Основные показатели работы морского транспорта

IV. Перевозки морского транспорта

Продукция транспорта, в том числе морского, исторически определяется как перевозки.

Перевозки – это изменение пространственного бытия грузов и пассажиров.

Морские перевозки классифицируются в зависимости от следующих факторов:

  1. В зависимости от вида транспортно-экономических связей морские перевозки подразделяются на:
  1. внутренние (каботажные);
  2. внешние (заграничные).

2. В зависимости от районов плавания:

  1. местные;
  2. морские (в рамках одного моря);
  3. океанские (неограниченного района плавания);
  4. арктические.

3.По технологии транспортировки грузов:

  1. с укладкой грузов в помещениях и на палубе (товарно-упаковочные и штучные);
  2. в пакетах, контейнерах и лихтерах;
  3. паромные;
  4. автомобильные и трейлерные.

4. По форме организации движения судов:

5. По форме взаимодействия с другими видами транспорта

Виды морских перевозок по видам плавания

Перевозки отечественных внешнеторговых грузов, проданных на условиях доставки иностранной стороной, но при этом фрахтуется отечественным тоннажом.

Малый каботаж – перевозка грузов между портами одного бассейна, или смежных бассейнов.

Большой каботаж – перевозка грузов между портами не смежных бассейнов, а, как правило, через иностранные территориальные воды.

2. Основные количественные и качественные показатели морских транспортных перевозок

1) Основные количественные показатели работы морского транспорта:

  1. Объем перевозок груза, в тоннах.
  2. Грузооборот морского флота, в тонно-милях.
  3. Количество перевезенных пассажиров, человек.
  4. Пассажирооборот, в пассажиро-милях.
  5. Приведенный грузооборот, в приведенных тонно-милях

6.Доходы за перевозки, в рублях.

7.Чистая валютная выручка (ЧВВ), в иностранной валюте, обычно в долларах.

8.Сопоставимые доходы – доходы отчетного периода, увеличенные или уменьшенные на величину изменения тарифов и сборов базового года.

2) Основные качественные показатели морских транспортных перевозок:

3. Регулярность (периодичность) перевозок.

5.Комфортабельность перевозки пассажиров, уровень их обслуживания

3. Внешнеторговые перевозки морского флота.

Внешнеэкономическая деятельность морского транспорта в основном выражается в осуществлении на внешнем рынке различных экспортно-импортных операций, связанных с работой флота. К ним относятся, прежде всего, перевозки грузов и пассажиров. Объем перевозок внешнеторговых грузов России морем последние годы непрерывно возрастает – с 204 млн. т в 1998 году он достиг 450 млн. т в 2004 году. Эта тенденция продолжается и в настоящее время.

СИФ (cost insurance freight) – цена, страхование, фрахтование. Коммерческие условия, когда груз транспортирует продавец. В договоре, по условию СИФ указывается порт доставки грузов.

ФОБ (free on board) – свободен на борту. Транспортировка проданного товара покупателем. В договоре на условиях ФОБ указывается порт погрузки грузов.

Читайте также:  Хвалилась что может сжечь море

FOT – свободно на платформе.

DAC – (в отличии от ФОБ) условие рассчитано главным образом для торговли на внутреннем рынке, поэтому продавец не организует никаких экспортных условий.

КАФ (cost and freight) – стоимость и фрахт. В отличие от условий ФОБ, продавец должен заключить договор перевозки товаров до указанного в контракте купли-продажи порта назначения и оплатить фрахт. Он делает это на свой риск, а не как агент покупатель по условию ФОБ.

Источник

Глава 2. Морской транспорт

Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспортной системе страны. Это объясняется, прежде всего, благоприятными физико-географическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие три функции.

Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны.

Во-вторых, морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж).

В-третьих, морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экспортные и импортные перевозки, а также перевозки грузов между иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами.

2.1 Основные технико-экономические показатели морского транспорта

Водоизмещение судна D – масса вытесненной судном воды – равно массе судна в тоннах.

Полная грузоподъемность, или дедвейт судна Dв – это максимальное количество груза в тоннах Q, а также запасы топлива, воды и грузов, которые может принять судно.

Чистая грузоподъемность судна Dч – это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке.

Грузовместимость судна – объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.

