Бахчисарайский фонтан
Хореографическая поэма в 2-х актах
композитора Б. Асафьева по сценарию Н. Волкова
Премьера 26 марта, постановка 2015 года (1937, 1949, 1958, 1967, 1978, 1988)
Дирижёр-постановщик – лауреат премии Нижнего Новгорода Ренат Жигашин
Балетмейстер-постановщик – народный артист СССР Михаил Лавровский (г. Москва)
Художник-постановщик – Главный художник театра, дважды лауреат премии г. Нижнего Новгорода, дважды лауреат премии «Творческая удача» Евгений Спекторов
Ассистент балетмейстера – Заслуженная артистка России и Чувашии, Кавалерственная дама Ордена Дягилева II степени «За пользу русской культуре» Елена Лемешевская (г. Чебоксары)
Дирижёр – Роман Демидов
В основу сюжета положена одноимённая поэма А.С. Пушкина, написанная в 1821—1823 годах под впечатлением от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов. «Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes.», — писал поэт в письме к Дельвигу.
Сердце жестокого и грозного хана Гирея разбито. Он готов бросить его к ногам своей юной наложницы – польской княжны Марии. Но прекрасная полячка остаётся верна памяти погибшего жениха. Зарема, покинутая Гиреем, тщетно пытается вернуть благосклонность своего властелина. В порыве ревности она убивает соперницу.
В память о несбывшейся любви Гирей воздвиг фонтан, который младые девы Тавриды, узнав это печальное предание, назвали фонтаном слез…
Спектакль для семейного просмотра. Рекомендуемый возраст с 12-ти лет.
Продолжительность спектакля 1 час 40 мин.
Источник
Бахчисарайский фонтан
Балет-поэма в 4 действиях с прологом и эпилогом
Либретто Николая Волкова по одноименной поэме Александра Пушкина
Хореография Ростислава Захарова (1934 год)
Мировая премьера — 1934 год.
Дирижёр-постановщик — главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов.
Балетмейстер-постановщик — заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая Маска» Дарья Павленко (Санкт-Петербург).
Ассистент балетмейстера-постановщика — Валерий Коньков.
Художник-постановщик — Андрей Войтенко (Санкт-Петербург) по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936).
Художник по костюмам — Татьяна Ногинова (Санкт-Петербург) по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936). За работу над костюмами в этом балете Татьяне Ногиновой вручена Российская национальная театральная премия «Золотая маска» (2021).
Художник по свету — Александр Наумов (Санкт-Петербург).
Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII-XIX веков
Пролог
Хан Гирей склонился перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память Марии в Бахчисарайском дворце.
Действие I
В замке князя Адама празднуют день рождения его дочери Марии. Оставив гостей, княжна проводит время со своим женихом Вацлавом.
Неожиданно из темноты появляется лазутчик татарского хана Гирея. Едва он успевает скрыться в зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.
Под звуки полонеза в парк выходят гости князя Адама. В первой паре – сам князь со своей дочерью. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.
Появляется раненый начальник стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке. Поляки готовятся с оружием в руках отразить натиск врага.
Татары поджигают замок. Поляки гибнут в схватке с врагами. Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос сражения, но им преграждает дорогу хан Гирей. Вацлав бросается на Гирея, но падает, сраженный его кинжалом. Гирей срывает с Марии шаль и застывает в восхищении от ее красоты.
Действие II
Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц – любимая жена хана Зарема.
Звучат трубы. Гарем готовится встречать своего господина. Татары вернулись с богатой добычей, среди которой – пленница Мария.
Гирей в задумчивости входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана: он не замечает ее. Вдруг на лице Гирея вспыхивает радость: через зал проводят новую пленницу – польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.
Тщетно наложницы пытаются развеселить хана, тщетно Зрема надеется вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан уходит. Зарема в отчаянии.
Действие III
Мария томится в опочивальне под охраной старой прислужницы. Лишь лютня напоминает польской княжне о прежней жизни, свободе, прошедшем счастье. В ее памяти воскресают воспоминания о родном доме и о Вацлаве.
Мечты Марии нарушает появление Гирея. Хан молит девушку принять его любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и ненависть к человеку, убившему ее возлюбленного, родных и друзей. Гирей покорно удаляется.
