- Оказание оздоровительных услуг бассейна
- Организация (спортивный комплекс), оказывает услуги бассейна, имеется также тренажерный зал, зал бокса, танцевальный зал, универсальный зал. Физические лица могут заниматься как самостоятельно, так и с тренером (инструктором). В универсальных залах будут проводиться различные спортивные занятия, например баскетбол, волейбол, танцы. Какие услуги в данном случае облагаются НДС, а какие нет?
- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Об оказании физкультурно-оздоровительных услуг — Защита прав потребителей
- Об оказании физкультурно-оздоровительных услуг
- Новый СанПиН по бассейнам — что изменилось?
- Главные изменения
- 1. Новая классификация бассейнов
- 2. Строгий выбор технологии обеззараживания
- 3. Уровень свободного и связанного хлора
- 4. Допустимые уровни химических веществ
Оказание оздоровительных услуг бассейна
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация (спортивный комплекс), оказывает услуги бассейна, имеется также тренажерный зал, зал бокса, танцевальный зал, универсальный зал. Физические лица могут заниматься как самостоятельно, так и с тренером (инструктором). В универсальных залах будут проводиться различные спортивные занятия, например баскетбол, волейбол, танцы. Какие услуги в данном случае облагаются НДС, а какие нет?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Услуги по предоставлению в пользование за плату бассейна, тренажерного зала, зала бокса, танцевального зала, универсального зала для занятий физической культурой и спортом относятся к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для целей применения пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Обоснование позиции:
Реализация на территории РФ услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также перечень услуг, в отношении которых применяется указанное освобождение от налогообложения НДС, НК РФ не предусмотрены. В этой связи они применяются в том значении, в каком они используются в иных отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).
С учетом п.п. 26, 29 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон N 329-ФЗ) под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (смотрите, например, письма Минфина России от 25.07.2018 N 03-07-11/52210, ФНС России от 08.11.2016 N СД-4-3/21104@).
В отношении понятия физкультурно-оздоровительных мероприятий в письме Минспорта России от 21.02.2013 N 05-06-10/889 (смотрите также письмо Минфина России от 30.04.2013 N 03-07-07/15366) было сообщено, что федеральное законодательство не содержит определения данного понятия. При этом было дано понятие физкультурно-оздоровительным услугам, под которыми понимается деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга (соответствует определению, данному в п. 3.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»).
Судебная практика, по сути, приравнивает услуги по организации и проведению физкультурных мероприятий к услугам по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий (постановления АС Северо-Западного округа от 11.02.2016 N Ф07-2346/16 по делу N А56-20960/2015, Тринадцатого ААС от 15.06.2016 N 13АП-9831/16).
Под спортивными мероприятиями понимаются спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов (п. 19 ст. 2 Закона N 329-ФЗ).
Согласно разъяснениям Минфина России услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории фитнес-клуба, как индивидуально, так и под руководством тренера, освобождаются от налогообложения НДС (письма Минфина России от 13.04.2015 N 03-07-07/20872, от 03.02.2015 N 03-07-07/4071).
Как следует из письма ФНС России от 08.11.2016 N СД-4-3/21104@, операции по реализации услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, оказываемые фитнес-центрами, освобождаются от налогообложения НДС при условии, что реализуемые услуги соответствуют понятиям, установленным Законом N 329-ФЗ (смотрите также письмо ФНС России от 10.12.2014 N ГД-4-3/25567).
При этом ранее Минфин России и ФНС России сообщали, что по вопросам отнесения конкретных видов услуг к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий следует руководствоваться перечнем услуг физической культуры и спорта, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93. От налогообложения НДС освобождаются услуги по организации и проведению физкультурных и оздоровительных мероприятий, поименованные в названном классификаторе и оказываемые населению (письма Минфина России от 31.01.2012 N 03-07-07/12, ФНС России от 31.07.2013 N ЕД-4-3/13881@).
Налоговые органы отмечали, что услуги физической культуры и спорта включены в группу 07, подгруппу 071000 «Проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивно-зрелищных мероприятий», в соответствии с которой проведение занятий по физической культуре и спорту соответствует кодам 071100-071167, а проведение спортивно-зрелищных мероприятий — кодам 071200-071214 (письма УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 N 16-15/27672, от 01.12.2011 N 16-15/166614). Услуги, которые относились к подгруппе 072000 «Предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, прочие услуги физической культуры и спорта», налоговые органы не упоминали в качестве освобождаемых от налогообложения НДС.
