Технология, организация и управление на морском транспорте
Техническую базу современного морского транспорта составляют: морские суда; морские порты; СРЗ; морские пути; прочие устройства и оборудование.
Основу морского транспорта составляет флот. В составе гражданского морского флота главное место занимают различные торговые суда, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также суда морского промысла (рыболовные), суда для буксировки других судов, гидротехнических работ, подъема затонувших судов и имущества.
Отдельную категорию составляют суда санитарные, карантинные, для охраны промыслов, научно-исследовательские, спортивные.
По эксплуатационному назначению суда делятся на:
— транспортные суда — для перевозки грузов и пассажиров;
— служебно-вспомогательные — буксиры, ледоколы, пожарные;
— суда технического флота – дноуглубительные, краны и т.д.
Ядро торгового морского флота составляют транспортные суда: пассажирские, судовые; грузопассажирские.
Современный флот – представлен крупнотоннажными судами, имеющими большую скорость, неограниченный район плавания, надежное навигационное оборудование.
На морском транспорте любое судно – самостоятельная производственная единица, поэтому имеет свой производственный план.
Долгое время суда были универсальными, сейчас имеется четкое разделение- нефть, бензин, растительное масло, вина, молоко возят в танкерах; есть углевозы, лесовозы, рудовозы, рефрижераторы, контейнеровозы, газовозы. Специальные суда для навалочных грузов называются балкеры.Раскрытая палуба грузится грейфером. Существуют суда – ролкеры (ро-ро), лихтеровозы. Особую категорию судов составляют паромы. Имеются суда, называемые подводными крыльями. Рекорд скорости судна – 320 узлов/час (Кейбел).
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:
ü возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота;
ü небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;
ü меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже;
ü нет габаритных ограничений;
ü неограниченная пропускная способность по пути (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов);
ü незначительный расход топлива, т.к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию;
ü более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном;
ü производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном;
ü высокий уровень механизации перегрузочных работ;
ü в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в несколько раз.
Относительные недостатки морского транспорта:
ü сравнительно невысокая скорость доставки;
ü нерегулярность сообщения;
ü некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути — с февраля-марта по октябрь-ноябрь);
ü необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;
ü ограниченное применение в прямом сообщении;
ü невысокая эффективность в малом каботаже;
ü возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.
Основными параметрами судна являются ширина, длина, высота.
Морские порты – важное звено морского транспорта, во многом определяющее эффективность использования флота. Различают порты:
— общего назначения – принимают все суда, включая и пассажирские и перерабатывающие все грузы на общих причалах. Они имеют относительно небольшой грузооборот;
— специализированные – для переработки грузов определенной группы или конкретного вида и при наличии мощных грузопотоков, оснащающихся мощным грузоперерабатываемым оборудованием. Эти порты имею большие глубины, акватории, мощные причалы, емкие складские помещения, сложное ж/д хозяйство;
— комбинированные – имеют отдельные причалы и целые районы для переработки специальных грузов, грузов общего назначения и обработки пассажирских грузов;
— СРЗ сооружается вблизи крупных морских портов и осуществляют случайный, первичный и капитальный ремонты, а также реконструкцию судов всех или конкретных типов.
Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфично — это морские линии (линейное судоходство), определенные, заранее установленные направления, используемые для проходки судов. Морской путь – это водное пространство морей и океанов, включая естественные проливы и искусственные каналы. Морские пути горизонтальны – т.е., судно не расходует энергию на преодоление силы тяжести, они прямолинейны, их пропускная способность практически не ограничена, хотя многие проливы и «узкости» существенно затрудняют пропуск судов.
Технология работы морского транспорта своеобразна и определяется конкретными техническими документами (инструкциями) содержащие правила работы судов, портов, СРЗ с целью обеспечения их нормальной и безопасной работы.
Технология работы морского транспорта:
— линейная — закрепление судов за определенными портами и работа по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных работ;
— рейсовая (трамповая) — суда работают по времени, согласованному с заказчиками;
— фрахт — разовые сдачи в наем для отдельных перевозок во внешней торговле без перехода права собственности. Применяется часто для перевозок грузов третьих стран.
Технический процесс работы судов состоит из:
1) подачи судна под погрузку (движение судна к порту, маневрирование на акватории порта при постановке к причалу, швартовка, оформление документов);
2) обработки судна в процессе погрузки (раскрытие люков, трюмов и подготовка грузовых помещений к приему груза);
3) осмотра и проверки груза (с точки зрения возможности принятия его к перевозке, а также погрузку с использованием судовых и портовых средств механизации, размещение и закрепление грузов в трюмах и на палубах, закрытие люков и оформление грузовых документов);
4) подготовка судна к рейсу (состоит в расчете наиболее выгодного курса следования, выяснения и изучения обстановки предстоящего плавания, снабжение судна топливом, пищей, водой, продовольствием и подготовка документов);
5) выхода судна из порта (подготовка отшвартовки судна, отход от причала, часто с помощью вспомогательных буксиров, маневрирование на акватории порта и выход из него);
6) движение судна по курсу (большое число различных операций обеспечивающих нормальное и безопасное плавание).
