- Опытовый бассейн в Новой Голландии
- XX Век
- Первые годы ХХ века
- Опытовый бассейн
- Радиостанция
- Советские времена
- Постсоветские времена
- Культура Петербурга
- null Новая Голландия от Петра до современности
- Как появился рукотворный остров
- Почему Новая Голландия так называется
- Архитектурный ансамбль Новой Голландии
- Амбары для хранения корабельных лесов
- Морская тюрьма
- Лаборатория
- Опытовый бассейн
- Радиостанция
- Новая Голландия в советское время
- Новая Голландия сегодня
Опытовый бассейн в Новой Голландии
Похожая на крепость Новая Голландия вошла в историю петровского флота своей ролью в развитии отечественной кораблестроительной науки. Этой честью Новая Голландия обязана Опытовому бассейну, который действовал здесь под руководством великого ученого А. И. Крылова — адмирала корабельной науки.
В 1891 году на территории Новой Голландии было построено значительное по протяженности одноэтажное здание с крытым бассейном для испытаний моделей судов.
Этот бассейн был задуман как лаборатория для определения сопротивления воды при движении судов. Габариты его были значительны: длина 120 метров, ширина 6,7 метра, глубина 3 метра. Опытовый бассейн начал функционировать в 1894 году. 1 января 1900 года А. Н. Крылов был назначен заведовать Опытовым бассейном морского ведомства. Перед вступлением в должность А. Н. Крылов в рапорте на имя главного инспектора кораблестроения определил задачи бассейна.
До принятия заведования Опытовым бассейном А. Н. Крыловым деятельность этого учреждения приносила более чем скромные результаты. Придя на службу, А. Н. Крылов увидел в бассейне небольшую подводную лодку. Старший помощник объяснил, что эта лодка пензенского помещика Пукалова стоят в бассейне уже более трех лет по приказанию командира С.-Петербургского порта якобы для испытания. За эти годы никаких испытаний не производилось, а изобретатель приходит только 20-го числа каждого месяца и получает по 500 рублей жалованья. По требованию Крылова договор с пензенским помещиком расторгли, и лодку из бассейна убрали.
Используя экспериментальные данные, полученные в Опытовом бассейне, А. Н. Крылов разработал проблему непотопляемости судов, доказал, что для спасения корабля, получившего пробоины, надо не откачивать воду, а, наоборот, затоплять другие отделения, кроме поврежденных, чтобы корабль не опрокинулся. Невежественные царедворцы в высоких морских чинах пренебрежительно отмахивались от этого открытия А. Н. Крылова. Только после разгрома русской эскадры в Цусимском проливе 14—15 мая 1905 года созданная Крыловым теория непотопляемости стала применяться в практике кораблестроения.
А. Н. Крылов возглавлял работы в Опытовом бассейне до 1908 года. Здесь, в Новой Голландии, получили путевку в жизнь крейсер Аврора и многие другие прославленные линейные корабли, эскадренные миноносцы и крейсера.
Для нужд Главного морского штаба в 1915 году в Новой Голландии фирмой Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов была сооружена радиостанция, которая поддерживала связь, с кораблями не только на Балтике, но и на Черном море. Радиостанция разместилась в специально для нее сооруженном трехэтажном кирпичном здании на берегу Крюкова канала, у протока, соединяющего канал с внутренним бассейном Новой Голландии.
Источник
XX Век
Пожар в начале ХХ века серьезно повредил складские помещения острова, но вскоре системы были перестроены и усовершенствованы металлическими конструкциями.
В опытовом бассейне под руководством знаменитого кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова тестировались модели линкоров, линейных кораблей и первых русских подводных лодок.
В начале ХХ века на территории Новой Голландии появилась радиостанция, которая держала связь с Балтийским и Черноморским флотом. Эта радиостанция сыграла большую историческую роль в революционных событиях 1917 года: отсюда Владимир Ленин обратился к флоту с известием о том, что революция свершилась.
Новая Голландия серьезно пострадала от артиллерийских обстрелов во времена Великой Отечественной войны. Восстановленный комплекс вновь пришел в упадок к концу ХХ века. В 1977 году архитектор Вениамин Фабрицкий выдвинул идею использовать памятник архитектуры для культурных целей. Проект начал осуществляться только в начале ХХI века.
