Описание пруда для детей

«Водоёмы». Занятие-беседа по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Еремина
«Водоёмы». Занятие-беседа по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

дать представление о некоторых видах природных водоёмов; рассказать об источниках питьевой воды; активизировать и обогащать словарь детей существительными. Прилагательными по теме занятия; прививать бережное отношение к воде.

Материал:

фотографии, картинки, рисунки с изображение различных природных водоёмов; географическая карта мира или глобус; карта Мурманска; модель возвышенности.

Ход занятия.

В. : Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Вода есть в морях, океанах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода попадает на Землю и в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде. Что это такое? (лёд, снег) – ответы детей.

В. : Правильно, ребята! Всё это – разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку и всему живому на Земле.Как вы думаете: что является самыми большими водоёмами на Земле? (ответы детей.)

В. : Правильно! Океаны и моря – самые большие водоёмы, или хранилища воды на Земле. Всего на нашей планете 4 океана и около 90 морей. (рассказ сопровождается показом на глобусе или карте). Все океаны и моря – это один огромный водоём. Вода всё время перетекает из морей в океаны, из океанов в моря. А с поверхности земли в окружающие ее моря и океаны стекают сотни больших и маленьких рек. Реки питаются водой ледников, болот.

Любая река начинается с ручейка, вытекающего из-под горы или из озера, из ключей и родников, бьющих из-под земли. Начало реки называется ИСТОК. (повторить новое слово всем вместе) Сбегая под уклон, река вбирает в себя дождевую воду, другие ручьи и потоки и становится всё больше. Большинство рек течет к морю, выбирая обычно наименее трудный, но извилистый путь. Некоторые реки перед морем разделяются на несколько речушек. Такое место называется ДЕЛЬТА реки (повторить новое слово всем вместе). Рассказ сопровождается выставлением фотографий и показом по карте. Место, где река впадает в море, называется УСТЬЕ реки (повторить новое слово всем вместе).

Демонстрация стока воды на макете. (макет выполнен из пластилина на пластиковом основании круглой формы. В центре макета заснеженные горы, от них отходят по разным сторонам бороздки, которые переходят в более широкие — реки. По всему краю диаметра выполнен один водоем – море. Наглядно показываем как вода стекая с гор (полит из любого сосуда сверху) – таяние снега, по бороздкам-речкам, попадает в океан).

Вода не всегда течет по поверхности Земли. Иногда река прокладывает себе русло под землей и пополняет подводные озёра. Оттуда вода часто поднимается на поверхность земли через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках всегда очень чистая.

На территории нашего города и области тоже много родников. Кто из вас был хотя бы раз у родника? (рассказы детей) Какая вода в родниках на вкус (ответы детей)

В. : Правильно! Вода в родниках чистая, пресная, пригодная для питья. А вот морская вода – солёная. И для питья не годится.

К берегу бежит волна. В след за ней ещё одна.

Эта – выше, эта – ниже, эта – вовсе не видна,

А на берегу морском будем мы играть с песком.

Будет башня из песка, как до неба, высока.

В. Морская вода содержит много различных солей, например, солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму. Часто простуженным людям врачи советуют ездить на море, для того, чтобы купаться в морской воде. Полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды. После поездок на море люди или совсем перестают болеть,или заболевают гораздо реже: так укрепляет организм морская вода.

Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Этой водой мы моемся, из неё готовим супы, ею завариваем чай.

На территории нашей области тоже много озер и рек. (показ по карте)

Но самая длинная река в мире – Нил – находится в Африке (показать на карте). Она протянулась на 6671 км и впадает в Средиземное море.

