На пропавшем в Охотском море судне были невельчане
7 февраля 2016 года в Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации поступила оперативная информация о срабатывании аварийных буев с двух иностранных судов, находящихся на промысле в Охотском море.
По данному факту следственным органом проведена процессуальная проверка, по результатам которой 10 февраля принято решение о возбуждении уголовного дела по факту крушения судна «ADEX» по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
По данным следствия, 7 февраля 2016 года в 10.45 часов по хабаровскому времени в Охотском море в координатах 50°15,0 СШ; 151°42,0 ВД сработали два аварийных буя с судов «ADEX» и «NORT».
В результате поисково-спасательных мероприятий, проведенных силами ДВРЦ МЧС России с привлечением рефрижераторного судна «Василий Полищук» и спасательного судна «Сибирский», в указанных координатах обнаружены и подняты из воды 2 аварийных радиобуя, 3 гидрокостюма, 2 спасательных жилета и спасательный круг, принадлежащие судну «ADEX». 10.02.2016 при облете места крушения самолетом АН-74 МЧС РФ на поверхности воды обнаружен надутый спасательный плот.
Как сообщают в Дальневосточном следственном управлении на транспорте СК России, следствием установлено, что оба иностранных судна принадлежат одной иностранной компании, название которой в настоящее время уточняется.
«ADEX» (предыдущее название «Вирп»), является рефрижераторным судном японской постройки типа СРТМ, порт приписки Ломэ, флаг Республика Того.
В сентябре 2015 года арестовывалось Камчатскими пограничниками. 8 декабря 2015 года покинуло порт Петропавловск-Камчатский.
По судовой роли судна «ADEX», поданной 15 декабря 2015 года на отход в порту Отару (Япония) на его борту находилось 16 членов экипажа, все граждане Российской Федерации, жители Приморского края и Сахалинской области, из них 9 человек — жители г. Невельск Сахалинской области.
«NORT» (порт приписки Сьера Леоне). В 1983 году построено на заводе имени Кирова (г. Хабаровск). До 2009 года владельцем судна являлась сахалинская компания. По результатам проведенных мероприятий, документального подтверждения о выходе данного судна в море, не имеется.
В рамках предварительного расследования на территориях Камчатского, Приморского краев и Сахалинской области осуществляется комплекс следственных и иных процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего. Расследование продолжается.
Источник
Охотское море пропавшие суда
Ноябрь 02, 2012 8:05 ДВ-РОСС No comments
Первый случай произошел 22 сентября этого года. При выходе из порта Киран, что на Охотском море, перевернулась баржа «СБ-14» с рудой с высоким содержанием золота (18,5 г/т). Всего на барже могло быть около 3,7 тыс.т руды. Баржа с большим перегрузом шла до судна, которое стояло на рейде, чтобы далее транспортировать золотой груз в Охотск, однако попала под высокую волну и перевернулась. Человеческих жертв тогда не было, и правоохранительные органы почему-то не стали расследовать это ЧП, пишет ДВ — РОСС.
Позже выяснилось, что баржа «СБ-14» — призрак. И на таких судах в Охотском море возили золото без документов.
Владельцы и арендаторы этих судов, похоже, одни и те же лица.
Последний случай 28 октября нынешнего года. После выхода из порта Киран Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края пропал сухогруз «Амурская», который перевозил золоторудное сырье в Охотск. Всего на борту, по данным Дальневосточной транспортной прокуратуры (ДВТП) было «700 тонн руды». Судно шло с перегрузом, предположительно, в сто тонн. Именно это судно пятые сутки ищут в акватории Охотского моря. До сих пор спасатели не нашли никаких следов. На борту находилось предположительно 9 членов экипажа. Их судьба не известна тоже.
Генеральный директор ООО «Морпорт» Евгений Селезнев — арендонаниматель (судовой агент) сухогруза «Амурская» в телефонном разговоре с местными журналистами подтвердил, что именно с таким названием (женского рода) судно с грузом пропало утром 28 октября после выхода из порта Киран Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края.
