Общие положения движения и стоянки судов по внутренним водным путям Волжского басейна
1. Общие положения
1.1. Особенности движения и стоянки судов по внутренним водным путям Волжского бассейна , далее Особенности, изданы в соответствии с пунктом 4 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (далее ППВВП РФ), утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 14.10.02 № 129, зарегистрированных в Минюсте 30.12.02 г. регистрационный № 4088.
1.2. Особенности являются обязательными для исполнения всеми судоводителями и судовладельцами независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Данные Особенности должны находится на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатирующихся без судовых экипажей (п. 8 ППВВП РФ). В настоящих Особенностях под словом «судно» подразумеваются все суда и составы, земснаряды и другие плавучие средства, за исключением случаев, прямо в них предусмотренных.
1.3. Незнание требований Особенностей не снимает ответственности за их нарушение.
1.4. Настоящие Особенности действуют на внутренних водных путях Волжского бассейна :
- р.Волга — от с. Хопылево (459 км) до ост. пункта Стрелецкое (3029 км) и до границы с ВДСК им. Ленина (2581 км) — 400 метров от ворот шлюза № 1 , а также в восточной и юго-восточной части ее дельты, включая рукава Кривая и Прямая Болда, Кизань, Старая Волга, протоки Ямная, Талыча, Подстепок и Бакланья — от границ акватории Астраханского морского порта;
- р.Ока — от устья( 0 км) до 28 км;
- р.Кама — от устья (1383 км) до Сокольского рейда (1583,6 км);
- р.Вятка — от устья (0 км) до г. Кирова (685 км).
- П ритоки выше указанных рек.
Километраж указан по Атласу Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации:
Том 5 издания 2004 года,
Том 6 (I, II части) издания 2006 года,
Том 7 издания 2001 года,
Карта р. Вятки издания 1993 г.
1.5. Внутренние водные пути Волжского бассейна по условиям плавания относятся:
- Куйбышевское водохранилище по р.Волга от пос. Камское Устье до плотины Куйбышевской ГЭС, по р.Каме от Чистополя до пос. Камское Устье;
- Волгоградское водохранилище от Увекского моста до плотины Волгоградской ГЭС;
- р.Волга на участках: от с. Хопылево до пос. Камское Устье, от плотины Куйбышевской ГЭС до Увекского моста, от плотины Волгоградской ГЭС до ост. пункта Стрелецкое и до границы с ВДСК;
- р.Кама от устья р.Вятка до г. Чистополя.
Все остальные внутренние водные пути .
Примечание: У судов местных пиний, совершающих постоянные рейсы по Горьковскому водохранилищу на участке от г.Юрьевца до плотины Горьковской ГЭС, должен быть класс «О».
В Саратовском водохранилище на участке от Сызранского моста до плотины Саратовской ГЭС, закрытия трюмов должны удовлетворять требованиям, предъявленным к судам класса «О». Беспалубные суда класса «Р» — допускаются к плаванию на вышеуказанном участке Саратовского водохранилища при скорости ветра не более 8 м/сек.
1.6. Судоводители должны:
- знать специальную лоцию района плавания и иметь подтверждающие документы об этом. При отсутствии у судоводителей подтверждающих документов о знании района плавания движение судов должно осуществляться с помощью лоцмана;
- постоянно получать путевую и гидрометеорологическую информацию;
- корректировать тома Атласа ЕГС при получении путевой информации и извещений судоводителям.
1.7. Лоцийные сведения, указания и предупреждения, изложенные в томах 5, 6 (I-II ч), 7 Атласа Единой глубоководной системы Европейской части РФ и картах рек Волжского бассейна обязательны для выполнения судоводителями, работниками Волжского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, (далее ГБУВПиС), и всеми лицами, связанными с судоходством.
1.8. Судовладельцы или капитаны судов обязаны ежегодно предъявлять суда до выхода в первый рейс к осмотру Волжскому бассейновому управлению государственного надзора на внутреннем водном транспорте (далее Волжское БУГН на ВВТ) при вводе судов в эксплуатацию, при выходе из пунктов зимнего ремонта и отстоя, из пунктов постройки на ходовые испытания или до места приписки, для чего заблаговременно оповестить ближайшее подразделение Волжского БУГН на ВВТ и согласовать место и дату предъявления.
