграда от обстрелов и бомбежек дворец подвергся значительным разрушениям. Прямым попаданием фугасной бомбы был разрушен до основания трехэтажный дворовый флигель. Еще больший ущерб причинила зажигательная бомба, пробившая крышу и упавшая на чердак над Александровским залом. Начался пожар, пламя охватило деревянные конструкции и чердачные перекрытия, обрушилась кровля и потолок с уникальной росписью Д. Скотти.
В 1963 году было принято решение об открытии в Шуваловском дворце Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран. Дворец почти 30 лет существовал без капитального ремонта и постепенно разрушался.
Дабы сохранить этот памятник архитектуры, в 2006 году Правительство Санкт-Петербурга передало Шуваловский дворец в аренду на 49 лет Культурно-историческому фонду «Связь времен», учрежденному предпринимателем Виктором Вексельбергом. С 2006 по 2013 год в нем велись сложнейшие реставрационные работы, позволившие вернуть дворцу былое великолепие.
19 ноября 2013 года на набережной реки Фонтанки, 21, открылся Музей Фаберже, представивший жителям и гостям Санкт-Петербурга уникальную возможность познакомиться с выдающимся собранием фонда «Связь времен».
Источник
Наб. р. Фонтанки, 7
В июне 1786 года этот тогда ещё пустой земельный участок на берегу Фонтанки купил у купца Крапивина граф Артемий Иванович Воронцов. Спустя несколько месяцев он заказывает здесь постройку каменного дома. Готово здание было уже к 1787 году. Поселившись здесь, граф заказал художнику Д. Г. Левицкому портреты членов своей семьи, которые предназначались для украшения стены в новом доме. Сейчас эти портреты хранятся в Русском Музее.
В середине 1790-х годов Воронцовы переехали в своё подмосковное имение, дом особняк продали Прасковье Андреевне Потёмкиной. Она была замужем за графом Павлом Сергеевичем Потёмкиным. Граф вошёл в историю тем, что именно по его представлению от 15 января 1775 года Екатерина II переименовала реку Яик в Урал, дабы стереть всякую память о пугачёвском восстании. Потёмкин умер 29 марта 1796 года, Прасковья Андреевна — в 1816 году. После её смерти сын съехал из дома на Фонтанке, помещения сдавал в наём.
Вскоре здание выкупила Н. Г. Скарятина, супруга полковника Якова Фёдоровича Скарятина. Полковник отметился в истории тем, что именно его шарфом был задушен в находящемся рядом Михайловском замке Павел I.
В 1832 году Скарятины продали дом графу И. А. Мусину-Пушкину. С 1836 года домом владел князь Э. А. Белосельский-Белозерский. Для князя по проекту А. К. Кавоса был перестроен фасад дома выходящий на Караванную улицу, с того времени он получил существующий сейчас облик.
В дальнейшем, до 1917 года, домом владела семья министра юстиции Виктора Никитича Панина. Виктор Никитич пробыл на посту министра двадцать лет. Был противником реформ Александра II, однако работал в комиссии по подготовке крестьянской реформы. Занимаясь ей делал всё возможное чтобы учесть интересы помещиков. После же начала судебной реформы подал в отставку.
После 1917 года особняк перешёл в собственность государства. До сих пор на аттике присутствует уже не актуальная надпись «ДОМ ОБОРОНЫ ДОСААФ».
Источник
Информатика_2 / Power_Point_1 / ___.4 Power Point / _________4 / ________ _______
Манежная площадь – редкий для переполненного автотранспортом Петербурга островок спокойствия. Квартал между Фонтанкой и Караванной находится в той части Петербурга, которую называют «Золотым треугольником».
Дом Фокина (Фонтана, 5)
Аристократически-гвардейский Петербург одевался у Ганри, Тедески, Калины, Бризака – в модных ателье Большой Морской и Невского проспекта. И владельцы, и большая часть закройщиков здесь были иностранцами. Перед сезоном они совершали поездки в Париж и Вену, где знакомились с последней европейской модой. Единственным русским предпринимателем, сумевшим войти в этот круг, стал коммерции советник Петр Николаевич Фокин. В два года Фокин был отправлен отцом в Москву, к дяде, хозяину каретной фабрики. В 12 лет (в 1858 году) Фокин перебрался в Петербург, в мастерскую офицерских вещей Мельникова. В 1870 году он купил эту мастерскую, а в 1881-м и дом, в котором она находилась. Его мастерская по изготовлению «офицерских вещей», с 1880-х годов располагавшаяся в собственном доме напротив цирка, считалась лучшей в городе.
Особняк Паниных (Фонтана, 7)
Панины – семейство серьезное, с репутацией. Панин на третьей свадьбе Ивана Грозного нес фонарь перед царем. При московских государях Панины служили дьяками, воеводами, заседали в Боярской думе. Не потерялись они и в петербургский период российской истории. Никита Иванович Панин – российский посол при шведском дворе, воспитатель Павла I, один из первых в империи либералов.
Особняк на Фонтанке (ныне дом 7) принадлежал его сыну Виктору Никитичу. Виктор Панин купил дом на Фонтанке у Белосельских-Белозерских в конце 1840-х, когда те переехали в свое новое палаццо на Невском.