Ночью в опочивальню проникает Зарема. Она обращается к Марии с горячей исповедью и требует, чтобы княжна оттолкнула от себя Гирея. Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее.
Зарема замечает забытую Гиреем тюбетейку. Значит, хан был здесь! Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом.
Гирей вбегает, но поздно: Зарема убивает Марию.
Действие IV
Двор в Бахчисарайском дворце. Все склонились перед мрачным Гиреем. Хана не радует ни возвращение татар после нового набега, ни новые прекрасные пленницы. Он дает знак, и Зарему бросают в пропасть.
Военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками, но они не приносят хану забвения.
Эпилог
Гирей у Фонтана слез. Он не в силах изгнать из дум воспоминания о прекрасной Марии.
Алла Шелест. Век спустя
Татьяна БОГОМОЛОВА
портал «Волжская Коммуна», 17.10.2019
Источник
Бахчисарайский фонтан
Исполнители
Авторы и постановщики
Музыка Бориса Асафьева
Либретто Николая Волкова по поэме Александра Пушкина
Хореография Ростислава Захарова (1934)
Декорации и костюмы Валентины Ходасевич
Краткое содержание
Пролог
Уединенный покой в Бахчисарайском дворце. Перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память «горестной Марии», склонился хан Гирей.
Действие I
В старинном замке празднуют день рождения Марии, дочери знатного польского феодала.
Княжна Мария, оставив гостей, встречается со своим женихом Вацлавом.
Из темноты неожиданно появляется лазутчик из вражеских отрядов хана Гирея. Едва он успевает скрыться в густых зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.
Тем временем праздник идет своим чередом. Под звуки торжественного полонеза в парк выходят гости. В первой паре Мария со своим отцом. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.
Веселье прерывается появлением раненого начальника стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке.
Обнажив сабли, поляки готовятся отразить натиск врагов.
Горит подожженный татарами замок. В смертельной схваткес врагами гибнут его защитники. Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос кровавой битвы, но им преграждает дорогу предводитель набега – крымский хан Гирей. Вацлав бросается навстречу Гирею, но тут же падает, сраженный его кинжалом. Хан срывает с Марии шаль и застывает, восхищенный ее красотой.
Действие II
Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц – любимая жена Гирея Зарема.
Звучат боевые трубы. Гарем готовится к встрече своего господина. С богатой добычей возвращаются татары. Бережно проносят плененную Марию.
В задумчивости Гирей входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана – он ее не замечает. Но вот на лице Гирея вспыхивает радость, и Зарема видит, как через зал служанка проводит новую пленницу – польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.
Тщетно наложницы пытаются развеселить своего господина, тщетно надеется Зарема вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан уходит. Зарема в отчаянии.
Действие III
Роскошная опочивальня. Здесь, охраняемая старой прислужницей, томится прекрасная пленница хана. Только одна лютня напоминает Марии о прежней жизни, свободе, былом счастье. В памяти возникает целый мир воспоминаний о родном доме и о Вацлаве.
Мечты Марии нарушает приход Гирея. Он молит девушку принять его смиренную любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и отвращение к Гирею, убившему ее любимого, родных и друзей. Гирей покорно удаляется.
Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема. Она обращается к Мариис горячей исповедью, требует, чтобы она оттолкнула от себя Гирея.
Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее.
Зарема замечает тюбетейку Гирея, забытую им при объяснении с Марией. Значит, Гирей был здесь. Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом.
Вбегает Гирей, но поздно: Зарема убивает Марию.
Действие IV
Двор во дворце хана Гирея. Все склонились перед ним в молчаливом раболепии. Ничто не радует и не волнует хана: ни возвращение татар после нового набега, ни новые прекрасные пленницы.
Зарему ведут к месту казни. По знаку Гирея ее бросают в пропасть.
Военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум. Но воинственные пляски не приносят забвения.
Эпилог
Гирей у «Фонтана слез».
Вереницей бегут воспоминания, снова и снова воскрешая прекрасный образ Марии.
О спектакле
Звездный час драмбалета ознаменовало появление в 1934 году в Ленинградском театре, еще не носившем тогда имени С.М. Кирова, спектакля «Бахчисарайский фонтан». В нем стремление приобщить хореографию к темам высокой литературы и ратование нового советского искусства за реалистичность выкристаллизовали новое направление развития балета.
