Описание картины девушка у пруда нестерова
Творчеству М. В. Нестерова посвящен ряд крупных монографий, множество статей в дореволюционной и советской периодике. В 1940–1950-е годы вышли в свет два капитальных исследования советских искусствоведов: С. Н. Дурылина («Нестеров-портретист». М.—Л., «Искусство», 1949) и А. И. Михайлова («М. В. Нестеров. Жизнь и творчество». М., «Советский художник», 1958), — а также расширенное и дополненное переиздание воспоминаний художника «Давние дни» (подготовка текста, введение и примечания К. Пигарева, М., «Искусство», 1959). Совершенно естественно, что появление этих книг, и особенно монографии А. И. Михайлова, сделало работу каждого, изучающего сложное и разнообразное творчество Нестерова, значительно менее трудной. В настоящем издании автор в приведении фактического материала опирался на сведения, почерпнутые им в вышеуказанных трудах.
Автор придавал большое значение изучению периодической печати, газетных и журнальных статей, появлявшихся при жизни художника и освещающих его творчество. В этой связи хотелось бы отметить исключительно важную роль для каждого, занимающегося изучением русского искусства второй половины XIX — начала XX века, выхода в свет двух томов библиографическо-справочного издания «Товарищество передвижных художественных выставок» (М., «Искусство», 1953, 1959), составленных Г. К. Буровой, О. И. Гапоновой и В. Ф. Румянцевой. Это издание, потребовавшее огромного труда от его составителей, открывает простой путь к изучению периодической литературы.
Не претендуя на подробное освещение жизненного и творческого пути художника, автор стремился в настоящей работе осветить основные процессы, происходившие в искусстве М. В. Нестерова, показать формирование и развитие его художественного метода на протяжении многолетнего творческого пути.
Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году в Уфе, в купеческой семье. Сначала мальчик учился в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось двенадцать лет, отец отвез его в Москву для поступления в техническое училище. Однако Нестеров не сдал экзамена и был определен в Реальное училище К. П. Воскресенского. Здесь у него пробудился интерес к рисованию, все сильнее и сильнее влекла мечта стать художником. Наконец, в 1877 году В. И. Нестеров по совету К. П. Воскресенского, принимавшего большое участие в мальчике, и К. А. Трутовского, тогда инспектора Московского Училища живописи, ваяния и зодчества [1] согласился связать судьбу своего сына с профессией художника [2] .
Годы учения Нестерова прошли под сильным влиянием передвижничества. В стенах Училища начиная с 1872 года устраивались выставки передвижников, картины которых очень привлекали начинающего художника [3] . Из преподавателей особой любовью молодежи пользовался В. Г. Перов. Нестеров писал в дальнейшем: «Перов имел на нас огромное влияние. Можно сказать, что вся школа жила его мыслями и одушевлялась его чувствами. Его мало интересовало живописное ремесло, но он учил нас искать во всех наших произведениях всегда чего-нибудь такого, что могло бы захватить зрителя и взволновать его ум и сердце» [4] . Увлечение личностью Перова, глубокое восхищение его произведениями определили во многом художественные взгляды Нестерова.
На передвижных выставках, устраиваемых в Училище, всегда особый зал отводили ученическим работам. Однако В. Г. Перов и А. К. Саврасов настаивали на организации специальных выставок учеников. Первая из них открылась в декабре 1878 года. Уже через год, на II ученической выставке (декабрь 1879 — январь 1880 г.) наряду с С. А. Коровиным, К. А. Коровиным, А. П. Рябушкиным, И. И. Левитаном, К. В. Лебедевым и другими выставляет свои работы и Нестеров. В обозрении, помещенном в «Московских ведомостях», о его картине «В снежки» (собрание Я. И. Ачаркан, Москва) было сказано несколько похвальных слов, чрезвычайно обрадовавших юного художника [5] . С тех пор большинство ученических работ Нестерова экспонируется на выставках, устраиваемых в Училище. В эти годы его творческие интересы связаны с бытовым жанром. Весьма показательны названия картин: «В снежки» (1897), «В ожидании поезда», «С отъездом» (1880), «Жертва приятелей» (1881), «Троицын день» (эскиз, 1881), «Домашний арест» (1883), «Знаток» (1884), «Экзамен в сельской школе» (1884) и другие.