Первые годы ХХ века
Остров Новая Голландия с петровских времен считался безопасным: окруженную водой территорию не затрагивали петербургские пожары, именно поэтому там хранили лес. Однако в начале ХХ века пожар возник на самом острове. Он был настолько масштабным, что возникли серьезные опасения по поводу безопасности близлежащих районов. Выгорели все корпуса по Крюкову и Адмиралтейскому каналам, пострадал опытовый бассейн, дотла сгорели многие деревянные здания. К 1902 году последствия пожара были полностью устранены, а на амбарах установили новые металлические конструкции.
Опытовый бассейн
3 января 1900 года на должность заведующего опытовым бассейном Новой Голландии назначается Алексей Николаевич Крылов – знаменитый русский кораблестроитель, основоположник теории корабля. Под руководством этого талантливого ученого опытовый бассейн стал ведущей испытательной лабораторией флота. Крылов разработал принципы и методы деятельности бассейна, сконструировал ряд новаторских приборов и средств измерения, дополнил исследовательский центр физико-химической, механической и электротехнической лабораториями. Опытовый бассейн стал колыбелью обновляющегося российского флота. Тут проводились испытания модели первой отечественной подводной лодки «Дельфин», тестировались модели первого в мире линейного ледокола «Ермак», проводились расчеты для спасения севшего на мель
броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».
С 1910 по 1914 год опытовый бассейн активно участвовал в отработке практически всех моделей кораблей и подводных лодок, в том числе линкоров «Севастополь» и «Императрица Мария», линейных крейсеров типа «Измаил», эсминцев типа «Новик», подводных лодок типа «Барс», а также гидросамолетов морской авиации, зарождавшейся в России в то время.
В том числе благодаря деятельности опытового бассейна новые корабли российского флота опережали свое время по техническим характеристикам, что сыграло большую роль в военных событиях ХХ века.
Радиостанция
В 1915 году на острове Новая Голландия появилось здание радиостанции, в задачи которой входила поддержка беспрерывной связи с кораблями Балтийского и Черного морей. Трехэтажное здание по проекту архитектора Гринчука-Лукашевича построили со стороны Крюкова канала, на месте, где ранее планировались колонны второй арки острова.
Именно с этой радиостанции Владимир Ленин передал свое знаменитое обращение ко всем полковым, дивизионным, корпусным, армейским и другим комитетам, ко всем солдатам и матросам с новостью о свершении революции. Это произошло в ночь на 9 ноября 1917 года. Лояльные к левым настроениям сотрудники радиостанции в революционные годы передавали доклады 2-го Всероссийского съезда Советов, воззвания Временного правительства, телеграммы Владимира Ленина. В дни мятежа Керенского – Краснова радиостанция Новой Голландии вела в эфире борьбу с радиостанцией Царского Села, захваченной сторонниками
Белой гвардии.
Советские времена
К 30-м годам ХХ века в полной мере возобновляется деятельность опытового бассейна. На его базе создается Научно-исследовательский институт военного кораблестроения. Бассейн модернизируют и удлиняют на 27 метров, в нем проводятся испытания сторожевых кораблей типа «Ураган», подводных лодок типа «Декабрист», «Щука» и других кораблей.
На территории острова со стороны Адмиралтейского канала, переименованного в канал Круштейна, были возведены производственные корпуса.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Новая Голландия серьезно пострадала от артобстрелов. На остров обрушились более 70 артиллерийских снарядов и более 10 бомб. Серьезно были повреждены склады у Мойки и Крюкова канала, опытовый бассейн и радиостанция.
В ХХ веке волна интереса к Новой Голландии искусствоведов, историков и художников привела к окончательному признанию высокой историко-культурной ценности острова. И после 1917 года это послужило основой для включения Новой Голландии в число памятников, находящихся под государственной охраной. Историки
Санкт-Петербурга по крупицам восстановили информацию об архитекторах острова и воссоздали его историю.
Новая волна интереса к ансамблю Новой Голландии возникла в конце ХХ века. Ее первоначальным стимулом стала выдвинутая в 1977 году идея архитектора Вениамина Борисовича Фабрицкого и Галины Александровны Ковалевой о превращении острова Новая Голландия в центр культуры и сотрудничества. Фабрицкий разработал и первую проектную версию сохранения и развития этого уникального памятника.
Постсоветские времена
Проект перестройки острова Новая Голландия переходил от одной компании к другой, успешному воплощению разработанных проектов мешали драматические события конца ХХ века: смена власти, события у Белого дома 1993 года, дефолт 1998 года.
