- Порты России
- Топ-10 самых крупных морских портов России
- Новороссийск — крупнейший порт страны
- Приморск — перевалка нефтепродуктов
- Находка — важный порт в Японском море
- Санкт-Петербург — в лидерах грузооборота
- Мурманск — порт со столетней историей
- Ванино — порт, объединяющий мир
- Топ-10 самых крупных морских портов России
- 10. Мурманск. Пропускная способность 24647,2 тыс. тонн в год
- 9. Находка. Пропускная способность 26 625,78 тыс. тонн в год
- 8. Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год
- 7. Калининград. Пропускная способность 44 279,2 тыс. тонн в год
- 6. Восточный. Пропускная способность 66 662 тыс. тонн в год
- 5. Приморский. Пропускная способность 89 500 тыс. тонн в год
- 4. Санкт-Петербург. Пропускная способность 110 184,89 тыс. тонн в год
- 3. Усть-Луга. Пропускная способность 129 800,25 тыс. тонн в год
- 2. Геленджик. Пропускная способность 185 000 тыс. тонн в год
- 1. Новороссийск. Пропускная способность 208 793 тыс. тонн в год
Порты России
В России сегодня 67 портов, все они входят в 5 бассейнов, размещенных на берегах 12 морей 3 океанов. Общий портовый грузооборот Российской Федерации составляет около 721,9 млн тонн. Основная доля приходится на следующие грузы:
По всей России гавани локализуются в следующих бассейнах:
- Балтийский
- Азово-Черноморский
- Дальневосточный
- Арктический
- Каспийский
Основная роль морского транспорта страны — экспортно-импортные перевозки грузов, развитие большого, малого каботажа. Самый большой оборот осуществляется через Балтийский бассейн. Отсюда вывозят нефть, металлы, лес, ввозят продовольственные, промышленные товары, машины. Дальневосточный бассейн располагает железнодорожной переправой Ванино–Холмск. Северный бассейн обеспечивает быстрый рост перевозок по морю, где важная роль отведена Северному морскому пути.
Главными проблемами российского транспорта по морю является мелководность 60% гаваней страны, нехватка портовых сооружений, а именно крупных с большим грузооборотом.
Топ-10 самых крупных морских портов России
- Новороссийск
- Приморск
- Санкт-Петербург
- Находка
- Мурманск
- Ванино
- Туапсе
- Владивосток
- Калининград
- Ростов-на-Дону
Новороссийск — крупнейший порт страны
Город на юге страны в Краснодарском крае, занимает территорию побережья Цемесской бухты Черного моря. Новороссийск обладает важным транспортным центром, где располагается самый большой порт страны, военно-морская база Черноморского флота. Включает грузовые, пассажирские, нефтеналивную гавань. Грузооборот — 147,4 млн тонн ежегодно. Находится на северо-востоке Краснодарского края, в незамерзающей Цемесской бухте. Работает круглый год, но иногда деятельность прерывается в зимний период, во время холодного порывистого ветра бора, который опасен для судов.
Глубина вдоль наливных терминалов позволяет принимать танкера дедвейтом до 250 000 тонн. Вся бухта делится на районы, в каждом из которых сосредоточена отдельная специализация. Новороссийский является рекордсменом среди всех портовых зон России по протяженности причальной линии, которая в длину достигает 8,3 км.
Приморск — перевалка нефтепродуктов
Российский город на берегу Финского залива, где функционирует самая значительная нефтеналивная гавань Северо-Западного региона Российской Федерации. Она является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. Годовой оборот — 57,6 млн тонн. Размещена бухта в Финском заливе Балтийского моря, недалеко от города Приморск.
Здесь обслуживаются танкеры дедвейтом до 150 000 т. и осадкой до 15,5 см. На территории Приморских морских ворот установлено 18 резервуаров емкостью до 50 000 тонн, предназначенных для хранения нефти. Также имеются емкости для хранения светлых нефтепродуктов, резервуары аварийного сброса.
Находка — важный порт в Японском море
Находится на полуострове Трудный у берегов залива Находка в Японском море. Экономика города узко специализирована на портово-транспортном комплексе. Неподалеку от города находится глубоководная гавань федерального значения Восточный. В самом городе есть еще одна, которая занимается рыболовством, переработкой рыбы, ремонтом судов.
Восточный ежегодно выполняет грузооборот до 69,2 млн тонн. Размещен в бухте Врангеля (Японское море, залив Находка). Входит в крупнейший транспортный узел России на Тихом океане под названием «Восточный-Находка». Здесь есть угольный, нефтеналивной, контейнерный универсальный терминалы.
