- Статья 23.23. КоАП РФ. Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
- Комментарии к ст. 23.23 КОАП РФ
- Органы надзора за состоянием водных бассейнов
- Статья 23.23. Органы, осуществляющие федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
- Органы надзора за состоянием водных бассейнов
Статья 23.23. КоАП РФ. Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
1. Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах (за исключением подземных водных объектов), водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования), статьей 7.6, статьей 7.7 (за исключением повреждения гидротехнических сооружений), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования водным объектом), статьей 7.20, статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о состоянии водных объектов), статьями 8.12 — 8.15, 8.42, 8.44, 8.45, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьей 14.44 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
- главный государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители;
- старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
- главные государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности, их заместители;
- старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;
- главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;
- главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители;
- старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Комментарии к ст. 23.23 КОАП РФ
1. Водный кодекс РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений, учитывая установленные ст. 72 Конституции РФ предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 36 Водного кодекса РФ государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются в виде федерального и регионального контроля. Критерии отнесения объектов водных отношений, подлежащих федеральному или региональному контролю, определяются Правительством РФ. На основании этих критериев определяются перечни подконтрольных объектов. Такой перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору, утверждает Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 (с изм. и доп.), министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты. Согласно Положению об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801 (с изм. и доп.), данная функция возложена на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень поднадзорных и подконтрольных им водных объектов, подлежащих региональному контролю и надзору.
2. Руководитель Росприроднадзора одновременно является главным государственным инспектором по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. Заместители руководителя и начальники управления Росприроднадзора являются заместителями главного государственного инспектора.
В упомянутом выше Положении определено должностное положение всех групп федеральных инспекторов, включая должностных лиц территориальных органов Росприроднадзора (п. 6 Положения).
Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных осуществлять соответствующий контроль и надзор, определяется органами субъектов РФ.
3. В упомянутом выше Положении (п. п. 8 — 11) определены полномочия государственных инспекторов по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов (проведение проверок, дача обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами предписаний об устранении нарушений законодательства, предъявление в суды исков и т.п.).
На Министерство природных ресурсов и экологии РФ возложено утверждение форм соответствующих юридических документов.
Формы документов, составляемых по результатам проведения органами исполнительной власти субъектов РФ мероприятий по региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, устанавливаются указанными органами.
Источник
Органы надзора за состоянием водных бассейнов
Статья 23.23. Органы, осуществляющие федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
1. Органы, осуществляющие федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения наблюдательных режимных створов на водных объектах, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору (за исключением подземных водных объектов), специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования), статьей 7.6 (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 7.7 (за исключением повреждения гидротехнических сооружений), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования водным объектом, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору), статьей 7.20 (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о состоянии водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьями 8.12 — 8.15 (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору), статьей 8.42 (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, его заместители;
2) старший государственный инспектор Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
3) государственные инспектора Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
4) главные государственные бассейновые (территориальные) инспектора по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, их заместители;
5) государственные бассейновые (территориальные) инспектора по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Комментарий к статье 23.23
1. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, МПР России является специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а также федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.
Согласно подп. 9 п. 7 Положения МПР России рассматривает дела об административных правонарушениях и назначает административные наказания, а также вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного водным объектам. Исчерпывающий перечень полномочий МПР России по управлению использованием и охраной водного фонда определен подп. 32 — 43 п. 6 указанного Положения.
2. Согласно Положению об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 716, государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, МПР России, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции.
МПР России осуществляет государственный контроль за использованием и охраной водных объектов непосредственно либо через свои структурные подразделения: подразделение центрального аппарата Министерства, ведающее вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов; отделы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов территориальных органов (бассейновых органов, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта, и органов управления, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующего субъекта РФ).
3. Министр природных ресурсов РФ одновременно по должности является главным государственным инспектором РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов.
Заместитель министра и руководитель подразделения центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, одновременно по должности являются заместителями главного государственного инспектора РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов.
Заместитель руководителя подразделения центрального аппарата МПР России, ведающий вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, одновременно по должности является старшим государственным инспектором РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов.
Начальник отдела и главные специалисты подразделения центрального аппарата МПР России, ведающие вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, одновременно по должности являются государственными инспекторами РФ по контролю за использованием и охраной водных объектов.
Руководители территориальных органов государственного управления, ведающие вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России, одновременно по должности являются главными государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по контролю за использованием и охраной водных объектов, а руководители отделов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов этих органов — соответственно заместителями главных государственных бассейновых (территориальных) инспекторов по контролю за использованием и охраной водных объектов.
Заместители руководителей отделов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов территориальных органов государственного управления, ведающие вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России, главные и ведущие специалисты этих отделов одновременно по должности являются государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по контролю за использованием и охраной водных объектов.
4. По смыслу п. 11 Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов государственные инспектора по контролю за использованием и охраной водных объектов при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов имеют право рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях применительно к проступкам лиц, виновных в нарушении водного законодательства РФ.
5. Применительно к п. 6 ч. 2 комментируемой статьи имеются в виду должностные лица Минтранса России. Согласно п. 13 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038, Администрация Северного морского пути является структурным подразделением центрального аппарата Минтранса России (полномочия Минтранса России по обеспечению транспортного процесса на Северном морском пути установлены подп. 106 — 108, 113 п. 8 указанного Положения).
