Охрана водных бассейнов водный бассейн

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Охрана — водный бассейн

Охрана водного бассейна , № 2-тп ( воздух) Охрана воздушного бассейна и приложение к формам № 2-кс Отчет о капитальных вложениях на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, руководителям предприятий и организаций, начиная с отчета за первое полугодие 1974 г. ( для формы № 2-тп ( водхоз) и с 1974 г. по остальным формам, обеспечить качественное и своевременное представление отчетов в адреса, указанные в форме. [1]

Охрану водных бассейнов осуществляют путем создания эффективных способов очистки загрязненных производственных стоков и создания оборотного водоснабжения. Сброс сточных вод в водоемы производят только в тех случаях, когда вредных примесей в них содержится ниже предельно допустимых концентраций. Для удаления грубодисперсных примесей применяют отстаивание, фильтрацию. [2]

Наилучшим путем решения проблемы охраны водного бассейна является создание замкнутых водооборотных систем. В этом случае полностью отсутствует сброс сточных вод в водоемы. Важную роль в решении этой проблемы играет химия, так как с помощью химических реакций и физико-химических процессов удается удалить до необходимых пределов примеси из сточных вод, которые после обработки снова поступают на производство. При создании замкнутых водооборотных систем проводят регенерацию отработанных растворов с извлечением солей, чтобы сократить до минимума расход воды. [3]

В числе мероприятий по охране воздушного и водного бассейна указывают ввод в действие сухих инерционных и мокрых пылеуловителей, аппаратов электрической очистки газов, установок химической очистки газов, печей и установок дезодорации дурнопахнущих веществ, каталитического разложения и дожигания абгазов, мусороперерабатывающих заводов, установок по улавливанию ценных веществ и утилизации отходов газоочистки. [4]

Экологической проблемой крупного масштаба является охрана водного бассейна . Частые осложнения объясняются прежде всего хищническим и неразумным его использованием, которое особенно проявилось в случае с Аральским морем, а также при строительстве гидроэлектростанций. [5]

Одним из важнейших вопросов защиты окружавшей среды является охрана водного бассейна от загрязнения. [6]

Одним из важнейших вопросов защиты окружающей среды является охрана водного бассейна от загрязнения. К важным мероприятиям по охране источников питьевой воды относятся до-очистка промышленных и городских сточных вод и дальнейшее их использование для промышленного водоснабжения предприятий. Повторное использование очищенных сточных вод для технического водоснабжения позволит в ряде районов нашей страны полностью ликвидировать существующий дефицит ресурсов пресной воды. [7]

Среди организаций и предприятий, игравших и играющих ключевую роль в охране водного бассейна , следует отметить: ВНИИводгео, бывшую систему предприятий Союз-водоканалпроект, и в первую очередь МосводоканалНИИпроект, НИ-ПИОТстром и ряд других. [8]

Новые законы, принятые Верховным Советом СССР, и постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС об охране водных бассейнов , особенно Каспийского, Азовского и Черного морей, ставят перед теплоэнергетиками новые и все более сложные задачи по дальнейшему совершенствованию процессов водоподго-товки, сокращению потребления свежей воды и предотвращению загрязнения источников воды сбросными водами энергообъектов, в том числе водоподготовительных установок. [9]

Разработана методология анализа и синтеза водных ресурсосберегающих химико-технологических систем промышленных предприятий, обеспечивающих значительное сокращение удельных норм водопотребления и водоотведения, охрану водного бассейна за счет существенного снижения сброса загрязняющих веществ со сточными водами и повышение технико-экономической эффективности предприятий. Данная методология базируется на одновременном учете законов химической термодинамики, основных экологических принципов ( системности, комплексности, цикличности, рациональной организации, экологической безопасности), а также реальных технических, экономических и организационных возможностей предприятий. [10]

Источник

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов

Схе́мы ко́мплексного испо́льзования и охра́ны во́дных объе́ктов (СКИОВО) – систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании. Являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов [*] Водный кодекс Российской Федерации, статья 33 . Разработка СКИОВО является одним из приоритетных направлений совершенствования государственного управления.

Содержание СКИОВО

СКИОВО разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливается:

  • Целевые показатели качества воды в водных объектах: состав и концентрация химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые планируется достигнуть по завершении предусматриваемых СКИОВО мероприятий;
  • Перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах;
  • Водохозяйственные балансы по гидрографическим единицам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности;
  • Лимиты забора водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по гидрографическим единицам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности;
  • Квоты забора водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, выделяемые для каждого региона России и утверждаемые как часть лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов сброса сточных вод в границах гидрографических единиц и водохозяйственных участков;
  • Основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей;
  • предполагаемый объём финансирования, необходимого для реализации СКИОВО.
Читайте также:  Материал для садовых фонтанов

Структура СКИОВО

Проект СКИОВО для речного бассейна включает следующие книги:

Книга 1. Общая характеристика речного бассейна.

Книга 2. Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна.

Книга 3. Целевые показатели.

Книга 4. Водохозяйственные балансы и балансы загрязняющих веществ.

