- Анализ стихотворения «Фонтан»
- Композиция стихотворения «Фонтан».
- Идея стихотворения.
- Образ фонтана в стихотворении.
- Художественные особенности стихотворения.
- «Фонтан» Ф. Тютчев
- Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»
- Фонтан
- Описание
- Стихотворение и анализ «Фонтан»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
Анализ стихотворения «Фонтан»
Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта.
Это стихотворение очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.
В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.
С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».
Композиция стихотворения «Фонтан».
Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной».
Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо).
Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! .. ).
Риторические восклицания и риторический вопрос вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения.
Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,
соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.
Идея стихотворения.
Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца.
Образ фонтана в стихотворении.
Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.
В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.
Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.
Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.
Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.
Художественные особенности стихотворения.
Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён).
Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”
Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри…» , — которое содержит обращение и призыв.
Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.
Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам.
В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной.
Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.
На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный мир.
Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек.
Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.
Источник
«Фонтан» Ф. Тютчев
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Дата создания: не позднее апреля 1836 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»
Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.
Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом. Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку. Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.
Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги. Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела. Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».
Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.
В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице. Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: «Как жадно к небу рвешься ты!». Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять. «Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», – подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым. И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе, которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено. Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.
Источник
Фонтан
Описание
Чтобы правильно трактовать и читать стих “Фонтан” Тютчева Федора Ивановича, необходимо знать историю его написания. Он был создан в 1836 году, в тот период, когда поэзия автора отличалась “приземленностью”. И это произведение полностью отвечает тем принципам, которые он исповедовал в то время: оно показывает, что и человек, и природа подчиняются одним и тем же законам. Учить его на уроке литературы в классе интересно и по другой причине: в свои поэтические строки Тютчев вкладывает множество метафор, что заставляет задуматься: возможно, они написаны в результате наблюдения за фонтаном, загадку которого поэт хотел разгадать.
В тексте стихотворения Тютчева “Фонтан” при этом можно увидеть и нежелание узнавать законы физики, которые заставляют струи взмывать и падать – автор просто хочет любоваться очарованием и думать, что в движении воды скрыта какая-то тайна. Если прочесть его полностью онлайн, то можно проследить и сравнение фонтана с человеческой жизнью, которая подобным же образом сначала рвется вверх, а потом возвращается к земле. Таким образом он делает вывод, что существование человека все равно предопределено – он рождается и умирает, как струя воды из фонтана.
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Источник
Стихотворение и анализ «Фонтан»
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.
Краткое содержание
И. Айвазовский. Петергоф. Большой каскад. 1837
С первых строк мы видим описание яркой картины фонтана, бьющего ввысь. Любуемся преломлением света в каплях воды, падением мощных струй с огромной высоты. Первое четверостишие описывает чувства прохожего человека, который решил остановиться и полюбоваться красочным зрелищем падающих потоков воды. Он наблюдает, как вода с огромной силой поднимается на «высоту заветную», замирает на долю секунд «облаком живым» и падает вниз под действием непонятной силы.
Любуясь движением водных струй, наблюдатель начинает сравнивать фонтан с мыслями человека. Они, подобно воде в фонтане, существуют по «закону непостижимому»: рвутся ввысь, стремясь познать тайны мироздания. Но нашим мыслям суждено натолкнуться на определённый «потолок» и «ниспасть на землю». Наблюдатель размышляет о невозможности постижения Вселенной человеческой мыслью.
История создания
Произведение было создано в тот период, когда автор много путешествовал по Европе. Он всерьёз увлёкся немецкой романтической поэзией, которая оказала существенное влияние на всё его дальнейшее творчество. Данное стихотворение также было написано под влиянием немецкой романтической лирики, в 1836 г.
Жанр, направление, размер
Перед нами образец философской элегии, посвящённой вечному движению, олицетворённому фонтаном. Мысль человека, по мнению Тютчева, сродни фонтанным струям: она постоянно стремится ввысь, но, едва достигнув высоты, вынуждена обречённо вернуться к земному.
Направление, в котором написано произведение, называется «чистое искусство». Поэт не касается бытовых тем, социальных проблем: он акцентирует своё внимание лишь на прекрасном. Поэт использует трёхстопный ямб с пиррихием: это помогает создать эффект движущихся водных струй. Рифмовка кольцевая.
Композиция
Композиционно произведение можно разделить на две семантических части:
Первая часть – перед нами предстаёт выразительный и яркий образ фонтана. Мы буквально видим, как он играет каплями, как бьют ввысь мощные потоки воды.
Вторая часть посвящена передаче автором собственного настроя посредством использования художественной системы образов. Это философское раздумье о человеческих возможностях.
Образы и символы
В произведении представлены три ключевых образа, помогающих раскрыть основную идею стихотворения:
образ фонтана – центральный. Он является символом человеческой мысли. В первом отрывке автор описывает фонтан, восхищаясь его стремлением подняться ввысь. В следующем отрывке автор ищет параллель между человеком и фонтаном. Поэт стремится понять людскую сущность, отвечая на свой вопрос: почему для человека важно преодолеть некий «потолок», достичь идеальности, даже если этого не получится сделать;
образ луча выступает символом духовного начала в человеке, его стремления стать совершенным. Поэт понимает, что человеку этого не дано достичь так же, как и лучу, который всегда преломляется;
образ незримо-роковой длани – это символ той самой черты, препятствующей человеку до конца познать собственные силы. Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, Тютчев осознанно употребляет его. Этой фразой поэт демонстрирует существование незримой энергии, способной руководить людскими судьбами. В этом превосходство мира небесного над миром земным.
Темы и настроение
Ключевая тема произведения – честолюбивое желание человека превзойти самого себя и данные ему природой возможности. Поэт обнаруживает взаимосвязь между живым существом (человеком) и неживым объектом (фонтаном). Автор акцентирует внимание на том, что у них имеется немало общих черт. Создателем фонтана является человек. Точно также и Бог, который воплощён буквально во всём, оставил в людях частицу себя в виде духа, стремящегося ввысь.
Основная идея
Основная мысль стихотворения состоит в ограниченности человеческой жизни. Мы постоянно стремимся достичь идеала, но сделать этого не можем. Автор доносит до читателей мысль о том, что любое восхождение сменяется неизменным падением. Так что же должен сделать человек, понимающий это? Он должен смириться и ждать своего звёздного часа. Возможно, кому-то из нас удастся продвинуться во время своего прыжка немного дальше.
Средства выразительности
Тютчев насытил произведение выразительными средствами, использовав для этого:
эпитеты – «упорный луч», «огнецветная пыль», «влажный дым», «живое облако»;
метафоры – «длань преломляет луч», «осуждён пасть на землю», «фонтан клубится облаком».
Источник