Основной судоходный речной бассейн россии является

Тест с ответами: “Транспорт России”

1. Первое место в России по грузообороту занимает … транспорт:
а) трубопроводный +
б) железнодорожный
в) автомобильный

2. Самый дорогой вид транспорта:
а) морской
б) авиационный +
в) автомобильный

3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в РФ на:
а) севере
б) востоке
в) западе +

4. Главное преимущество автомобильного транспорта:
а) он мобильный +
б) он берет много груза
в) это сезонный вид транспорта

5. Главная железнодорожная магистраль РФ:
а) Байкало-Амурская
б) Печорская
в) Транссибирская +

6. Самые дешёвые перевозки:
а) автомобильные
б) морские +
в) железнодорожные

7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу:
а) автомобильного
б) трубопроводного
в) авиационного транспорта +

8. Большую долю флота России составляет…флот:
а) рыболовный +
б) ледокольный
в) пассажирский

9. Самый крупный порт на Балтике:
а) Мурманск
б) Калининград
в) Санкт-Петербург +

10. Первое место в грузообороте принадлежит портам:
а) Черноморского бассейна
б) Тихоокеанского бассейна +
в) Балтийского бассейна

11. Северный морской путь начинается от порта:
а) Мурманск +
б) Архангельск
в) Санкт-Петербург

12. Самый большой объём перевозок грузов имеет порт:
а) Новороссийск
б) Санкт-Петербург +
в) Находка

13. Основной судоходный речной бассейн России:
а) Волго-Камский +
б) Амурский
в) Ангаро-Енисейский

14. Перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация:
а) железнодорожного транспорта
б) автомобильного транспорта
в) авиационного транспорта +

15. Какая из приведённых характеристик служит для работы изменения транспорта:
а) грузооборот +
б) скорость
в) протяжённость

16. Какой из перечисленных видов транспорта в России лидирует по массе перевезённых грузов:
а) трубопроводный
б) железнодорожный +
в) морской

17. Какой из перечисленных морских портов ориентирован на вывоз леса:
а) Калининград
б) Находка
в) Архангельск +

18. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Дудинка
б) Тайшет
в) Чита

19. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Красноярск
б) Чита
в) Тында +

20. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Красноярск
б) Советская Гавань +
в) Дудинка

21. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … железных дорог:
а) 87 тыс. км +
б) 107 тыс. км
в) 57 тыс. км

22. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … автомобильных дорог с твердым покрытием:
а) более 45 тыс. км
б) более 745 тыс. км г +
в) более 450 тыс. км

23. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … воздушных линий
а) свыше 800 тыс. км
б) свыше 700 тыс. км
в) свыше 600 тыс. км +

24. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за:
а) длинного навигационного периода
б) короткого навигационного периода +
в) дороговизны

25. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с:
а) Москвой
б) регионами
в) производством +

26. По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье такое количество населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны:
а) 15 %
б) 10 % +
в) 20 %

27. Транспортная система России имеет такую структуру:
а) сложную +
б) простую
в) доступную

28. К транспортной системе относятся:
а) транспортные перекрестки
б) транспортные пути
в) транспортные узлы +

29. К транспортной системе относятся:
а) транспортные коридоры +
б) транспортные пути
в) транспортные углы

30. Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является:
а) Лена
б) Амур +
в) Обь

Источник

Основной судоходный речной бассейн России

Основной судоходный речной бассейн России

Основные порты в нем: Мурманск (незамерзеющий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). 1.Вспомните, что называют речной системой и речным бассейном. Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам.

В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий).

На четвертом месте по объему грузооборота находится Чериоморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспорта ых порта — Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе. Речной транспорт (или внутренний водный) являлся главным в России до конца XIX в. В настоящее время его значение невелико — около 2% грузооборота и массы перевозимых грузов.

Он соединен каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны. Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками.

В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас. Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Здесь сосредоточено примерно 25 % российского флота. Главный недостаток данного бассейна – его сильная удалённость от наиболее развитых регионов страны.

По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и вывоза на «Большую землю» продукции этих районов. Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует много средств и времени. Основной среди них – Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически наиболее развитая часть страны.

Бассейн водоёма — У этого термина существуют и другие значения, см. Бассейн. Реки бассейна Черного моря.Во все времена во всем мире реки играли важную роль в жизни и деятельности человека.