1.9. В соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 17.12.93 года № 1299 «Об организации управления морскими портами», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.02 года № 705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами», во исполнение статьи 5 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 года в дополнение к Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, движение, маневрирование и стоянка судов на акватории Астраханского морского порта осуществляется согласно Обязательных постановлений по морским портам Астрахань и Оля.
1.10. Капитаны морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, заходящих с Каспийского моря на внутренние водные пути, должны предъявлять суда Астраханскому линейному отделу Волжского БУГН на ВВТ для проверки условий, которым должны соответствовать данные суда при плавании по внутренним водным путям.
1.11. Любое судно, находящееся в границах Волжского бассейна может быть осмотрено работниками Волжского БУГН на ВВТ, независимо от времени и места нахождения.
1.12. Судоводители при постановке судов на рейды, указанные в томах Атласа ЕГС и картах рек Волжского бассейна, должны становится на них с соблюдением их назначения, характеристик и границ.
1.13. Проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на внутренних водных путях бассейна должно быть согласовано их организаторами с Волжским ГБУВПиС и соответствующим линейным отделом Волжского БУГН на ВВТ. О проведении этих мероприятий дается оповещение в путёвой информации. Ответственность за обеспечение безопасности плавания задействованных при этом судов несут организаторы этих мероприятий.
1.14. Судно, оказавшееся по каким-либо причинам с отданным якорем в зоне подводного перехода, обязано оповестить ближайшее подразделение Волжского ГБУВПиС и Волжское БУГН на ВВТ, и может поднимать якорь только в присутствии и с разрешения владельца перехода с составлением акта.
1.15. На внутренних водных путях Волжского бассейна (р. Волга (459-3029 км), р. Кама (1383-1583,6 км), р.Ока (0-58 км) осуществляется обязательное диспетчерское регулирование движения судов Волжским государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства.
Диспетчерские регулирования движения в Волжском бассейне находятся в следующих городах, которые осуществляют регулирование в следующих границах:
- Ярославль 459 — 707 км
- Городец 707 — 865 км
- Балахна 865 — 887 км
- Нижний Новгород 887 — 1170 км
- Новочебоксарск 1170 — 1255 км
- Казань 1255- 1470 км
- Ульяновск 1470 — 1610 км
- Чистополь 1583,6 — 1383 км р.Кама
- Тольятти 1610 — 1855 км
- Балаково 1855 — 2175 км
- Волгоград 2175 — 2725 км
- Астрахань 2725-3029 км
Судоводители обязаны передавать диспетчеру информацию, установленную Положением о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям РФ.
1.16. Подход (отход) судов к портовым гидротехническим сооружениям, причалам и заход (выход) на акватории отстойных пунктов, допускается только с разрешения диспетчерской службы портов, владельцев.
Количество судов, стоящих у каждого причала определяется его владельцем, если данными Особенностями не определено иное.
1.17. Места расположения причалов, паромных и лодочных переправ согласовываются их владельцами с Волжским ГБУВПиС и Волжским БУГН на ВВТ.
1.18. Места добычи строительных материалов должны располагаться за пределами судового хода и согласовываться с Волжским ГБУВПиС и Волжским БУГН на ВВТ. Места добычи и подходы к ним должны быть протралены, и в случае необходимости, обставлены навигационными знаками.
Источник
Раздел 2. Движение судов по внутренним водным путям Волжского и Камского бассейнов.
2.1. На внутренних водных путях Волжского и Камского бассейнов (р. Волга (661- 3029 км); р. Кама (1383-1584,0 км); р. Ока (0- 58,1 км) осуществляется обязательное диспетчерское регулирование движения судов ФБУ «Волжское ГБУ» . На участке р.Кама: устье р.Вятка (1584,0 км) – пром. порт Соликамск (2495,0 км) осуществляет обязательное диспетчерское регулирование движения судов ФБУ «Камводпуть».
Информация о нахождении диспетчерских пунктов по регулированию движения флота в границах ФБУ «Волжское ГБУ» и ФБУ «Камводпуть» отражена в Атласах ЕГС.
Судоводители обязаны передавать диспетчеру информацию, установленную «Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ», утвержденного приказом Минтранса РФ № 47 от 01.03.2010г.
