Урок ИЗО в 1 классе по теме «Здравствуй, лето. Образ лета в творчестве художников» (Программа «Школа России»)
Цели: ознакомление с творчеством отечественных художников, изобразивших лето; развитие художественно-эстетического вкуса.
формировать навыки работы красками (гуашь, акварель);
развивать способности к творческому самовыражению;
формировать навыки восприятия произведений искусства.
Оборудование: акварель, кисти; произведения художников и поэтов о лете; записи песен о летней природе, летнем отдыхе.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодняшний урок я начну с такого стихотворения:
-Ребята, а что еще может нам подарить лето?
-Вы задумывались когда-нибудь, почему о времени года лето говорят: «лето красное»?
-В старину красный и красивый были синонимами, например говорили: красная девица, значит красивая. Летом, когда всё цветёт яркими красками, много зелени и солнышка, все вокруг такое красивое, поэтому и называют лето красным.
— Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами картины художников, изобразивших лето. А в ходе самостоятельной творческой работы вы сами попробуете создать композицию на тему «Здравствуй, лето!».
III. Введение в тему урока.
— Какие картины лета можно нарисовать к этому стихотворению? Какие краски выбрал автор для изображения лета? Почему он считает, что лето рисовать сложно?
-Давайте рассмотрим картины лета, нарисованные российскими художниками. Откройте учебник на странице 102–103.
-Обратите внимание на картину А. Пластова «Сенокос»? Что на ней изображено?
На картине изображен самый разгар лета, цветущий луг очаровывает зрителя своими яркими красками, кажется, что работа наполнена и звуками: поют косы, шелестят травы и листья, щебечут птицы, жужжат насекомые. Но лето в деревне даже для детей — это не просто отдых и каникулы — это труд и помощь всей семье. В деревне сенокос, как правило, начинался в середине лета — июле. Крестьяне целые дни проводили в поле, слаженно трудясь, подбадривая себя песнями.
— Какие краски выбрал художник для изображения растений: трав, цветов, деревьев?
— Посмотрите на картину И. Шишкина «Рожь» на с. 104–105.
— Что видите на картине «Рожь»?
— На картине мы можем увидеть красивый пейзаж с полем, соснами и голубым небом. На переднем плане поле, сквозь которое ведёт дорога. Она подчеркивает безграничность просторов ржи, грандиозность труда человека, вырастившего это огромное море хлеба.
Вдалеке мощные ели, зелень которых удивительно гармонирует, сочетается с золотисто-желтым цветом ржи и пыльно-голубым небом летнего дня. Художник точно передает характер, особенности русского пейзажа, настроение летнего дня.
-Рассмотрите картину А. Венецианова «Жнецы»
— Что объединяет эти две картины? Какая общая тема? (Лето, пора сбора урожая прослеживается в обеих картинах.)
— Опишите картину Б. Неменского «Лето» на с. 106.
-Художник изобразил лето. Картина смотрится очень нежно, хочется долго любоваться ею. В комнате открыто окно, дует легкий ветерок, на столе ваза, а в ней полевые цветы. Из чуть приоткрытого окна виден уголок природы: деревья, трава, вдали лес.
— Какие краски выбрал художник для изображения лета?
Физкультминутка по стихотворению «Летним утром»
-Ребята, я приглашаю вас на физминутку.
(В положении стоя приставляем указательный палец к губам, показывая тишину. Затем поворачиваем туловище вправо и влево, приглядываясь, есть ли кто-то рядом)
(Вытягиваем руки вверх над головой, соединяем ладони друг с другом, хорошенько тянемся вверх и наклоняем туловище из стороны в стороны — изображаем качающийся камыш)
(Опускаем руки на уровне груди, ладони по-прежнему соединены друг с другом. Теперь изображаем плавающую рыбку – плавно водим ладонями перед собой в разные стороны, стараясь тянуться руками как можно дальше)
(Опускаем руки вдоль туловища, поворачиваем несколько раз голову вправо и влево – показываем отрицание)
(Делаем глубокие вдохи носом и выдыхаем через рот)
(Присаживаемся на корточки, руки опускаем на пол. Затем плавно начинаем подниматься на ноги, одновременно поднимая руки вверх перед собой, и разводим их в стороны – так поднимается утром красная зоря)
IV. Педагогический рисунок.
— Я располагаю лист по вертикали. Провожу линию горизонта. Намечаю место, где будут нарисованы деревья, и их высоту.