Питание главной реки и ее притоков смешанное. Река судоходна на всей длине. Важное значение Днепра и как источники энергоресурсов. Второй по длине и площади бассейна рекой в Украина является Южный Буг. Это единственная из крупнейших рек, которая полностью собирает свои воды с территории Украины.

Полноводной рекой Украина является Дунай, годовой сток которого составляет около 123 км3, Что вдвое больше, чем в Днепра. К средним по длине рек бассейна Азовского моря принадлежат Кальмиус, Берда, Молочная, Салгир. Реки бассейна Балтийского моря и внутреннего стока. До Балтийского моря несут свои воды Западный Буг и Сян, Которые являются притокамиВислы.

Морской транспорт

Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов.

Читайте также:  Поможет пруд осушить участок

Речной бассейн — 18) речной бассейн территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро;… Для соединения соседних речных бассейнов приходится строить дорогостоящие каналы. Крупнейшими притоками являются Синюхаи Ингул. Бассейн реки основном находится в пределах Украинского щита, поэтому она и ее притоки порожистые.

Судоходные реки России

Россия имеет густую речную сеть. Для судоходства используется 146 тыс. км водных путей (СССР). Несмотря на недостатки речного транспорта по сравнению с сухопутным, в некоторых районах он играет решающую роль. Преимущества речного транспорта особенно заметны в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших капиталовложений.

Современные речные суда имеют большую грузоподъемность и потребляют в 6 раз меньше энергии на единицу перевозимого груза по сравнению с железной дорогой. Поэтому по рекам выгодна перевозка объемных и массовых грузов, не требующих быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, строительных материалов. Речные пути России, в связи с меридиональным направлением течения большинства рек, служат для сообщения между северными и южными районами: с севера идет лес, а с юга — хлеб.

Судоходные речные пути относятся к разным бассейнам.

Основной среди них — Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны. Он является стержнем Единой глубоководной системы Европейской части России. Эта система обеспечивает плавание крупнотоннажных судов с осадкой 3,5 м.

В систему входят: Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза; Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада; Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями; Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.

Волга

Волга (древнее — Ра, в средние века — Итиль), крупнейшая река в Европе — площадь бассейна 1360 тыс.кв.км Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское м., образуя дельту площадью 19 тыс. кв. км. Средний расход воды у г. Волгоград 7240 м куб/с.

Волга принимает около 200 притоков, наиболее крупные — Кама и Ока. В связи с сооружением каскада ГЭС с водохранилищами сток Волги сильно зарегулирован. Крупнейшие ГЭС — Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская. Волга соединяется с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путем, с Белым м. — Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями — Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой — каналом им.

Москвы. В бассейне Волги расположены заповедники: Волжско-Камский, Жигулевский, Астраханский; природный национальный парк Самарская Лука. В результате антропогенных воздействий резко ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Волги.

Начинаясь у пологих холмов Валдая Волга собирает воду с огромного бассейна, занимающего почти треть Русской равнины, и вливает её в Каспий.

По длине – 3688 км – Волга занимает первое место среди рек Европы и превосходит все реки мира, впадающие во внутренние водоемы. Полноводные волжские притоки служат дорогами к хребтам Урала, дремучим лесам Севера, к плодородным равнинам степной полосы. Среди множества рек, впадающих в Волгу, — Тверца, Медведица, Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Ока, Керженец, Сура, Ветлуга, Свияга, Кама. Кама – одна из важнейших речных магистралей нашей страны; её длина превышает 2000 км.

Немногим уступает её Ока, протянувшись почти на 1500 км.


Рис.1. Река Волга

В волжские воды смотрятся сады, приречные кварталы Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Н.

Новгорода, Казани, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани. Много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из древесных стволов челны лежали на песке у древних городищ.

Еще в те далекие времена по реке передвигались разные племена; находки археологов доказывают это.

Птолемей во II веке нашей эры упоминал о Волге, называя ее древним именем Ра. С годами значение могучей реки возрастало. С VIII века она становится уже одним из главных торговых путей для огромной территории. В старинных летописях рассказывается о том, как славяне-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на восток, в сказочный Багдад.

И во времена Киевской Руси, и во времена, когда особенного расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи русского народа с Волгой.