При прибытии судна в порт назначения происходят операции выгрузки груза, аналогичные погрузочным.
При разработке всех технологических процессов и их осуществлении стремятся к max параллельность операций с целью сокращения общего простоя судна и достижения наивысшей производительности труда.
Организация перевозочного процесса на морском транспорте направлена на выполнение плана перевозок (обычно по кварталам) и определяемая этим документом, содержащим данные об основных родах грузов, портах отправления и отправителях.
На основании планов перевозок разрабатываются соответствующе внутриведомственные документы (технологический план, график движения судов), определяющие работу судов, портов, СРЗ и других подразделений морского транспорта.
Технологический план разрабатывается на основе откорректированных месячных планов перевозок с целью уточнения заданий по расстановке флота, работе портов и других звеньев, исходя из минимизации трудовых ресурсов, материальных и финансовых средств. Графики движения определяют работу каждого судна во времени и пространстве в течение планируемого месяца. График плановой и исполнительной работы судов позволяют вести оперативный контроль за движением каждого судна.
Управление морским транспортом осуществляет Министерство Морского флота России. Основное звено представляют пароходства (объединения) с производственными единицами (флот, порты, СРЗ), каждое из которых имеет соответствующие функциональные службы и цехи, обеспечивающие квалифицированное руководство и выполнение определенных операций при осуществлении перевозочного процесса. В настоящее время насчитывается 10 судоходных компаний (пароходств): Балтийское – г. Санкт-Петербург; Мурманское – г. Мурманск; Северное – г. Архангельск; Арктическое – г. Тикси; Камчатское – г. Петропавловск-Камчатский; Сахалинское – г. Холмск; Приморское – г. Находка; Дальневосточное – г. Владивосток; Новороссийское – г. Новороссийск.
Источник
4. Технология, организация и управление на морском транспорте.
Технология работы морского транспорта своеобразна и определяется конкретными техническими документами (инструкциями) содержащие правила работы судов, портов, СРЗ с целью обеспечения их нормальной и безопасной работы.
Технология работыморского транспорта:
— линейная — закрепление судов за определенными портами и работа по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных работ;
— рейсовая (трамповая) — суда работают по времени, согласованному с заказчиками;
— фрахт — разовые сдачи в наем для отдельных перевозок во внешней торговле без перехода права собственности. Применяется часто для перевозок грузов третьих стран.
Технический процесс работы судов состоит из:
1) подачи судна под погрузку(движение судна к порту, маневрирование на акватории порта при постановке к причалу, швартовка, оформление документов);
2) обработки судна в процессе погрузки(раскрытие люков, трюмов и подготовка грузовых помещений к приему груза);
3) осмотра и проверки груза(с точки зрения возможности принятия его к перевозке, а также погрузку с использованием судовых и портовых средств механизации, размещение и закрепление грузов в трюмах и на палубах, закрытие люков и оформление грузовых документов);
4) подготовка судна к рейсу(состоит в расчете наиболее выгодного курса следования, выяснения и изучения обстановки предстоящего плавания, снабжение судна топливом, пищей, водой, продовольствием и подготовка документов);
5) выхода судна из порта(подготовка отшвартовки судна, отход от причала, часто с помощью вспомогательных буксиров, маневрирование на акватории порта и выход из него);
6) движение судна по курсу(большое число различных операций обеспечивающих нормальное и безопасное плавание).
При прибытии судна в порт назначения происходят операции выгрузки груза, аналогичные погрузочным.
При разработке всех технологических процессов и их осуществлении стремятся к maxпараллельность операций с целью сокращения общего простоя судна и достижения наивысшей производительности труда.
Организация перевозочного процесса на морском транспорте направлена на выполнение плана перевозок (обычно по кварталам) и определяемая этим документом, содержащим данные об основных родах грузов, портах отправления и отправителях.
На основании планов перевозок разрабатываются соответствующе внутриведомственные документы (технологический план, график движения судов), определяющие работу судов, портов, СРЗ и других подразделений морского транспорта.
Технологический план разрабатывается на основе откорректированных месячных планов перевозок с целью уточнения заданий по расстановке флота, работе портов и других звеньев, исходя из минимизации трудовых ресурсов, материальных и финансовых средств. Графики движения определяют работу каждого судна во времени и пространстве в течение планируемого месяца. График плановой и исполнительной работы судов позволяют вести оперативный контроль за движением каждого судна.
Управление морским транспортомосуществляет Министерство Морского флота России. Основное звено представляют пароходства (объединения) с производственными единицами (флот, порты, СРЗ), каждое из которых имеет соответствующие функциональные службы и цехи, обеспечивающие квалифицированное руководство и выполнение определенных операций при осуществлении перевозочного процесса. В настоящее время насчитывается 10 судоходных компаний (пароходств): Балтийское – г. Санкт-Петербург; Мурманское – г. Мурманск; Северное – г. Архангельск; Арктическое – г. Тикси; Камчатское – г. Петропавловск-Камчатский; Сахалинское – г. Холмск; Приморское – г. Находка; Дальневосточное – г. Владивосток; Новороссийское – г. Новороссийск.
Источник