Арка Валлен-Деламота. Фотография 1900-х годов
Радиоточка
Испытания подводной лодки «Дельфин»
Макет проекта Вениамина Фабрицкого
Источник
Культура Петербурга
ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!
null Новая Голландия от Петра до современности
Рукотворный остров Новая Голландия существует примерно столько же, сколько и Петербург. Созданный для нужд Адмиралтейства, остров быстро стал стратегически важным уголком будущей столицы Российской империи. За три столетия облик и назначение Новой Голландии менялись неоднократно. Рассказываем, как в дельте Невы образовался новый остров, для чего он был нужен и кто приложил руку к уникальному архитектурному ансамблю.
Как появился рукотворный остров
Возникновение Новой Голландии неразрывно связано с созданием Петербурга и с его становлением в качестве столицы военно-морского флота России. Собственно, и сам военный флот страны в то время находился на этапе зарождения и стремительного развития. В 1704 году Петр I основал Адмиралтейство. На левом берегу Невы расположились его главное здание и верфь. Для того, чтобы к месту строительства кораблей было удобно доставлять материалы, было прорыто несколько каналов — прямо по ним проходили суда, нагруженные лесами.
Район Адмиралтейства в XVIII веке. Источник фото
Так в дельте Невы появились Крюков и Адмиралтейский каналы, окружившие новый остров. Его было решено использовать для кораблестроительных нужд.
Почему Новая Голландия так называется
Левый берег Невы от Адмиралтейства до верфей по своей атмосфере был весьма похож на голландский порт. Это неудивительно. Пётр Алексеевич, страстный поклонник корабельного флота, обучался морскому делу в Амстердаме. Поездка в Голландию произвела на молодого царя неизгладимое впечатление. Шутка ли, даже триколор, который и сегодня является национальным флагом России, был придуман Петром Алексеевичем для первых морских походов по мотивам его голландских поездок.
Местность вокруг Адмиралтейства так и называли — Голландия. А когда к 30-м годам XVIII века окончательно сформировался новый остров, он «унаследовал» имя и стал называться Новой Голландией.
Архитектурный ансамбль Новой Голландии
Комплекс зданий на Новой Голландии — без преувеличения, многострадальных — и сегодня считается шедевральным образцом ранней русской архитектурной классики. Всё началось, когда на месте деревянных деревянных сараев решили возвести каменные здания.
Здания бывших амбаров на Новой Голландии. Источник фото
Амбары для хранения корабельных лесов
Первые деревянные амбары для хранения материалов возведены на Новой Голландии ещё в 1732 году. Но хватает пары десятков лет, чтобы здания обветшали — и на месте сооружений, построенных Иваном Коробовым, решают возводить новые каменные амбары.
Над проектом, его идеей и воплощением, работали сразу несколько архитекторов.
- Первые четыре (!) плана разработал Савва Чевакинский. В последнем из них он предложил новаторскую систему хранения брёвен для судов — вертикальную. Так в центральных частях зданий предполагалось хранить самый длинный лес, по бокам — средний и ветвистый. Внутри двора планировалась техническая зона для обработки леса и строительства небольших судов.
- Разработку фасадов поручили Жану-Батисту-Мишелю Валлен-Деламоту, главному фавориту императорского двора. Именно он предложил внести штрихи торжественности в оформление ансамбля. Так на Новой Голландии появился роскошный портал в классическом стиле, который стал визитной карточкой острова. Знаменитая арка Валлен-Деламота — один из самых узнаваемых силуэтов Новой Голландии.
- Воплощал проект в жизнь архитектор Иоганн Герард. Строительство длилось с 1765 по 1784 год. Полностью проект сразу трёх архитекторов не был воплощён из-за участия России в Русско-турецкой войне: не доделали внутренний бассейн в технической зоне острова, не достроили вторую арку по Крюкову каналу, не оштукатурили все стены.
Арка Ж.-Б.-М. Валлен-Деламота
В итоге здания успешно использовались по своему прямому назначения даже в незавершённом виде. В начале XIX века достраивалось несколько новых амбаров, поскольку вертикальная система хранения леса имела и свои проблемы: подгнивала нижняя часть брёвен, поэтому для их хранения понадобилось больше помещений.
Морская тюрьма
В середине XVIII века на Новой Голландии появляется здание Морской тюрьмы. Здесь планировалось разместить «первую в России тюрьмой, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств» (директор канцелярии Морского министерства Константин Манн). Суть системы сводилась к тому, что моряки, отбывая наказание, осваивали новое ремесло и получали за это оклад, который копился весь срок и выдавался заключённому в момент освобождения.
В центре — здание Морской тюрьмы. Источник фото
Кольцеобразное здание в три этажа придумал и всего за 2 года возвёл на острове архитектор Александр Штауберт.