Вместе с тем в постановлениях АС Северо-Западного округа от 11.02.2016 N Ф07-2346/16 по делу N А56-20960/2015, Тринадцатого ААС от 15.06.2016 N 13АП-9831/16 судьи поддержали налогоплательщика, которой не облагал НДС услуги по занятиям, в частности, в тренажерном зале, бассейне, в ринге и зоне бокса (по мнению налоговой инспекции услуги, оказываемые обществом следовало квалифицировать как предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, прочие услуги физической культуры и спорта.). При этом дополнительные услуги (в частности, аренда полотенец; аренда сейфов; аренда шкафчиков; предоставление во временное пользование залов спортивных игр для занятий) налогоплательщик относил к операциям, облагаемым НДС в общеустановленном порядке.
При этом в постановлении Шестого ААС от 13.04.2016 N 06АП-957/16 налоговый орган согласился с тем, что предоставление в аренду физическому лицу спортивного игрового зала для проведения занятий по баскетболу согласно расписанию подпадает под действие пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации спортивный комплекс предоставляет в пользование населению за плату бассейн, тренажерный зал, танцевальный зал, зал бокса, универсальный зал.
Отметим, что оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг предполагает, что занятия и тренировки следует проводить в присутствии тренера (преподавателя, инструктора) и при наличии в физкультурно-оздоровительном или спортивном сооружении медицинского работника; для потребителей услуг необходимо проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным видам спорта (п.п. 4.3.5, 4.3.7 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей»).
В этой связи мы полагаем, что оказание услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (которые включает в себя услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой) может заключаться в создании (организации) необходимых условий для занятий физическими лицами физической культурой и спортом. Создав такие необходимые условия, спортивный комплекс, предоставляя в пользование за плату соответствующие объекты для занятий физической культурой, оказывает услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой.
Полагаем, что по этой причине в последних разъяснениях Минфина России и ФНС России не упоминается о необходимости использования классификаторов для отнесения конкретных видов услуг к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ также не обязывает налогоплательщиков при квалификации оказываемых услуг руководствоваться какими-либо классификаторами (ОКУН, ОКВЭД2 или ОКПД2)) и допускается, что услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий могут оказываться как индивидуально, так и под руководством тренера при условии, что они соответствуют понятиям, установленным Законом N 329-ФЗ.
Соответственно, то обстоятельство, что, например, в бассейне или тренажерном зале физические лица могут заниматься самостоятельно (не под руководством тренера (инструктора)) не свидетельствует о том, что организация не оказывает услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
С учетом изложенного выше мы придерживаемся мнения, что услуги по предоставлению в пользование за плату бассейна, тренажерного зала, зала бокса, танцевального зала, универсального зала для занятий физической культурой и спортом относятся к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для целей применения пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
31 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Об оказании физкультурно-оздоровительных услуг — Защита прав потребителей
Об оказании физкультурно-оздоровительных услуг
Об оказании физкультурно-оздоровительных услуг
Физкультурно-оздоровительные услуги (далее — спортивные услуги) – деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.
Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья потребителей.
Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, которые установлены в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, содержащимися в эксплуатационной документации предприятия изготовителя. В случае если спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, к нему должны быть представлены сопроводительные (эксплуатационные) документы на русском языке.
В Управление Роспотребнадзора по Самарской области поступают обращения граждан с жалобами на отказ фитнес-клубов возвратить денежные средства за неоказанные спортивные услуги.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Потребитель вправе потребовать представление ему документальных доказательств того, что в связи с его отказом от договора фитнес-клуб понес расходы.
До заключения договора исполнитель обязан предоставить потребителю информацию об услугах своевременно и в объеме, обеспечивающим возможность их правильного выбора.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» потребителям спортивных услуг должна предоставляться следующая информация о физкультурно-оздоровительной и спортивной организации: перечень оказываемых услуг, условия оказания услуг, перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг, медицинские противопоказания для соответствующего вида услуг, правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, правила поведения граждан во внештатных ситуациях, место нахождения пункта медицинской помощи, соблюдение правил технической безопасности, квалификация обслуживающего персонала, правила поведения на территории спортивных сооружений с целью исключения дисциплинарных нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуги.
Если потребителю не представлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.
Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Источник
Новый СанПиН по бассейнам — что изменилось?
С 01 января 2021 года введены в действие новые санитарные правила по плавательным бассейнам, которые отменяют собой ранее действовавший СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» и СанПиН 2.1.2.1331-03 «Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды аквапарков».
Новые Санитарные правила СП 2.1.3678-20 распространяются на организации, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг – и в том числе на общественные плавательные бассейны и аквапарки (Глава 6 Правил).
Помимо отмененных СанПиН специалисты бассейновой отрасли активно пользуются еще двумя документами:
Статус этих стандартов не изменился – они по-прежнему действуют, но в отличие от санитарных правил, их требования не являются обязательными. Поэтому, очевидно, что по тем положениям, где будет возникать противоречие между ГОСТ и новыми СП приоритет будет отдаваться последним.
Главные изменения
Большинство положений новых правил не противоречит ранее существовавшим нормативам, но есть ряд важных дополнений и изменений в части водоподготовки и обеззараживания воды бассейнов, которые мы считаем нужным отметить.