«Бахчисарайский фонтан» рождался в атмосфере творческих дискуссий прогрессивной культурной элиты Ленинграда: профессора консерватории, авторитетного композитора и музыковеда Бориса Асафьева, определявшего в те годы художественную политику театра режиссера Сергея Радлова, дирижера Евгения Мравинского, художника Валентины Ходасевич, либреттиста Николая Волкова, критика Ивана Соллертинского. В эпицентре художественно-театральной жизни оказался и 27-летний хореограф Ростислав Захаров. Его, дебютанта в большой балетной форме, выпускника режиссерского факультета Ленинградского института сценических искусств, зарекомендовавшего себя постановками танцев в операх и пластики в спектаклях радловского Молодого театра, пригласили стать автором хореографии нового балета.
Вдохновленный недавно опубликованными «Письмами о танце» Новерра со вступительной статьей Соллертинского о действенности танца, молодой балетмейстер в новом спектакле стал переносить на балетную сцену хорошо усвоенные уроки режиссуры драмы. Танец подчас оставался на периферии внимания хореографа, балет рождался не из танца, а из действия, умело разыгранных мизансцен. В резонанс с предпочтениями постановщика вошел и актерский потенциал первых исполнителей. Выразительность назначенных на главные партии Галины Улановой и Константина Сергеева стала значительным вкладом в успех постановки. Раз и навсегда выбранный в «Бахчисарайском фонтане» творческий путь, постановка балетов-пьес, привел Захарова к признанию. Литературоцентризм стал «главной песней» Захарова и мейнстримом советского балета последующих двадцати лет. В поэтическую стихию балетного искусства, оперирующего исключительно категорией настоящего эмоционального (реального или нереального), вмещались бытовые подробности прозы. Недосказанность пушкинской поэзии требовала логических объяснений, и в «Бахчисарайском фонтане» появился новый персонаж – Вацлав, возлюбленный Марии, был включен в сюжет, чтобы подчеркнуть грань между миром, в котором была счастлива польская княжна Мария, и миром ее татарской неволи. Захаров приучил артистов к актерской работе над ролью, к неведомому им до того застольному периоду с режиссерским разбором характеров, конфликтов. И не случайно об исполнителях эпохи драмбалета нередко говорят: «Балерина – актриса, танцовщик – актер». Воплотить на сцене характеры пушкинских героев и тем самым заложить традиции актерской выразительности в советском балете стало миссией поколения 1930-1940-х. А зрителя Захаров и его единомышленники по воцарившемуся на советской сцене течению так называемого драмбалета приучили к вопросу «О чем танцуют?» Желая быть понятым, хореограф заставил зрителя думать и, порой, тем самым забыть о красноречии ненагруженного словесным подстрочником танца.
Ольга Макарова
Премьера – 28 сентября 1934 года, Государственный академический театр оперы и балета (Мариинский)
Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Источник
Оперный театр бахчисарайский фонтан
Либретто Николая Волкова по одноименной поэме Александра Пушкина
Хореография Ростислава Захарова (1934 год)
Дирижер – Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик – Дарья Павленко
Художник-постановщик – Андрей Войтенко
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Балет написан в 1934 г. «Бахчисарайский фонтан» — одноименная поэма А.С. Пушкина, созданная по мотивам легенды времени расцвета Крымского ханства о безответной любви хана Гирея к захваченной полячке Марии. Приобретайте билеты на представление, и вы не пожалеете о проведенном времени.
Хан Гирей, безжалостный монгольский военачальник, бесчинствует в Польше. Во время одного из захватов ему и его войску получается арестовать польский замок, где происходило празднование дня рождения княжны Марии. Татары убивают всех, в живых остается только Мария, в которую хан влюбляется без памяти. В Бахчисарайском замке, куда привозят роскошные дары и пленную, Мария встречается с Заремой —любимой супругой хана, утратившей этот статус по причине юной полячки. Что же вечерком хан молит Марию о любви, но она остается холодна. Хан Гирей смиренно уходит, в опочивальне появляется Зарема. Она настоятельно просит отказать хану, но Мария не знает постороннего языка. За это время Зарема в приступе ревности убивает пленную. Хан Гирей неутешен.
Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значимых в мире театров оперы и балета. Ансамбль домов театра находится в центре столицы, на Театральной площади. В сентябре 2020 года Большой театр первым из русских театров получил «Серебряную кнопку» YouTube.
Источник