36. Общая и частная авария: понятие, расчет и распределение убытков.
Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, , — судна, фрахта (груз, перевозимый по фрахту и сама перевозка груза.) и перевозимого судном груза.
Общей аварией признаются только такие убытки, которые являются прямым следствием действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи -КМТ.
Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости (Т.Е. РАСХОДЫ НЕСУТ ВСЕ СОРАЗМЕРНО)- определяется в момент выгрузки груза исходя из стоимости, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета — на основании стоимости груза в момент его отгрузки. Стоимость груза включает в себя расходы на страхование и фрахт, если только фрахт не находится на риске грузовладельца. Из стоимости груза вычитаются суммы всех убытков от гибели или повреждения груза до его выгрузки либо во время его выгрузки.
К общей аварии относятся:
- Временный ремонт судна-для устранения повреждений, причиненных вследствие общеаварийных пожертвований, относятся к общей аварии.
- Расходы, вызванные задержкой суднаради общей безопасности— на заработную плату и довольствие экипажа судна, вызванные задержкой судна в каком-либо порту или месте вследствие несчастного случая либо для устранения повреждений, причиненных несчастным случаем, если такое устранение необходимо для безопасного продолжения рейса.
- Общая авария, вызванная принятием мер по спасанию- тушение пожара на судне, выброска груза за борт, поломка котлов, двигателя при снятие с мели и др.
- расходы на заход судна в порт или иное место убежища либо возвращение судна в порт или иное место погрузки груза вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности
По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами). Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией. Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление в письменной форме о потерях или расходах, возмещения которых оно требует, в течение двенадцати месяцев со дня окончания перевозки.
Убытки, не отнесённые к общей аварии, относятся к частной аварии. Эти убытки несёт тот, кто от них потерпел или кто их причинил.
37. Договор перевозки пассажира и багажа: регулирование, условия, права, обязанности, ответственность сторон.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами — воздушный кодекс, водный кодекс, кодекс внутреннего водного транспорта, кодекс торгового мореплавания, устав железнодорожного транспорта, устав автомобильного транспорта + ФЗ « О защите прав потребителя», « О Железнодорожном транспорте» и др.
Стороны- 1— перевозчик – юридическое лицо, осуществляющей платную перевозку пассажира и багажа. Нужна лицензия для данных перевозок на любом транспорте ( исключение— на автомобили, если меньше 8 человек).
Пассажир (он и сторона и объект договора) — любые физические лица, достигшее 14 лет ( с 6 до 14 – на небольшие расстояния).
Вещи провозятся как ручная кладь ( если вещи не превышают определённый размер и находятся при пассажире) или багаж ( вещи, вверяемые перевозчику и не провозимые подле пассажира – об этом заключают отдельный договор).
Форма договора – устная, но с обязательной выдачей билета. Сам договор этот – договор присоединения ( пассажир присоединяется к условиям существующего договора).
Условия – зависят от видов договора.
1. Договоры перевозки на значительные расстояния – их существенные условия закреплены в билете ( кроме тех, что закреплены в законе). Например – сведения о маршруте, номер рейса, день и время отправления и прибытия, вид транспорта, стоимость поездки. На железнодорожном и воздушном – билеты именные – так указывают ФИО, дату рождения, номер паспорта и др.
2. договоры на осуществление городских и пригородных перемещений- тут билеты не содержат конкретных сведений о перевозке пассажира. В них содержится названия вида транспорта, зона и срок действия билета (может быть и разовый), количество поездок и стоимость билета. Личность тут не указывается.
Права перевозчика – требовать плату и исполнение пассажиром своих обязанностей.
Источник
50. Особенности ответственности по договору морской перевозки грузов. Общая и частная авария при морской перевозке.
Перевозки морским транспортом классифицируются на: а) внутренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже); б) внутренние перевозки между портами разных морей (в большом каботаже); в) перевозки в заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).
Д мор перевозки м б заключен: а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или опр судовых помещений (трюмов) и б) без такого условия. В 1 случае закл д фрахтования судна или чартер, в силу кот одна сторона (фрахтовщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК). Во втором случае договор оформляется коносаментом. Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент — при небольших по объему перевозках. Коносамент сост перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу товара. В этом отличие коносамента от накладной: он не просто сопровождает груз, а является товарораспорядительным документом. Коносамент как ценная бумага может быть именным, ордерньм и предъявительским. Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: а) в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности,— в размере объявленной стоимости груза (п.2 ст. 796 ГК).
Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей — просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке — авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частная аварии.
Общая авария характеризуется прежде всего тем, что убытки причиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки (проявляется в уничтожении части груза или судового имущества, в каких-либо расходах). Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной (^например, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море). Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине третьего лица или одного из участников договора морской перевозки. Расчет, составленный в целях распределения убытков по общей аварии, называется диспашей, а общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии,— контрибуционным капиталом.
Источник