Опера океан море синее композитор

Урок 2. Музыкальный сказочник: Н.А. Римский-Корсаков

Таким свойством обладают многие произведения Н.А. Римского-Корсакова. Слушая «Океан-море синее», мы словно видим величавое море, как будто слышим его шум, чувствуем изменения его состояния, представляем даже цвет моря.

Слушателям нередко хочется нарисовать, изобразить услышанное.

Опера, опера-былина, гусли, симфонический оркестр, море, сюита, сказка, образы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Г.П. Сергеева. Музыка. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 14-17.
  2. Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  3. Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 239-240.

На уроке мы узнаем о разнообразии изобразительных интонаций в русской музыке;

научимся сравнивать сюжеты и темы;

сможем изобразить музыку.

Основное содержание урока

  1. Николай Андреевич Римский-Корсаков – композитор-сказочник: большая часть произведений написана на сказочный сюжет. Он был великим сказочником. И не только потому, что умел музыкой пересказывать смешные или грустные сказки, создавать музыкальные былины и сказания, строить небывалые чертоги. Римский – Корсаков был сказочником, потому что в сказке видел целый мир народной выдумки.
  2. Посмотрите видеофрагмент, в котором звучит музыка Римского-Корсакова. Какое настроение передаёт нам песня, которую исполняет главный герой? О каком инструменте рассказывается в песне? Определите жанр песни, которую исполняет главный герой: она лирическая, трудовая или хороводная?
  3. Николай Андреевич Римский-Корсаков — русский композитор, педагог, музыкальный деятель. Главным жанром его творчества была опера. Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в опере-балете «Млада». Зажигательная яркая хороводная песня передает образ русской души Садко, главного героя оперы – былины композитора Николая Римского – Корсакова «Садко».
  4. Опера – музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют. Опера – былина «Садко», написана на основе русских былин. Давайте представим, что мы находимся вместе с главным героем, на пиру у морского царя, споём песню вместе с ним, импровизируя игру на гуслях. Такой характер складывается благодаря быстрому темпу; смене динамических оттенков: громко – форте и тихо – пиано; необычному острому ритму.
  5. Вы уже знаете, что музыкальные звуки бывают короткими и длинными. Сочетание звуков разной длительности, образуют ритм. Острый ритм, который вы почувствовали в этой песне, образуется путем удлиненной сильной доли и укороченной слабой. Музыканты называют такой ритм – пунктирный. В нотах пунктирный ритм обозначается точкой рядом с удлиненной нотой. Вы видите, в этом фрагменте пунктирный ритм состоит из восьмой нотки и шестнадцатой.
  6. Оперу-былину «Садко» открывает музыкальное вступление, которое рисует образ моря. Послушайте вступление к опере «Садко» и свободными жестами покажите движение и характер музыки. Главную изобразительную интонацию, из которой вырастает картина моря, композитор передаёт звучанием симфонического оркестра. Спокойная, но грозная морская стихия, ровно катятся волны в необъятном морском просторе. Глухой гул стоит над океанской ширью. Спойте главную интонацию вступления, из которой вырастает картина моря. Композитор создал захватывающую морскую картину на основе интонации, построенной всего из трёх звуков. Мажорный лад произведения, медленный темп, два пиано – (очень тихое звучание оркестра), низкие звуки, — создают бескрайность морских просторов, где не видно ни корабля, ни живого существа.
  7. Низкие звуки в нотной записи записываются после ключа, который называется – Басовый.
  8. На основе сказки А.С. Пушкина, Римский-Корсаков написал свою, музыкальную, сказку — оперу о царе Салтане, его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди. «Три чуда» — вот где музыка поистине живописна. Тут и белочка, что грызет золотые орешки и с присвисточкой поет: «Во саду ли, в огороде», и тридцать три богатыря «в чешуе, как жар горя», и несказанной красоты Царевна-Лебедь. Послушайте фрагмент симфонической картины «Три чуда» и покажите свободными жестами характер мелодии каждого из чудес.
  9. В опере «Сказка о царе Салтане» Римский – Корсаков музыкой передаёт полёт шмеля, который летит через море. Быстрый темп, короткие и очень короткие длительности нот, меняющаяся динамика, тембр скрипки – всё это так и заставляет нас оглянуться, чтобы убедиться, что мы слышим именно музыку.
  10. Симфоническую сюиту «Шехеразада» композитор написал по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и портретов сказочных героев.
  11. В музыкальных картинках Римский-Корсаков описывал и пробуждение трепетной весны, и роскошь осени, и яркие картины южного лета, и таинственные пейзажи русской зимы. Но особенно по душе ему было море. Его море то величаво вздымает волны, то спокойно дышит, то нежно и ласково колышется. Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков — настоящий чародей музыкальной живописи и великий сказочник в русской музыке.
Читайте также:  Неврология санаторий черное море

Разбор типового тренировочного задания.

