Органы управления морским и речным транспортом. Понятие, виды и функции государственных учреждений на морском и речном транспорте.
Управление морским и речным транспортом осуществляется, преимущественно, специальными Федеральными органами исполнительной власти.
Основным федеральным органом исполнительной власти в области морского и речного транспорта является Министерство транспорта РФ (Минтранс России). Функции и полномочия Минтранса определены в Положении о Минтрансе, утверждённым Правительством РФ в 2004 г.
В соответствии с данным Положением Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского (включая морские порты), внутреннего водного, транспорта, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности.
Министерство транспорта Российской Федерации в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности.
В ведении Минтранса находятся Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Функции и полномочия данных органов также определены в Положения о них, утвержденных Правительством РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере морского (включая морские порты), внутреннего водного транспорта, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
В структуре Ространснадзора создано Управление государственного морского и речного надзора (Госморречнадзор).
Основными задачами Управления являются:
— осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о торговом мореплавании (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), о внутреннем водном транспорте Российской Федерации.
— расследование аварий или инцидентов на море.
— расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте.
— лицензирование отдельных видов деятельности.
— контроль за соблюдением лицензионных требований.
— государственный надзор за безопасностью судоходных и портовых гидротехнических сооружений.
— государственный контроль за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов.
— применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
— проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
— мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания;
— диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации;
— обучение и повышение квалификации специалистов в области морского и речного транспорта в соответствии с международными и российскими требованиями;
— оформление и выдачу паспортов моряка (удостоверений личности моряка) членам экипажей морских судов, судов смешанного (река — море) плавания и судов рыбопромыслового флота в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
— аккредитацию специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности;
— категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности;
— принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и расширения морских портов, а также о резервировании земель для указанных целей и др.
Некоторые услуги Росморречфлот оказывает, через учреждённые государственные учреждения.
В настоящее время Росморречфлот выполняет функции учредителя более 60 гос. учреждений.
ФБУ «Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства». Основные функции:
— навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов;
— путевые работы на внутренних водных путях;
— содержание судоходных гидротехнических сооружений;
— пропуск судов и иных плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения;
— диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания, и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей;
— организация технологической связи на внутреннем водном транспорте;
— государственный портовый контроль;
— государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов;
— дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов;
— выдача удостоверений личности моряка в установленных случаях;
— выдача лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее — лоцманское удостоверение).
в целях контроля за безопасностью судоходства в структуре ГБУВПиС созданы службы капитана речного бассейна, призванные обеспечивать безопасность судоходства.
на морском транспорте примерно аналогичные функции осуществляют ФБУ «Администрация морского порта», возглавляемые капитаном морского порта.
Большую роль в обеспечении безопасности судоходства и мореплавания играют ФАУ (Федеральные автономные учреждения) «Российский речной регистр» и «Российский морской регистр судоходства», которые осуществляют технический надзор за судами и их механизмами, классификацию судов, а также сертификацию в области СУБ (систем управления безопасностью).
Также можно упомянуть ФБУ «Служба морской безопасности» — специализируется в области обеспечения безопасности объектов морского и речного транспорта, ФБУ «Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба РФ» (Госморспасслужба России) — представляет собой систему государственных организаций предназначенных для решения задач по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, оказанию помощи аварийным судам, ликвидации разливов нефти на море, обслуживанию нефтедобывающих платформ, нефте-газоразведочных буровых установок, проведению буксировочных операций, подводно — технических, водолазных, гидростроительных работ различного назначения.
Ну и, конечно, ФБОУ ВПО «ВГАВТ».
Источник
2. Структура морского транспорта.
В управлении морским транспортом с распадом СССР произошли изменения принципиального характера. Морские пароходства были упразднены, и предприятия, входившие в их состав (порты, судоверфи), стали независимыми от них. Вместо пароходств были созданы судоходные компании, являющиеся независимыми предпринимательскими структурами. В качестве таковых они практически перестали получать государственные субсидии из госбюджета.
Было также распущено Министерство морского флота, и образована служба морского флота в Министерстве транспорта РФ. Эта государственная структура сохранила стратегически важные для отрасли функции. К ним относятся: получение инвестиций и кредитов для отрасли, фрахтование иностранного тоннажа и брокерские операции за пределами России, спутниковая связь и коммуникации, безопасность судоходства, а также некоторые другие.
Важное значение для отрасли имеет проведенная классификация морских портов России. В результате этого мероприятия наиболее важные и крупные порты получили I категорию, которая означает их федеральный статус. Более мелкие порты, получившие II категорию, переведены под региональную юрисдикцию, порты III категории — это порты местного значения. Все эти преобразования привели к ликвидации старых судоходных концернов, разделению их на независимые порты и морских перевозчиков и уменьшили финансовую ответственность правительства за деятельность морского транспорта, а также положили начало приватизации портов и судоходных линий.
Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 21 морской порт, 11 судоремонтных заводов. Имеется 3 вуза. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты — собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.
3. Пути сообщения и парк подвижного состава морского транспорта
Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфично — это морские линии (линейное судоходство), определенные, заранее установленные направления, используемые для проходки судов.
Структуру подвижного состава см. рис. 1, стр.4.
Важными характеристиками судна являются главные измерения (длина, ширина, высота борта, осадка) и вместимость — объем внутренних помещений, измеряемый регистровыми тоннами (1 регистровая тонна равна 2,83 м 3 ). Максимальная грузовместимость определяется при максимальной осадке (в морской терминологии дедвейт). Для наливных судов максимальная грузовместимость равна 564,7 тыс. т в Японии и 150 тыс. т в России. В России она ограничена из-за мелководности проливов Босфор и Дарданеллы (основные «ворота» России при загранплавании), а за рубежом — из-за глубины Панамского канала.
Сухогрузы составляют 2/3 флота и отличаются большим разнообразием конструкций и материалов, использованных для их изготовления, что связано с особенностью перевозимых грузов. Например,
- в зерновозах груз придавливается специальными крышками для предотвращения перетекания зерна на одну сторону;
- в рудовозах делают двойное дно, заполненное балластом для устранения поперечных колебаний;
- в танкерах для уменьшения коррозии корпус изготовляют из нержавеющей стали, биметалла, используют различные покрытия.
Наиболее сложны конструкции для перевозки химических грузов (30 % химикатов несовместимы друг с другом).
Пассажирские суда отличаются повышенной комфортабельностью.
По используемой силовой установке суда подразделяются на
- турбоходы,
- теплоходы,
- газотурбоходы,
- дизель-электроходы,
- парусники и
- атомоходы.
Многие морские суда построены с учетом возможности переработки грузов в процессе перевозки, что особенно важно, например, для сохранности улова рыбы, которую в пути следования консервируют, замораживают и перерабатывают в различные продукты. Перерабатываются также нефть (в бензин и масла) и другие грузы.
Р ис. 1. Классификация подвижного состава морского транспорта.
Источник