Основные направления охраны качества атмосферного бассейна
Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна.
В связи с тем, что последствия загрязнения воздушного бассейна имеют материальные и нематериальные воздействия на хозяйственную деятельность и жизнедеятельность человека возникает необходимость рассмотрения качества атмосферного воздуха.
Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность присущих ему свойств, которые определяет степень воздействия химических, физических , биологических и других факторов на ОС.
Качество атмосферного воздуха регулируется:
1)ПДК загрязнения веществ в атмосфере;
2)Уровнем вредного воздействия;
3)Предельным объемом образования загрязняющих веществ при эксплуатации технического оборудования и объектов;
4)Потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.
5)Содержание загрязненных веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух.
6)Удельный выброс загрязненных веществ в атмосферный воздух.
Контроль за состоянием качества воздушной среды осуществляется на локальном и государственном уровне.
На локальном уровне контроль качества представляет собой подсистемы режимного отслеживания за уровнем загрязнения воздуха основными и специфическими вредными веществами, содержащимися в газах, которые выбрасываются предприятиями и транспортом.
На государственном уровне осуществляется контроль качества воздушной среды органами гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб.
Необходимость государственного контроля обусловлено транспортным загрязнением атмосферы.
Трансграничное загрязнение – это загрязнение территории данного государства источниками, которые расположены на территории других государств.
Это установка очистного оборудования, герметизация производственного и транспортного оборудования; сооружение сверхвысотных дымовых труб. Последние позволят снизить приземную концентрацию загрязняющих веществ до уровня ПДК.
2)группа технологических мероприятий.
Это улучшение технологии производства; создание замкнутых технологических циклов, что позволяет утилизировать и возвратить в производстве ценных продуктов, сырья и материалов.
3)Группа планировочных мероприятий.
Оптимальное расположение предприятий с учетом розы ветров, создание СЗЗ; вынос наиболее вредных веществ за черту города; рационализация планировки городской застройки и озеленение городов.
СЗЗ – это территория вокруг предприятия, где возможно превышение ПДК для одного или нескольких загрязняющих веществ.
Условия размещения предприятий —совокупность выбросов вредных и иных воздействий от загрязняющих веществ не должна приводить к превышению норм ПДК в атмосфере.
Регулирование состояния воздушной среды:
Состояние воздушной среды регулируется законом Украины «Об охране атмосферного воздуха».
Правовое регулирование обеспечивает реализацию следующих направлений:
1)Регулирование отношений в области охраны окружающего атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека; улучшения и восстановления атмосферного воздуха.
2)Предотвращение снижения уровней химического, физического и других воздействия на атмосферу.
3)Обеспечение рационального пользования атмосферой.
4)Укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферы.
Тема 5. Эколого-экономические проблемы землепользования.
Источник
Основные направления охраны воздушного бассейна
Качество атмосферного воздуха рассматривается как совокупность присущих ему свойств, которые определяют степень воздействия химических, физических и биологических факторов на окружающую среду. Нормирование качества атмосферного воздуха осуществляется с целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровья населения и окружающей среды. На территории Республики Беларусь действуют единые нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических и иных воздействий на него.
Качество атмосферного воздуха регулируется также нормативами:
предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;
удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Наблюдение и контроль за состоянием воздушного бассейна страны осуществляется в рамках Национальной системы мониторинга Республики Беларусь. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха по химическим, физическим, биологическим и другим показателям проводят органы гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб.
Защита атмосферного воздуха от загрязнений предусматривает систему мероприятий.
Группа санитарно-технических мероприятий: установка газопылеочистного оборудования, герметизация технологического и транспортного оборудования, сооружение сверхвысоких дымовых труб. Одна из основных мер предотвращения загрязнения атмосферного воздуха строительство газоочистных сооружений и устройств. Наиболее распространены сухие инерционные золоулавливатели (батарейные циклоны) и электрофильтры. В мокрых инерционных золоулавливателях процесс осаждения частиц летящей золы осуществляется с участием воды.
При невозможности или нецелесообразности использования пылегазоулавливающих устройств применяют прием рассеивания загрязняющих веществ через высокие и сверхвысокие дымовые трубы. Этот метод не позволяет защищать воздушную среду от поступления токсичных примесей, но дает возможность существенно снизить их приземную концентрацию до уровня ПДК. Сущность метода заключается в том, что мощные потоки дымовых газов, двигаясь в трубе с высокой скоростью за счет естественной тяги, рассеиваются на значительном расстоянии от источника загрязнения.