Санкт-Петербург — в лидерах грузооборота
Мегаполис на северо-западе России, в устье реки Нева, на побережье Финского залива. Здесь сосредоточено главное командование ВМФ и крупная морская бухта с протяженностью причальной линии длиной 31 км. Обеспечивает торговое мореплавание в бухте Петербурга, за его пределами. Здесь осуществляется перегрузка нефтепродуктов, лесных грузов, металлов, металлолома, угля, контейнеров, химических грузов, руды. Годовой грузооборот — 53,6 т.
Расположен на островах дельты реки Нева, в восточной части Финского залива. Включает причалы:
- торговый;
- рыбный;
- лесной;
- речной;
- речной пассажирский;
- нефтяной терминал;
- судостроительные, судоремонтные заводы;
- пассажирский вокзал.
Первый причал состоит из 200 причалов глубиной до 11,9 м. Территориально он делится на 4 района. Включает бассейны:
- Угольная гавань
- Восточный
- Барочный
- Рейд Лесного мола
- пассажирский
а также: Василеостровский грузовой, причалы в Ломоносове и Кронштадте.
Мурманск — порт со столетней историей
На северо-западе России находится Мурманск. Это крупнейший город за Северным полярным кругом. Он занимает территорию восточного скалистого побережья Кольского залива (Баренцево море). Здесь находятся одни из самых больших незамерзающих в России морских ворот, которые являются основой экономики Мурманска. Грузооборот составляет 51,7 миллионов тонн. К нему прописаны все атомные ледоколы страны. Состоит из трех частей:
За последние годы бухта увеличила экспорт каменного угля, минеральных ресурсов, для хранения и приема которых есть вся необходимая инфраструктура. В 2015 году к 100-летию порта был открыт музей.
Ванино — порт, объединяющий мир
Небольшой городок в Хабаровском крае на побережье Татарского пролива Японского моря. Здесь располагается крупнейший транспортный узел Хабаровска — порт Ванино. Он находится на северо-западе городка, в Татарском проливе и Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Навигация открыта здесь круглый год, работа ведется круглосуточно. Зимой, когда акватория покрывается льдом, проводка судов проводится с помощью ледоколов.
В торговой части бухты есть 22 пирса и причала, общая их протяженность составляет более 3 км. Все они входят в состав нефтеналивного терминала и 4 перегрузочных комплексов. Ванинский связывает автомобильный, железнодорожный и транспортный узел по морю. Отсюда грузы уходят в Японию, Китай, Австралию, США, регионы России.
Источник
Топ-10 самых крупных морских портов России
Российские морские пути издавна считались перспективными каналами торговли. Сначала по ним путешествовали суда с зерном и провизией, затем они сменились на лайнеры с пассажирами и туристами, после, по этим же каналам пошли суда с углем и лесной промышленностью, и, наконец, танкеры с нефтью.
Экономика страны во многом держится на прибыли от грузоперевозок. И большую роль здесь играют самые крупные морские порты России, рассмотрим топ-10 из них.
10. Мурманск. Пропускная способность 24647,2 тыс. тонн в год
Морской порт в Мурманске по праву называют северными воротами страны. Фактически это самый крайний порт, который расположен за Полярным Кругом и при этом не замерзает. Более того, именно здесь размещен флот атомных подводных лодок. В 1933 году ледокол «Челюскинец» начал свое плавание именно из этого порта.
Сама история города тесно связана с расположенным в нем портом. В 1917 году порт Романов-на-Мурмане получил статус города и обрел свое название «Мурманск». Логично, что «морской образ» жизни не мог не сказаться на населении города: большая часть жителей задействована в работах на порту.
9. Находка. Пропускная способность 26 625,78 тыс. тонн в год
Важнейший для России Находкинский порт имеет такое значение не только из-за торговых целей: это крупнейший узел на Тихом океане, который включает в себя нефтяные терминалы.
На берегах бухты торговым мореплаванием занимались издревле. Еще в 19 веке здесь была построена удобная гавань и пристань, чтобы суда могли без проблем грузиться. К 20 веку заработала линия пассажирского судоходства, на которой выполнялись регулярные рейсы.
В середине 40-х годов советское правительство приняло решение о строительстве в Находке крупного порта. Он возводился силами заключённых из ГУЛАГа и других пересыльных лагерей. Через Находку эти люди потом отправлялись в ссылку в Магадан.
8. Туапсе. Пропускная способность 37 560 тыс. тонн в год
Самая крупная и оживлённая гавань на Черном море принадлежит городу Туапсе. На 3 километрах расположились 19 причалов, куда ежедневно пришвартовываются суда с овощами и зерном, а также пассажирские теплоходы из более чем 30 стран мира.
Туапсинский порт считается градообразующим предприятием и центральным объектом для экономики всего региона.
Любопытно, что порт имеет не только промышленное значение, но является и туристическим объектом.
