Основные особенности морского транспорта

В чем особенности морского транспорта?

Морской из всех видов транспорта самый грузоемкий в мире. До 60% всех грузов перевозятся по водной глади океанов между континентами или по внутренним морям и вдоль берегов.

Расстояния огромные, получается перевезти большие массы, но медленно, зато сравнительно задешево. Танкеры перевозят сырую нефть, сжиженный газ и продукты их переработки, сухогрузы доставляют массы сыпучих веществ. Очень популярны контейнеровозы, на которых везут все, от иголок, до станков и автомобилей.

Один из моих любимых мультфильмов — «В порту». Чудесный, добрый и веселый. Уже второе поколение в нашей семье заслушивается замечательными песенками на стихи Сергея Козлова:

Тут у каждого причала
Для людей и кораблей
Всех морских путей начало
И конец морских путей!

Этот мультфильм очень популярно, не по-детски, детям рассказывает о морском транспорте.

Что такое морской транспорт

Этим словосочетанием называют такое судно, которое двигается по водной поверхности или, как говорится, «бороздит моря и океаны». Оно способно выполнять определенный вид деятельности, а именно, перевозку, хранение, обработку наливных и насыпных грузов, крупногабаритных контейнеров и скоропортящихся продуктов, а также перевозить пассажиров.

Это могут быть линейные суда, следующие по определенному маршруту в соответствии с постоянным расписанием, или суда-бродяги (трамповые), выполняющие попутную перевозку грузов в свободном режиме; и особый вид морских судов — пассажирские.

Преимущества и недостатки морских перевозок

Основной особенностью всего водного транспорта является отсутствие затрат для организации непосредственно пути сообщения. Но в любом деле есть две стороны медали, свои плюсы и минусы.

Достоинства морского сообщения:

  • низкая стоимость перевозок (дешевле железнодорожных более, чем в 2 раза);
  • универсальность (осуществляется грузооборот товаров в различном агрегатном состоянии);
  • безопасность;
  • малое влияние на окружающую среду (безусловно, при выполнении международных требований к экипировке судна);
  • возможность перевозить негабаритные грузы;
  • простота погрузки и разгрузки (контейнерная система).

От недостатков никто не застрахован. Есть они и у морского транспорта:

  • невысокая скорость доставки грузов (по сравнению с железнодорожным и авиационным транспортом);
  • зависимость от погодных факторов, связанных с временами года.
  • недостаточная мобильность (для доставки потребителю зачастую требуется использование и других видов транспорта).

Громада порта с судами-великанами завораживает.

Мне стал понятен ответ на это вопрос тогда, когда я впервые побывал в Новороссийске. На рейде его пристани я видел несчетное количество огромных кораблей, занимающих очередь для разгрузки или погрузки продукции в порту. Особенность морского транспортирования грузов мне показалась очень интересной.

Читайте также:  Лагерь жемчужина моря смены

Морской транспорт

Человечеству издревле известен морской вид транспорта. Историки даже затрудняются сказать, где и когда он возник. Возможно, морской вид транспорта возник ранее сухопутного. Ведь изобретение колеса хоть как-то датируется. И все, что нужно было доисторическому представителю человечества для изобретения морского вида транспорта – это топор и дерево. Изобретению парусов, скорее всего, предшествовало хождение на плотах с помощью весел или шеста. Когда были изобретены паруса, также никто не знает.

О возникновении транспорта можно говорить еще с того момента, когда человек приручил первое вьючное животное. Но утверждать, что лошадь или верблюд были видами транспорта, которые могут перемещать грузы значительной массы не стоит: грузоподъёмность этих животных колеблется в пределах нескольких десятков килограммов.

А вот морской вид транспорта представляет собой транспортировку различных видов грузов любого тоннажа. Грузоподъемность транспортных кораблей разнообразна. Измеряется она водоизмещением. Самый большой современный корабль – круизный лайнер «Оазис морей». Его водоизмещение — 225 тыс. тонн. Это больше, чем у самого огромного грузового корабля Emma Mærsk примерно на 70 тыс. тонн.

Особенности морского транспорта

Некоторые из особенностей мною уже вскользь описаны. Но есть и другие особенности, которые прочно закрепили первое место за морским видом транспорта:

  • значительная грузоподъемность в соотношении со стоимостью транспортировки;
  • преодоление максимальных расстояний;
  • использование силы ветра или дешевых видов топлива для транспортировки;
  • универсальность перевозимых разновидностей продукции.

Есть и отрицательные моменты: груз можно доставить не далее порта, а доставка занимает много времени.

Источник

4.1. Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:

Технология погрузочно-разгрузочных работ отличается тем, что зачастую при нехватке мощности или глубины портов перегрузку приходится производить в акватории порта:

  • у береговых причалов, оборудованных стационарными швартовыми устройствами, плавучими причалами (понтонами), дебаркадерами (набережными, вынесенными на сваях в акваторию порта);
  • у рейдов, т.е. причалов на якорях, прочно закрепленных в акватории порта;
  • у мест якорной стоянки судов.

6. Проблемы развития морского транспорта:

    • повышение скорости судов;
    • создание новых и модернизация старых типов подвижного состава;
    • развитие системы «река—море», «Ро-Ро», паромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и других специализированных судов;
    • внедрение новых силовых установок;
    • совершенствование навигационных систем управления (до 30% аварий происходит из-за их несовершенства);
    • строительство плавучих причалов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов;
    • расширение ледокольного парка;
    • строительство трубопроводов в акватории портов;
    • увеличение грузоподъемности кранов (в России максимальная грузоподъемность у «Витязь» — 1600 т, в Японии используются краны грузоподъемностью до 3000 т) и др.