Группа технологических мероприятий: улучшение технологии производства и сжигания топлива; создание новых технологий, основанных на частично или полностью замкнутых циклах, при которых исключаются выбросы вредных веществ в атмосферу. В то же время решается важная задача — утилизация и возвращение в производство ценных продуктов, сырья и материалов.
Группа планировочных мероприятий: оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом «розы ветров», создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, вынос наиболее токсичных производств за черту города, рациональная планировка городской застройки, озеленение городов.
При проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных мест необходимо учитывать «розу ветров», состояние атмосферного воздуха и прогноз его изменения. В городах не разрешается размещать промышленные предприятия, распространяющие пылевидные и газообразные выбросы и тем самым сильно загрязняющие атмосферный воздух. С учетом преобладания западных и северо-западных ветров в городах Беларуси промышленные предприятия размещаются преимущественно на восточных и юго-восточных окраинах.
Размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых промышленных и сельскохозяйственных комплексов, предприятий, сооружений и других объектов должно обеспечить сохранение нормативов качества атмосферного воздуха. Совокупность выбросов, а также вредных физических и других воздействий от проектируемых и действующих предприятий не должна приводить к превышению нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ, должны оснастить источники выбросов сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки этих выбросов, а также средствами контроля за количественным и качественным составом выбрасываемых веществ.
Планировочные мероприятия по оздоровлению окружающей среды включают также приемы застройки и озеленения территории города, функциональное ее зонирование, учет местных природно-климатических факторов, сооружение транспортных развязок, кольцевых дорог, использование подземного пространства и др. С целью охраны атмосферного воздуха на территориях населенных мест при размещении новых объектов и реконструкции действующих устанавливаются санитарнозащитные зоны. Санитарно-защитная зона — это территория вокруг предприятия, где возможно превышение ПДК для одного или нескольких загрязняющих веществ. Проживание людей в такой зоне не предусматривается, однако в крупных городах это правило часто не выполняется. Размер зоны определяется в зависимости от класса (токсичности) загрязнителя, типа промышленного предприятия и его производственной мощности. Санитарнозащитная зона должна быть озеленена газоустойчивыми древесно-кустарниковыми породами.
Большое значение для защиты атмосферного воздуха имеют мероприятия по озеленению городов и пригородных зон. Газозащитный эффект зеленых насаждений зависит от характера посадки, видового состава деревьев и кустарников, времени года.
Учитывая важную роль зеленых насаждений, в Беларуси последовательно проводится принцип озеленения населенных мест. В проектах застройки городских поселений отражается система мероприятий по созданию, сохранению и использованию зеленых насаждений для улучшения условий жизни населения, оздоровления воздушного бассейна, рационального использования природного ландшафта.
Состояние воздушной среды крупных и средних городов во многом обусловлено наличием пригородной зеленой зоны, занятой преимущественно лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями.
Источник
Основные направления охраны воздушного бассейна.
Методы и средства очистки воздуха от загрязнений
Проблема борьбы с атмосферным загрязнением сложна, многогранна и требует много сил и средств. Однако современный уровень научно-технического прогресса позволяет снизить образование опасных веществ в самом источнике их выделения и разработать мероприятия по предупреждению загрязнения.
Для защиты воздушного бассейна от загрязнения его вредными веществами антропогенного происхождения используют следующие меры:
· разработку соответствующих законодательных актов;
· государственный экологический контроль состояния атмосферного воздуха и вредных воздействий на воздушный бассейн;
· экологизацию технологических процессов;
· очистку газовых выбросов от вредных примесей;
· организацию санитарно-защитных зон;
· меры по снижению выбросов от автотранспорта.
При строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции предприятий должны предусматриваться меры по улавливанию, обезвреживанию вредных веществ, снижению или исключению выбросов в атмосферу. При этом Предприятия должны соблюдать нормативы ПДВ.
Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить организационно-хозяйственные, технические и иные мероприятия, принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, осуществлять постоянный учет количества и состава загрязняющих атмосферный воздух веществ.