1. Новая классификация бассейнов
Санитарные правила вводят расширенную классификацию бассейнов и требования к их устройству (Приложение 4 СП 2.1.3678-20):
Виды бассейнов
Площадь зеркала воды, м2
Температура воды, °C
Площадь зеркала воды на 1 чел в м2, не менее
Время полного водообмена, час, не более
(ванна 33,3 * 21 м)
(ванна
50 * 25 м
50 * 21 м
25 * 25 м
25 * 21 м
25 * 16 м)
Оздоровительное плавание (индивидуальные и групповые занятия)
Развлекательно-игровые бассейны с аттракционами
в соответствии с проектным решением, при соблюдении обязательных требований
гидроаэромассажные бассейны типа «джакузи», ванны с сидячими местами
в соответствии с проектным решением, при соблюдении обязательных требований
0,8 м и не менее
0,4 м/чел.
Охлаждающий, контрастный бассейн или бассейн для окунаний
для детей дошкольного и младшего школьного возраста, (глубиной до 0,6 м)
для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (глубиной 0,6-1,8 м)
Для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (глубиной 0,6-1,8 м)
Эта классификация отличается от той, что представлена в ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Требования безопасности. И как было отмечено выше, приоритет отдается той, что теперь указана в СП.
2. Строгий выбор технологии обеззараживания
Санитарные правила формулируют требования к системам обеззараживания воды таким образом:
«п. 6.2.19. Для бассейнов всех видов назначения в качестве основных методов обеззараживания воды должны быть использованы хлорирование, бромирование, а также комбинированные методы: хлорирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения, или бромирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения.»
Таким образом, исключается ранее существовавшая возможность использования в общественных бассейнах альтернативных методов обеззараживания воды при условии подтверждения безопасности и эффективности выбранной технологии.
3. Уровень свободного и связанного хлора
Требование к остаточному содержанию свободного и связанного хлора звучит так:
«6.2.20. При хлорировании воды уровень свободного (остаточного) хлора должен быть не менее 0,3 мг/л (для комбинированного метода очистки — не менее 0,1 мг/л), связанного хлора — не более 0,2 мг/л, а водородный показатель (pH) должен быть в диапазоне 7,2-7,6.»
В отличие от ранее существовавших требований, новый СП ограничивает только нижний предел концентрации свободного хлора, одновременно вводя ограничение по связанному хлору – который ранее не входил в перечень контролируемых показателей.
4. Допустимые уровни химических веществ
Прямых указаний по допустимым уровням содержания других химических веществ в воде бассейна в новых СП нет, а п. 6.2.27 содержит следующее:
«6.2.27. В процессе эксплуатации бассейна пресная или морская вода, находящаяся в ванне, должна соответствовать гигиеническим нормативам.»
На какие в таком случае ориентироваться значения, и о каких гигиенических нормативах идет речь в п. 6.2.27?
И тут появляется второй документ, который был утвержден 28 января 2021 и вступает в силу с 01.03.2021г. – СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Этот огромный документ (почти на 500 стр.) создан в рамках «законодательной гильотины» и призван сократить количество взаимно дополняющих, расширяющих и дублирующих друг друга бесконечных СанПиН и ГН. Своим введением он отменяет около 120 нормативных документов и, в частности, СанПиН 2.1.4.2580-10 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Новый СанПиН объединяет в себе требования к параметрам воздуха, воды, почвы, микроклимата и в том числе содержит указания по параметрам воды плавательных бассейнов и аквапарков.
Основные изменения по контролю содержания химических веществ в воде бассейнов:
Проанализировав новые требования к ПДК химических веществ, можно сказать, что основные и самые значительные изменения коснулись хлора и побочных продуктов хлорирования и связаны с печальной статистикой прошлых лет по массовым отравлениям в бассейнах:
1. Серьезное ужесточение требований по связанному хлору – 0,2 мг/л.
В ранее действовавшем СанПиН этот показатель вообще не входил в программу производственного контроля и упоминался только в п. 3.8.6 – где давался максимальный уровень 2 мг/л для бассейна после перерыва в работе. Теперь норматив стал строже в 10 раз.
2. Ужесточение требований по хлороформу – с 0,1 до 0,06 мг/л.
Ниже в таблице мы объединили все требования к воде, которые фигурировали в упомянутых выше документах, чтобы проанализировать изменения и понять, чем руководствоваться сейчас.
Как пользоваться таблицей?
- Звездочкой (*) отмечены показатели, которые входят в программу производственного контроля воды бассейнов – их содержание должно соответствовать установленному в столбце 1 или, если четкое указание отсутствует – то значению в столбце 2.
- В столбце 3 для сравнения приведены требования отмененного СанПин по бассейнам.
- В столбце 4 приведены требования действующего ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Эти требования могут применяться, если не противоречат СанПин.