Основные фонды морского транспорта

32.Состав, структура и состояние основных фондов водного транспорта

33.Влияние характеристик внутренних водных путей на с/с перевозок

Предприятиями водного транспорта планируются показатели себестоимости двух основных видов транспортных работ — перевозок и перегрузочных работ. При анализе эффективности перевозок в водном и смешанном сообщениях определяется общая себестоимость доставки груза, которая включает все затраты по погрузке, выгрузке, перевалке груза с одного вида транспорта на другой и непосредственной ее перевозке. Затраты на погрузку, разгрузку и перевалку планируют и учитывают по портам — они входят в себестоимость погрузочно-разгрузочных работ. Затраты, связанные с перевозкой, планируют и учитывают по флоту и включают в себестоимость перевозок. Расходы на содержание водных путей и путевого хозяйства не включаются в себестоимость перевозок (так же, как и автомобильного), а возмещаются из государственного бюджета. Например, на железнодорожном транспорте, в отличие от автомобильного и водного, расходы на содержание путевого хозяйства включаются в себестоимость перевозок и возмещаются доходными поступлениями. Себестоимость на водном транспорте исчисляют как отношение расходов, связанных с эксплуатацией судов, к объему транспортной работы, выполняемой ими в течение определенного периода (в тоннах или тонно-милях). В работе водного транспорта определение себестоимости перевозок занимает важное место. Решение большинства оперативных вопросов организации работы флота и в первую очередь подбор судов для отдельных рейсов и линий невозможен без учета показателей себестоимости. Глубоководные внутренние водные пути обладают большой провозной способностью, их можно сравнить с многопутными железными дорогами, и они приспособлены к массовым перевозкам грузов и пассажиров. Перевозки некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным путям обходятся в 2-3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам. Поскольку внутренние водные пути являются в основном естественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие (в 6-7 раз) первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройку железной или автомобильной дороги равной пропускной способности. Удельные затраты энергии на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта ввиду малого сопротивления движению судов. Скорость доставки грузов речным транспортом, как правило, ниже по сравнению с другими видами транспорта. Так, если скорость доставки груза обычным (немаршрутным) поездом принять за 100 %, то скорость доставки речным танспортом составит 60-70%, автомобильном в междугородном сообщении – 100-200%, трубопроводным – 40-50%, а воздушным – 150-200%. Использование речного транспорта ограничивается рядом факторов. Во-первых, в соответствии с географическими особенностями речной транспорт работает преимущественно в меридиональном направлении, обеспечивая грузообмен между северными и южными районами страны. В то же время основные грузопотоки проходят в широтном направлении. Это обстоятельство вызывает необходимость комбинировать виды транспорта, используя смешанные перевозки. Во вторых, речные превозки носят сезонный характер и ограничены погодными условиями и иногда временем суток. Исходя из технико-экономических особенностей речного транспорта, наиболее целесообразными для него являются перевозки на средние и дальние расстояния. Но средняя дальность за последние 15 лет сократилась до 400 км.

Читайте также:  Морепродукты пятерочка морской коктейль

Источник

Материально-техническая база морского транспорта

Основными элементами материально-технической базы морского транспорта являются флот, порты, судоремонтные предприятия, путевое хозяйство, средства связи и электрорадионавигации.

Флот представляет собой совокупность судов различных типов, размеров и назначений. Он состоит из судов транспортного (грузовой, пассажирский, грузо-пассажирский), служебно-вспомогательного, технического и специального назначения.

Грузовые суда по роду перевозимых грузов подразделяются на сухогрузные, наливные и комбинированные. Сухогрузные суда составляют основную часть транспортного флота и в свою очередь делятся на суда для перевозки генеральных грузов и на суда для перевозки массовых (навалочных и насыпных) грузов, а по способу перевозки – на универсальные и специализированные. Сухогрузные суда обычно имеют 2 – 3 палубы, несколько трюмов, оборудованы грузовыми устройствами. Основу сухогрузного флота составляют серийные суда неограниченного плавания дедвейтом 8000 – 18 000 т скоростью 15 – 19 уз. Дедвейт – предельная грузоподъемность судна, при которой его осадка соответствует установленной грузовой марке (в тоннах).