Послушайте Вступление к опере-былине « Садко» — «Океан-море синее».

Какой образ моря рисует музыка?

Из предложенных вариантов выберите тот, который по характеру соответствует образу прозвучавшей музыки.

А) Музыка мелодичная, спокойная, рисует нежный, лазурный образ моря.

Б) Музыка рисует образ бушующей стихии.

В) Музыка, как будто «ворчит». В ней чувствуется скрытое волнение, напряжение. Она рисует тревожный, непредсказуемый образ моря.

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Н. Римский-Корсаков. Вступление к опере-былине «Садко» — «Океан-море синее».

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Продолжительность 0:45 сек.

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Представьте, какой образ моря хотелось бы вам нарисовать при прослушивании этого фрагмента?

Разбор типового контрольного задания.

Послушайте музыку Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Определите название солирующего инструмента.

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». «Полёт шмеля».

Исполнитель: Симфонический оркестр.

Продолжительность 0:45 сек.

Правильный вариант: Вариант 3. Скрипка.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Подумай, какой инструмент мог изобразить звенящий звук, похожий на жужжание шмеля?

Источник

Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)

Проверено экспертами

Эту музыку написал Николай Римский-Корсаков, композитор эпохи Романтизм.

Народный рейтинг популярности: 71709

Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление. «Океан — море синее» | Sadko. Introduction («The Blue Sea»)

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию

«Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Читайте также:  В огромном море чувств

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.
Майкапар А. Е.

Служба на флоте

Николай Андреевич родился в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (3)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

    📝 07.12.2022 22:43 орхйдея | Садко. Вступление (Океан — море синее) рймскйй корсаков океан море сйнее нед вйдео

Читайте также:  Река море океан кутузовский проспект

* Отрывки «Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

«Океан — море синее»

Опера-БЫЛИНА «Садко» Н.А. Римский – Корсаков 3 класс МБОУ Прогимназия №2, г.

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.372 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в детской музыкальной школе

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.372 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания специального фортепиано в ДМШ и ДШИ

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.372 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей

Описание презентации по отдельным слайдам:

Опера-БЫЛИНА «Садко» Н.А. Римский – Корсаков 3 класс МБОУ Прогимназия №2, г.

1 слайд Опера-БЫЛИНА «Садко»
Н.А. Римский – Корсаков

3 класс
МБОУ Прогимназия №2, г. Воронеж
Учитель музыки: Кучкарова Светлана Викторовна

Николай Андреевич Римский–Корсаков (1844 – 1908) Русский композитор«Чудесны.

2 слайд Николай Андреевич Римский–Корсаков
(1844 – 1908)

Русский композитор
«Чудесным дедом — сказочником» называют Римского-Корсакова.
Из шестнадцати опер волшебно — фантастическое содержание имеют шесть:
«Снегурочка»,
«Ночь перед Рождеством»,
«Садко»,
«Сказка о царе салтане»,
«Кащей Бессмертный»
и «Золотой петушок».

В основе оперы лежит литературное произведение – былина «Садко» БЫЛИНА - (ру.

3 слайд В основе оперы лежит литературное произведение –
былина «Садко»
БЫЛИНА — (русская, народная, эпическая песня, рассказывающая о героическом событие, богатыре). показывает нам устройство древнего быта и рассказывает о древних городах, о укладе жизни людей того времени, о их обычаях.

Народный гусляр-Садко, одержал победу над купцами.Своей игрой на гуслях, он покорил морского царя, но не подался искушению остаться в подводном царстве.
В его спасении угадывается безграничная любовь к родной русской земле.

«Океан - море синее»- Вступление к опере-былине «Садко»Изначально океанская ш.

4 слайд «Океан — море синее»- Вступление к опере-былине «Садко»
Изначально океанская ширь спокойна: по ней ровно и невозмутимо катятся волны, но затем динамика возрастает, музыкальные краски меняются и в сознании слушателей уже отображается бушующее суровое море, однако со временем оно вновь успокаивается.

Н.А. Римский – Корсаков с умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Он очеловечил море, океан. Океан как живой участвует в событиях оперы.

«Океан - море синее»- Вступление к опере-былине «Садко»Средства музыкальной в.

5 слайд «Океан — море синее»- Вступление к опере-былине «Садко»
Средства музыкальной выразительности.
ДИНАМИКА- это сила звука в произведении. Громко, тихо.
ТЕМП – это скорость движения музыки. Темп бывает быстрый, медленный, умеренный.
Композитор показал два состояния моря: спокойное и буйное.

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 99 рублей
  • 3 800+ видеолекции для каждого

Источник

Оцените статью