2.2. Суда при движении по внутренним водным путям Волжского и Камского бассейнов должны следовать в пределах судового хода. При этом должны соблюдаться установленные соотношения габаритов судов и водного пути. За пределами установленного судового хода, а также на водных путях, когда судовой ход не оборудован (при условии, что они пригодны для судоходства), могут осуществлять движение суда технического флота (путейские) и суда Волжского УГМРН Ространснадзора, остальные суда по согласованию с ФБУ «Волжское ГБУ», ФБУ «Камводпуть» и Волжским УГМРН Ространснадзора, с составлением мероприятий по обеспечению безопасности судоходства.
2.3. Суда, включая скоростные, при встречном движении поперёк судового хода могут расходиться любыми бортами, сторону расхождения определяет судно, идущее от правого берега, и показывает её подачей отмашки, заблаговременно согласовав свои действия по радиосвязи.
2.4. Суда при заходе на р. Кама и при выходе из неё на р. Волга, должны оставлять осевой поворотный буй № 90 слева. Суда на подходе к этому бую должны согласовывать свои действия по радиосвязи.
2.5. Ввиду больших суточных колебаний уровней воды на участке Городец — Нижний Новгород, суда следующие вниз, перед выходом из шлюзов 15,16 должны выходить на радиосвязь с диспетчером движения «Городец — 2» для получения разрешения на дальнейшее следование вниз.
2.5.1. Движение судов на участке Городец – Нижний Новгород осуществляется в соответствии с «Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ», которое должно находиться на каждом судне.
2.5.2. Запрещается самостоятельный заход и выход судов, следующих под обработку на акваторию ОАО «Волга» (Балахнинский ЦБК) по дополнительным судовым ходам на 868,5 и 871,5 км. Движение осуществляется по согласованию с мастером смены цеха водного транспорта ОАО «Волга» на 24 канале УКВ радиостанции – позывной «Кубрик».
2.5.3. При подходе к границам Городецкого РГС иС вахтенные начальники судов должны определить фактическую осадку с занесением результатов замеров в судовой вахтенный журнал и докладом диспетчеру «Городец-2».
2.5.4. В межшлюзовом бъефе Городецкого РГСиС разрешается постановка нефтеналивных судов и составов в ожидании судопропуска из расчета не более чем на шесть судопропусков.
2.6. При подходе к мостам судоводители обязаны проверить исправность рулевого, дистанционного управления, автосцепного и буксирного устройств, сопоставить габариты судна с габаритами моста с учетом фактических уровней воды и волнения; при прохождении ориентироваться сигналами на мостах и навигационной обстановкой. В случае отсутствия сигналов на мосту прекратить движение до выяснения условий прохождения.
2.7. Вся информация о порядке пропуска судов через наплавные мосты, местах отстоя судов в ожидании разводки и особенностях прохождения судов в разводку отражена на соответствующих листах Атласа ЕГС.
2.8. На речных участках реки Кама, рек Вишера, Белая, Уфа и с нижних бьефов Камской, Воткинской, Нижнекамской и Павловской ГЭС плотосоставы буксируются с механизированными понтонами, которые вычаливаются в Орле, Нижней Курье, Усть-Бельске. Допускается, как исключение, буксировка плотов на участке Тюлькино-Орел в сопровождении вспомогательных судов. Капитан буксировщика обязан перед выходом в рейс провести инструктаж команды понтона о значении сигналов по управлению тормозным и становым железом и согласовать взаимодействие по управлению плотосоставом с капитаном вспомогательного судна, о чем сделать запись в судовом журнале. Буксировка плотов по Пермскому, Сарапульскому, Уфимскому Дежневскому рейдам, под Усть-Чукурьинский, Березниковский, Шакшинский, Пугачевский, Оренбургские, Демский и Затонский мосты осуществляется с помощью вспомогательного судна, оборудованного исправной радиостанцией.
2.9. Отдельные участки акваторий портов, причалов, пристаней, переправ, других мест с интенсивным движением относятся к зонам повышенной опасности. В зонах повышенной опасности запрещается производить обгон всем судам и составам, кроме скоростных, пригородных, внутригородских пассажирских и разъездных судов, производить остановку, маневрировать, за исключением возникновения аварийной ситуации, подхода и отхода от причалов.