Самая полноводная река в мире – Амазонка в Южной Америке. На пути к океану она вбирает в себя более 15 тысяч рек и речушек. (показать на карте)

Иногда на пути рек встречаются крутые скалы – и река, падая с них, образует водопад. Самый высокий водопад в мире называется АНХЕЛЬ. Его высота 1054 метра (это выше здания в 220 этажей)_(демонстрация фотографий)

Читайте также:  Кузбасс угольный бассейн бурый или каменный

В. : В заключении давайте вместе вспомним о каких водоемах шла речь (ответы детей)

Еще раз посмотрим по карте, какие водоемы есть в Мурманске и его пригороде, послушаем ваши рассказы о походах к водоемам.

Домашнее задание: составить вместе с родителями репортаж или фоторепортаж об отдыхе у водоема.

Кратковременный проект на тему: «Волшебница вода». Актуальность проекта: В наше время основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди.

Электронное дидактическое пособие «В мире живой природы» Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно.

Источник

Конспект экскурсии, на пруд с детьми старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

«Что мы увидели на пруду .

Цель: Расширять и обобщать знания детей о водоёмах как экологической системы

1.1 Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных. Рассказать о типичных представителях фауны пруда.

2.1. Формировать эстетическое восприятие — учить детей видеть красоту водоема (много воды, вода блестит на солнце, по берегам реки растут травы, цветы).

2.2. Формировать связную речь, активизировать словарный запас за счет слов: водомерка, мотыль, малек; пополнять его новыми названиями растений.

2.3. Учить внимательно, слушать и запоминать стихи, развивать мышление.

3.1. Закрепить с детьми правилами поведения возле водоёма (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко подходить к воде, не сорить).

3.2. Продолжать учить детей аккуратно относиться к объектам природы, выполнять простейшие природоохранные мероприятия.

— Беседа с детьми об «Обитателях водоема»;

— Беседа о правилах движения по улицам;

— Чтение сказки «Лягушка-путешественница» и др..

— Задание родителям сходить на пруд понаблюдать вместе с детьми.

1 часть Вводная перед экскурсией:

Воспитатель: Загадаю я вам вот такую загадку

Посреди поля лежит зеркало:

И месяц, и звёзды —

В нём всё отражается.

Как это зеркало называется? (пруд)

Какие молодцы вы у меня, а раз вы такие молодцы предлагаю вам сходить к пруду, для начала вспомним правила поведения около воды:

  • · У воды не шуметь
  • · Не брать в руки жуков, лягушек
  • · Не рвать растения
  • · У воды не толкаться
  • · Не подходить близко к воде.

1.2 По дороге на пруд задания на внимания:

— Часть дороги, по которой идут пешеходы;

— Человек, идущий по тротуару;

— Мимо проехал многоместный автомобиль для перевозки пассажиров;

— Человек, управляющий автомобилем.

— Сколько этажей в этом доме, а в соседнем.

— Пробежала девушка спортсменка, а зачем заниматься спортом;

— Зачем автомобилю тормоза?

— Чем отличается пруд от речки? И др

2. Основная часть

2.1. Ребята, вот мы и пришли к пруду. Оглянитесь вокруг, полюбуйтесь, как кругом тихо, мирно и красиво тут.

2.2 Это искусственный водоём создавался в середине прошлого века как учебный полигон для курсантов железнодорожных войск. В нём они отрабатывали навыки восстановления мостов. Пруд называется “генеральским”, потому что он создавался под руководством генерала Егорушкина. Берега пруда укрепили бетонными плитами. Воду в него доставляли из пруда Бауш. Средняя глубина пруда – 3,2 м, местами доходит до четырёх метров

2.3. Что вы видите, ребята? Какие цвета вокруг себя вы видите? Дети, посмотрите на пруд. Какой формы? Посмотрите, какое разнообразие растений. Какие растения на берегу вы узнали, ребята? Ребята, а вы думаете, кто может живеть в пруду?