Перед нами проходит мир мелких чиновников, купцов, мир домашних сцен, детских игр и городских повседневных событий. Порой эти небольшие картины граничат с гротеском, острая характерность лиц и движений напоминает рисунки Перова, Шмелькова, а иногда и Соломаткина («В снежки», «Экзамен в сельской школе»). Но художник ограничивается сценами, малозначительными по своему содержанию. Взгляд Нестерова не лишен наблюдательности, однако он не идет дальше передачи внешне характерных черт. Порой композиция перегружена второстепенными деталями, художник находится под гнетом вещей, он видит только их сюжетную связь («Домашний арест», 1883; собрание Е. А. Эльберт, Москва).
Несмотря на одобрение товарищей и Перова, Нестеров не находил удовлетворения в этих работах. Мало изменений внесло в его ранние произведения и пребывание в Академии художеств, куда он, несмотря на отговоры Перова, отправляется в 1881 году. Молодой художник находит много для себя полезного в уроках П. П. Чистякова, с глубоким вниманием относится к советам И. Н. Крамского, посещает Эрмитаж.
Однако Академия его скоро разочаровывает. В 1882 году Нестеров возвращается в Москву [6] . Здесь он застает смертельно больного Перова. Последовавшая вскоре смерть любимого учителя была для него глубоким личным потрясением. Он лишился наставника, чье искусство было для него источником вдохновения, примером силы духа и гражданского подвига [7] . Под впечатлением пережитого молодой художник сделал этюд, изображающий умершего В. Г. Перова, проникнутый большим личным чувством [8] .
В начале 80-х годов Нестеров делает много портретных работ. Скорее их можно назвать портретными этюдами. К наиболее удачным из них принадлежат автопортрет (1882), портреты отца, матери, жены (урожд. Мартыновской), М. К. Заньковецкой, С. В. Иванова, С. А. Коровина. Но эти произведения не являлись основным направлением его творчества. Они скорее говорят о простом желании художника запечатлеть облик близких людей, или людей, связанных с формированием его личности [9] .
Вскоре после возвращения из Петербурга Нестеров подает прошение с просьбой принять его обратно в Училище, вместе с тем он еще не порывает с Академией. Только в 1884 году он решил окончательно расстаться с Академией и был вторично принят в Училище.
В Училище умершего В. Г. Перова и уволенного А. К. Саврасова сменили в 1882 году В. Е. Маковский и В. Д. Поленов. Хотя в произведениях Нестерова 80-х годов можно усмотреть некоторое влияние последних, они уже не играли заметной роли в формировании его взглядов на искусство. В эти годы Нестеров продолжает выставлять на ученических выставках свои жанровые картины. Они по-прежнему не приносят творческой радости. Он чувствовал, что бытовой жанр ему не удается. Художник А. А. Турыгин, друг Нестерова, писал в своих воспоминаниях о Крамском: «Ученик Перова, он (Нестеров. — И. Н.) имел в виду продолжать работать в духе своего учителя. Изменить свое намерение заставил его такой случай.
Источник
Картина «Девушка у пруда» Михаила Нестерова
Автор:
Павел Ин
Было лето 1923 года. Нестеров с семьей жил под Москвой в деревне Дубки у художника Бакшеева.
В то лето шли часто дожди. Редко выдавался ясный день. Работать на воздухе, писать этюды было невозможно. Бакшеев предоставил Нестерову свою мастерскую. Михаил Васильевич томился, писал повторения своих прежних картин.
Однажды, когда кончился утренний дождь, Нестеров вышел в парк. Низкие серые облака закрывали небо. Деревья стояли влажные. Было сыро, но тепло. Молчали птицы, воздух был неподвижен и густ, роскошная от избытка влаги, зелень парка впала в дрему.
Художник гулял, о чем-то смутно думал и незаметно очутился у пруда. Вдруг он остановился. На скамье у самого пруда сидела его дочь Наталья. Поза дочери и выражение ее лица приковали его внимание. Она сидела, опершись на скамью обеими ладонями. Казалось, она присела на минутку; переведет дух — и опять побежит к какому-то прерванному делу. Но что-то удержало ее. Она повернула голову к пруду и смотрит. Смотрит поверх этого темного, сонного, поросшего водяными лилиями пруда, смотрит вдаль, где чуть-чуть, еле заметно, пробиваются лучи солнца.
Нестеров стоит за деревьями и не может оторвать взгляда от дочери. Никогда еще он не видел такого выражения лица у Наташи. Взгляд у нее почти суровый, вся она какая-то собранная; воля, решительность во всем ее облике. Она смотрит вдаль уже недетским взглядом и не боится неизвестности. Нет, она как будто даже стремится скорее уйти туда, в далекую даль, где ждут ее испытания, труд. Нет, она не колеблется, не трусит, губы ее сжаты, взор решителен, она уже поняла, что жизнь трудна, даже сурова, но она не отвергает ее, не собирается прятаться от нее, а, напротив, вот-вот устремится навстречу ей.