На волжских берегах строились города, распахивались пашни, осваивались лесные дебри. Когда пала Казань и сдалась Астрахань, перед Русью открылись водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы Каспия, в страны Средней Азии.

Невиданные никогда ранее караваны из 500-600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путем сообщения Руси с Востоком. Постепенно Волгари научились строить прочные и легкие суда.

Особенно выделялись среди них расшивы, которые ходили по Волге с ХVII и даже в ХIХ веке. В ветреную погоду на них поднимали паруса; а в безветрие расшивы тянули против течения бурлаки, тяжкому труду которых посвятил свою знаменитую картину И.Е. Репин.

В Волжском бассейне насчитывали в ХХ веке до 600 тысяч бурлаков.

Бурлачество, порожденное крепостничеством, осталось темным пятном в истории отечественного судоходства. Но бурлаки были не только в истории России.

Труд людей для передвижения судов на бечеве применялся во всех государствах Европы. Первый в Волжском бассейне пароход построили в 1816 году мастера Пожевского завода на Каме. В 1817 году он вышел на Волгу. Особенно быстро Волжское пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права. На Волге впервые в мире широко применили перевозку нефти наливом. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках, занимавших много места в судовых трюмах, что было и дорого и неудобно.

Вслед за нефтеналивными парусниками волгари соорудили первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Способ перевозки нефти наливом, получивший во многих странах название «русского способа», распространился на всех морях и океанах земного шара.

Волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы.

Именно на Волге был создан тот тип комфортабельного пассажирского судна, который без существенных изменений сохранился до настоящего времени. Начало 20 в. ознаменовалось весьма важным событием в мировом судоходстве. На построенном Сормовским заводом нефтеналивном судне «Вандал» были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. В 1903 г это судно – первый в мире теплоход вышло в рейс.

Читайте также:  При остеохондрозе шейном бассейн чем полезен

На следующий год был готов «Сармат» — второй теплоход, значительно усовершенствованный по сравнению с «Вандалом». Затем по Волге пошли первый в мире буксирный теплоход «Мысль», пассажирский колесный теплоход «Урал» и, наконец, знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Вплоть до начала 20в.в разгаре лета на Волге из-за мелководья прекращалось движение пароходов выше Рыбинска; возле Костромы и Ярославля можно было найти броды. Близ некоторых волжских перекатов в межень (средний уровень воды после половодья) скапливалось иногда по несколько десятков судов. Даже после значительных землечерпательных работ, произведенных на Волге перед Первой мировой войной, «главная улица России» все же оставалась в довольно запущенном состоянии. Не было на ней и специально оборудованных речных портов.

Склады и лабазы вдоль берега, шаткие мостки, по которым, сгибаясь под непомерной тяжестью тюков и ящиков, вереницей шагали грузчики, или, как их называли, крючники, — вот картина старой волжской пристани. Уже в первые годы существования СССР на великой реке начались перемены.

В довоенные годы после постройки Беломорканала Волга получила выход в Северный полярный бассейн, канал Волга-Москва связал её со столицей.

Разработанный по указанию партии и правительства план дальнейших работ на великой реке получил название плана Большой Волги.

Этот план предусматривал коренную реконструкцию реки, её наилучшее использование. Проблема решалась комплексно, таким образом, чтобы одновременно улучшались условия судоходства, усиливались и развивались транспортные связи Волги с морями и основными речными бассейнами европейской части страны, чтобы построенный ГЭС давали народному хозяйству дешевую энергию, а волжская вода использовалась для орошения и обводнения земель.

Каскад Большой Волги, включает в себя, прежде всего восемь основных гидроузлов: Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский, Чебоксарский, Куйбышевский, Саратовский, Волгоградский.

Схемой Большой Волги было предусмотрено также строительство гидроузлов на Волжских притоках – Каме, Оке, Ветлуге, Суре. За два десятилетия было завершено соединение бассейна Волги со всеми морями, омывающими европейскую часть страны, для превращения Волги в магистраль пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Эти работы начались с изысканий на трассе Беломоро-Балтийского канала в 1931 г.

и закончились первым рейсом волжских судов по Волго-Донскому каналу летом 1952 г. А в 1964 г. завершено строительство глубоководного Волго-Балтийкого канала.

