Обь-Иртышский бассейн: Водный путь Западной Сибири
Обь-Иртышский бассейн внутренних водных путей является одним из крупнейших в России, в его состав входят 14 627 км эксплуатируемых внутренних водных путей, из которых протяжённость водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов составляет 6192 км. Речная магистраль Обь-Иртышского бассейна простирается от границы с Республикой Казахстан до арктического побережья России, включая полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский. Важное транспортное значение имеют притоки магистральных водных путей, позволяющие судам внутреннего водного транспорта доставлять грузы и пассажиров вглубь территорий четырех субъектов РФ, к населённым пунктам и месторождениям полезных ископаемых Западной Сибири.
В условиях рынка
Алексей Сажин, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»
В 1938 году приказом Наркомвода в г. Омске было образовано Иртышское бассейновое управление пути (БУП), объединившее все путевое хозяйство, бывшее ранее в ведении двух пароходств – Верхне-Иртышского и Нижне-Иртышского.
Речники-путейцы прошли непростой путь. Они напряженно работали в годы Великой Отечественной войны, подготавливая к эксплуатации русла малых рек, по которым из глубинки вывозилось продовольствие для фронта. Эти малые реки спасали страну в годы восстановления разрушенного народного хозяйства.
В 50-е годы прошлого века путейцы осуществили электрификацию навигационной обстановки, в русловых партиях широко внедрялись эхолоты, на земснарядах – автоматика, программное обеспечение.
В годы интенсивного освоения нефтегазовых месторождений Тюменского Севера перед коллективом путейцев ставилась важная задача по углублению судовых ходов и обеспечению безопасности судоходства. Появилась необходимость в освоении новых рек в районах нефтедобычи (Надым, Казым, Северная Сосьва, Таз, Вах, Аган). Решению задач способствовало пополнение путейского флота современными теплоходами, а технического флота – мощными земснарядами.
При активном участии путейцев Обь-Иртышского бассейна на севере Тюменской области за короткий срок возник мощный нефтегазовый комплекс. По дну рек проложили тысячи километров труб, по топям и болотам тундры – прекрасные автострады, выросли города Урай, Когалым, Нижневартовск и др.
На смену бурным 80-м пришли сложные 90-е, реки бассейна практически опустели. Из-за низкого уровня финансирования сократились объемы дноуглубительных и изыскательских работ. Услуги путейцев оказались невостребованными.
Однако в новом тысячелетии путейцы сумели рассчитаться с долгами, привести в порядок ремонтно-отстойные базы во всех филиалах бассейна, восстановить путейский и технический флот после долгих лет отстоя на воде и начать работать в условиях рынка.
ФБУ «Обь-Иртышводпуть» осуществляет государственный портовый контроль на водных путях бассейна и проводит регистрацию судов, дипломирование членов экипажей судов с выдачей соответствующих документов, обеспечивает безопасные условия судоходства. Администрация выполняет на водных путях работы по договорным обязательствам, обслуживая навигационные знаки, разрабатывая дноуглубительной техникой траншеи для укладки дюкеров, подходы к населённым пунктам, причалам, затонам и прочим объектам, проводит траление и другие виды работ.
Работники учреждения вносят большой вклад в поддержание судоходных условий на реках Тюменской области, которые являются основными, а во многих случаях единственными транспортными магистралями к местам проживания населения и интенсивной разработки нефтегазовых месторождений. Разрабатывая устьевые участки северных рек Ямала, учреждение обеспечивает заход грузового транспортного флота к причалам портов бассейна, а также расположенным на территории Крайнего Севера – Нумги, Ямбург, Харасавэй и др. Путейцы Обь-Иртышского бассейна принимали участие в разработке подхода морских судов к Варандейскому месторождению в Баренцевом море, активно участвуют в строительстве серии газопроводов в Карском море, выполняют условия межправительственных соглашений, обеспечивая безопасные условия судоходства на трансграничном участке Иртыша между Республикой Казахстан и Омской областью.
В состав ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» входят 5 филиалов, управления которых расположены в городах Омске, Тобольске, Ханты-Мансийске, Сургуте, Салехарде.
