Место и роль морского транспорта в транспортной системе России
Морской транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях.
Место морского транспорта и его роль в транспортной системе стран определяется масштабами выполняемых им перевозок, а также экономическим, социальным и политическим значениями. Морской транспорт используется, в основном, как межконтинентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный.
Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспортной системе страны. Это объясняется, прежде всего, благоприятными физико-географическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие три функции.
Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны. Грузовая работа в заграничном плавании складывается из перевозок грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанностью российской стороны. К сожалению, в настоящее время большая часть внешнеторговых грузов перевозится флотом других государств, т. е. внешнеторговые контракты на экспорт внешнеторговых грузов заключаются в основном на условиях доставки грузов флотом покупателя (на условиях ФОБ).
Во-вторых, морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж).
Малый каботаж — плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств.
Большой каботаж — плавание судов между портами разных бассейнов, разделенных береговыми территориями других государств. Обычно это плавание связано с заходами судов в иностранные территориальные воды.
Особенно велика роль морского транспорта во внутренних перевозках в бассейнах Дальнего Востока, Крайнего Севера, на некоторых направлениях на Азовском, Черном и Каспийском морях.
В-третьих, морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экспортные и импортные перевозки, а также перевозки грузов между иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами. Перевозки ГИФ позволяют получить значительные валютные доходы от экспорта транспортных услуг. Российские суда отфрахтовываются в краткосрочный или долгосрочный тайм-чартер (т. е. в повременную аренду) иностранным фирмам. К сожалению, разорительная налоговая и таможенная политика привели к тому, что российский транспортный флот переориентируется на перевозку грузов ГИФ.
Морской транспорт является одним из основных источников получения валюты. На его долю в ЕТС страны по объему перевозок приходится около 0,3%, т.е. он занимает 5-е место после речного (1%), трубопроводного (8%), железнодорожного (38,8%) и автомобильного (52%). А по грузообороту морской транспорт занимает 3-е место (8,5%), после железнодорожного (38%) и трубопроводного (53%), речной (2,9%), автомобильный (0,9%), воздушный (0,04%).
В 2007 году объемы перевозок грузов отечественным морским флотом возросли. За 2007 г. грузооборот отечественных морских портов вырос на 7,7% и достиг 451 млн.т. Ожидается, что в 2008 г. общий объем перевалки грузов морскими портами нашей страны увеличится до 480 млн.т. Годовой объем перевозок пассажиров снизился до 67,9 тыс. чел.
На начало 2006 г. количество судов морского флота РФ – 1546 единиц общим дедвейтом 14,4 млн. т. Весомая доля этих судов с суммарным дедвейтом 8 млн. т. эксплуатируется под иностранными флагами. За 2006 г. флот морских судоходных компаний РФ пополнился 28 новыми судами, за 2007 г. – 18 судами. Объем перевалки грузов в российских морских портах составил 421 млн. тонн, вырос на 4,4% по сравнению с 2005г. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. вырос на 3,3% за счет перевалки наливных грузов. В 2006 г. переработано 395,7 млн. т. экспортных грузов.
Преимущества морского транспорта заключаются в следующем: это основной внешнеторговый транспорт. Он имеет широкие международные межконтинентальные связи: морские суда посещают порты более 120 стран мира; практически не ограничена его линейная пропускная способность, что позволяет проектировать и строить транспортные средства большой грузоподъемности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально для других видов транспорта. Ограничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения; незначителен удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта; перевозки морским транспортом в международном сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя дальность перевозок грузов составляет 3900 км, что намного выше, чем на других видах транспорта. Отсюда более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок.
К недостаткам морского транспорта можно отнести: зависимость от географических особенностей и метеоусловий (течения, ветры, продолжительность навигационного периода); значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот. В условиях потери Россией многих крупных морских портов и экономического кризиса последнее обстоятельство затрудняет расширение берегового хозяйства отрасли, а также замену списанного флота.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
38)Транспортная сеть. Транспортная система мира.География важнейих видов транспорта.
ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ — совокупность всех видов транспорта (кроме морского). Характеризуется густотой, длиной, пропускной способностью (максимально возможным количеством грузов, проходящих через данный участок за определенное время). В Т. с. входят транспортные магистрали — основные транспортные пути, имеющие большое значение в системе производственно-территориальных связей. Степень развития Т. с. характеризуется наличием транспортных узлов — пунктов, где сходятся линии нескольких видов транспорта (речной порт с подходящими к нему железными и шоссейными дорогами).
МИРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА — совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. На транспорте (отрасль материального производства, занятая перемещением грузов и пассажиров), занято в мире более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети (без морских трасс) превышает 35 млн км. Ежегодно перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В мировом пассажирообороте первое место принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте — морскому. Региональные транспортные системы характерны для Сев. Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Юж. Азии, Юго-Зал. Азии, Латинской Америки, Австралии.
1.Сухопутный транспорт: три главных вида.
-. Протяженность автомобильных дорог все время растет и уже превысила 32 млн км; примерно половина ее приходится на пять стран — США, Индию, Бразилию, Китай и Японию, за которыми следуют Канада, Франция, Австралия, Россия. В мировом пассажирообороте доля aвтомобильного транспорта — в первую очередь благодаря личным легковым автомобилям — достигaeт 4/5.
-Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение eгo доли в пере возках гpyзов и пассажиров примерно до 1/10, остается важным видом cyхопутного транспорта Хотя железные дoроги имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на «первую десятку» стран: США, Россию, Индию, Китай, Канаду, Австралию, Аргентину, ФРГ, Бразилию, Францию.
-Трубопроводный транспортполучил развитие прежде вceгo благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Длина мировой сети магистральных трубопроводов более 2 млн км. Самые длинные из них, достигающие иногда 4-5 тыс. км, построены в странах CHГ [21], Канаде, США, странах Ближнего Востока. (Задание 14.)
2. Водный транспорт: особая роль морского транспорта.
Морской транспорт очень важная составная часть мировой транспортной системы. Благодаря развитию Mopcкoгo транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает около 4/5 всей международной торговли.
. Некоторые из океанских контейнерных линий в качестве составной части входят в так называемые транспортные «мосты» между Японией и Западной Европой, Японией и восточным побережьем США, на которых пере возки сухопутным транспортом через территории CHГ и США сочетаются с морскими перевозками через Атлантический, Тихий океаны и Японское море
Второе место по размерам морских перевозок принадлежит Тихому океану, значение которогo непрерывно возрастает, третье — Индийскому. В первом из них наиболее мощные грузопотоки формируются у берегов Японии, США, Австралии, во втором — в Персидском заливе. Бассейн Тихого океана приобретает все большее значение и для России, особенно для ее восточных районов.
Очень большое влияние на географию Mopcкoгo транспорта оказывают международные морские каналы — важнейшие перекрестки мировых морских трасс. В первую очередь это относится к двум важнейшим из них — Суэцкому который сокращает путь между портами Европы и Азии в 2-3 раза, и Панамскому.
39)Типы сельского хозяйства
При генерализованном подходе выделяют 3 основные социально-производственные категории сельского хозяйства, каждая из которых объединяет несколько типов.
I. Нетоварное (потребительское) традиционное сельское хозяйство
- Земледелие в сочетании с собирательством, охотой и рыболовством в зоне тропических лесов Африки, Юж. Америки и Азии (клубнеплоды, зерновые, бобовые, масличные).
- Кочевое и полукочевое животноводство в засушливых областях тропической и умеренной зоны Африки и Азии (верблюды, овцы, крупный рогатый скот, лошади). Сюда же относится оленеводство, характерное для зоны тундры Азии и Сев. Европы.
- Земледельческое хозяйство— трудо-интенсивное рисоводство Азии.
- Земледельческое и земледельческо-животноводческое хозяйство Африки, Азии и Латинской Америки. Кукуруза, рис, просяные сочетаются с плодовыми, стимулирующими и техническими культурами (бананы, кофе, какао-бобы, чай, каучуконосы, волокнистые растения).
- Многоотраслевое товарное эемледельческо-животноводческое хозяйство в Европе, Азии и Латинской Америке.
- Зерновое хозяйство (пшеница, кукуруза): Сев. Америка, Австралия, Россия, Казахстан.
- Интенсивное земледелие (зерновые, технические, плодовые, овощные культуры): Европа, Сев. Америка, Япония, Китай.
- Плантационное хозяйство (плодовые, стимулирующие, технические культуры): тропические и субтропич. обл. развивающихся стран Лат. Америки, Азии и Африки.
- Экстенсивное пастбищное животноводство: США, Аргентина, Уругвай, Россия, Казахстан, Австралия.
- Интенсивное молочное и молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство: Великобритания, Германия, Украина, Россия, США, Новая Зеландия.
- Интенсивное земледельческо-животноводческое хозяйство (овощеводство, плодоводство, молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство), часто пригородного типа: Европа, Сев. Америка, Япония.
Источник