А все благодаря вышке диспетчерского пункта на высоте 70 метров над землей. Она выполнена в виде стеклянного шара на монолитном штыре, за что получила ласковое название «чупа-чупс». Хрупкость этой башни обманчива: она спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение до 9 баллов.
7. Калининград. Пропускная способность 44 279,2 тыс. тонн в год
Единственный порт на Балтийском море, который не замерзает, расположен в городе Калининграде. Его также можно назвать и одним из самых старейших, ведь первое упоминание о морских воротах у замка Кёнигсберг датируется 14 веком.
Уже к 17 веку власти решили проложить здесь дамбу для удобства судоходства. Первый пароход пришвартовался в Кёнигсберге в 19 веке.
С самого начала своего основания порт играл важнейшую роль в отношениях Германии и России. Через него за рубеж шло огромное количество русских товаров – от зерна и льна до бобовых. Поставок было настолько много, что на территории порта пришлось строить дополнительные склады зернохранилища и мельницу.
После сильных разрушений в войну порт быстро был восстановлен и стал одним из первых предприятий в городе, которое начало функционировать.
6. Восточный. Пропускная способность 66 662 тыс. тонн в год
Один из самых молодых портов в нашем рейтинге – «Восточный» – был открыт в 1973 году. Предприятие построилось за рекордные сроки: проектные работы были объявлены в 1968 году. Стройку назвали приоритетной и бросили на нее все силы, для удобства рабочих даже возвели небольшой город-спутник.
Работы на порту продолжаются до сих пор. Так, первая очередь угольного терминала заработала еще в 1978 году, вторая – спустя 20 лет, а третья очередь была сдана совсем недавно – в сентябре 2019 года.
5. Приморский. Пропускная способность 89 500 тыс. тонн в год
Решение о строительстве порта «Приморского» принималось в конце 20 века. Тогда власти обратили внимание на то, что мощностей балтийских портов не хватало.
Кроме того, «ворота» в Калининграде не имели сообщения со страной по суше и находились таким образом отдельно. Такая ситуация вынуждала платить другим странам за использование их территорий и портов. В 1993 году было решено построить три новых порта – одним из них стал Приморский.
Его по плану сделали нефтеналивным по примеру крупнейшего порта времен СССР в Латвии. Первая очередь была сдана уже в начале 2000-х годов. Сейчас число причалов, на которые могут пришвартоваться танкеры, увеличилось до 4.
4. Санкт-Петербург. Пропускная способность 110 184,89 тыс. тонн в год
Крупнейший российский порт в Санкт-Петербурге фактически состоит их двух: первый занимается торговым мореплаванием, а второй – пассажирами. Он растянулся на дельту Невы на востоке Финского залива.
Порт отличается огромным количеством причалов, объяснимым для его внушительных размеров – торговым, лесным, рыбным, судоремонтным, нефтеналивным терминалом и другими. Всех их объединяет сложная система каналов.
3. Усть-Луга. Пропускная способность 129 800,25 тыс. тонн в год
Финский залив богат на российские порты, и Усть-Луга тому лишнее подтверждение. Его история началась с 16 века, когда Россия поняла нехватку собственных ворот на Балтийском море.
Первый русский порт на берегах Балтики строился по указу Ивана Грозного. Важнейшая задача была реализована в самые короткие сроки – за три месяца. После этого в системе торговли начался переворот – царь запретил купцам продавать товары в Ревеле или Нарве, отмечая, что они должны общаться с немцами «на своей земле». Но долго прообраз первого порта не просуществовал – поражение в Ливонской войне забрало у России прибалтийские земли.
Повторно порт здесь был возведён лишь в 30-е годы 20 века, но и опять не с первого раза – война разрушила предприятие, и закончить стройку смогли лишь после ее окончания.
2. Геленджик. Пропускная способность 185 000 тыс. тонн в год
Курортный Геленджик наложил отпечаток и на собственный морской порт. Причалы летом пользуются популярностью из-за морских прогулок, невероятно востребованных среди туристов. Экскурсионная программа включает в себя и встречу с дельфинами.
В остальное время года порт сосредоточен на выполнение заказов по грузовым судам. Пассажирские суда также заходят в гавань, но Геленджик не принимает международные рейсы, которые перенаправляются в Туапсе.
1. Новороссийск. Пропускная способность 208 793 тыс. тонн в год
Порт Новороссийска – рекордсмен по многим параметрам. Во-первых, именно здесь расположена самая длинная линия причала на 8 километров. Во-вторых, это крупнейший порт на Черном море и во всем Краснодарском крае.
И, в-третьих, важность этих российских ворот, которые находятся на пересечении центральных транспортных каналов, связывающих страну с Ближним Востоком, Америкой, Африкой и Средиземноморьем, сложно переоценить.
Источник