2.4 Воспитатель: Рядом с прудом живут насекомые, давайте вспомним? Ответы детей: Стрекоза, бабочки, улитки. Все эти животные, насекомые, рыбы, растения не могут жить без воды и друг без друга. Чайки, утки, ловят рыб, лягушек. Лягушки едят улиток, комаров. Рыбы – водоросли, растения. Если убрать все камыши, осоку, кусты, то пруд высохнет. Если погибнут все комары — погибнут лягушки. В природе все взаимосвязано.

2.5 Давайте сейчас встанем так как кому нравится и постоим тихо, посмотрим на пруд, послушаем его звуки, кто увидит что-то интересное поднимет вверх руку, и мы тихонечко все подойдем и посмотрим. (дети рассматривают пруд и его обитателей).

Воспитатель: вдохните поглубже, чувствуете какой свежий воздух, как легко дышится, как прохладно у воды – все это приносит пользу для нас с вами, для нашего здоровья. Вода в пруду – прозрачная, блестит на солнышке, в пруду много рыбок и больших, и маленьких они плавают туда и обратно, как будто играют в догонялки, а жуки водомерки ходят взад и вперед измеряя пруд шагами. Камыши стоят как стражники, а камышах смеются лягушки, по краям пруда цвете кубышка, а над ней летаю стрекозы, бабочки. Вот какая красота есть у нас в городе.

Читайте также:  Поплавок бассейн для детей

2.6 Но ребятки видите не везде наш пруд такой чистый и красивый, кто-то решил бросить в пруд бутылку, а кто-то и другой мусор. Как вы думаете нравится это жителям пруда?

Воспитатель: Конечно нет, поэтому, когда придете сюда с папами попросите их достать этот мусор, не забудьте объяснить зачем это нужно сделать.

Не бросай ты в пруд бумажку,

И бутылку не кидай!

Пожалей в пруду лягушку,

Рыбкам жить спокойно дай!

Запомните дети это правило и расскажите дома.

2.7 Игровые упражнения

«Быстро в шеренгу». Играющие становятся в три шеренги по трем сторонам полянке (площадки) лицом друг к другу. По сигнал педагога «Беги!» разбегаются, кружатся в разные стороны. На сигнал «Быстро в шеренгу!» каждый ребенок должен быстро

найти свое место в шеренге.

«Великаны и гномы». Ходьба в колонне по одному. На сигнал педагога «Великаны!» ходьба на носках, подняв руки вверх, затем обычная ходьба; на сигнал «Гномы!» ходьба в полуприседе, и так в чередовании.

«Какое слово лишнее?»

Осинка, осина, осиновый, осел, подосиновик

Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел

Маленький, малыш, малевать, малявка

Гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница

«Придумай слова со значением

очень маленький и очень большой» (много предметов и один предмет)

Образец: человек – человечек – человечище

( нос, голос, нога, рука, сапог, хвост, усы, клюв, глаза, муравей, улитка)

3 Заключительная часть.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, сегодня вечером мы с вами составим рассказы о том, каким вы увидели пруд. Вот сейчас попробуйте ответить:

— сегодня я узнал…

— было интересно узнать…

А завтра нарисуем то, что вы увидели. Что нарисовал бы ты Саша, а ты Егор, Даша и др.

Не забудьте рассказать о нашей экскурсии родителям.

По дороге с детьми спеть песенку или блиц опрос:

— Сколько этажей в доме;

— Какие флажки и сколько их, какой по счёту флаг России;

— какой номер автобуса проехал;

— по какой улицы мы идём, на какую свернули и др.

Источник

Познавательная беседа для старших дошкольников «Пруд»

Кузнецова Евгения
Познавательная беседа для старших дошкольников «Пруд»

Ребята! Сегодня мы узнаем об одном небольшом водоеме.

Он слегка затянут ряской,

Струйки не бегут.

Зачарованный, как в сказке

Старый, тихий. (пруд).

Пруд — водоем в естественном или искусственном углублении или место у реки, где построена запруда.

