9.3. Условные знаки морских карт. Чтение карты
Любая навигационная карта представляет из себя лист специальной бумаги определенного формата, на который специальным образом нанесен участок поверхности Земли с необходимой для судоводителя информацией. 1) Заголовок карты. В нем указывается наименование моря (океана) и его участок. Например: «Черное море. Кавказский берег. От Анапы до Туапсе». 2) Масштаб карты. Числовой масштаб карты показывает степень уменьшения участка поверхности Земли при изображении его на данной карте. Например: «Масштаб 1:200.000 по параллели 44°» означает, что 1 мм на карте соответствует 200.000 мм = 20.000 см = 200 м ≈ 1,08 кб. на поверхности Земли (в 1 см карты → 2 км реальной поверхности Земли). Масштаб карты характеризуется предельной точностью. Если учесть, что точка, поставленная на карте тонко отточенным карандашом, имеет в поперечнике 0,2 мм , тогда для путевой карты масштаба 1:200.000 предельная точность масштаба будет 200.000 · 0,2 мм = 40 м . Следовательно, по данной карте не может быть измерено расстояние менее 40 м . 3) Методика отсчета глубин. То есть указывается – от какого уровня показаны на этой карте глубины. Например: «Глубины в метрах приведены к среднему многолетнему уровню моря». 4) Данные о магнитном склонении. Указывается величина магнитного склонения, его годовое изменение и к какому году оно приведено. Например: «Магнитное склонение приведено к 1988 г., годовое увеличение 0,02°». Адмиралтейский номер карты. Состоит из 5-ти (или 4-х) цифр и проставляется крупным шрифтом за рамкой карты в каждом ее углу. Например: «32105 (или 3206)». Номер оттиска (для карт с грифом ДСП). Год печати, отметки о судовой корректуре (под нижней рамкой карты). Предупреждения (под заголовком карты). Картографическая сетка морской навигационной карты представляет собой взаимно перпендикулярные линии параллелей и меридианов проведенные через определенные промежутки. Оцифровка координат приводится на боковых рамках карты – широта; на верхней и нижней – долгота. Обе шкалы (широты и долготы) оцифрованы в соответствии с масштабом карты. Если значение широты увеличивается от нижней рамки к верхней – карта относится к северному полушарию, а если уменьшается – к южному полушарию. Если значение долготы увеличивается слева направо – долгота восточная, если уменьшается – западная. Если на данной МНК находится Гринвичский меридиан ( λ = 0°), то вправо от него долгота восточная ( Е ), а влево – западная ( W ). Если на МНК находится меридиан 180° ( λ = 180°), то вправо от него долгота западная ( W ), а влево – восточная ( Е ). При работе на карте необходимо, прежде всего, уяснить и знать цену деления верхней (нижней) и боковых рамок карты. Длина отрезка боковой рамки карты (меридиана), численно равная одной минуте широты, есть морская миля, то есть единица длины, принятая в судовождении. Морская миля в виде линейного масштаба нанесена на широтной (боковых) рамке карты и используется для определения значений широт и расстояний при работе на данной карте. Так как длина дуги меридиана в одну минуту величина переменная и зависит от широты места, то и изображение одной морской мили на карте в виде линейной величины есть величина переменная и увеличивается от экватора к полюсам. Поэтому, при измерении расстояний, необходимо использовать ту часть боковой рамки, напротив которой производятся графические построения или расчеты. Навигационная обстановка.
Морская навигационная обстановка – это обстановка в море, определяемая физикогеографическими условиями, наличием и состоянием СНО морей и рекомендациями, регламентирующими движение судов. К ней можно отнести: глубины, характер грунта, приметные ориентиры на берегу, навигационные опасности и др. Вся навигационная обстановка наносится на карту согласно «Условных знаков морских карт и карт внутренних водных путей» . Издания ГУНиО. Адм. № 9025. Например (рис. 9.1):
Рис. 9.1. Элементы навигационной обстановки на карте | |
→ надводный камень; | |
→ подводный камень; | |
→ отдельная вершина горы, высотой 705 м; | |
→ бочка швартовная; | |
→ изобата 20 м; | |
→ изобата 50 м; | |
→ затонувшее судно с частями над водой; | |
70 | → отметка глубины (70 метров) в данной точке; |
→ действующий подводный кабель; | |
ср Гл мК | → характеристика грунта (серая глина, мелкий камень); |
Пр (5 с ) 18М | → обозначение маяка и характеристики его огня (проблесковый, период огня 5 с , |
дальность видимости огня для высоты глаза наблюдателя 5 метров – 18 миль); | |
→ отличительная глубина 15 метров; | |
→ затонувшее судно с глубиной над ним 42 метра; | |
→ район свалки грунта; |
«Магн.скл. 4°Е» → значение магнитного склонения ( d = 4° Е ) в данной точке (районе).