Эта девушка уже из другого племени. Нет в ней ничего схожего с теми робкими голубицами, которые прятались от жизни в монастырских кельях. Это уже девушка из новой эпохи, которой он еще не знает. Но она, его дочь, приняла все трудности новой жизни и как бы зовет его с собой.
Нестеров выходит из-за своего зеленого укрытия и властно говорит дочери:
— Вот так сиди! Я с тебя буду писать.
Через двенадцать лет в Москве открылась выставка картин Нестерова. Картина «Девушка у пруда» открывала портретную галерею, написанную художником за эти годы. Здесь были портреты академика Павлова, академика Северцева, профессора Юдина, художников братьев Кориных, скульптора Шадра. Жизнь бурно ворвалась в творчество художника.
Пришел на выставку Нестерова и Алексей Максимович Горький. Много лет не встречались они. А теперь, после долгой разлуки встретились, обнялись. Были они уже оба стариками, но, как и в былые годы, заговорили об искусстве со всем пылом молодости.
Горький переходил от картины к картине, радовался, что Нестеров вышел на широкую дорогу жизни и так талантливо запечатлел своих современников.
Особенно Алексей Максимович залюбовался «Девушкой у пруда». Долго не отходил от нее, а потом сказал:
— О каждой нестеровской девушке думалось: когда-нибудь она уйдет в монастырь. А вот эта девушка не уйдет. Ей дорога в жизнь, только в жизнь!
Источник
Святая Русь Михаила Нестерова
Удивительный, очень русский художник, Михаил Васильевич Нестеров создал и передал нам прекрасный образ России, неповторимый и незабываемый.
Всю свою довольно длинную (1862-1942 гг.) жизнь и творчество художник неразрывно связал с родной страной.
Осенний пейзаж. 1906.
Страна фантастически менялась на его глазах, меняла свой облик, отвергала очень многое из того, что было для Нестерова самым дорогим, основой его духовного мира и творчества.
Михаил Васильевич Нестеров из купеческой семьи, патриархальной, религиозной, но и просвещённой, в которой увлекались поэзией Пушкина и Жуковского, читали «Войну и мир» и сумели вовремя понять и поддержать его дар.
Живописи Михаил Нестеров учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова и других признанных мастеров. Его первые серьёзные работы были близки творческим идеям передвижников.
Сбор на погорелый храм в Москве. 1885.
Старый да малый.
За приворотным зельем. 1888 г.
Но с конца 80-х гг. определился его собственный духовно-религиозный и этический идеал, художника привлекали образы людей, пренебрёгших мирской суетой.
В картинах Михаила Нестерова на фоне поэтически переданного русского пейзажа возникли идеальные, просветлённые образы людей, наделённых чистой душевной красотой.
Художника вдохновляли пейзажи Соловецкого монастыря, они дополняли светлые образы его героев.
Близки художнику и сказочные образы.
С детства художника привлекал образ великого русского святого Сергия Радонежского, любимого и почитаемого в народе.
«Видение отроку Варфоломею» (1889-1890) — эпизод из юности святого — одна из лучших и самая любимая работа художника.
Из жизни Сергия Радонежского.
Современники высоко ценили церковную живопись Нестерова. Владимирский собор Киева украшает роспись В.М. Васнецова и Михаила Нестерова.
Вдохновляли художника и библейские сюжеты.
Ещё одна знаковая картина художника — «Философы» 1917-го года.
Наступали трудные годы, Россию ждали большие испытания.
Многие современники сочли эту работу художника пророческой, а судьбы П.А. Флоренского, погибшего в ГУЛаге и С.Н. Булгакова, не по своей воле покинувшего родину на «философском пароходе», подтвердили пророчество.
Художнику, пережившему трудные перемены со своей страной, пришлось начинать новую жизнь, искать новые темы.
Портрет В.М. Васнецова. 1925.
Портрет О.М. Нестеровой, дочери художника. 1906.
Михаил Нестеров был замечательным портретистом! Я не привожу здесь самые известные работы (такие как портрет академика И.П. Павлова, Веры Мухиной, Павла Корина и др.). Но вот несколько замечательных образов.
Девушка у пруда (Дочь художника Н.М. Нестерова). 1923.
Портрет Е.П. Нестеровой (вторая жена художника).
Портрет Народной артистки К.Г. Держинской.
Портрет С.И. Тютчевой. 1927-1928.
Спасибо за ваше внимание! С наступающим праздником Крещения Господня!
Источник