32. Описание водных объектов
1. Описание реки
Для работы вам потребуются: термометр, нивелир, поплавки, рулетка, часы, бечёвка, банка. План описания реки:
- название;
- притоком какой реки является;
- ширина и глубина (приблизительно);
- сколько метров проплывает брошенный поплавок за одну минуту;
- температура воды;
- характер правого и левого берегов;
- есть ли озерки и заболоченные участки;
- широко ли разливается весной (узнайте у местных жителей);
- состояние поймы (распахана, заболочена, покрыта лесом);
- как используется;
- ваши предложения по использованию и охране вод;
- рисунок или фотография участка реки.
1. Родник. 2. Колодец. 5. Озеро Байкал — самое глубокое в мире. 6. Онежское озеро.
2. Описание озера
Для работы вам потребуются: термометр, сачок, удочка, гербарная папка, банка. План описания озера:
- название;
- как оно образовалось (обсудите это с учителем);
- сколько квадратных метров занимает (приблизительно);
- сточное или бессточное;
- температура воды;
- характеристика прибрежной растительности, которая чаще всего встречается вблизи водоёма;
- какие живые организмы водятся;
- какие воды питают (речные, талые, дождевые, ключевые);
- характер берегов;
- как используется;
- ваши предложения по использованию и охране вод;
- рисунок или фотография части озера.
3. Исследование водного источника
Для работы вам потребуются: термометр, полулитровая или литровая банка, компас, часы. План описания водного источника:
- название (если оно имеется);
- тип источника (ключ, родник);
- как далеко расположен источник от населённого пункта;
- краткое описание подступов к источнику; есть ли около него заболоченная площадь;
- даёт ли источник воду зимой (узнайте у местного населения);
- опишите цвет, запах, прозрачность и температуру воды;
- как можно улучшить состояние источника.
Источник
Мал золотник, да дорог!
Объект и предмет исследования: пруд в селе Вячка, его экологическое состояние.
Тема исследовательской работы: «Мал золотник, да дорог!»
Практическая значимость работы:
1. Привлечение внимания посетителей к сложившейся проблеме водоема.
2. Охрана водных растений и животных.
3. Составление рекомендаций по улучшению экологической чистоты пруда и прилегающей территории.
Цель – исследование экологического состояния пруда и прилегающей к нему территории.
Актуальность
Тема данного проекта является актуальной не только для нас — учащихся школы, но и для всех жителей села Вячка. Мы исследовали наш пруд и выявили проблему, которую в масштабе страны можно ассоциировать с проблемой малых рек. Исторически этот пруд имел не только эстетическое значение для жителей с. Вячка, но и экологическое и хозяйственное.
В связи с массовым использованием вод пруда для хозяйственных целей колхоза, посещением пруда некультурными жителями с. Вячка и близлежащих населенных пунктов, пруд потерял свой первозданный вид. Уменьшился в размерах, стал зарастать, прилегающая территория сильно засорена. Это говорит о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для жителей с. Вячка.
Гипотеза
Жители с. Вячка, осознавая важность и необходимость водоема в их жизни, поддерживают его экологическое состояние
Ход исследования:
1. Оценили местоположение водоема, вычислили его параметры, характер питания, береговую линию. (План описания пруда)
2. На исследуемом объекте, согласно памятки, изучили флору и фауну.
3. Взяли пробы воды в пруду, используя памятку.
Провели анализ взятых проб по плану.
состояние прилегающей территории.
4. Обработали полученные данные.
6. Разработка мер по улучшению обстановки.
Результаты исследования
Описание пруда
Пруд относится к ложбинному типу, характеризуется небольшой глубиной (2-4м.), его площадь — 4800кв.м. В систему сооружения входят: земляная плотина (ширина по гребню – 6м, длина- 15м, высота-10м) и железобетонный водоспуск.
Питание осуществляется в основном за счет подземных вод.
Береговые склоны сложены суглинками и супесями .
Береговая линия изрезана слабо.
Восточное побережье менее крутое по сравнению с западным.
Растительность пруда
Мы изучили ландшафт водоема и его окрестностей, опираясь на памятку и определитель растений.