Если в городе, селе или деревне поблизости нет ни реки, ни озера, жители обычно создают искусственный водоем — пруд. Его заполняют пресной водой. В прудах нередко разводят рыб — зеркальных карпов. Послушайте стихотворение.

Старый пруд

Симпатичный карп зеркальный

По волнам скользил хрустальным,

Он головкой мне кивнул,

Гибким хвостиком вильнул.

Как хорош заросший пруд!

Пышно лилии цветут,

Над водой склонились лозы,

Тихо шелестят березы.

Здесь кувшинки воду пьют.

Сказочный, заросший пруд!

Вокруг прудов пышно разрастаются растения, которые любят влагу. Их называют влаголюбивыми. Весной черемуха роняет в спокойные воды тихого пруда свои белые душистые лепестки. В зарослях ивы и черемухи заливаются, поют соловьи. Ивы склоняются над водой и касаются узкими серебристыми листочками ее поверхности. Возле прудов растут ольшаник и краснотал. Эти кустарники тоже тянутся к воде. По берегам прудов цветут голубые незабудки, желтые калужницы.

Вода в прудах стоячая, она не бежит, как речная, а словно тихо дремлет на солнце.

Для чего может пригодиться вода из пруда?

Из прудов берут воду для полива садов и огородов, в них купаются — ведь вода в пруду теплая. Иногда в них полощут белье, поят коров, лошадей и другой скот.

В тихих прудах нередко разводят карпов. У карпа нежное розовато-белое мясо, приятное на вкус.

В Россию карпов завезли в XV в., их стали выращивать в Царицынских и Пресненских прудах.

Обычно карпов разводят в трех прудах: в одном они мечут икру, в другом подрастают мальки, в третьем карпы зимуют. Эти рыбы питаются мелкими рачками, корешками растений, их можно кормить и протертыми овощами и рыбной мукой.

Днем они любят дремать, забившись под коряги, а в сумерках и ночью оживляются и спешат на кормежку.

Давным-давно это было. Однажды китайский крестьянин отправился на рыбную ловлю. Рыбалка оказалась счастливой! В свои сети он поймал много рыбы, среди которой были и два крупных сазана.

Рыбак принес богатый улов домой и уже хотел было отдать его жене, чтобы та приготовила жаркое, но неожиданно его младшая дочь попросила отца подарить ей красавцев-сазанов.

Крестьянин не мог отказать своей любимице. Он пустил сазанов в большую бочку с водой.

Те обрадовались, что снова очутились в родной стихии, стали весело резвиться, сверкая серебристой чешуей. Скоро у парочки сазанов появились дети — маленькие сазанята. Заботливый крестьянин вырыл для них неглубокий пруд, выложил его дно цветными камешками, ракушками и пустил туда рыбок.

Читайте также:  Сервисный договор обслуживания бассейна

Девочка любила сидеть возле прудика и любоваться веселыми играми молодых сазанов. Она угощала их кусочками рисовых лепешек. Рыбы привыкли к ней и брали корм из рук.

Однажды дочь крестьянина сидела у воды и пускала солнечных зайчиков небольшим старинным зеркальцем в красивой оправе. Сазаны любовались игрой солнечных лучей,и одна сазаниха вздохнула:

— Ах, если бы наша чешуя сверкала, как это зеркальце, тогда бы мы еще больше полюбились доброй девочке!

Не успела она это промолвить, как ее чешуйки стали похожими на маленькие зеркала. (Ведь зеркальце, которым играла девочка, было не простое, а волшебное) Дочка крестьянина очень обрадовалась, когда увидела, какими красивыми стали ее ручные рыбки!

С тех пор домашних сазанов стали называть зеркальными карпами.

Почему зеркальными? Я думаю, вы догадались. А слово «карп» в переводе означает «урожай». В самом деле, эти рыбки плодовитые, их семейки растут очень быстро.

Скоро в маленьком пруду карпов развелось так много, что рыбам стало тесно. Добрый крестьянин дарил карпов своим друзьям и родным, и те тоже стали разводить их у себя дома.

