Условные обозначения на морских навигационных картах
На этой странице объединены основные условные обозначения на международных (INT) и отечественных (УНиО МО РФ) бумажных, а также электронных (ECDIS) морских навигационных картах.
Сокращения и аббревиатуры
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Положение приближенно | Position approximate | PA | ПП | |
Положение сомнительно | Position doubtful | PD | ПС | |
Глубина сомнительна | Sounding of doubtful depth | SD | ГС |
Глубины
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Глубина | ||||
Глубина, смещенная относительно своего положения | ||||
Глубина, смещенная относительно своего положения в узкостях | ||||
Глубина, при измерении которой не достигли дна | ||||
Глубина недостоверная, или взятая со старых картографических материалов или мелкомасштабной карты | ||||
Глубина сомнительная | ||||
Высота осыхания | ||||
Глубина на банке, над опасностью и т.п., подтвержденная гидрографическим тралением | ||||
Изобата с указанием оцифровки | ||||
Изобата с недостаточным промером | ||||
Изобата, выделяющая границу безопасного плавания | ||||
Указатель направления ската (бергштрих) | ||||
Крутой подводный склон, не выражающийся изобатами |
Опасности
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Затонувшее судно с глубинами над ним больше 20 метров (неопасное) | ||||
Затонувшее судно с глубинами над ним 20 метров и менее (опасное) | ||||
Затонувшее судно с указанием глубины над ним | ||||
Затонувшее судно с глубиной траления над ним | ||||
Осыхающее затонувшее судно с указанием высоты осыхания | ||||
Затонувшее судно с мачтами над водой |
Грунты
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО МО РФ | ECDIS |
Песок | Sand | S | П | |
Илистый песок | Silty sand | — | ИП | |
Ил | Mud | M | И | |
Глинистый ил | Clayed silt | — | ГлИ | |
Песчанистый ил | Sandy silt | — | ПИ | |
Водоросли, тина, трава | Weed | Wd | Вд | |
Глина | Clay | Cy | Гл | |
Камни | Stones | St | К | |
Гравий | Gravel | G | Гр | |
Галька, щебень | Pebbles | P | Гк | |
Глыбы | Cobbles | Cb | Гб | |
Скала | Rock, rocky | R | Ск | |
Валуны | Boulder(s) | Bo | В | |
Кораллы | Coral and coralline aglae | Co | Кор | |
Ракушечник | Shells | Sh | Р | |
Слоистый | Layered | — | сл | |
Слоистый грунт | Two layers | S/M | П/И | |
Смешанный грунт | Mixed | fS. M. Sh. | мПИР | |
Плита | Slab | — | Пл |
Буи, вехи, знаки
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Щелевой створ | System of three leading beacons in line | |||
Прицельный створ |
Течения
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Океаническое течение | Ocean currents with rates and seasons | |||
Место, для которого в таблице на карте даны дополнительные сведения о течениях | Position of tabulated tidal stream data with designation | |||
Сулой | Overfalls, tide rips, races | |||
Водоворот | Eddies |
Наземные объекты
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Источник
Обозначения на карте морей
Условные знаки навигационных карт. Чтение карты
Любая навигационная карта представляет из себя лист специальной бумаги определенного формата, на который специальным образом нанесен участок поверхности Земли с необходимой для судоводителя информацией.
Заголовок карты.
В нем указывается наименование моря (океана) и его участок.
Например: «Черное море. Кавказский берег. От Анапы до Туапсе».
Масштаб карты.
Числовой масштаб карты показывает степень уменьшения участка поверхности Земли при изображении его на данной карте.
Например: «Масштаб 1:200.000 по параллели 44°» означает, что 1 мм на карте соответствует 200.000
мм = 20.000 см = 200 м ≈ 1,08 кб. на поверхности Земли (в 1 см карты → 2 км реальной поверхности Земли).
Масштаб карты характеризуется предельной точностью. Если учесть, что точка, поставленная на карте тонко отточенным карандашом, имеет в поперечнике 0,2 мм, тогда для путевой карты масштаба 1:200.000 предельная точность масштаба будет 200.000 · 0,2 мм = 40 м. Следовательно, по данной карте не может быть измерено расстояние менее 40 м.
Методика отсчета глубин.
То есть указывается – от какого уровня показаны на этой карте глубины.
Например: «Глубины в метрах приведены к среднему многолетнему уровню моря».
Данные о магнитном склонении.
Указывается величина магнитного склонения, его годовое изменение и к какому году оно приведено.
Например: «Магнитное склонение приведено к 1988 г., годовое увеличение 0,02°».
Адмиралтейский номер карты. Состоит из 5-ти (или 4-х) цифр и проставляется крупным шрифтом за рамкой карты в каждом ее углу.
Номер оттиска (для карт с грифом ДСП).
Год печати, отметки о судовой корректуре (под нижней рамкой карты).
Предупреждения (под заголовком карты).
Картографическая сетка морской навигационной карты представляет собой взаимно перпендикулярные линии параллелей и меридианов проведенные через определенные промежутки. Оцифровка координат приводится на боковых рамках карты – широта; на верхней и нижней – долгота. Обе шкалы (широты и долготы) оцифрованы в соответствии с масштабом карты.
Если значение широты увеличивается от нижней рамки к верхней – карта относится к северному полушарию, а если уменьшается – к южному полушарию.
Если значение долготы увеличивается слева направо – долгота восточная, если уменьшается — западная.
Если на данной МНК находится Гринвичский меридиан (λ = 0°), то вправо от него долгота восточная (Е), а влево – западная (W).
Если на МНК находится меридиан 180° (λ = 180°), то вправо от него долгота западная (W), а влево – восточная (Е).
При работе на карте необходимо, прежде всего, уяснить и знать цену деления верхней (нижней) и боковых рамок карты.
Длина отрезка боковой рамки карты (меридиана), численно равная одной минуте широты, есть морская миля, то есть единица длины, принятая в судовождении.
Морская миля в виде линейного масштаба нанесена на широтной (боковых) рамке карты и используется для определения значений широт и расстояний при работе на данной карте.
Так как длина дуги меридиана в одну минуту величина переменная и зависит от широты места, то и изображение одной морской мили на карте в виде линейной величины есть величина переменная и увеличивается от экватора к полюсам. Поэтому, при измерении расстояний, необходимо использовать ту часть боковой рамки, напротив которой производятся графические построения или расчеты.
Источник