- Понятие, задачи и особенности морского транспорта. Роль морского транспорта в экономике страны.
- Понятие, задачи и особенности морского транспорта. Роль морского транспорта в экономике страны.
- Транспортная система России: задачи транспорта, принципы управления транспортной системой, транспортная вертикаль управления. Современное состояние морского транспорта России.
Понятие, задачи и особенности морского транспорта. Роль морского транспорта в экономике страны.
Морской транспорт – вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.
Морским транспортом перевозится большая часть грузов по всему миру. Особенно касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности наливом. Второе место по объему перевозок морским транспортом занимают контейнеры. Преимущества: · относительно низкая себестоимость перевозок; · большая грузоподъемность, что позволяет перевозить значительные партии груза; · практически нет ограничений на пропускную способность; · единое правовое и юридическое поле с 400-летней историей. Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объемов. Недостатки: · требует наличия оборудованных портов; · низкая скорость передвижения. В зависимости от задач и рода груза, суда обладают соответствующими характеристиками, которые отражают их автономность, грузоподъемность, методы погрузки-выгрузки, скоростные данные; способность противостоять погодным условиям, ограничения по району плавания, сохранять температурные и атмосферные режимы грузовых трюмов: · Линейные суда– суда, которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию. · Трамповые суда составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку. · Пассажирские суда и паромы занимают отдельную нишу в перевозках морским транспортом.
Чаще всего являются линейными. К ним со стороны контролирующих органов предъявляются очень высокие требования по конструкции и снабжению. Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе РФ: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Зависимость морского транспорта от природных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в РФ.
Источник
Понятие, задачи и особенности морского транспорта. Роль морского транспорта в экономике страны.
Морской транспорт– вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.
Морским транспортом перевозится большая часть грузов по всему миру. Особенно касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности наливом. Второе место по объему перевозок морским транспортом занимают контейнеры.
- относительно низкая себестоимость перевозок;
- большая грузоподъемность, что позволяет перевозить значительные партии груза;
- практически нет ограничений на пропускную способность;
- единое правовое и юридическое поле с 400-летней историей.
Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объемов.
В зависимости от задач и рода груза, суда обладают соответствующими характеристиками, которые отражают их автономность, грузоподъемность, методы погрузки-выгрузки, скоростные данные; способность противостоять погодным условиям, ограничения по району плавания, сохранять температурные и атмосферные режимы грузовых трюмов:
- Линейные суда – суда, которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию.
- Трамповые суда составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку.
- Пассажирские суда и паромы занимают отдельную нишу в перевозках морским транспортом. Чаще всего являются линейными. К ним со стороны контролирующих органов предъявляются очень высокие требования по конструкции и снабжению.
Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе РФ: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.
В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов.
Зависимость морского транспорта от природных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в РФ.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
Транспортная система России: задачи транспорта, принципы управления транспортной системой, транспортная вертикаль управления. Современное состояние морского транспорта России.
Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.
К началу 90-х гг. XX в. в России существовала развитая транспортная система. Однако распад СССР сопровождался спадом спроса и ростом цен на перевозки.
В период 1994-2002 гг. на транспорте удалось реализовать ряд целевых программ, направленных на улучшение ситуации в отрасли.
Задача транспорта — перемещение грузов и пассажиров.
Управление транспортной отраслью как единой транспортной системой предполагает следующее:
- развитие транспортной деятельности;
- сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;
- координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта;
- согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и «стыковку» транспортных систем отдельных регионов;
- регулирование межвидовой конкуренции;
- формирование на транспорте единого информационного пространства;
- согласование интересов, объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.
- Транспорт – одна из важнейших отраслей экономической инфраструктуры, которая рассматривается государством как приоритетная, так как ее функционирование непосредственно влияет на развитие экономики и социальной сферы.
- Равные условия, правовые гарантии и хозяйственная самостоятельность для развития и функционирования в отрасли предприятий всех форм собственности, равенство всех без исключения субъектов рынка в транспортном обслуживании.
- Государственное регулирование транспорта является объективной необходимостью.
- Делегирование федеральных полномочий региональным органам управления.
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральное дорожное агентство;
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
- Федеральное агентство морского и речного транспорта;
- регулирование судоходной политики;
- управление персоналом и учебными заведениями морского транспорта;
- подготовка законов и подзаконных актов, регулирующих работу предприятий морского транспорта и контроль их исполнения;
- управление государственными предприятиями: морскими администрациями портов, портами, регистром судоходства, ледокольным флотом;
- участие в управлении акционерными компаниями морского транспорта от лица государства-владельца акций;
- организация руководства научными исследованиями;
- лицензирование и контроль соблюдения требований государственных актов, межправительственных соглашений, международных договоров и конвенций.
- государственные компании;
- акционерные общества (как с государственными акциями, так и без них);
- частные компании.
- конвенциональные линии;
- линии специализированного флота (контейнерные, ролкерные, паромные).
- срочные линии, на которых гарантирован заход судов в порты точно в сроки, указанные в расписании. Срочные линии, транспортирующие грузы между базовыми и факультативными портами, называютфидерными линиями, работающие на них контейнеровозы и ролкеры — фидерами.
- регулярные линии− на развивающиеся страны, где слабо оборудованные порты.
- линии с постоянным составом флота и режимом движения(развитые страны и перевозки промышленных товаров);
- линии с сезонно-переменным расписанием и составом флота(постановка на зимний период судов с усиленным ледовым классом, сезонное увеличение или разряжение рейсов на линии);
- круговые линии, которые в обоих направлениях обслуживают одни и те же порты и организуются для охвата сбалансированной части грузопотока. Для охвата избыточной части перевозок создается дополнительная комбинированная линия;
- комбинированные линии, суда которых в прямом направлении обслуживают избыточный экспортный грузопоток на одну группу портов, затем совершают балластный переход, и в обратном направлении обслуживают избыточный грузопоток импорта из другой группы портов.
- член конференции− в этом случае линия полностью придерживается тарифов конференции;
- допущенный аутсайдер− ассоциированный член конференции. Тарифы такой линии предусматривают скидку с тарифов конференции, размер которой согласован с конференцией;
- независимый перевозчик (аутсайдер)− собственные тарифы и фрахтовая политика.
- Классный тариф. В этом случае в тарифах линии приведена тарифная шкала. Для каждого тарифного класса указана особая ставка.
- Постатейный тариф. Ставки устанавливаются для каждого наименования груза.
- Смешанный тариф. В этом случае для основных или специфических грузов указаны постатейные ставки, а для остальных − тарифный класс.
Источник