Один раз крестьянин догадался выпустить карпов на рисовое поле. (Вы ведь знаете, что рис хорошо растет под водой.) Карпы плавали в теплой воде среди кустиков риса и поедали вредных червяков, личинок и жучков. Рис на поле стал расти лучше, и осенью крестьянин собрал богатый урожай.

Получилось так, что старый китайский император умер, и правление страной перешло в руки его сына.

Однажды императорский повар приготовил для него жаркое из карпа и подал на золотом подносе. Император отведал рыбы, и кушанье ему очень понравилось.

— Что это за рыба? — поинтересовался он.

— Карп, Ваше Величество, — с поклоном ответил придворный.

— Карп? — переспросил император и очень разгневался.

Вы спросите, почему? Да потому что китайский иероглиф «Ли» означает слово «карп», а императора звали Ли-Ши-Мином. Обидчивому императору показалось, что его достоинство унижено. Простая рыба не смеет называться так же, как сам император!

С тех пор Ли-Ши-Мин запретил китайцам разводить карпов.

Теперь, дорогие ребята, вы знаете, почему в Китае перестали разводить этих прекрасных рыб.

Куда однажды отправился китайский крестьянин?

О чем попросила его дочка?

Почему карпов называют зеркальными?

Расскажите о волшебстве, которое произошло с помощью зеркала.

Чем карпы помогали крестьянину?

Почему разозлился император Ли-Ши-Мин?

Почему в Китае больше не разводят этих прекрасных рыб?

Ответьте на вопросы

1. Что такое пруд?

2. Какая растительность окружает пруды?

3. Каких рыб разводят в пруду?

4. Видели ли вы пруд? Расскажите о нем.

5. Вода в пруду пресная или соленая?

6. Вода в пруду течет или стоит?

Беседа для старших дошкольников «Книга-источник знаний» Беседа для старших дошкольников Отгадайте загадку: Я не шляпа, но с полями. Не цветок,но с корешком. Разговариваю с вами Всем понятным.

«У нас в гостях снежная фея». Познавательная беседа с детьми Программное содержание: 1. Познакомить детей со сказочным персонажем — снежной феей. 2. Рассказать сказку «Новогодняя звезда». 3. Будить.

Экологическая беседа к всемирному Дню Океанов с использованием продуктивной деятельности для старших дошкольников Задачи: -расширить знания об экосистеме «Море»; -уточнить представления о значении моря в жизни человека оздоровительном, эстетическом,.

Познавательная беседа «Богатыри — защитники земли русской» Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие» Цель Воспитывать в детях любовь.

Познавательная беседа «Далекая и удивительная Якутия» в средней группе С нетерпением ждала этого дня, когда наконец-то мои детишки познакомятся с этим удивительным краем, и вот этот день настал! На нашем любимом.

Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «Крот — землекоп» Вы видали Землекопа Среди лука и укропа? Черношубый и усатый Под землёю он живёт. Цель: расширять знания детей о кроте и его образе.

Познавательная беседа «Оружие Победы» с детьми подготовительной группы Цель:формирование у детей нравственно-патриотических качеств Задачи: — расширить представление детей о военной технике времён Великой Отечественной.

Познавательная беседа «Профессия — строитель» с детьми подготовительной группы Цель:- расширить представление детей о профессиях; — формировать ценностное и уважительное отношение к труду строителей. Задачи: — расширить.

Познавательная беседа с детьми разновозрастной группы «Кто в море живёт?» Познавательная беседа с детьми разновозрастной группы «Кто в море живёт?» Цель: обогащать знания детей о морских обитателях. Задачи: расширять.

Познавательная беседа с элементами творческой деятельности «Пугало огородное» Цели: познакомить детей с историей возникновения огородного пугала. Задачи: — формировать интерес детей к получению новых знаний; — вспомнить,.

Источник

Оцените статью