Основные направления перевозок морским транспортом

IV. Перевозки морского транспорта

Продукция транспорта, в том числе морского, исторически определяется как перевозки.

Перевозки – это изменение пространственного бытия грузов и пассажиров.

Морские перевозки классифицируются в зависимости от следующих факторов:

  1. В зависимости от вида транспортно-экономических связей морские перевозки подразделяются на:
  1. внутренние (каботажные);
  2. внешние (заграничные).

2. В зависимости от районов плавания:

  1. местные;
  2. морские (в рамках одного моря);
  3. океанские (неограниченного района плавания);
  4. арктические.

3.По технологии транспортировки грузов:

  1. с укладкой грузов в помещениях и на палубе (товарно-упаковочные и штучные);
  2. в пакетах, контейнерах и лихтерах;
  3. паромные;
  4. автомобильные и трейлерные.

4. По форме организации движения судов:

5. По форме взаимодействия с другими видами транспорта

Виды морских перевозок по видам плавания

Перевозки отечественных внешнеторговых грузов, проданных на условиях доставки иностранной стороной, но при этом фрахтуется отечественным тоннажом.

Малый каботаж – перевозка грузов между портами одного бассейна, или смежных бассейнов.

Большой каботаж – перевозка грузов между портами не смежных бассейнов, а, как правило, через иностранные территориальные воды.

2. Основные количественные и качественные показатели морских транспортных перевозок

1) Основные количественные показатели работы морского транспорта:

  1. Объем перевозок груза, в тоннах.
  2. Грузооборот морского флота, в тонно-милях.
  3. Количество перевезенных пассажиров, человек.
  4. Пассажирооборот, в пассажиро-милях.
  5. Приведенный грузооборот, в приведенных тонно-милях

6.Доходы за перевозки, в рублях.

7.Чистая валютная выручка (ЧВВ), в иностранной валюте, обычно в долларах.

8.Сопоставимые доходы – доходы отчетного периода, увеличенные или уменьшенные на величину изменения тарифов и сборов базового года.

2) Основные качественные показатели морских транспортных перевозок:

3. Регулярность (периодичность) перевозок.

5.Комфортабельность перевозки пассажиров, уровень их обслуживания

3. Внешнеторговые перевозки морского флота.

Внешнеэкономическая деятельность морского транспорта в основном выражается в осуществлении на внешнем рынке различных экспортно-импортных операций, связанных с работой флота. К ним относятся, прежде всего, перевозки грузов и пассажиров. Объем перевозок внешнеторговых грузов России морем последние годы непрерывно возрастает – с 204 млн. т в 1998 году он достиг 450 млн. т в 2004 году. Эта тенденция продолжается и в настоящее время.

Читайте также:  Море омывает берега болгарии

СИФ (cost insurance freight) – цена, страхование, фрахтование. Коммерческие условия, когда груз транспортирует продавец. В договоре, по условию СИФ указывается порт доставки грузов.

ФОБ (free on board) – свободен на борту. Транспортировка проданного товара покупателем. В договоре на условиях ФОБ указывается порт погрузки грузов.

FOT – свободно на платформе.

DAC – (в отличии от ФОБ) условие рассчитано главным образом для торговли на внутреннем рынке, поэтому продавец не организует никаких экспортных условий.

КАФ (cost and freight) – стоимость и фрахт. В отличие от условий ФОБ, продавец должен заключить договор перевозки товаров до указанного в контракте купли-продажи порта назначения и оплатить фрахт. Он делает это на свой риск, а не как агент покупатель по условию ФОБ.

Источник

Морской транспорт

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

Нарду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж — это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток — Новороссийск, Новороссийск — Архангельск); малый каботаж — перевозки между портами одного моря (Новороссийск — Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), Мальта (27), Греция (26), Кипр (23), Норвегия (22), Сингапур (22), Япония (17), КНР (15). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Читайте также:  Море ссср которое высохло

Морской транспорт

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

Источник

Какие перевозки осуществляет морской транспорт

Большинство иностранных товаров в магазинах доставлены из других стран по морю – это факт. Поскольку водный транспорт позволяет поставлять практически все, от продуктов питания до топлива, нефтепродуктов, техники. По цене доставка обходится в меньшую сумму, чем транспортировка по воздуху или автотранспортом.

Какие перевозки осуществляет морской транспорт

Виды морских перевозок

Способов классификации несколько. Но основной, который больше интересен грузоотправителям – какие перевозки осуществляет морской транспорт по типу груза:

  1. Фрахт – аренда судна, его части для провоза контейнеров, негабарита в пределах отдельной партии по нелинейным (нерегулярным) маршрутам. Судно подбирается брокером, с учетом параметров транспортируемого товара (габариты, условия хранения), количества рейсов.
  2. Навалочные – для материалов, веществ, не нуждающихся в упаковке, не представляющих угрозы для обшивки, оборудования корабля. Это может быть зерно, сахарный песок, руда, уголь.
  3. Ро-ро – тип доставки колесной техники, от автомобилей до тракторов, на судах, снабженных наклонной платформой, по которой техника поднимается на борт.

Контейнерные – самый популярный вид транспортировки. Поскольку обеспечивается сохранность содержимого, в том числе хрупкого. Упрощается процесс перемещения контейнеров с корабля на корабль (Ж/Д состав, автомобиль), без размещения на складе.

Плюс, конечно, пассажирские – оборудованными для этих целей судами, паромами, речным транспортом. В российском судоходстве это обычно внутренние рейсы по основным туристическим направлениям.

Читайте также:  Прокат морской стиль белинского

Кроме того, различают понятия трамповой и линейной доставки. Первая – нерегулярная. В этом случае маршрут разрабатывается перевозчиком для каждого рейса отдельно. Вторые – регулярные, с установленными тарифами за провоз, утвержденным графиком отправления судов.

Второй вопрос – какие грузы перевозит морской транспорт. Здесь тоже есть своя классификация:

  • Сборные – мелкие партии (коробки, мешки) разных отправителей, погруженные в один контейнер;
  • Стандартные – габарит, негабарит, не требующий специальных условий перевозки;
  • Специальные – легковоспламеняющиеся, коррозионные, различные химикаты, которые могут представлять опасность для экипажа, целостности судна, окружающей среды;
  • Генеральные – бывают легко- и тяжеловесными, доставляются из порта отправки в порт назначения, перемещаются по одному сопроводительному документу.

Генеральные товарные партии принимаются на борт при условии сохранения целостности упаковок (мешков, тюков, коробок), с соответствующей маркировкой, если товар относится к классу опасных.

География

Что до географии, логистических особенностей морской доставки, то классификация по этому признаку выглядит так:

1. Каботажные – плавание в пределах одного государства. Бывает большим, с проходом через акватории разных морей, но без пересечения границ другой страны. И малым – путь следования проходит между портами одного моря. Используются для доставки материалов, техники, оборудования, продуктов питания в труднодоступные регионы.

2. Международные – маршрут предполагает пересечение водных границ других стран. Правила, требования к оформлению документов регламентируются международными нормативными актами, законодательством страны порта назначения.

Стоимость транспортных услуг зависит от расстояния между портом отправки-назначения, веса груза, объема товарной партии — чем она больше, тем меньше цена. Расчет цены транспортных услуг оператор рассчитывает для отправителя отдельно, с применением тарифов (по линейным перевозкам), либо ставки фрахта (для трамповых).

Источник

Оцените статью