Кто не видел тамошних лесов, не любовался Камой и Чусовой, не дышал тем воздухом, каким летом пьянят тамошние озера, тот не знает красот природы» — писал о Прикамье певец Урала, Д.Н. Мамин — Сибиряк. Вспоминаются полотна Шишкина, Максимова, картина Мешкова «Простроры Камы», где над отливающей сталью водой плывут лиловые туманы, а по береговым крутоярам поднялись могучие ели…

Кама — пятая по протяженности река Европейского материка: длиннее её лишь Волга, Дунай, Урал и Днепр. Кама описывает гигантскую дугу в две с лишним тысячи километров. От Казани до удмуртской деревни Карпушата, где на пологих склонах «Агеевского Лога из ключей рождаются первые струи Камы, всего четыреста километров.

Почти там же начинается и приток Камы — Вятка. Сначала Вятка и Кама текут параллельно — на север, потом расходятся, и прежде чем соединить свой воды, разделенные у истоков неширокой лесистой грядой, пробегают огромный путь.

В верховьях русло неустойчиво и извилисто, ниже устья Вишеры — многоводная река. Сток Камы на значительном протяжении зарегулирован плотинами Камской, Воткинской и Нижнекамской ГЭС, выше которых созданы водохранилища.

При впадении в Волгу находится Волжско-Камский заповедник. Основные города: Соликамск, Березники, Пермь, Красноармейск, Сарапул, Набережные Челны, Чистополь.


Рис.2.

Река Кама в окрестностях Гремячево

Общая длина Камы — 2030 км. Она собирает воду с просторов бассейна, по площади 522 тыс. кв. км — немногим уступающего Франции. Он изобилует хранящими влагу лесами и болотами, горными ключами и реками. Более двухсот значительных притоков принимает Кама и по многоводности ей впору тягаться с Волгой; вот самые крупные из них: Вишера, Чусовая, Белая, Вятка. Разнообразна природа Камского бассейна. Здесь и склоны Уральского хребта, и древние плоскогорья, и низменные равнины.

Хвойные леса, схожие с сибирской тайгой, обступают берега Камы в верховьях; в нижнем течении в её водах отражаются дубовые рощи и пышная зелень липы.

С древнейших времен Кама была главным путем торговли для народов, населявших её берега. Уже в 11 в здесь появлялись русские челны. По Каме и её притоку Чусовой прошла в Сибирь дружина Ермака, показав дорогу многим отважным землепроходцам — и с той поры могучая река связала Московскую Русь с Сибирью.

Несметны богатства бассейна Прикамья. На Урале обнаружено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых и немалая их доля приходится на бассейн Камы. В бассейне реки леса составляют порядка 14 млн. га. Больше всего здесь ели, лиственницы, пихты, сосны. Индустрия Прикамья представлена черной и цветной металлургией, нефтеобрабатывающей и угольной промышленностью, машиностроительными, металлообрабатывающими, химическими предприятиями.

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает Ока, второй по величине ее приток.

Ока берет начало в Среднерусской возвышенности, в четырех километрах от поселка Малоархангельск. Длина реки от истока до Нижнего Новгорода — 1478 км. По гидрологическим данным и по характеру пути Ока разделяется на три участка: верхний средний и нижний. Верхняя Ока — от города Алексина до Щурово. Средняя Ока — от Щурово (устье реки Москвы) до устья реки Мокши. Она резко отличается от верхнего участка — уменьшаются уклоны, река становится более многоводной.

Преобладающее направление — юго-восточное. На протяжении 100 км участок реки Щурово — Кузьминск — шлюзовой. Здесь в 1913-194 годах построены два гидроузла — Белоомутский (в 63 км от Коломны) и Кузьминский — (в 43 км от Белоомута). Нижняя Ока — от устья реки Мокши до Нижнего Новгорода. Долина нижней Оки характерна частыми сужениями и расширениями русла от одного до двух километров.


Рис.3.Вид на Оку в селе Константиново Рязанской области

Правый берег от Павлова до Горького — высокий, левый берег от Мурома до Нижнего Новгорода — низкий. По уклонам Ока приближается к среднему и даже нижнему течению Волги.

Климат бассейна реки — умеренно-континентальный, однообразный, на всем протяжении. В летнее время преобладают ветры западного направления. о берегам Оки с одной стороны — обрывы, с другой — необъятные просторы заливных лугов. Ближе к впадению в Волгу, около Нижнего Новгорода, Ока становится полноводней, на берегах её темнеют хвойные леса и перелески.