2.10. Постановкой судов на рейды ожидания шлюзования, снятием с рейдов и движением судов до границы шлюзов руководит диспетчер движения. Необходимая информация об организации судопропуска через шлюзы помещается на соответствующих листах Атласа ЕГС. Суда, направляющиеся на шлюзование, должны выполнять требования действующих Правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации.
2.11. Пропуск через шлюзы маломерных судов регламентируется местными схемами, составляемыми ФБУ «Волжское ГБУ» и ФБУ «Камводпуть» по согласованию с Волжским УГМРН Ространснадзора и Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС РФ.
2.12. В Волжском и Камском бассейнах запрещается:
2.12.1. – буксировка судов под бортом или способом толкания, когда не обеспечивается круговой обзор с поста управления или видимость ходовых огней;
2.12.2. – совместная буксировка и толкание состава несколькими судами при отсутствии между ними взаимной радиосвязи;
2.12.3. — буксировка плавучих кранов с поднятой стрелой (за исключением случаев перестановки их в местах производства работ при отсутствии воздушных переходов, мостов);
2.12.4. — заход всех судов, включая маломерные, на акватории пляжей и мест, отведенных для купания;
2.12.5. — движение судов, судоводительский состав которых имеет 2-сменный (по 12 часов) график работы при нахождении на судне непрерывно более 30 суток;
2.12.6. — движение буксируемых и толкаемых составов, не соответствующих схемам формирования составов в Волжском и Камском бассейнах;
2.12.7. — плавание судов, в том числе маломерных и парусных, в верхнем и нижнем бьефах гидроузлов на расстоянии менее 1 км от плотины;
2.12.8. — следование судов и составов грузоподъемностью более 1000 тонн по рекам Вишера, Колва, Весляна и Коса вниз в темное время суток;
2.12.9. — подход судов к необорудованному берегу без предварительных промеров и траления места подхода, проведенных компетентной организацией и подтвержденных соответствующим актом;
2.12.10. — обгон плотосоставов друг другом на реках и речных участках водохранилищ.
2.12.11. — одновременный выход судов и плотов из параллельных камер шлюзов в один и тот же бьеф;
2.12.12. — включение на судах наружной радиотрансляции во время шлюзования, стоянки у причала, за исключением подачи вахтенным начальником необходимых команд и распоряжений;
2.12.13. — движение всех судов при визуальной видимости менее 1,0 км на участках:
— Городецкий гидроузел – Голошубиха – в оба направления (848 — 963 км);
— Голошубиха – Васильсурск — вниз (963 – 1071 км);
— Козьмодемьянск – Ильинка — в оба направления (1114 – 1140 км);
— Чебоксарский гидроузел — Козловка — в оба направления (1182 – 1257 км);
— в районе Казанского порта — в оба направления (1295 -1324 км);
— в районе Самарского гидроузла — в оба направления (1662 – 1680 км);
— в районе Самарского порта — в оба направления — (1729 – 1738 км);
— Саратовский гидроузел — ухвостье о. Девушкин (Пустынный) — в оба направления (1998 — 2020 км);
— в районе Саратовского порта — в оба направления (2147 — 2179 км);
— Волгоградский гидроузел – с.Ветлянка – в оба направления (2527 – 2817 км);
— с.Ветлянка — с.Стрелецкое – вниз (2817 – 3029 км);
— Керчево — о.Боровской (2546,0 — 2509,0 км) — в оба направления;
— Орел — Усть-Кондас (2453,5 — 2447,5 км) — в оба направления;
— Пермский шлюз — Нижняя Курья (2273,0 — 2244,5 км) — в оба направления;
— Чайковский – Тарасово (1929,0 — 1824,0 км) в оба направления, за исключением одиночных судов вверх.
— элеватор г.Набережные Челны – Нижнекамск (1650,0 – 1622,0 км) — в оба направления;
— Чистополь – Камское Устье (1508 — 1383, 0 км) — в оба направления;
— на всех притоках р.Волга, р.Кама – в оба направления;
— при прохождении вновь строящихся мостов.
2.12.14. Движение судов в темное время суток на участках водных путей с неосвещаемой судоходной обстановкой при отсутствии или неисправности РЛС, УКВ радиостанции, курсоуказателя.
Источник