Инспекция государственного портового контроля имеет пять инспекций ГПК, расположенных в Омске, Тобольске, Сургуте, Ханты-Мансийске и Салехарде.
Отдел регистрации судов ведет государственную регистрацию судов, прав на них и сделок с ними в пределах Обь-Иртышского бассейна, расположенного на территории Омской, Тюменской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
В учреждении создана служба связи с целью организации технологической связи между предприятиями внутреннего водного транспорта. В 2010 году в ФБУ «Обь-Иртышводпуть» внедрена система мониторинга судов. Практически на всех судах учреждения установлено оборудование «СМС-РЕКА», осуществлены профилактические работы, персонал обучен правилам эксплуатации.
В г. Ханты-Мансийске и п. Артын Муромцевского района Омской области построены две контрольно-корректирующие станции (ККС), при помощи которых будет производиться более точное определение местоположения судна.
В начале июня коллектив ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» встречал гостей, которые вместе с путейцами приняли участие в юбилейных торжествах, посвященных 75-летию учреждения. Праздничная программа дня была насыщенной и разносторонней. Экскурсия на строящийся Красногорский гидроузел, посещение слипа и цехов Омского района водных путей и судоходства, деловые встречи, торжественное собрание путейцев – все эти мероприятия прошли на высоком эмоциональном подъеме.
В торжественных мероприятиях принял участие заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк, который зачитал поздравительный адрес от имени руководителя Росморречфлота Александра Давыденко, а также вручил отраслевые награды и почетные грамоты отличившимся сотрудникам учреждения: заместителю руководителя М.И. Дмитрачкову, капитану т/х «Лебедь» Г.К. Гизатулину, специалисту ССХ управления А.М. Савину, инженеру Омского РВПиС Г.П. Сапелиной, старшему помощнику капитана з/с «Ямал» Тобольского РВПиС П.Ф. Ларину, командиру з/с «Иртышская-205» Омского РВПиС М.В. Иванову и другим.
Министром экологии и природных ресурсов Омской области Н.А. Лебедевым было вручено благодарственное письмо губернатора А.А. Сажину. Кроме того, десять лучших работников учреждения получили грамоты Центрального административного округа и администрации г. Омска. Всего в юбилейный год более 150 путейцев были отмечены наградами различных уровней.
Слип ждет заказы
К сожалению, на флоте происходит неизбежное старение кадрового состава, командиры уходят на заслуженный отдых, а молодое пополнение наша заработная плата устраивает не всегда. И пусть мы в целом по флоту держим неплохой уровень средней заработной платы, но для молодежи он непривлекателен.
Остро стоит вопрос по комплектованию гидротехниками всех русловых изыскательских партий наших филиалов. Требуются судоводители. Серьезный дефицит кадров на земснарядах, куда поставить человека без опыта просто невозможно. Мы как госпредприятие не можем идти на уловки и компромиссы при подборе кадров.
В распоряжении учреждения 261 судно, в минувшем году произошло пополнение – на баланс принята баржа-площадка «Т-601» проекта ТСК.411 грузоподъемностью 600 тонн, построенная собственными силами за счет собственных средств.
В работе у путейцев 17 землесосов и многочерпаковых земснарядов, 175 единиц самоходного флота. Однако количество флота еще не является показателем успешной работы: большие проблемы создает высокий износ деталей и механизмов.
Валерий Сидло, капитан Обь-Иртышского бассейна ВВП
Для функционирования системы госпортконтроля в Обь-Иртышском бассейне созданы инспекций ГПК в местах расположения районов водных путей и судоходства – Омске, Тобольске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Салехарде. Общая численность инспекторского состава составляет 20 человек. Комплектование инспекций ГПК на сегодняшний день еще не завершено, имеются вакансии в Сургуте, Ханты-Мансийске. Для повышения эффективности работы портового контроля в навигационный период предусмотрено постоянное нахождение инспекторов ГПК в местах массовой дислокации флота – Тюмени, Нижневартовске, Игриме, Уренгое.
Протяженность внутренних водных путей бассейна более 14 000 км. И даже при таком рассредоточении инспекторского состава невозможно обеспечить постоянного нахождения инспекторов во всех местах массовой дислокации флота. Кроме того, в бассейне функционирует большое количество паромных переправ, которые расположены вдали от мест дислокации инспекторского состава (100-200 км). Для проведения осмотров такого флота в навигационный период планируется выезд инспекторского состава на линию.