В 1863 году к зданию Морской тюрьмы пристроили комендантский особняк.
Лаборатория
В 90-х годах XIX века на Новой Голландии появилась научно-техническая лаборатория. Она расположилась в одноэтажной мясосольне, которая была реконструирована под новое назначение. В проекте переоборудования принимал участие сам Дмитрий Менделеев: с его помощью в здании появилась даже «комната для взрывов», где испытывали создание нового пороха.
Опытовый бассейн
Знаменитый учёный-химик Дмитрий Менделеев поучаствовал и в создании нового опытового бассейна — одного из сооружений, сыгравшего значительную роль в развитии русского флота.
В 1892 году на острове соорудили и забетонировали чаша канала, построили здания бассейна и служебные корпуса с подсобками. Это был первый в России и шестой в мире опытовый бассейн, где проходили испытания корабельных моделей. Именно отсюда начинался боевой путь броненосца «Полтава», крейсера «Россия», эскадренного броненосца «Ослябя», линкоров «Севастополь» и «Императрица Мария, первой отечественной подводной лодки «Дельфин», много других судов, а также гидросамолетов морской авиации, которая зарождалась в России в начале XX века.
Здание опытового бассейна
8 марта 1894 года, дата официального открытия опытового бассейна, считается днём основания НИИ имени академика А. Н. Крылова.
Радиостанция
В 1915 году на Новой Голландии появляется мощная искровая радиостанция. В её задачи входила бесперебойная поддержка связи с кораблями Балтийского и Черноморского флотов. Трёхэтажное здание радиостанции построено на том месте, где изначально планировалась вторая арка на Крюковом канале.
Радиостанция известна тем, что именно отсюда в ноябре 1917 года Владимир Ленин передал обращение о свершении революции.
Новая Голландия в советское время
- В 1930-х годам ХХ века на базе опытового бассейна создан Научно-исследовательский институт военного кораблестроения. Бассейн модернизируют и продолжают использовать для испытаний новых «монстров» военного флота.
- Со стороны Адмиралтейского канала возводятся производственные корпуса.
- Во время блокады остров подвергся десяткам бомбёжек: серьёзно пострадали бассейн. радиостанция, склады вдоль Мойки и Крюкова канала.
- Волна интереса к Новой Голландии со стороны историков, искусствоведов и художников привела к окончательному признанию высокой историко-культурной ценности острова. После 1917 года территория Новой Голландии вошла в число памятников, находящихся под государственной охраной, а городские истории буквально по крупицам восстановили информацию о тех, кто создавал и реконструировал остров в разные годы.
- В конце ХХ века появляются первые идеи превращения Новой Голландии в культурное пространство. Рассмотрено несколько проектов, и к 2011 году один из них успешно реализован. Точнее, реализован лишь первый этап. Реставрация на острове продолжается до сих пор.
Новая Голландия сегодня
Арт-пространство «Новая Голландия» — наследник исторического прошлого. На удивительном острове сегодня расположен большой многофункциональный комплекс для отдыха и развлечений. В культурном пространстве проходят концерты, спектакли, перформансы, кинопоказы, мастер-классы и игры, обустроены площадки для активного отдыха и спортивных игр, детские площадки, зоны для тихого отдыха. И всё это — в окружении уникального архитектурного ансамбля. Многие мероприятия проходят проходят под открытым небом, что позволяет ещё сильнее почувствовать атмосферу острова.
- В знаменитой «Бутылке», которой вернули исторический облик и воссоздали интерьеры, сегодня расположены офисы. магазины, шоу-румы и рестораны.
- Из здания радиостанции вещает NHI FM — онлайн-эфир, в котором музыка самых разных стилей дополняется прямыми трансляциями с мероприятий, проходящих на острове, авторскими программами и лекциями.
- В Кузне — бывшей кузнечной мастерской, построенной ещё при Петре — работают ресторан и клуб. Посетителям доступны разные форматы: от демократичного кафе до роскошного банкетного зала.
- Дом коменданта отдан детям. Здесь, в отреставрированном пространстве, весело и познавательно проводят время самеы юные посетители острова. Для них готовят специальные интерактивные программы, лекции, мастер-классы, развивающие занятия.
Культурная урбанизация — таков девиз современной Новой Голландии. На острове продолжаются работы по восстановлению исторического облика построек, а современное пространство гармонично развивается, подчёркивая уникальность территории и обеспечивая разнообразные форматы отдыха для горожан и гостей Петербурга.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»
Источник