Изображаю небольшой домик вдали.
Теперь рисую дорожку, которая при удалении будет сужаться.
Прорисую детали всех предметов, оставляю место впереди – здесь будет трава, цветы.
-Затем начну изображать пейзаж в цвете.
-Сначала сделаю фон. Небо крашу голубым цветом. Обратите внимание, что чем ближе к земле, тем оно будет светлее. Небо рисуем горизонтальными мазками. Рисую землю. Чтобы окрасить землю, я беру зеленый цвет. Трава не везде одинакова по цвету, добавлю в зеленый цвет немного коричневого. Помните, что нельзя оставлять белую полоску между небом и землей. Затем перехожу к окраске стволов деревьев и толстых веток. Затем раскрашу старинный домик.
Прописываю тонкой кистью мелкие детали.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
— Сейчас вы сами создадите композицию «Здравствуй, лето!». Нарисуйте, каким вы видите лето.
1. Выставка работ учащихся .
— Чему учились сегодня на уроке? (Изображать лето.)
— Что нового узнали? (Познакомились с картинами художников, изображающих лето.)
Источник
Сочинение-описание «Лета»
Лето – это прекрасная пора, которую любят и ждут все без исключения, и дети, и взрослые. Это прекрасное время солнечных и теплых дней, поездок на море всей семьей или дружной компанией, это созревание растений, роскошь и аромат прекрасных цветов, теплые вечера, прогулки по парку. Это то время, когда безумно радуешься дождю, танцуешь под ним, а после, любуешься прекрасной радугой, которая появляется прямо над головой. Это пение птиц с раннего утра до позднего вечера.
Лето для детей – Это летние каникулы и отдых от учебы на целых три месяца, это поездки к бабушке в деревню, где свежий и чистый воздух, где можно сходить в лес после сильного дождя и насобирать грибов. Именно здесь бабушка напоит свежим, теплым молочком.
Летом все оживает и одевается в прекрасные наряды. А как прекрасно, выйдя вечером на улицу слушать пение светлячка, который не умолкая поет свою чарующую песню. Как красиво, выйдя поздно вечером на улицу любоваться звездами в чистом небе. Как прекрасно просыпаться рано утром под пение птиц. Выходишь на улицу и радуешься всему, что происходит вокруг. Все живет, цветет, пахнет и радует не только глаза, но и твою душу.
Окунувшись в это тепло и почувствовав ласковые объятия солнечных лучей, даже думать не хочется, что на смену лету придет осень, затем зима и снова, раннею весной мы будем ждать лета.
Вариант 2
Лето – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Деревья пышно убраны в яркие зеленые одежды. Под ними всюду густо растет трава, усеянная цветастыми огоньками летних цветов – маков, колокольчиков, клевера, пижмы, ромашки, ноготков… А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки.
Лето украшает сады и огороды. Спеют сочные вишни, за ними спешат абрикосы и персики. Большие красные ягоды клубники клонятся низко к земле. Постепенно «загорают» в лучах летнего солнца еще недавно зеленые помидорчики. То тут, то там на арках завязываются огурцы. Цепкие колючие ветви ежевики сплошь усеяны сладкими темно-фиолетовыми, почти черными ягодами. И так повсюду – буйство цвета, праздник плодородия, приятное ощущение тепла и уюта.