В межнавигационный период инспекторы госпортконтроля принимали участие в проводимых учебными заведениями курсов повышения квалификации командного состава судов и лиц, связанных с безопасной эксплуатацией судов. В процессе проведения обучения инспекторский состав ГПК знакомил обучаемых с основными принципами работы государственного портового контроля: порядок и основания назначения проверок судов, порядок проведения данных проверок лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, перечень нарушений обязательных требований, служащих основанием для временного задержания судна, а также порядок и условия по снятию временного задержания судна или выдачи разрешения на переход судна к месту устранения выявленных нарушений.
За истекший календарный месяц (с 07.06 по 07.07) было осмотрено 535 единиц флота. На 227 судах выявлено 815 нарушений обязательных требований. По 64 теплоходам направлены материалы в Госморречнадзор для принятия мер административного воздействия, 7 дел направлено в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Временно задержано 22 единицы (с 01.07 по 08.07).
Становление новой службы, как и все новое, не может проходить без определенных трудностей, которые должны решаться в процессе работы. Но главное – это люди. Инспектором не рождаются, инспектором становятся, повышая свои теоретические знания и накапливая практический опыт работы.
Сложность и ответственность возложенных функций требуют от инспекторского состава принципиальности, высокого профессионализма, глубокого знания нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания.
Так, средний срок службы флота к нормативному на 01.01.2013 составлял: у земснарядов – 150,9%, у самоходного флота – 161,2%, прочих (несамоходных) – 168,5%, в том числе экологического флота – 183,3%.
Учреждением была проведена большая работа по возрождению судостроения – подготовлен слип, обучены специалисты, приобретено различное оборудование для строительства несамоходного флота грузоподъемностью до 1 тыс. тонн. Результатом всей этой подготовки явилось строительство несамоходной баржи грузоподъемностью 600 тонн, которая в настоящее время используется весной и осенью на установке и сборе плавучей навигационной обстановки, а в течение навигации – на доставке народнохозяйственных грузов. Последние суда этого класса были построены 22 года назад, суда грузоподъемностью 1 тыс. тонн – более 30 лет назад. Несмотря на проведенную рекламную кампанию с предложением о строительстве барж, заказчиков не нашлось, данное направление работы приостановлено.
Актуальным остается вопрос строительства базы по ремонту и обслуживанию судов в нашем филиале – Ямало-Ненецком ОУВПиС. Территория, на которой в настоящее время расположена база, затопляется в весенний период и превращается в недоступный остров, большая часть зданий относится к деревянным постройкам 50-х годов прошлого века, остро стоит проблема электроснабжения, которое осуществляется сегодня от дизель-генератора. Несколько лет назад разработан и прошел экспертизу проект «Модернизация береговых производственных объектов и сооружений» (г. Салехард), однако финансовых средств для претворения в жизнь данного проекта нет.
Морские вести России №10, 2013 г.
Источник
Значение ОБСКО-ИРТЫШСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ
бассейна речные порты , основные воднотранспортные узлы, организующие перевозки грузов и пассажиров по рр. Обь, Иртыш, их притокам, связывающие промышленные и с.-х. районы страны с приречными пунктами. Продолжительность эксплуатационного периода в портах-пристанях бассейна 120-200 суток. При отсутствии развитой сети железных и автомобильных дорог на Западно-Сибирской равнине О.-И. б. р. п. играют важную роль в организации перевалки и отправления грузов для районов Томской и Тюменской области. В бассейне (1973) имеется свыше 260 портов, пристаней и остановочных пунктов общего пользования и свыше 150 причалов промышленных предприятий.
С 60-х гг. началось усиленное развитие О.-И. б. р. п. в связи с ростом объёма продукции нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири. Построены Тюменский, Томский, Тобольский, Сургутский порты, причалы в Омском и Новосибирском портах. Строится (1973) порт в Колпашево. Имеющееся погрузочно-разгрузочное оборудование обеспечивает приём и обработку всех типов судов современного речного флота.