Кроме того, он пояснил, что сухогруз «Амурская» имеет порт приписки Николаевск-на-Амуре, его судовладелец — ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт», где гендиректором Александр Шильцин.
Что касается груза, перевозимого теплоходом, то Евгений Селезнев затруднился сообщить, кому он принадлежит, так как все договоры оформлял судовладелец — ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт». По его словам, судно работало на одну из «дочек» российской горнорудной компании «Полиметалл».
Валерий Почекунин — начальник центра по связям с общественностью по Хабаровскому краю ОАО «Полиметалл» заявил, сухогруз «Амурская» был действительно задействован в технической операции по транспортировке руды с золоторудных месторождении Авлаякан и Киранкан в Охотск для переработки на Хаканджинской золотоизвлекательной фабрике (ЗИФ).
Как стало известно журналистам «МК в Хабаровске», сухогруз «Амурская» имеет дедвейт (грузоподъемность) всего 611 тонн, а вез 700 тонн. Получается, что около 100 тонн на судне — перегруз?
Сколько все это стоит? Известно, что оборот золоторудных грузов в порту Киран на уровне 30-50 тыс.т в год. Если учесть, что на барже в руде содержания золота было около 18,5 г/т, то общий объем золота мог составить под 66 кг. И стоимость груза, который утонул в Охотском море на барже может достигать почти 100 млн рублей. Стоимость пропавшей руды сухогруза «Амурская», где золота может быть под 12,6 кг., почти 22 млн рублей.
Как оказалось, судно «Амурская» только по документам направлялось из Николаевска-на-Амуре в порт Москальво на севере Сахалина. На самом деле, в Москальво оно не заходило.
Судовладельца, хабаровское ООО «Морпорт», можно считать причастным к обману потому, что капитан никогда не решится на опасный рейс и нарушение безопасности без приказа работодателя.
Истинный маршрут «Амурской» пока не известен. Достоверно установлена только его последняя отправная точка – портопункт Киран, где руду в трюмы «Амурской» грузили с баржи. Так как теплоход совершал «левый» рейс, то маловероятно, что были соблюдены все необходимые процедуры по исследованию пригодности груза к морской транспортировке, что капитан получил от грузоотправителя положенную декларацию о транспортных характеристиках навалочного груза и Сертификат о транспортных характеристиках груза на момент погрузки, разработанный признанной организацией.
«Амурская» вышла в море в штормовую погоду – ветер 17-20 м/сек, волнение 3 метра, дождь. По условиям открытого хранения груза в дождливый сезон велика вероятность высокого содержания влаги в руде в трюме судна, вследствие чего при шторме произошло стремительное смещение груза и почти мгновенное опрокидывание и затопление судна. Только аварийный буй вырвался из морской пучины.
Источник
Затерянные в Охотском море Почему моряки, пропавшие у Курильских островов, не подали сигнал SOS
Двое суток продолжается поисково-спасательная операция в Охотском море, где в понедельник, 8 февраля, у северной группы Курильских островов пропали два рыболовецких судна с российскими моряками. Транспортный рефрижератор «Норд» под флагом Сьерра-Леоне и шхуна «Вирт» с портом приписки в республике Того не подавали сигналов бедствия — сообщение о том, что суда терпят крушение, поступило автоматически. Сработали специальные маяки, установленные на плавсредствах. Эти аварийно-навигационные устройства включаются в момент опрокидывания кораблей и передают координаты спасателям. Приборы позиционировали место ЧП в 130 милях к западу от острова Парамушир.
Поискам обломков кораблей мешает стихия
Как сообщил «Ленте.ру» официальный представитель Дальневосточного регионального центра МЧС России Сергей Викторов, сигналы о бедствии поступили спасателям около 10 часов 45 минут. К месту предполагаемого крушения из Хабаровска вылетел самолет Ан-74 МЧС России, туда же направлено судно «Василий Полещук». Экипаж спасательного корабля обнаружил на месте осмотра два аварийных радиобуя различной маркировки и несколько гидрокостюмов.