У лета чудесный звонкий голос – это поют высоко в небе или скрытые в ветвях деревьев птицы – маэстро-соловей, утренний жаворонок, веселый болтун-воробей. А ближе к вечеру музыка лета меняется – вступает хор сверчков, который не смолкает до утра.
И даже дождь летом – теплый и ласковый. Под шатром низких туч воздух становится горячим. Прохладные капли дождя смывают пыль с дорог и листвы, благодаря чему после она заиграет еще более чистым изумрудным сиянием.
Лето — яркое, разноцветное… Июнь не похож на август, и у июля есть чем порадовать глаз. Высокое чистое небо, теплая прозрачная вода речек, спелые фрукты, насыщенные цвета вокруг… Нет на свете человека, который не любил бы лета!
Вариант 3: описание «Лета»
Лето время отдыха и необычных событий в этой дивной жизни. Данная пора предназначена для отдыха. Именно летом нужно как следует отдохнуть, набраться сил на весь год.
Прогуливаясь по лесопарку летом, можно хорошо отдохнуть, забыть о проблемах, самое главное, это уметь расслабляться на природе. Прогуливаясь летом по лесу, необходимо восхищаться изяществом природы. Обращая внимание на окружающий нас восхитительный мир, мы начинаем забывать обо всем плохом. Очень важно — необходимо замечать все, что нас окружает.
Из-за белых облачков выглянуло солнце. Забавные солнечные лучики пробиваются через густые листья деревьев, наполняя бор изумрудным светом. В это мгновение начинаешь погружаться в сказочный, таинственный мир, как Алиса из страны чудес.
А какая лепота в березовой роще. Молоденькие березы словно светятся.
Где-то слышится громкое журчание ручья. Ах, какая холодная и вкусная водичка! Она придает силы. Ключ не замерзает даже в холодную зиму.
Идеально гулять по лесу, ощущать тепленькое солнце, вдыхать свежий воздух, слушать пение птиц. В самое очаровательное время года жизнь в лесу кипит.
Этот мир прекрасен! Нам нужно учиться жить с ним в гармонии и согласии. Он поможет решить все трудности в нашей жизни. Иногда так и хочется упасть на мягонькую траву и смотреть, как жемчужно-белые облака не спеша плывут по безграничному голубому небу. В данный момент становится понятно, что жизнь невероятно прекрасна. Поэтому летом нужно как можно чаще гулять на природе, наслаждаться ее красотою и набираться сил.
Источник
Описание «Лета» в художественном стиле
Лето – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Деревья пышно убраны в яркие зеленые одежды. Под ними всюду густо растет трава, усеянная цветастыми огоньками летних цветов – маков, колокольчиков, клевера, пижмы, ромашки, ноготков… А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки.
Лето украшает сады и огороды. Спеют сочные вишни, за ними спешат абрикосы и персики. Большие красные ягоды клубники клонятся низко к земле. Постепенно «загорают» в лучах летнего солнца еще недавно зеленые помидорчики. То тут, то там на арках завязываются огурцы. Цепкие колючие ветви ежевики сплошь усеяны сладкими темно-фиолетовыми, почти черными ягодами. И так повсюду – буйство цвета, праздник плодородия, приятное ощущение тепла и уюта.
У лета чудесный звонкий голос – это поют высоко в небе или скрытые в ветвях деревьев птицы – маэстро-соловей, утренний жаворонок, веселый болтун-воробей. А ближе к вечеру музыка лета меняется – вступает хор сверчков, который не смолкает до утра.
И даже дождь летом – теплый и ласковый. Под шатром низких туч воздух становится горячим. Прохладные капли дождя смывают пыль с дорог и листвы, благодаря чему после она заиграет еще более чистым изумрудным сиянием.
Лето — яркое, разноцветное… Июнь не похож на август, и у июля есть чем порадовать глаз. Высокое чистое небо, теплая прозрачная вода речек, спелые фрукты, насыщенные цвета вокруг… Нет на свете человека, который не любил бы лета!
Источник