В портах и пристанях бассейна (1973) выполнено 9,1% общего объёма погрузки-выгрузки на причалах системы Министерства речного флота РСФСР, из них комплексно-механизированным способом — 95,5%. Использовалось 12,5% парка перегрузочных машин Министерства речного флота РСФСР.
Основные порты от верховьев Оби: Новосибирск, Томск, Сургут, Лабытнанги; от верховьев Иртыша: Павлодар, Омск, Тобольск, Тюмень.
Новосибирский речной порт (основан в 1936) расположен на правом берегу Оби, в черте г. Новосибирска, в 2954 км от устья. Отправляет промышленно-продуктовые товары, машины, оборудование, строительные грузы, уголь; принимает круглый лес, пиломатериалы, минерально-строительные грузы, промышленно-продуктовые товары. Доля погрузки-выгрузки грузов (1973) составляет около 15% всех погрузочно-разгрузочных работ бассейна. Соединён подъездной ж.-д. веткой с сетью железных дорог. Построен (1973) пассажирский район с речным вокзалом.
Томский речной порт (1963) расположен на правом берегу р. Томь, в 68 км от устья. Отправляет промышленно-продуковые товары, машины, оборудование, уголь, строительные грузы; принимает лес, с.-х. продукты. Доля погрузки-выгрузки (1973) составляет около 16% всего объёма погрузочно-разгрузочных работ бассейна. В работе порта 85% занимает добыча песчано-гравийной смеси и отправление её в Тюменскую, Омскую области. Порт связан с железнодорожной сетью. Предусматривается строительство 2-й очереди порта.
Сургутский речной порт (1964) расположен на правом берегу Оби, в 1497 км от устья, в черте г. Сургут Тюменской области. Крупнейший порт прибытия грузов в бассейне. Принимает промышленно-продуктовые товары, машины, оборудование, строительные грузы для предприятий нефтяной и газовой промышленности. С выходом в Сургут ж. д. порт будет переваливать грузы для приречных пунктов средней Оби с ж.-д. транспорта на суда. В порту ведётся (1973) строительство ремонтно-отстойного пункта флота. Значительные объёмы строительных грузов, оборудования, нефтепродуктов принимаются на причалах промышленных предприятий. Причалы строящейся Сургутской ГРЭС оборудованы современной перегрузочной техникой, в том числе для подъёма грузов весом до 250 т .
Омский речной порт (1951) расположен в черте г. Омска по обоим берегам Иртыша у пересечения его Транссибирской ж.-д. магистралью, в 1858 км от устья. Отправляет хлеб, промышленно-продуктовые товары, пиломатериалы, уголь, металл, строительные грузы, оборудование, машины. Принимает минерально-строительные грузы, лес, хлеб. Крупнейший перевалочный порт. На его долю падает 31% общего объёма погрузочно-разгрузочных работ бассейна. Правобережный и левобережный районы порта связаны с ж.-д. магистралью. Имеется современной пассажирский район с вокзалом.
Тюменский речной порт (1963) расположен на р. Type, в 188 км от устья, в черте г. Тюмени. Имел большое значение в первый период освоения нефтегазовых районов Западной Сибири. С вводом в эксплуатацию Тобольского речного порта его значение уменьшается. Отправляет промышленные и продуктовые грузы, машины, оборудование, строительные грузы. Связан с ж.-д. магистралью. Доля погрузки-выгрузки (1973) составляет около 3% общего объёма погрузочно-разгрузочных работ бассейна.
Тобольский речной порт (1969) расположен в искусственно созданном ковше на правом берегу Иртыша, в 651 км от устья. Отправляет промышленно-продуктовые товары, оборудование, строительные материалы. Связан с ж.-д. магистралью Тюмень — Тобольск — Сургут.
Пристань Лабытнанги (1948) расположена на левом берегу Оби, в 278 км от устья, у выхода ж. д. Печора — Лабытнанги к р. Оби. Осуществляет перевалку грузов, идущих из северо-западных районов страны в пункты нижней Оби, Обской и Тазовской губ (Салехард, Надым, Тазовский и другие). Отправляет промышленные и продуктовые товары, оборудование, машины, строительные грузы, принимает лес в плотах. Приём и отправление грузов в основном производится с причалов промышленных предприятий.
Источник