Основные задачи морского транспорта

Понятие, задачи и особенности морского транспорта. Роль морского транспорта в экономике страны.

Морской транспорт – вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

Морским транспортом перевозится большая часть грузов по всему миру. Особенно касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности наливом. Второе место по объему перевозок морским транспортом занимают контейнеры. Преимущества: · относительно низкая себестоимость перевозок; · большая грузоподъемность, что позволяет перевозить значительные партии груза; · практически нет ограничений на пропускную способность; · единое правовое и юридическое поле с 400-летней историей. Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объемов. Недостатки: · требует наличия оборудованных портов; · низкая скорость передвижения. В зависимости от задач и рода груза, суда обладают соответствующими характеристиками, которые отражают их автономность, грузоподъемность, методы погрузки-выгрузки, скоростные данные; способность противостоять погодным условиям, ограничения по району плавания, сохранять температурные и атмосферные режимы грузовых трюмов: · Линейные суда– суда, которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию. · Трамповые суда составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку. · Пассажирские суда и паромы занимают отдельную нишу в перевозках морским транспортом.

Чаще всего являются линейными. К ним со стороны контролирующих органов предъявляются очень высокие требования по конструкции и снабжению. Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе РФ: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Зависимость морского транспорта от природных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в РФ.

Читайте также:  Морские свинки от оксаны

Источник

Понятие, задачи и особенности морского транспорта. Роль морского транспорта в экономике страны.

Морской транспорт– вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а также просто находиться на плаву и выполнять при этом определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

Морским транспортом перевозится большая часть грузов по всему миру. Особенно касается наливных грузов, таких как сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и продукты химической промышленности наливом. Второе место по объему перевозок морским транспортом занимают контейнеры.

  • относительно низкая себестоимость перевозок;
  • большая грузоподъемность, что позволяет перевозить значительные партии груза;
  • практически нет ограничений на пропускную способность;
  • единое правовое и юридическое поле с 400-летней историей.

Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объемов.

В зависимости от задач и рода груза, суда обладают соответствующими характеристиками, которые отражают их автономность, грузоподъемность, методы погрузки-выгрузки, скоростные данные; способность противостоять погодным условиям, ограничения по району плавания, сохранять температурные и атмосферные режимы грузовых трюмов:

  • Линейные суда – суда, которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию.
  • Трамповые суда составляют половину единиц мирового флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку.
  • Пассажирские суда и паромы занимают отдельную нишу в перевозках морским транспортом. Чаще всего являются линейными. К ним со стороны контролирующих органов предъявляются очень высокие требования по конструкции и снабжению.

Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе РФ: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов.

Читайте также:  Морские объекты нефтегазового комплекса

Зависимость морского транспорта от природных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в РФ.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Транспортная система России: задачи транспорта, принципы управления транспортной системой, транспортная вертикаль управления. Современное состояние морского транспорта России.

Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транс­порте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

К началу 90-х гг. XX в. в России существовала развитая транспортная система. Однако распад СССР сопровождался спадом спроса и ростом цен на перевозки.

В период 1994-2002 гг. на транспорте удалось реализовать ряд целе­вых программ, направленных на улучшение ситуации в отрасли.

Задача транспорта — перемещение грузов и пассажиров.

Управление транспортной отраслью как единой транспортной систе­мой предполагает следующее:

  • развитие транспортной деятельности;
  • сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между раз­личными видами транспорта;
  • координацию развития инфраструктуры различных видов транспор­та;
  • согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы и «стыков­ку» транспортных систем отдельных регионов;
  • регулирование межвидовой конкуренции;
  • формирование на транспорте единого информационного простран­ства;
  • согласование интересов, объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.
  1. Транспорт – одна из важнейших отраслей экономической инфра­структуры, которая рассматривается государством как приоритетная, так как ее функционирование непосредственно влияет на развитие эконо­мики и социальной сферы.
  2. Равные условия, правовые гарантии и хозяйственная самостоятель­ность для развития и функционирования в отрасли предприятий всех форм собственности, равенство всех без исключения субъектов рынка в транспортном обслуживании.
  3. Государственное регулирование транспорта является объективной необходимостью.
  4. Делегирование федеральных полномочий региональным органам управления.
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральное дорожное агентство;
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта;
  • регулирование судоходной политики;
  • управление персоналом и учебными заведениями морского транс­порта;
  • подготовка законов и подзаконных актов, регулирующих работу предприятий морского транспорта и контроль их исполнения;
  • управление государственными предприятиями: морскими админист­рациями портов, портами, регистром судоходства, ледокольным фло­том;
  • участие в управлении акционерными компаниями морского транс­порта от лица государства-владельца акций;
  • организация руководства научными исследованиями;
  • лицензирование и контроль соблюдения требований государствен­ных актов, межправительственных соглашений, международных до­говоров и конвенций.
  • государственные компании;
  • акционерные общества (как с государственными акциями, так и без них);
  • частные компании.
  • конвенциональные линии;
  • линии специализированного флота (контейнерные, ролкерные, паромные).
    • срочные линии, на которых гарантирован заход судов в порты точно в сроки, указанные в расписании. Срочные линии, транспортирующие грузы между базовыми и факультативными портами, называютфидерными линиями, работающие на них контейнеровозы и ролкеры — фидерами.
    • регулярные линии− на развивающиеся страны, где слабо оборудованные порты.
      • линии с постоянным составом флота и режимом движения(развитые страны и перевозки промышленных товаров);
      • линии с сезонно-переменным расписанием и составом флота(постановка на зимний период судов с усиленным ледовым классом, сезонное увеличение или разряжение рейсов на линии);
          • круговые линии, которые в обоих направлениях обслуживают одни и те же порты и организуются для охвата сбалансированной части грузопотока. Для охвата избыточной части перевозок создается дополнительная комбинированная линия;
          • комбинированные линии, суда которых в прямом направлении обслу­живают избыточный экспортный грузопоток на одну группу портов, затем совершают балластный переход, и в обратном направлении обслуживают избыточный грузопоток импорта из другой группы портов.
          • член конференции− в этом случае линия полностью придерживается тарифов конференции;
          • допущенный аутсайдер− ассоциированный член конференции. Тарифы такой линии предусматривают скидку с тарифов конференции, размер которой согласован с конференцией;
          • независимый перевозчик (аутсайдер)− собственные тарифы и фрахтовая политика.
          • Классный тариф. В этом случае в тарифах линии приведена тарифная шкала. Для каждого тарифного класса указана особая ставка.
          • Постатейный тариф. Ставки устанавливаются для каждого наименования груза.
          • Смешанный тариф. В этом случае для основных или спе­цифических грузов указаны постатейные ставки, а для остальных − тарифный класс.

          Источник

Оцените статью