Основные притоки: Угра, Москва, Клязьма, Мокша. Половодье с апреля по май в верховьях, и до начала июня — в низовья; осенью дождевые паводки.

Ледостав в верховьях — с начала января до конца марта — апреля; в низовьях — с декабря до начала мая. На левом берегу в среднем течении — Приокский заповедник. Река судоходна от города Чекалин, регулярное судоходство — от города Серпухов. Транзитное судоходство — от устья реки Москвы до впадения в Волгу. На Оке города: Орёл, Калуга, Серпухов, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.

Читайте также:  Рыбалка графский пруд шоссе энтузиастов

Дон начинается на Среднерусской возвышенности.

Когда-то он брал свое начало в Иван-озере. Позже Иван-озеро стало давать воду истокам Дона лишь ранней весной в многоводные годы. В обычные годы верховья питала главным образом речка Урванка. Её и стали считать истоком Дона. Но в настоящее время Иван-озера вообще не существует. На его месте разлилось Шатское водохранилище, созданное возле города Сталиногорска.

Длина Дона — около 1970 км. Бассейн его превышает 440 тыс. кв. км. Летом Дон был вполне судоходным лишь в низовьях. Происходило это потому, что у реки на редкость непостоянный характер. Весной многоводного года Дон несет в 170 раз больше воды, чем летом засушливого года. Вешняя вода скатывается по реке двумя волнами: Сначала она идет из южных притоков, где весна наступает раньше, а потом её посылают и северные.

Иногда обе волны паводка проходили одновременно, и тогда Дон разливался особенно сильно.


Рис.4. Река Дон в Воронежской области

Но вот проносились по Дону вешние воды, отданные Дону тысячами мелких ручьев и речек его бассейна, подсыхала земля на пригорках, и Дон сразу же менялся.

Спокойно, неторопливо тек он среди песчаных кос и отмелей, омывая подножья белых меловых холмов, дробясь на рукава в широких займищах. Даже небольшие пароходы не могли плавать в среднем течении реки. В низовьях Дона постоянно работали землечерпательные машины, еле успевая углублять перекаты и мели, которые громоздила река.

А ведь Дон пересекает важные в экономическом отношении районы, нуждающиеся в том, чтобы их обслуживал бесперебойно действующий всю навигацию водный транспорт.

Без серьезного изменения водного режима Дон не мог стать для крупных судов транзитным путем между Волжским бассейном и Черным морем.

Поэтому строительство Волго-Донского канала и реконструкция реки представляла единый комплекс работ. Разумное распределение водного богатства Дона осуществляется теперь с помощью запертой плотиной Цимлянского моря.

Верховья Дона остались в стороне от большой водной дороги.

Дон впадает в Таганрогский залив Азовского моря, образуя дельту площадью 340 кв. км. На значительном протяжении долина реки следует крутому восточному краю Среднерусской возвышенности. Малые уклоны в низовьях обеспечивают очень медленное течение.

Главные притоки: Хопер, Медведица, Сал, Северский Донец. На Дону — Цимлянская ГЭС и водохранилище, Николаевский, Константиновский и Кочетковский гидроузлы. Судоходство — от устья р. Сосна (1604 км), регулярное судоходство — от города Георгиу-Деж (1355 км). В бассейне Дона — заповедник Галичья гора. Крупнейшие города: Георгиу-Деж, Калач-на-Дону, Ростов-на-Дону, Азов, Волгодонск.

Судохо́дная река́ — это река, по которой могут плавать суда. Часто так называют реку, имеющую определённый статус, который требует выполнения следующих условий:

  • мосты имеют определённую высоту или имеют разводные секции;
  • при необходимости проводятся регулярные дноуглубительные работы для поддержания определённой глубины.

Для туристов термин «судоходная река» означает возможность прохода по реке на малой безмоторной лодке без искусственных изменений в конструкции.

Классификация внутренних водных путей

К внутренним водным путям относятся реки, озера, водохранилища, судоходные каналы и некоторые морские заливы и губы.

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет 144,5 тыс. км, при этом из них на Сибирь и Дальний Восток приходится 75 тыс. км.

Имеет место ряд признаков, по которым, так или иначе, классифицируют внутренние водные магистрали. Прежде всего, их можно разделить на естественные и искусственные.