— Самолет обследовал площадь около пяти тысяч квадратных километров, однако обломков судов не обнаружено, — сообщил «Ленте.ру» представитель ведомства вечером в понедельник, 8 февраля. — В 19 часов 30 минут по местному времени авиаразведка была временно прекращена, Ан-74 приземлился на Камчатке. Разрабатывается дальнейший план поисков. Продолжить спасательную операцию пока мешают погодные условия: в районе предполагаемого бедствия судов сильный шторм.
Прогнозы неутешительны: если шхуна и рефрижератор пошли ко дну, шансы экипажа на выживание близки к нулю. Глубина моря в этих широтах — несколько сотен метров.
Тайна потерянных кораблей
Ключевой вопрос, который стоит перед правоохранительными органами в свете разворачивающейся в Охотском море трагедии, — почему моряки не сообщили о том, что терпят бедствие. Необходимыми средствами связи оборудованы все суда без исключения. Специалисты выдвигают версию, что скорее всего экипажам «Норда» и «Вирта» было что скрывать.
— Увы, практика такова, что моряки до последнего пытаются бороться со стихией в том случае, когда на борту незаконный груз, — рассказал «Ленте.ру» руководитель патриотического движения «Морское братство — нерушимо» Арсений Крицкий. — Рыба и другие биоресурсы, выловленные в море, могли быть плохо закреплены, из-за этого во время шторма могло произойти опрокидывание.
По словам собеседника «Ленты.ру», приписка судов к африканским республикам также говорит о том, что вылов рыбы мог быть нелегальным. Часто суда «прописывают» в странах третьего мира, чтобы избежать различных налогов и сборов. Популярны те державы, с правительством и силовиками которых проще и дешевле договориться, и те, где более лояльное законодательство.
«Бермудский треугольник» Тихого океана
— Охотское море — одно из самых опасных мест вылова, — рассказывает опытный мореплаватель Арсений Крицкий. — Шторм в его водах — настоящее испытание. Моряки, выходящие туда на промысел, подвергают свою жизнь большой опасности. Таковы суровые реалии жизни этих людей: они сдают в аренду судовладельцам свои мозолистые руки, чтобы заработать на жизнь своей семье. Надо сказать, что Охотское море богато биоресурсами.
Примечательно, что в момент выхода судов на промысел было объявлено штормовое предупреждение, то есть экипажи были предупреждены об опасности, но все же вышли в открытое море.
Это не первый случай, когда рыбаки идут на необоснованный риск ради того, чтобы заработать. Весной прошлого года крушение траулера «Дальний Восток» унесло более 50 жизней. После расследования этой трагедии официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин во время эфира программы «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия-1» в качестве одной из причин бедствия назвал жадность судовладельца и капитана, которые нарушили все мыслимые правила мореплавания. «В том, что это преступление, в основе которого жадность хозяев-предпринимателей судна и коррумпированных чиновников, сомнений нет. Это не первый подобный случай», — сказал тогда Маркин.
Потеряли свой фарватер
На сайте Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ со ссылкой на Службу наблюдения за флотом и Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району сообщается, что нахождение потерянных судов в координатах, указанных аварийными навигационными устройствами, не подтверждено.
«В настоящее время следствие проводит мероприятия по установлению судовладельцев, экипажей, родственников экипажей судов, а также иные действия, направленные на выяснение всех обстоятельств произошедшего», — говорится в сообщении. По факту ЧП проводится процессуальная проверка по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). По предварительным данным, на судах находилось не менее 16 моряков.
В редакцию «Ленты.ру» поступило сообщение о том, что расследование причин аварии взяла на контроль Генпрокуратура России: «В связи с поступившей информацией о возможном происшествии с рыболовецкими судами в Охотском море по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дальневосточная транспортная прокуратура проводит проверку исполнения законодательства о безопасности мореплавания».
Источник