Дворец Шуваловых-Нарышкиных (Фонтана, 21)
До 1799 года на этом участке стоял один из дворцов Воронцовых, затем графиня Ирина Ивановна Воронцова продала его Марии Антоновне Нарышкиной (в девичестве – Четвертинская). Мария Нарышкина происходила из польского княжеского рода, стоявшего за сближение с Россией. С 1846 года дворец отходит к дочери Нарышкина Софье Львовне и ее мужу Петру Павловичу Шувалову. Из Нарышкинского дворец на Фонтанке становится Шуваловским. Последними владельцами Шуваловского дворца были сын Петра Павловича и Софьи Львовны Павел Петрович Шувалов и его жена Елизавета Владимировна, урожденная Барятинская. После революции Елизавета Шувалова эмигрировала, во дворце открылся Музей быта, основанный на богатейших коллекциях Шуваловых-Нарышкиных. В 1925 году музей закрыли; коллекции передали в Эрмитаж, Русский музей и Музейный фонд. В 1927-1929 гг. в Шуваловском дворце работал Дом печати.. В сентябре 1941 года во дворец попала бомба «Люфтваффе», разрушившая Александровский зал. К 1950 году дворец реставрировали. В 1965 году в Шуваловском дворце открылся Дом Дружбы.
Особняк Гурьевых (Фонтана, 27)
Построен в 1780-е гг. По мнению известного историка города Петра Столпянского, первоначальный трехэтажный дом был построен на этом участке Джакомо Кваренги для богатейшего петербургского купца Гавриила Зимина.
(по материалам журнала «Квартальный Надзиратель»)
Источник
Информатика_2 / Power_Point / ___.4 Power Point / _________4 / ________ _______
Манежная площадь – редкий для переполненного автотранспортом Петербурга островок спокойствия. Квартал между Фонтанкой и Караванной находится в той части Петербурга, которую называют «Золотым треугольником».
Дом Фокина (Фонтана, 5)
Аристократически-гвардейский Петербург одевался у Ганри, Тедески, Калины, Бризака – в модных ателье Большой Морской и Невского проспекта. И владельцы, и большая часть закройщиков здесь были иностранцами. Перед сезоном они совершали поездки в Париж и Вену, где знакомились с последней европейской модой. Единственным русским предпринимателем, сумевшим войти в этот круг, стал коммерции советник Петр Николаевич Фокин. В два года Фокин был отправлен отцом в Москву, к дяде, хозяину каретной фабрики. В 12 лет (в 1858 году) Фокин перебрался в Петербург, в мастерскую офицерских вещей Мельникова. В 1870 году он купил эту мастерскую, а в 1881-м и дом, в котором она находилась. Его мастерская по изготовлению «офицерских вещей», с 1880-х годов располагавшаяся в собственном доме напротив цирка, считалась лучшей в городе.
Особняк Паниных (Фонтана, 7)
Панины – семейство серьезное, с репутацией. Панин на третьей свадьбе Ивана Грозного нес фонарь перед царем. При московских государях Панины служили дьяками, воеводами, заседали в Боярской думе. Не потерялись они и в петербургский период российской истории. Никита Иванович Панин – российский посол при шведском дворе, воспитатель Павла I, один из первых в империи либералов.
Особняк на Фонтанке (ныне дом 7) принадлежал его сыну Виктору Никитичу. Виктор Панин купил дом на Фонтанке у Белосельских-Белозерских в конце 1840-х, когда те переехали в свое новое палаццо на Невском.
Дворец Шуваловых-Нарышкиных (Фонтана, 21)
До 1799 года на этом участке стоял один из дворцов Воронцовых, затем графиня Ирина Ивановна Воронцова продала его Марии Антоновне Нарышкиной (в девичестве – Четвертинская). Мария Нарышкина происходила из польского княжеского рода, стоявшего за сближение с Россией. С 1846 года дворец отходит к дочери Нарышкина Софье Львовне и ее мужу Петру Павловичу Шувалову. Из Нарышкинского дворец на Фонтанке становится Шуваловским. Последними владельцами Шуваловского дворца были сын Петра Павловича и Софьи Львовны Павел Петрович Шувалов и его жена Елизавета Владимировна, урожденная Барятинская. После революции Елизавета Шувалова эмигрировала, во дворце открылся Музей быта, основанный на богатейших коллекциях Шуваловых-Нарышкиных. В 1925 году музей закрыли; коллекции передали в Эрмитаж, Русский музей и Музейный фонд. В 1927-1929 гг. в Шуваловском дворце работал Дом печати.. В сентябре 1941 года во дворец попала бомба «Люфтваффе», разрушившая Александровский зал. К 1950 году дворец реставрировали. В 1965 году в Шуваловском дворце открылся Дом Дружбы.
Особняк Гурьевых (Фонтана, 27)
Построен в 1780-е гг. По мнению известного историка города Петра Столпянского, первоначальный трехэтажный дом был построен на этом участке Джакомо Кваренги для богатейшего петербургского купца Гавриила Зимина.
(по материалам журнала «Квартальный Надзиратель»)
Источник