В составе сухогрузного флота много специализированных судов: лесовозов, судов для перевозки массовых грузов, контейнеровозов, трейлеровозов и лихтеровозов.

На морском транспорте есть рефрижераторные суда, а также узкоспециализированные суда для перевозки рыбы, мясных и молочных продуктов, фруктовозы и др.

Наливные суда предназначены для перевозки жидких грузов наливом. Они подразделяются на нефтевозы, продуктонефтевозы, газовозы, спиртовозы, масловозы. Основная часть наливного флота предназначена для перевозки нефтегрузов: сырой нефти, нефтепродуктов, смазочных масел. В составе танкерного флота имеются суда дедвейтом от 1500 до 150000 т.

К комбинированным судам относятся крупнотоннажные нефтерудовозы, балкеры и др.

Пассажирский флот располагает большим числом комфортабельных быстроходных судов, а также скоростными судами на подводных крыльях типа «Циклон» (250 мест), «Комета» (118 мест) и др.

Особое место в составе транспортного флота занимают морские паромы – многопалубные суда с избыточным надводным бортом и развитыми надстройками. Паромы бывают железнодорожные, автомобильные и автомобильно-пассажирские. Предназначены они для перевозки железнодорожных составов, автомобилей вместе с грузом и пассажиров через проливы и моря.

Служебно-вспомогательный флот включает в себя ледоколы, буксиры, а также спасательные, лоцманские, разъездные суда, которые не перевозят грузы или пассажиров, а обеспечивают работу транспортного флота. Среди них особое место занимают ледоколы и буксиры.

Читайте также:  Пост море до свидания

Морские порты во многом определяют эффективность использования флота. Располагая причальными сооружениями, перегрузочной техникой, складскими помещениями, сложным железнодорожным хозяйством и другими техническими средствами, порты обеспечивают прием, погрузку-выгрузку и обслуживание судов. По эксплуатационным особенностям порты делятся на универсальные и специализированные. Универсальные порты располагают оборудованием, организационным и техническим аппаратом, обеспечивающим готовность к приему грузовых и пассажирских судов с любым грузом и в любое время. Специализированными называют порты, приспособленные к обработке какого-либо одного специфического груза, нуждающегося в специальном оборудовании и организационном обслуживании. Они в свою очередь подразделяются на нефтяные, рудные, пассажирские и т. д.

Судоремонтные предприятия обычно размещаются в портах приписки судов или вблизи от них. Они осуществляют текущий ремонт флота, а также производят поддерживающий, восстановительный и аварийный ремонты, а также реконструкцию судов. Важными элементами судоремонтных предприятий являются сухие и плавучие доки.

Понятие морского пути охватывает собственно морской путь – пространство морей и океанов, включающее в себя проливы и каналы, а также совокупность средств, обеспечивающих безопасность плавания. Особенностью морских путей является то, что они не требуют предварительных работ по их сооружению и поддержанию в эксплуатационном состоянии. Однако на строительство каналов и акваторий портов, поддержание их в надлежащем состоянии требуются значительные затраты.

Путевое хозяйство представляет собой комплекс технических средств и сооружений, обеспечивающих свободное и безопасное плавание судов, особенно на подходных каналах и у причалов. В этот комплекс входят средства навигационного ограждения, гидротехнические сооружения, технические средства по проведению дноуглубительных работ, а также по продлению навигации. Навигационное оборудование состоит из береговых и плавучих маяков, освещенных и неосвещенных знаков, бакенов, буев, створов.