Источник
Органы надзора за состоянием водных бассейнов
Любая организация, независимо от форм собственности, занимающаяся эксплуатацией плавательного бассейна, будь то бассейны спортивно-оздоровительного назначения, бассейны в детских садах, школах или банных комплексах и саунах, должна организовать производственный контроль за соблюдением санитарных требований и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий на своем объекте.
Что же такое производственный контроль? Давайте, попробуем разобраться.
Производственный контроль — это комплекс мероприятий, заключающихся в контроле за соблюдением установленных санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, который осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с задачами осуществляемой ими деятельности.
Основным документом, регламентирующим проведение производственного контроля, является СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно — противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Об обязательном проведении производственного контроля в плавательном бассейне также указано в разделе V СанПиН 2.1.2.1188-03 «Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества»
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и безвредности для посетителей плавательных бассейнов, в том числе, путем проведения лабораторных исследований, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Во-первых, администрация бассейна должна знать и четко выполнять требования санитарного законодательства. В наличии должны быть официально изданные санитарные правила касающиеся работы бассейна, и методические указания, требования которых подлежат выполнению.
Во-вторых, обязательно осуществлять не только визуальный, но лабораторный контроль бассейна.
В-третьих, все сотрудники плавательного бассейна должны проходить медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, с занесением результатов в личную медицинскую книжку, которая хранится у администратора.
В-четвертых, должен осуществляться регулярный контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и иных документов, подтверждающих безопасность используемых материалов и реагентов, а также эффективность применяемых технологий водообработки.
Для реализации задач, поставленных перед производственным контролем юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в свободной форме, подготавливается программа (план) производственного контроля, в которой указывается:
- Характеристика бассейна (юридический и фактический адрес, общая площадь, количество работающих сотрудников и другая информация, относящаяся к тому или иному бассейну);
- Перечень санитарных требований, выполнение которых является обязательным;
- Должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
- Должности сотрудников, подлежащих медицинским осмотрам;
- Возможные аварийные ситуации.
Также в программу обязательно включается план лабораторных исследований с указанием точек отбора проб и их периодичность.
В процессе эксплуатации плавательного бассейна осуществляется производственный лабораторный контроль за:
1. Качеством воды
а) органолептические исследования (мутность, цветность, запах) — 1 раз в сутки в дневное или вечернее время;
б) остаточное содержание обеззараживающих реагентов (хлор, бром, озон), а также температура воды и воздуха — перед началом работы бассейна и далее каждые 4 часа;
в) основные микробиологические показатели (общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, колифаги и золотистый стафилококк) 2 раза в месяц;
г) паразитологические исследования — 1 раз в квартал;
д) содержание хлороформа (при хлорировании) или формальдегида (при озонировании) — 1 раз в месяц.
Отбор проб воды на анализ производится не менее, чем в 2-х точках: поверхностный слой толщиной 0,5-1,0 см и на глубине 25-30 см от поверхности зеркала воды.
Лабораторный контроль воды по этапам водоподготовки проводится с отбором проб воды:
— поступающей (водопроводной) — в бассейнах рециркуляционного и проточного типов, а также с периодической сменой воды;
— до и после фильтров — в бассейнах рециркуляционного типа и с морской водой;
— после обеззараживания перед подачей воды в ванну.
Проводятся также бактериологические и паразитологические анализы смывов с поверхностей, не реже 1 раза в квартал на присутствие общих колиформных бактерий и обсемененность яйцами гельминтов.
Смывы берутся с поручней ванны бассейна, скамеек в раздевальнях, пола в душевой, ручек двери из раздевальни в душевую, детских игрушек (мячей, кругов и т.д.), предметов спортивного инвентаря.
2. Параметрами микроклимата
3 . Уровнями шума и освещенности
Шум от оборудования – один раз при вводе бассейна в эксплуатацию и при реконструкции или смене оборудования.
Освещенность 1 раз в год.
4. Состоянием воздушной среды в зоне дыхания пловцов
Концентрация свободного хлора в воздухе над зеркалом воды допускается не более 0,1 мг/м3, озона — не более 0,16 мг/м3.
Эффективность работы приточно-вытяжной вентиляции подлежит систематическому контролю специализированной организацией (не реже 1 раза в год).
При наличии жалоб от посетителей бассейна или при получении неудовлетворительных результатов лабораторных исследований, администрацией бассейна должны быть приняты необходимые меры для их устранения.
Например, при неудовлетворительном качестве воды администрацией могут быть проведены следующие мероприятия:
- промывка фильтров;
- увеличение объема подаваемой свежей воды;
- повышение дозы обеззараживающего агента;
- снижение количества посетителей;
- введение перерывов между сменами;
- усиление внутреннего контроля за мытьем посетителей и наличия у детей справок на энтеробиоз (при необходимости);
- генеральная уборка с дезинфекцией помещений;
- внеочередная, полная смена воды в бассейнах с мытьем и дезинфекцией чаши.
После проведения мероприятий по нормализации качества воды проводится отбор проб на исследования не только по основным, но и дополнительным микробиологическим и паразитологическим показателям. При обнаружении колифагов, вода исследуется и на присутствие вирусов.
Лабораторный контроль может производить как лаборатория самого бассейна, при условии надлежащей аккредитации, так и любая привлеченная сторонняя аккредитованная лаборатория, имеющая лицензию на проведение микробиологических исследований
Помните, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие плавательные бассейны, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля в соответствии с КоАП РФ.
СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно — противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
СанПиН 2.1.2.1188-03 «Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества»
Источник