1,2° W
1204
Значения некоторых условных знаков морских карт
→ аномальная точка магнитного склонения ( d ); → береговая линия достоверная; → береговая линия недостоверная; → вершина горы; → пункт триангуляции; → астрономический пункт; → нивелирная марка, репер; → церковь, собор, кирха, костел; → часовня; → памятник, монумент; → буровая вышка; → выброшенное на берег судно; → якорное место; → глубоководное якорное место; → постановка на якорь запрещена; → глубина недостоверная или сомнительная; → глубина над опасностями; → затонувшее судно с глубиной над ним 20 м и менее; → затонувшее судно с глубиной над ним более 20 м; → затонувшее судно с мачтами над водой; → затонувшее судно с указанием глубины над ним; → опасность, положение которой приближенно или сомнительно; → опасность, существование которой сомнительно; → опасность, нанесенная по донесению; → надводная скала (камень) с указанием высоты; → подводная скала (камень) с указанием глубины над ней; → буруны; → сулой; → постоянное течение с указанием его скорости; → переменное течение с указанием его скорости;
→ приливное течение с указанием его скорости (в сизигию ); | |
→ отливное течение с указанием его скорости (в квадратуру ); | |
→ водоворот; | |
→ силовой подводный кабель; | |
→ недействующий подводный кабель; | |
→ подводный нефтепровод; | |
→ рекомендованный путь с указанием направления движения судов; | |
→ рекомендованный путь с указанием наименьшей глубины; | |
→ рекомендованный глубоководный путь по створу; | |
→ максимальная допустимая осадка судов на рекомендованных путях; | |
→ установленное направление движения судов; | |
→ рекомендованное направление движения судов; | |
→ запретный, опасный или ограниченный для плавания район; | |
→ государственная граница; | |
→ демаркационная линия; | |
→ граница территориальных вод; | |
→ граница прилежащей зоны; | |
→ маяк; | |
→ светящий знак с указанием топовой фигуры и окраски знака; | |
→ аэромаяк; | |
Инфр Пр 8с 14М | → инфракрасный огонь; |
Зтм | → затмевающийся огонь; |
Гр Зтм | → групповой затмевающийся огонь; |
Гр Пр(2) | → групповой проблесковый огонь; |
Дл Пр | → длительнопроблесковый огонь; |
ЧПр | → частопроблесковый огонь; |
Прер ОЧ | → прерывистый очень частый огонь; |
Пер Гр Пр (2) | → переменный групповой проблесковый огонь; |
→ групповой проблесковый огонь, 3 проблеска в группе, период огня 15 | |
Пр(3) 15с 22М Т(с) | секунд, дальность видимости огня 22 мили, звукосигнальное средство – |
(к) ог ДВ РМк с.ст. | сирена (основное) и колокол (резервное), огонь датчика видимости, |
радиомаяк и сигнальная станция. |
Степень полноты и подробности содержания карт называют нагрузкой карты , которая зависит от назначения и масштаба карты (чем крупнее масштаб карты, тем более подробно нанесена обстановка). Одним из требований руководящих документов к судоводителю, а тем более к вахтенному помощнику капитана является – умение «читать» карту . Этот вопрос должен отрабатываться постоянно самостоятельно на судне по «Условным знакам морских карт и карт внутренних водных путей» (Адм. № 9025 – изд. ГУНиО МО РФ или Адм. № 902 – изд. Министерства транспорта Украины).
Источник
Условные обозначения на морских навигационных картах
На этой странице объединены основные условные обозначения на международных (INT) и отечественных (УНиО МО РФ) бумажных, а также электронных (ECDIS) морских навигационных картах.
Сокращения и аббревиатуры
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Положение приближенно | Position approximate | PA | ПП | |
Положение сомнительно | Position doubtful | PD | ПС | |
Глубина сомнительна | Sounding of doubtful depth | SD | ГС |
Глубины
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Глубина | ||||
Глубина, смещенная относительно своего положения | ||||
Глубина, смещенная относительно своего положения в узкостях | ||||
Глубина, при измерении которой не достигли дна | ||||
Глубина недостоверная, или взятая со старых картографических материалов или мелкомасштабной карты | ||||
Глубина сомнительная | ||||
Высота осыхания | ||||
Глубина на банке, над опасностью и т.п., подтвержденная гидрографическим тралением | ||||
Изобата с указанием оцифровки | ||||
Изобата с недостаточным промером | ||||
Изобата, выделяющая границу безопасного плавания | ||||
Указатель направления ската (бергштрих) | ||||
Крутой подводный склон, не выражающийся изобатами |
Опасности
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Затонувшее судно с глубинами над ним больше 20 метров (неопасное) | ||||
Затонувшее судно с глубинами над ним 20 метров и менее (опасное) | ||||
Затонувшее судно с указанием глубины над ним | ||||
Затонувшее судно с глубиной траления над ним | ||||
Осыхающее затонувшее судно с указанием высоты осыхания | ||||
Затонувшее судно с мачтами над водой |
Грунты
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО МО РФ | ECDIS |
Песок | Sand | S | П | |
Илистый песок | Silty sand | — | ИП | |
Ил | Mud | M | И | |
Глинистый ил | Clayed silt | — | ГлИ | |
Песчанистый ил | Sandy silt | — | ПИ | |
Водоросли, тина, трава | Weed | Wd | Вд | |
Глина | Clay | Cy | Гл | |
Камни | Stones | St | К | |
Гравий | Gravel | G | Гр | |
Галька, щебень | Pebbles | P | Гк | |
Глыбы | Cobbles | Cb | Гб | |
Скала | Rock, rocky | R | Ск | |
Валуны | Boulder(s) | Bo | В | |
Кораллы | Coral and coralline aglae | Co | Кор | |
Ракушечник | Shells | Sh | Р | |
Слоистый | Layered | — | сл | |
Слоистый грунт | Two layers | S/M | П/И | |
Смешанный грунт | Mixed | fS. M. Sh. | мПИР | |
Плита | Slab | — | Пл |
Буи, вехи, знаки
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Щелевой створ | System of three leading beacons in line | |||
Прицельный створ |
Течения
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Океаническое течение | Ocean currents with rates and seasons | |||
Место, для которого в таблице на карте даны дополнительные сведения о течениях | Position of tabulated tidal stream data with designation | |||
Сулой | Overfalls, tide rips, races | |||
Водоворот | Eddies |
Наземные объекты
Обозначение на русском | Обозначение на английском | INT | УНиО | ECDIS |
Источник