Дата добавления: 2015-07-12 ; просмотров: 1036 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: УНИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ | Информация о дисциплине | Перевозка водным транспортом | Понятие унимодальных перевозок | Правовые основы унимодальных перевозок | Материально-техническая база воздушного транспорта | Технология работы на железнодорожном транспорте | Договор перевозки на железнодорожном транспорте | Правила приема грузов к перевозке на железной дороге | Правила выдачи грузов на железной дороге |

| следующая страница ==>
Материально-техническая база железнодорожного транспорта | Материально-техническая база речного транспорта

mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.009 сек.)

Источник

Экономика отрасли ( морского транспорта)

Зеленцов В.В. Экономика отрасли (морского транспорта). Тезисы лекций студентов – заочников всех специальностей МГУ: Учеб. пособие. Владивосток: МГУ, 2008 – с.

Изложены основные аспекты государственной транспортной политики, развития транспортной инфраструктуры и рынка транспортных услуг. Дана характеристика современного состояния морского транспорта, результаты реформирования отрасли, рассмотрены общие принципы функционирования в условиях рыночной экономики предприятий и организаций, занимающихся перевозочной и другой транспортной деятельностью. Рассмотрена материально – техническая база морского транспорта, его производственные фонды, дана характеристика себестоимости, ценообразования и инвестиционной политики в отрасли. Отражены основы управления и наиболее важные направления проведения экономической реформы на морском транспорте. Приведены основные аспекты социальной политики и определена роль морского транспорта по обеспечению экономической безопасности России.

Предназначено для студентов – заочников морских учебных заведений, а также может быть использовано студентами очной формы обучения и специалистами морского транспорта.

Д.К. Шевченко, профессор кафедры экономики производства «Дальрыбвтуза», д.э.н., профессор

Я.Н. Семенихин, генеральный директор АО ДНИИМФ, к.э.н., профессор

им. адм. Г.И. Невельского, 2008

Введение

В условиях рыночной экономики, рыночной системы хозяйствования ее основным звеном становится предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект экономики, производящий промышленную и транспортную продукцию, работы и услуги, пользующиеся спросом на рынке. Предприятие создает рабочие места, обеспечивая занятость населения, расширенное воспроизводство и налоговые отчисления в государственный и местные бюджеты. Взаимодействие предприятий, а также других ведущих хозяйствующих субъектов (домохозяйств и государства) и составляет предмет экономики. В этой связи экономику отрасли можно рассматривать как совокупность взаимодействующих хозяйствующих субъектов, функционирующих в отраслевом технически и технологически однородном пространстве по оказанию благ (работ и услуг), а экономику страны – как единый комплекс взаимодействующих отраслей.

Настоящее пособие состоит из четырнадцати глав.

В первой, второй третьей главах дана характеристика современного состояния транспорта как одной из ведущих отраслей экономики, и определена роль морского транспорта в транспортной системе страны, выделена роль транспортных узлов морских торговых портов, приведена характеристика материально – технической базы и основных направлений научно – технического прогресса на морском транспорте.

В четвертой и пятой главах показана роль морского транспорта в отечественном и международном судоходстве, и приведена достаточно подробная характеристика его производственных фондов.

В шестой, седьмой и восьмой главах дается характеристика и анализ производственного использования материальных и финансовых ресурсов предприятия, определяются основополагающие экономические категории и понятия, такие как себестоимость, ценообразование, и валютно – финансовые показатели работы морского транспорта.

Девятая глава посвящена инвестиционной политике и эффективности капитальных вложений на морском транспорте.

В десятой, одиннадцатой и двенадцатой главах рассматриваются вопросы организационно – правовых и экономических основ функционирования предприятий отрасли, а также организации и оплаты труда на морском транспорте.

В заключительных, тринадцатой и четырнадцатой главах учебного пособия, излагаются проблемы приватизации и социальных аспектов деятельности предприятий отрасли, оценивается роль отечественного морского флота в системе мирового морского транспорта.

Учебное пособие включает основные темы и разделы учебной программы, дает возможность студентам систематизировать знания, полученные ими в процессе изучения дисциплины, и составить план ответов при подготовке к экзамену.

Источник

Оцените статью