К последним относятся судоходные каналы, шлюзованные реки и водохранилища. Они наиболее благоустроены в судоходном отношении. Их доля составляет около 15% от общей протяженности внутренних водных путей страны.

Водохранилища создаются для регулирования стока рек, выработки электроэнергии, водоснабжения, орошения, улучшения судоходства.

Наиболее крупные водохранилища созданы на Волге, Ангаре, Дону, Днепре, Каме, Енисее, Иртыше.

Судоходные каналы позволяют объединять в единые водные магистрали или их систему судоходные пути бассейнов отдельных рек. Так, с постройкой канала им. Москвы, Волго-Донского, Волго-Балтийского, Беломоро-Балтийского была создана в Европейской части России Единая Глубоководная транспортная система протяженностью 6,5 тыс. км, объединившая между собой Азовское, Белое, Балтийское, Каспийское и Черное моря.

На искусственных судоходных каналах и шлюзованных реках часто габариты судового хода определяются размерами шлюзовых камер.

Характеристики шлюзов основных рек приведены в табл. 10.1.

Таблица 10.1 Характеристики шлюзов

Шлюзование системы Число Размеры камеры, м
шлюзов ниток камер длина габаритная ширина габаритная глубина на короле в межень
полезная полезная
Беломоро-Балтийский канал 153/147 15,73/14,5 4,6
Северо-Двинская система 164,3/155,4 12,8/12,5 2,25
Верхне-Свирский гидроузел 291/281 21,5/19,5 4,5
Нижне-Свирский гидроузел 205/199 21,5/19,5 4,5
Волго-Балтийский канал 275/265 17,8/16,2 4,5
Шлюзы реки Москвы:
№10 Перервинский 300/290 30/28 4,5
№11 Перервинский 57/55 15/13,4 4,5
«Трудкомунна», Андреевский, Софьинский, Фаустовский 280/270 18/16,4 4,5
Продолжение табл.
Шлюзование системы Число Размеры камеры, м шлюзов ниток камер длина габаритная ширина габаритная глубина на короле в межень полезная полезная Белоомутовский 266/256 17/15,5 4,5 Кузьминский 266/256 16,6/15 4,5 Канал им.

300/290 30/28 4,5 Иваньковский гидроузел 300/290 30/28 4,5 Угличский гидроузел 300/290 30/28 4,5 Рыбинский гидроузел 300/290 30/28 4,5 Горьковский гидроузел 300/290 30/28 3,25 Чебоксарский гидроузел 300/290 30/28 4,0 Куйбышевскийгидроузел 300/290 30/28 4,5 Саратовский гидроузел 300/290 30/28 4,0 Волгоградский гидроузел 300/290 30/28 4,5 Волго-Донской канал 150/145 18/16,4 4,5 Цимлянский гидроузел 150/115 17,8/16,3 4,5 Шлюзы реки Дон 150/145 17,7/16,1 4,5 Камский гидроузел 250/240 30/28 4,5 Воткинский гидргузел 300/290 30/28 4,5 Нижнее-Камский гидроузел 300/290 30/28 4,0 Новосибирский на Оби 148/145 18/16,4 2,5 Усть-Каменогорский на Иртыше 100/95 18/16,4 2,5 Шюзы р.

150/145 18/16,4 2,8 Каневский 270/260 18/17 3,9 Продолжение табл. 10.1 Шлюзование системы Число Размеры камеры, м шлюзов ниток камер длина габаритная ширина габаритная глубина на короле в межень полезная полезная Кременчугский 270/260 18/17 4,0 Днепродзержинский 275/260 18/17 4,0 Днепровский (Запорожский) 130/120 18/17 4,0 Шлюзы р.

Федоровский 100/95 15,4/14 1,5 Краснодарский 135/130 15/14 1,8

В целом все водные магистрали подразделяются на пути, имеющие судоходную обстановку и без нее, а также с гарантированными габаритами судового хода и с ненормируемыми.

В зависимости от габаритов судового хода, которые характеризуются его шириной, радиусом закругления и гарантированной глубиной, все реки в системе речной отрасли делятся на магистральные и малые.

К малым относятся:

Водные пути, эксплуатируемые в течение всей навигации и имеющие в меженный период величину хотя бы одного из габаритов.

Источник

Оцените статью