    Контейнеры в 5—8 раз ускоряют перевалку грузов, так как норма перегрузки 20-тонного контейнера — 1,5 мин при механизированной перегрузке большегрузными портовыми кранами, т. е. за один час можно переработать 800 т груза, на что при использовании другой тары необходимо 75 ч. Производительность труда на погрузке-разгрузке повышается в 10—15 раз. За рубежом 50% тарно-штучных грузов возят в контейнерах. Контейнеровозы можно конструировать на 5000 единиц, но время перегрузки снижает эффект от контейнеризации. В судах типа «Ро-Ро» для ускорения перегрузки используют самоходную технику или грузовые лифты для вертикального перемещения грузов.

    Источник

    Что такое морской транспорт

    Морской транспорт – это понятие, объединяющее огромное количество судов, которые используются для перевозки грузов и пассажиров по всему миру. Различные виды судов широко применяются для осуществления международной торговли. Чаще всего данный способ перевозки используют для доставки навалочных, наливных и крупногабаритных грузов, как наиболее выгодный вариант. Чтобы разобраться в особенностях и преимуществах данного вида перевозки, нужно сначала ответить на вопрос: что такое морской транспорт?

    Что такое морской транспорт

    История

    В ходе археологических исследований удалось выяснить интересный факт: первый водный транспорт появился еще за 3,5 тыс. лет до нашей эры. Разумеется, он был примитивным и плавал на малые расстояния вдоль береговой линии. Но человек в стремлении к новым открытиям и освоению территорий постоянно совершенствовал плавсредства. Со временем корабли становились все более совершенными, способными плавать на очень большие расстояния.

    Раньше всех прочих народов в дальние плавания стали отправляться викинги. Именно им довелось первыми добраться до Северной Америки. Европейцам удалось повторить этот подвиг намного позднее.

    Вся история развития человечества неразрывно связана с мореплаванием. И по сей день морской транспорт в России и во всем мире остается двигателем экономики, играет чрезвычайно важную роль в укреплении торговых связей между странами, способствует росту международного товарооборота.

    Достоинства

    Основные особенности данного вида транспорта и его преимущества таковы:

    • Возможность организовывать массовые межконтинентальные перевозки.
    • Грузоподъемность судов чрезвычайно высока. За один рейс можно выполнять перевозку очень больших партий товара.
    • Транспортные пути требуют минимальных первоначальных вложений.
    • Использование морского транспорта делает грузоперевозки самыми дешевыми по себестоимости. При соблюдении определенных условий не только перевозка, но и хранение, обработка грузов в порту обходятся сравнительно недорого.
    • Поскольку судно беспрепятственно движется по гладкой водной поверхности, на его перемещение тратится минимальный объем топлива.
    • Перевалка грузов осуществляется очень быстро за счет высокого уровня механизации.
    • Пропускная способность морского транспорта практически не ограничена.

    Виды судов

    Морской транспорт бывает следующих типов:

    • Сухогрузы – суда, которые обычно используют для нужд мировой торговли. Они предназначены для транспортировки навалочных и сыпучих грузов: зерна, щебня, руды, песка, угля и т.д.
    • Контейнеровозы – из их названия следует, что перевозят они специальные грузовые контейнеры. Размеры контейнеровозов могут достигать около 400 м в длину.
    • Рефрижераторы – суда, оснащенные холодильным оборудованием. С их помощью скоропортящаяся продукция перевозится на очень большие расстояния.
    • Танкеры предназначаются для транспортировки по морю разных видов жидкой продукции и природного газа.
    • Ро-ро суда позволяют перевозить транспортные средства. Погрузка автомобилей на такой корабль осуществляется очень просто и без риска случайного повреждения.
    • Круизные лайнеры – огромные пассажирские корабли. Они предназначены для совершения длительных путешествий по океану – круизов.

    Особенности морского транспорта в России

    Важность морского транспорта для России трудно переоценить – ведь протяженность ее водных границ превышает 44 тыс. км. Объем экспортных и импортных грузов, перевозимых морскими транспортными путями, превышает 90%. Основная часть грузов, экспортируемых по морю, это нефтепродукты, лес, зерно, уголь, руда, стройматериалы. Пассажирские перевозки осуществляются на небольшие расстояния, преимущественно речным транспортом.

    Порты России не могут в полной мере обеспечить обслуживание внутренних и внешних перевозок. Для совершения операций с грузами Россия пользуется портами соседних государств, ранее входивших в состав СССР.

    В общей сложности акватория страны включает 5 морских бассейнов:

    • Дальневосточный. Там находятся крупнейшие российские порты: Находка, Владивосток, Советская Гавань, Нагаево, Тикси.
    • Черноморско-Азовский. Основные порты: Новороссийск, Таганрог, Туапсе.
    • Балтийский. Наиболее важными портами являются: Калининград, Приморск, Санкт-Петербург.
    • Северный Морской путь. К нему относятся такие порты: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Диксон и т.д.
    • Каспийский. Связывает Россию с Казахстаном, Азербайджаном, Ираном, Туркменистаном. Основными портами в данном бассейне являются Махачкала и Астрахань. Та часть моря, которая прилегает к России, замерзает в зимний период, что является причиной временного прекращения навигации.

    Виды перевозок морскими путями

    Морской транспорт выполняет множество функций и используется для разных видов перевозок. В частности, они могут быть внутренними и внешними.

    При внутренних перевозках суда передвигаются в пределах одного государства без пересечения границ. Данный вид судоходства называется каботаж. Для осуществления таких рейсов применяются суда особого каботажного флота.

    Внешние (заграничные) рейсы осуществляются по морям и океанам с пересечением границ разных стран.

    Источник

Оцените статью