Ландшафты окрестностей пруда разнообразны.
С запада берега водоема покрыты широколиственным лесом (дуб, береза, тополь), с севера простираются поля зерновых и технических культур, с юга — разнотравно – злаковый луг.
Под пологом деревьев растут ландыши, пахучая медуница, колокольчик, земляника, ромашка, тысячелистник и др.
В береговой зоне произрастает осока, тростник, рогоз.
Животный мир водоема
На основании своих наблюдений, опроса рыбаков определили животный мир пруда.
В подводных рощах из хвоща, ситника, камыша откладывают икру щука, окунь.
В пруд выпущены сотни мальков карпов и карасей.
В весенне-летний период здесь заливаются соловьи, кричат дикие гуси и утки.
Нами проведен анализ взятых проб воды, который показал:
- Все пробы воды резких запахов не имеют.
- Взятые пробы имеют слабощелочную среду.
- Катионы железа во взятых пробах в школьной лаборатории не обнаружены.
- Хлорид анионы в пробах отсутствует
- Сульфаты в пробах имеются.
- Вода в водоеме достаточно прозрачна.
Что говорит о пригодности воды для хозяйственных целей.
Поверхностные воды пруда содержат соединения железа, нефтепродукты, сульфаты анионов, взвешенные вещества, которые попадают со сточными водами с колхозных полей.
Влияние сточных вод в исследуемом водоеме можно определить как негативное.
Разнообразные ландшафты, обилие рыбы привлекают массу отдыхающих и рыболовов. На южном берегу расположен пляж.
Кроме того, пруд служит местом водопоя крупного рогатого скота местных жителей.
К сожалению, красивый ландшафт водоема нарушается беспорядком, мусором, который оставляют после себя посетители. Проанализировав экологическое состояние прилегающей
территории, мы провели субботник.
Проведя исследования, мы пришли к выводу, что водоем для жителей с. Вячка играет:
Но посетители, не осознавая жизненной необходимости пруда, засоряют прилегающую территорию.
Увы, гипотеза не подтвердилась!
Экологическое состояние пруда и прилегающей территории оставляет желать лучшего.
Основным решением проблемы является экологическое просвещение населения, которое мы постарались осуществить.
НАШИ ДЕЙСТВИЯ
· МЫ РАЗРАБОТАЛИ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРУДУ, ОФОРМИЛИ ИХ В ВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ОЗНАКОМИЛИ ВСЕХ ШКОЛЬНИКОВ, А ТАКЖЕ ПОКАЗАЛИ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ.
· Для 5-7 классов мы составили кроссворд: «Сохраним наш пруд!»
1. Растительность пруда 2. Обитатели пруда-рыбы
· МЫ СОСТАВИЛИ БУКЛЕТ И ПОЗНАКОМИЛИ С НИМ ВСЕХ ШКОЛЬНИКОВ, А ТАКЖЕ РАЗВЕСИЛИ У ПРУДА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mal_zolotnik_da_dorog1.doc | 42.5 КБ |
Правила поведения у пруда | 2.32 МБ |
Презентация ученика | 1.61 МБ |
Буклет | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ!
Загузова Н. Н. — учащиеся 8 класса
Руководитель: Ловчакова Л.С. — учитель географии.
Филиал МБОУ Уваровщинской сош в с. Вячка,
Кирсановский район, Тамбовская область
Верю, что наши потомки
Пруд увидят тоже таким,
Потому что для них
Мы его сбережём, сохраним!
Объект и предмет исследования : пруд в селе Вячка, его экологическое состояние.
Практическая значимость работы:
1. Привлечение внимания посетителей к сложившейся проблеме водоема.
2. Охрана водных растений и животных.
3. Составление рекомендаций по улучшению экологической чистоты пруда и прилегающей территории.
Цель – исследование экологического состояния пруда и прилегающей к нему территории.
Задачи: 1. Исследовать растительный и животный мир пруда.
2. Анализировать экологическую проблему по данной теме проекта.
3.Разработать рекомендации по сохранению экологической чистоты пруда и прилегающей территории.