Книга 5. Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод.

Книга 6. Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна.

Все материалы, полученные при разработке Схемы и не вошедшие в названные книги, оформляются в виде приложений. В приложения к проекту СКИОВО обязательно включаются:

  • комплект (альбом, атлас) ситуационных, оценочных, исполнительных и прогнозных карт масштабов от 1:1000000 до 1:100000, сопровождаемых картами-врезками более крупного масштаба с необходимыми текстовыми пояснениями;
  • сводная пояснительная записка к проекту СКИОВО;
  • пояснительные записки к каждой из книг проекта СКИОВО;
  • все исходные материалы, использовавшиеся при разработке СКИОВО, оформленные в форматах, соответствующих требованиям Государственного водного реестра;
  • копии документов по рассмотрению и согласованию СКИОВО;
  • другие материалы, которые разработчик считает необходимым включить в состав проекта СКИОВО;
  • программа мониторинга реализации СКИОВО.

Разработка и использование СКИОВО

В разработке СКИОВО принимают участие Минэкономразвития России, Минздрав России, Минстрой России, Минсельхоз России, Росгидромет, Росприроднадзор и иные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти регионов России. СКИОВО разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям регионов России. При разработке схем учитываются прогнозы социально-экономического развития страны на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по России, по отраслям экономики, по регионам, а в отношении трансграничных водных объектов – также положения международных договоров Российской Федерации в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов.

На основании СКИОВО органами государственной власти и органами местного самоуправления планируется осуществление водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод. СКИОВО являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В случае необходимости, например, существенных изменений водохозяйственной обстановки, параметров развития водохозяйственного комплекса речного бассейна, а также если анализом хода выполнения мероприятий СКИОВО для этапов её реализации фиксируются значительные отклонения от установленных для этих этапов целевых показателей, Федеральным агентством водных ресурсов осуществляется корректировка СКИОВО. Корректировка СКИОВО осуществляется на основании результатов мониторинга её реализации не чаще одного раза в 5 лет.

Разработанные СКИОВО

Разработанные Схемы комплексного использования и охраны водных объектов опубликованы на сайтах территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов и исполнительных органов государственной власти Республики Крым и ГФЗ Севастополя:

Источник

Охрана вод

Охра́на вод – система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод (ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения).

Охрана вод от загрязнения – система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения (СанПиН 2.1.5.980-00. Водоотведение населённых мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Термины и определения).

Охрана водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ).

Вода – один из главных компонентов природной среды, основы охраны которой приведены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Непосредственно основные принципы и правила охраны вод отражены в водном законодательстве.

На всех водопользователей в законодательном порядке возлагается обязанность сокращать объёмы изъятия и потери воды, не допускать засорения, истощения и загрязнения водных объектов. Запрещён сброс сточных вод (СВ) в водные объекты, если последние отнесены к особо охраняемым, содержат природные лечебные ресурсы, находятся в местах массового отдыха населения или курортных зонах, а также в местах нереста и зимовки ценных видов рыб и т.п.

В основу охраны вод положены следующие основные принципы:

  • нормирование качества вод;
  • нормирования антропогенного воздействия на водные объекты;
  • регулярный контроль (мониторинг) состояния вод;
  • платность воздействия;
  • осуществление государственного надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием водных объектов;
  • соблюдение принципа: загрязнитель платит.
Читайте также:  Термометр для бассейна дистанционный

Нормирование качества вод состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей её состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечиваются здоровье населения, благоприятные условия для хозяйственного использования вод и экологическое благополучие водного объекта.

К нормативам качества вод относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния вод, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния вод, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества вод, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

Допустимые значения показателей состава вод устанавливаются в зависимости от вида водопользования. В настоящее время выделяют следующие виды водопользования: хозяйственно-питьевое, культурно-бытовое и рыбохозяйственное. Хозяйственно-питьевое водопользование предусматривает использование водных объектов в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и предприятий пищевой промышленности. Под культурно-бытовым водопользованием понимается использование водных объектов для купания, отдыха и занятий спортом. Требования к качеству воды для этого типа водопользования распространяются на все водные объекты, находящихся в черте населённых пунктов.

Практически все водные объекты отнесены к рыбохозяйственным и делятся, исходя из требований рыбного хозяйства, на три категории. К высшей категории относятся места нерестилищ, массового нагула и зимовья ценных видов рыб, а также охранные зоны хозяйств, занимающихся разведением и выращиванием рыб и других водных животных. К первой категории относятся водоёмы и водотоки, которые используются для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, имеющих высокую чувствительность к концентрации растворённого кислорода в воде; ко второй категории относятся водоёмы, используемые для иных рыбохозяйственных нужд.

Существуют две группы нормативов качества: первая группа установлена исходя из рыбохозяйственного использования водных объектов, вторая группа – из санитарно-гигиенических требований. Разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Роспотребнадзор) .

Нормирование антропогенного воздействия заключается в ограничении негативного воздействия на водные объекты при хозяйственной и иной деятельности. К видам негативного воздействия на водные объекты относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и другие виды физических воздействий. Также устанавливаются нормативы изъятия вод из водных объектов.

Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на водный объект или водохозяйственный участок, нормативов качества воды, а также технологических нормативов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (вод) с учётом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причинённого окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Для контроля соблюдения водохозяйственного законодательства проводятся регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, за количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод, что обеспечивается Государственной системой мониторинга водных объектов .

В настоящее время в рамках системы мониторинга проводятся следующие основные виды наблюдений:

  • за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;
  • за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
  • за фоновым загрязнением водных объектов;
  • за радиоактивным загрязнением водных объектов.

Основу Государственной системы мониторинга составляет наблюдательная сеть Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая решает следующие задачи:

  • наблюдения за уровнем загрязнения вод и донных отложений рек, озёр, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния водных ресурсов, определения эффективности мероприятий по их защите;
  • обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязнённости;
  • обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны и рационального использования водных ресурсов, составления планов развития экономики с учетом состояния водных ресурсов;
  • оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов.

Система мониторинга базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются на водоёмах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязнённых участках.

Читайте также:  Как нагреть домашний бассейн

Помимо Росгидромета мониторинг поверхностных и подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевых целей, осуществляет Роспотребнадзор.

Ведение локального мониторинга в зоне их влияния в соответствии с законодательством возложено на хозяйствующие субъекты.

Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возложено и на бассейновые водные управления. Велика роль наблюдательной сети бассейновых водных управлений в мониторинге трансграничных водных объектов, т. е. водных объектов, формирующих свой сток на территории двух и более государств.

Платность водопользования – основа, на которой базируется экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов. Любое пользование водным объектом является платным. Ставки платы за пользование водными объектами, порядок расчёта такой платы устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Объекты налогообложения – виды пользования водными объектами:

Выплаты, связанные с водозабором, составляют около 85% общей суммы соответствующего налога и платежей (остальное приходится на налог/платежи за использование водных объектов для гидроэнергетики и иных целей). Часть платежей составляют платежи за негативное воздействие на водные объекты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 функции государственного надзора в области использования и охраны водных объектов возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), находящуюся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Данная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы (Управления Росприроднадзора в соответствующих субъектах Российской Федерации) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы Росприроднадзора совместно с представителями Центра лабораторного анализа и технических измерений (ФБУ ЦЛАТИ) по соответствующему федеральному округу осуществляют контроль водопользователей.

Санитарно-эпидемиологический надзор на водных объектах и системах водоснабжения осуществляет Роспотребнадзор. Органы Роспотребнадзора проводят как плановые, так и внеплановые проверки предприятий на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, защиты прав потребителей.

Соблюдение принципа: загрязнитель платит. Этот принцип включает два положения: во-первых, платежи должны идти целевым назначением на процессы восстановления, реабилитации водных объектов и никуда более; во-вторых, платить должен не только тот, кто сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты, но всякий, кто оказывает на водные объекты и их водосборы иные негативные виды воздействия, в том числе и в результате аварийных ситуаций (аварии на транспорте, продуктопроводах). При наличии этих двух дополнений сформулированный выше принцип становится принципом компенсации: наносящий природе ущерб обязан содействовать её оздоровлению. Иными словами, всякая деятельность, наносящая ущерб водным объектам, должна быть одновременно источником средств, труда по их восстановлению (реабилитации).

Охрана вод (водных объектов) включает реализацию следующих конкретных мероприятий:

  • установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, примыкающих к береговой линии водных объектов;
  • установление зон санитарной охраны источников водоснабжения;
  • строительство очистных сооружений перед сбросом производственных и коммунальных сточных вод в водные объекты;
  • внедрение оборотных систем водоснабжения на промышленных предприятиях;
  • сбор и очистку ливневых вод с территорий населённых пунктов (селитебных территорий), площадок предприятий и других объектов.

Водоохранными зонами являются территории, прилегающие к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр и водохранилищ с установленным специальным режимом осуществления хозяйственной деятельности.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трёх поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Очистные сооружения представляют собой комплекс инженерных сооружений в системе канализации населённого места или промышленного предприятия, предназначенный для очистки сточных вод от содержащихся в них загрязнений. Цель очистки – подготовка сточных вод к использованию на производстве или к спуску вводные объекты.

Производственные сточные воды, как правило, подвергаются вначале очистке на локальных очистных сооружениях для снижения концентрации загрязнений, извлечения и утилизации находящихся в них полезных веществ, а также для подготовки этих вод к очистке на общезаводских очистных сооружениях (если это необходимо). После локальной очистки или обработки на общезаводских очистных сооружениях сточные воды могут быть снова использованы в технологическом процессе. В отдельных случаях очищенные производственные воды спускаются в водоёмы либо (без полной очистки) – в городские канализационные системы.

В настоящее время стоит задача расширения систем оборотного водоснабжения, обеспечивающих как снижение потребления свежей воды из водных объектов или систем водоснабжения, так и снижение сбросов загрязнённых вод в водные объекты.

Источник

Оцените статью