Регистрационная вместимость судна (объем судна) – мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистрационной тонной, равной 2,83 м 3 .

Валовая (полная) регистрационная вместимость судна – объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок.

Чистая регистрационная вместимость судна – объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах.

Рейс судна – время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку. Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от продолжительности рейса и скорости хода судна, стояночное – от производительности погрузочно-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.

Коэффициент ходового времени – отношение ходового времени к общей продолжительности рейса.

Коэффициент балластного пробега определяется делением балластного пробега на общий пробег судна.

Читайте также:  Энциклопедия узлов морской узел

Коэффициент загрузки судна показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза на чистую грузоподъемность судна.

Коэффициент использования грузоподъемности судна ч определяется отношением тонно-миль Ql к тоннаже-милям DчL

Производительность1 т грузоподъемности судна в сутки

DЧТЭ – тоннаже-сутки.

Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется по количеству судов:

где ТЭ – время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сутки.

Грузооборот порта QП – общее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год).

Показателями, характеризующими производственную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, пропускная способность и установленная мощность.

Пропускная способность ТПК ПТПК – это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить или выгрузить, а суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).

Установленная мощность Qopt – это оптимальное количество груза , которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота. Фактический –грузооборот порта может быть выше его установленной мощности.

Определить водоизмещение судна, полную грузоподъемность судна, чистую грузоподъемность судна, используя данные табл 2.1.

Объем вытесненной судном воды, м 3

Максимальное количество груза, тыс.т

Вес запасов: топлива, воды, грузов снабжения, тыс.т

Определить продолжительность рейса Владивосток- Иокогама, коэффициент ходового времени, коэффициент баластного пробега, коэффициент загрузки судна. Используя данные приведенные в табл. 2.2.

Ходовое время рейса сотавило, ч

Время на перекачку 1 тыс. тонн, сек

Объем перевезенной нефти, тыс.т

Общий пробег судна составляет, км

Чистая грузоподьемности судна, тыс.т

Определить для судоходной компании коэффициент использования грузоподъемности судна, производительность

1 т. грузоподъемности судна в сутки, фактическое количество флота, используя данные таблицы 2.3.

Чистая грузоподъемность судна, тыс.тонн

Источник

7. Показатели материально-технической базы, работы флота и портов.

Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов.

Водоизмещение судна D — масса вытесненной судном воды — равно массе судна в тоннах.

Полная грузоподъемность, или дедвейт судна DB, — это максимальное количество груза в тоннах Q, a также запасы топлива qт, воды qв и грузов снабжения qсн, которые может принять судно:

Чистая грузоподъемность судна DЧ — это максимальное ко­личество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке:

Грузовместимость судна — объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.

Регистровая вместимость судна (объем судна) — мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистровой тонной, равной 2,83 м 3 .

Читайте также:  Морское братство лагерь дон

Валовая (полная) регистровая вместимость судна Wбр — объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок.

Чистая регистровая вместимость судна Wнт объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах.

Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимостью, полной грузоподъемностью (дедвейтом) и водоизмещением может характеризоваться формулой:

Рейс судна — время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.

Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяженности рейса и скорости хода судна, стояночное — от производительности погрузо-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.

Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.

Коэффициент ходового времени Кх — отношение ходового времени tх в общей продолжительности рейса Тр:

Коэффициент балластного пробега Кб определяется делением балластного пробега Lб на общий пробег судна L:

Коэффициент загрузки судна εзаг показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза Qф на чистую грузоподъемность судна:

Коэффициент загрузки характеризует степень использования грузоподъемности лишь в простых рейсах, т. е. на отдельных переходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут плавать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъемности судна.

Коэффициент использования грузоподъемности судна εч определяется отношением тонно-миль ∑Ql к тоннаже-милям ∑DчLi:

Производительность 1 т грузоподъемности судна в сутки μтс — комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяется отношением тонно-миль ∑Ql к числу затраченных тоннаже-суток ∑DчТэ за определенный период времени:

Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется следующими формулами:

где Тэ1э2 ,…, Тэn – время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сут.;

по общей грузоподъемности

где ∑DчТэ время нахождения судна или флота в эксплуатации соответственно в судо-сутках или тоннаже-сутках.

Грузооборот порта Qn общее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год).

Источник

Оцените статью