Актуальность. Тема данного проекта является актуальной не только для нас — учащихся школы, но и для всех жителей села Вячка. Мы исследовали наш пруд и выявили проблему, которую в масштабе страны можно ассоциировать с проблемой малых рек. Исторически этот пруд имел не только эстетическое значение для жителей с. Вячка, но рекреационное и хозяйственное. В связи с массовым использованием вод пруда для хозяйственных целей колхоза, посещением пруда некультурными жителями с. Вячка пруд потерял свой первозданный вид. Уменьшился в размерах, стал зарастать, прилегающая территория сильно засорена. Это говорит о своевременности данного проекта.
Гипотеза: Жители с. Вячка, осознавая важность и необходимость водоема в их жизни, поддерживают его экологическое состояние
1. Оценили местоположение водоема, вычислили его параметры, характер питания, береговую линию. (План описания пруда)
2. На исследуемом объекте, согласно памятке, изучили флору и фауну.
3. Взяли пробы воды в пруду, используя памятку.
Провели анализ взятых проб по плану.
Исследовали экологическое состояние прилегающей территории.
4. Обработали полученные данные.
6. Разработали меры по улучшению обстановки.
Результаты исследования. Пруд относится к ложбинному типу, характеризуется небольшой глубиной (2-4м.), его площадь — 4800кв.м. В систему сооружения входят: земляная плотина (ширина по гребню – 6м, длина — 15м, высота-10м) и железобетонный водоспуск. Питание осуществляется в основном за счет подземных вод. Береговые склоны сложены суглинками и супесями. Береговая линия изрезана слабо.
Растительность пруда. Мы изучили ландшафт водоема и его окрестностей, опираясь на памятку и определитель растений. Ландшафты окрестностей пруда разнообразны. С запада берега водоема покрыты широколиственным лесом (дуб, береза, тополь), с севера простираются поля зерновых и технических культур, с юга — разнотравный луг. Под пологом деревьев растут ландыши, пахучая медуница, земляника, ромашка, тысячелистник и др. В береговой зоне произрастает осока, тростник, рогоз.
Животный мир водоема. На основании своих наблюдений, опроса рыбаков определили животный мир пруда.
Нами проведен анализ взятых проб воды, который показал:
Поверхностные воды пруда содержат соединения железа, нефтепродукты, сульфаты анионов, взвешенные вещества, которые попадают со сточными водами с колхозных полей. Влияние сточных вод в исследуемом водоеме можно определить как негативное.
Разнообразные ландшафты, обилие рыбы привлекают массу отдыхающих и рыболовов. На южном берегу расположен пляж.
К сожалению, красивый ландшафт водоема нарушается беспорядком, мусором, который оставляют после себя посетители.
Вывод: Проведя исследования, мы пришли к выводу, что водоем для жителей с. Вячка играет: культурно-эстетическое, рекреационное, хозяйственное значение. Но посетители, не осознавая жизненной необходимости пруда, засоряют прилегающую территорию.
Увы, гипотеза не подтвердилась!
- Мы провели субботник.
- Мы разработали правила поведения на пруду, оформили их в виде презентации и ознакомили всех школьников, а также показали на родительском собрании.
- Для 5-7 классов мы составили кроссворд: «Сохраним наш пруд!»
- Мы составили буклет и ознакомили с ним всех школьников, а также развесили у пруда.
- Дубровин О.И. География и экология Тамбовской области: учеб. пособие для учащихся – Тамбов: Изд-во ИПКРО, 2001
- Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений: Книга для учащихся – Москва: Просвещение, 1985
- viki.rdf.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учащиеся 8 класса филиала МБОУ Уваровщинской сош в с. Вячка Загузова Наталья Правила поведения у водоёма
C охраним наш пруд!
Не оставляйте мусор на берегу пруда и не бросайте мусор в воду
Не загрязняйте берега водоёмов (банками, бутылками, упаковками). Консервные банки могут лежать на земле 90 лет, полиэтилен разлагается примерно через 80-90 лет, а стекло практически вечно
Не мойте велосипед в реке
Не мойте машины на берегу и на мелководье (загрязнители попадут в воду и вызовут нарушения многих процессов в водоёме). Не споласкивайте канистры из-под бензина в водоёме!