Обязательным составным компонентом промышленного предприятия или иного объекта, являющихся источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека должны быть санитарно-защитные зоны (СЭЗ). СЭЗ – это зона пространства и растительности, специально выделенная между промышленным предприятием и районом проживания населения. Ширину СЭЗ устанавливают в зависимости от класса производства, степени вредности и количества выделенных в атмосферу веществ и принимают равной от 50 до 1000 м.
Архитектурно-планировочные мероприятия включают оптимальное размещение промышленных предприятий с учетом розы ветров, вынос наиболее токсичных производств за черту города, создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, рациональная планировка городской застройки, расширение площадей зеленых насаждений.
Много внимания должно уделяться совершенствованию газопылеочистных установок. Очистка газов может быть механической (очистка от твердых частиц и капелек жидкости), сорбционной и основанной на химическом превращении вредных газов в безвредные (каталитическое окисление, термическое разложение и т.д.).
Для очистки воздуха от пыли и аэрозолей широко применяют пылеуловители следующих типов: пылеосадительные камеры, осаждение пыли в которых происходит преимущественно под действием сил гравитации; циклоны, в которых твердые частицы осаждаются под действием центробежных сил, возникающих в результате быстрого спирально-поступательного движения газового потока вдоль ограничивающей поверхности аппарата; промыватели, в которых твердые частицы выделяются в результате инерционного осаждения на каплях и пленках промывающей жидкости; фильтры с перегородками, в которых используются эффекты касания, инерции и ситовой; электрофильтры, в которых на взвешенные частицы действуют в основном электростатические силы.
Сорбцией называют поглощение твердым телом (адсорбция) или жидкостью (абсорбция) вещества из окружающей среды.
Каталитическая очистка газов заключается в обезвреживании газовых выбросов путем химического превращения вредных веществ, содержащихся в газе, в безвредные в присутствии катализатора.
Биохимические методы газоочистки основаны на способности микроорганизмов разрушать и преобразовывать различные соединения. Разложение веществ происходит под действием ферментов, вырабатываемых микроорганизмами под влиянием отдельных соединений или группы веществ, присутствующих в очищаемых газах.
Наиболее эффективным направлением охраны воздушного бассейна от загрязнения является экологизация технологических процессов: создание и внедрение замкнутых технологических циклов, малоотходных технологий, предупреждающих образование загрязнителей в самом процессе производства, а также использование «чистых» источников энергии.
Сокращение выбросов от автотранспорта достигается с помощью:
· градостроительных мероприятий (озеленение автомагистралей, сооружение транспортных развязок, кольцевых дорог, использование подземного пространства для размещения гаражей и автостоянок, специальные переходы для пешеходов и др.);
· контроля выбросов токсичных веществ;
· совершенствования двигателей внутреннего сгорания;
· внедрения малотоксичного, экологически чистого топлива.
Правовое и экономическое регулирование состояния
Воздушного бассейна
Правовое регулирование состояния воздушной среды в нашей стране осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (1997), который устанавливает правовые и организационные основы норм хозяйственной и иной деятельности в области использования и охраны атмосферного воздуха, другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» граждане страны имеют право на экологически безопасное для их жизни и здоровья состояние атмосферного воздуха, вместе с тем они обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в этой области. Закон устанавливает права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и других субъектов хозяйствования в процессе использования атмосферного воздуха.
Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» закрепила задачи использования атмосферного воздуха: регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха; предотвращение и снижение уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух; обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд; укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферного воздуха.
Закон РБ «Об охране атмосферного воздуха» (раздел YIII «Экономический механизм охраны атмосферного воздуха») закрепил право установления нормативов платы и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредные физические и иные воздействия в пределах и за превышение лимитов, а также предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго –и ресурсосберегающих технологий, использование нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха.
Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», принятого Государственной Думой 2 апреля 1999 года и одобренного Советом Федерации 22 апреля 1999 года, и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха», государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
– приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
– обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
– недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;
– обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
– гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
– научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;
– обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Статья 15 предусматривает общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух:
1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.
2. Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха.
3. Производство и использование топлива на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха.
4. Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
5. Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты, подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена.
8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
Экономические рычаги охраны и рационального использования атмосферного воздуха включают:
— планирование и финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха;
— установление лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— установление нормативов платы и размеров платежей за потребление атмосферного воздуха для производственных целей;
— установление нормативов платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
— предоставление субъектам хозяйствования налоговых, кредитных и других льгот при внедрении ими экологически безопасных технологий, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха.
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11; просмотров: 1065
Источник