Не рвите водные цветы
Не рвите белые кувшинки, жёлтые кубышки и другие растения, растущие в водоёме, они являются украшением водоёма и необходимы другим водным обитателям.
Не ловите обитателей водоёмов
Не ловите раков и двустворчатых моллюсков!
Береги лягушек и головастиков!
Не ловите стрекоз!
Не разрушай жилища ондатр и бобров!
Не вылавливайте рыбы больше, чем 5 кг за сутки. Эта норма установлена для сохранения численности рыб в водоёмах.
Не используй варварские орудия лова: бредни, остроги, сети – они недостойны Человека разумного, доброго, экологически грамотного.
Не обижайте змей
Придумай название знаку Не рви кувшинки!
Не ловите раков и двустворчатых моллюсков!
Не ловите стрекоз!
Не бросай мусор в воду!
Не мойте машины у водоёмов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Верю, что наши потомки Пруд увидят тоже таким, Потому что для них Мы его сбережём, сохраним! «Мал золотник, да дорог!» Выполнила ученица 8 класса филиала МБОУ Уваровщинской сош в с. Вячка Загузова Наталья Учитель: Ловчакова Л.С.
Цель – исследование экологического состояния пруда и прилегающей к нему территории. Задачи: Исследовать растительный и животный мир пруда. Анализировать экологическую проблему по данной теме проекта. Разработать рекомендации по улучшению экологической чистоты пруда и прилегающей территории.
АКТУАЛЬНОСТЬ Тема данного проекта является актуальной не только для нас — учащихся школы, но и для всех жителей села Вячка. Мы исследовали наш пруд и выявили проблему, которую в масштабе страны можно ассоциировать с проблемой малых рек. Исторически этот пруд имел не только эстетическое значение для жителей с. Вячка , но рекреационное и хозяйственное. В связи с массовым использованием вод пруда для хозяйственных целей колхоза, посещением пруда некультурными жителями с. Вячка и близлежащих населенных пунктов, пруд потерял свой первозданный вид. Уменьшился в размерах, стал зарастать, прилегающая территория сильно засорена. Это говорит о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для жителей с. Вячка.
Гипотеза Жители с. Вячка , осознавая важность и необходимость водоема в их жизни , поддерживают его экологическое состояние
Ход исследования: 1. Оценили местоположение водоема, вычислили его параметры, характер питания, береговую линию. (План описания пруда) 2. На исследуемом объекте, согласно памятки, изучили флору и фауну. 3. Взяли пробы воды в пруду, используя памятку. Провели анализ взятых проб по плану. Исследовали экологическое состояние прилегающей территории. 4. Обработали полученные данные. 5. Выводы.
Результаты исследования Описание пруда Пруд относится к ложбинному типу, характеризуется небольшой глубиной (2-4м.), его площадь — 4800кв.м. В систему сооружения входят: земляная плотина (ширина по гребню – 6м, длина- 15м, высота-10м) и железобетонный водоспуск. Питание осуществляется в основном за счет подземных вод. Береговые склоны сложены суглинками и супесями . Береговая линия изрезана слабо. Восточное побережье менее крутое по сравнению с западным .
Мы изучили ландшафт водоема и его окрестностей, опираясь на памятку и определитель растений. Ландшафты окрестностей пруда разнообразны. С запада берега водоема покрыты широколиственным лесом (дуб, береза, тополь), с севера простираются поля зерновых и технических культур, с юга — разнотравно – злаковый луг. Под пологом деревьев растут ландыши, пахучая медуница, колокольчик, земляника, ромашка, тысячелистник и др. В береговой зоне произрастает осока, тростник, рогоз. Результаты исследования
На основании своих наблюдений, опроса рыбаков определили животный мир пруда. В подводных рощах из хвоща, ситника, камыша откладывают икру щука, окунь. В пруд выпущены сотни мальков карпов и карасей. В весенне-летний период здесь заливаются соловьи, кричат дикие гуси и утки.
Результаты исследования Нами проведен анализ взятых проб воды, который показал: Все пробы воды резких запахов не имеют. Взятые пробы имеют слабощелочную среду. Катионы железа во взятых пробах в школьной лаборатории не обнаружены. Хлорид анионы в пробах отсутствует Сульфаты в пробах имеются. Вода в водоеме достаточно прозрачна. Что говорит о пригодности воды для хозяйственных целей.
Сводная таблица полученных данных № пробы Прозрач-ность Интенсив-ность запаха рН- среда Fe +2 Fe +1 Cl SO 4 2- NH 3 № 1 10 мм 0 5 незн. осадок — обнаружено незн. слаб. запах № 2 15мм 1 6 — — обнаружено не обнаружено № 3 13 мм 0 5 — — обнаружено не обнаружено
Поверхностные воды пруда содержат соединения железа, нефтепродукты, сульфаты анионов, взвешенные вещества, которые попадают со сточными водами с колхозных полей. Влияние сточных вод в исследуемом водоеме можно определить как негативное.
Результаты исследования Разнообразные ландшафты, обилие рыбы привлекают массу отдыхающих и рыболовов. На южном берегу расположен пляж. Кроме того, пруд служит местом водопоя крупного рогатого скота местных жителей.
Результаты исследования К сожалению, красивый ландшафт водоема нарушается беспорядком, мусором, который оставляют после себя посетители.
Вывод: Проведя исследования, мы пришли к выводу, что водоем для жителей с. Вячка играет: -культурно-эстетическое значение; -рекреационное значение; -хозяйственное значение. Но посетители, не осознавая жизненной необходимости пруда, засоряют прилегающую территорию. Увы, гипотеза не подтвердилась! Экологическое состояние пруда и прилегающей территории оставляет желать лучшего. Основным решением проблемы является экологическое просвещение населения, которое мы постарались осуществить.
НАШИ ДЕЙСТВИЯ Проанализировав экологическое состояние прилегающей территории, мы провели субботник .
МЫ РАЗРАБОТАЛИ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРУДУ, ОФОРМИЛИ ИХ В ВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ОЗНАКОМИЛИ ВСЕХ ШКОЛЬНИКОВ, А ТАКЖЕ ПОКАЗАЛИ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ. НАШИ ДЕЙСТВИЯ
НАШИ ДЕЙСТВИЯ Для 5-7 классов мы составили кроссворд: 1. Растительность пруда 2. Обитатели пруда-рыбы о с ока ли н ь р о гоз к а рп лисо х вост ер ш Р яска сус а к п лотва трост н ик ка р ась лют и к щ у ка ка м ыш су д ак
НАШИ ДЕЙСТВИЯ МЫ СОСТАВИЛИ БУКЛЕТ И ПОЗНАКОМИЛИ С НИМ ВСЕХ ШКОЛЬНИКОВ, А ТАКЖЕ РАЗВЕСИЛИ У ПРУДА.
Используемые источники: Дубровин О.И. География и экология Тамбовской области: учеб. пособие для учащихся – Тамбов: Изд-во ИПКРО, 2001 Дубровин О.И., Петухов Б.Е. Геоэкология Тамбовской области: учеб. Пособие для учащихся 8-х классов.- Тамбов: ООО «Изд-во Юлис»,2006 Нехлюдова А.С. Полевая практика по природоведению.- М.: Просвещение, 1986 Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений: Книга для учащихся – Москва.: Просвещение, 1985
План описания водоема: Работу на водоеме необходимо начать с его подробного описания. В такое описание входят: – размеры водоема (ширина реки, длина и ширина озера или пруда); – его глубина (по крайней мере – глубины на исследуемом участке водоема); – скорость течения; – типы донных грунтов (каменистый, песчаный, илистый, глинистый, гниющие растительные остатки); – прозрачность воды; – температура воды у поверхности и в придонном слое; – характеристика береговой линии (крутизна и материал склонов, характер прибрежной растительности); – характер антропогенного воздействия на прибрежную зону (наличие пляжей, строений, промышленных предприятий, дорог, свалок, стоков); – наличие и характеристики притоков, о степень развития водной растительности и ее видовой состав. Когда описание водоема будет составлено и занесено в дневник наблюдений, можно приступить к отлову водных организмов.
Источник