- Облагается ли ндс услуга бассейна
- Организация (спортивный комплекс), оказывает услуги бассейна, имеется также тренажерный зал, зал бокса, танцевальный зал, универсальный зал. Физические лица могут заниматься как самостоятельно, так и с тренером (инструктором). В универсальных залах будут проводиться различные спортивные занятия, например баскетбол, волейбол, танцы. Какие услуги в данном случае облагаются НДС, а какие нет?
- Непростые льготы по НДС для физкультурно-оздоровительного центра
- Даем вводную
- Определяемся с льготами
- Услуги по предоставлению игрового зала в спортивном комплексе
- Физкультурно-оздоровительные услуги в фитнес-клубе
- Физкультурно-оздоровительные услуги в бассейне и тренажерном зале
- Оздоровительные услуги в сауне
- Заключение
Облагается ли ндс услуга бассейна
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация (спортивный комплекс), оказывает услуги бассейна, имеется также тренажерный зал, зал бокса, танцевальный зал, универсальный зал. Физические лица могут заниматься как самостоятельно, так и с тренером (инструктором). В универсальных залах будут проводиться различные спортивные занятия, например баскетбол, волейбол, танцы. Какие услуги в данном случае облагаются НДС, а какие нет?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Услуги по предоставлению в пользование за плату бассейна, тренажерного зала, зала бокса, танцевального зала, универсального зала для занятий физической культурой и спортом относятся к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для целей применения пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Обоснование позиции:
Реализация на территории РФ услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также перечень услуг, в отношении которых применяется указанное освобождение от налогообложения НДС, НК РФ не предусмотрены. В этой связи они применяются в том значении, в каком они используются в иных отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).
С учетом п.п. 26, 29 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон N 329-ФЗ) под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (смотрите, например, письма Минфина России от 25.07.2018 N 03-07-11/52210, ФНС России от 08.11.2016 N СД-4-3/21104@).
В отношении понятия физкультурно-оздоровительных мероприятий в письме Минспорта России от 21.02.2013 N 05-06-10/889 (смотрите также письмо Минфина России от 30.04.2013 N 03-07-07/15366) было сообщено, что федеральное законодательство не содержит определения данного понятия. При этом было дано понятие физкультурно-оздоровительным услугам, под которыми понимается деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга (соответствует определению, данному в п. 3.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»).
Судебная практика, по сути, приравнивает услуги по организации и проведению физкультурных мероприятий к услугам по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий (постановления АС Северо-Западного округа от 11.02.2016 N Ф07-2346/16 по делу N А56-20960/2015, Тринадцатого ААС от 15.06.2016 N 13АП-9831/16).
Под спортивными мероприятиями понимаются спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов (п. 19 ст. 2 Закона N 329-ФЗ).
Согласно разъяснениям Минфина России услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории фитнес-клуба, как индивидуально, так и под руководством тренера, освобождаются от налогообложения НДС (письма Минфина России от 13.04.2015 N 03-07-07/20872, от 03.02.2015 N 03-07-07/4071).
Как следует из письма ФНС России от 08.11.2016 N СД-4-3/21104@, операции по реализации услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, оказываемые фитнес-центрами, освобождаются от налогообложения НДС при условии, что реализуемые услуги соответствуют понятиям, установленным Законом N 329-ФЗ (смотрите также письмо ФНС России от 10.12.2014 N ГД-4-3/25567).
При этом ранее Минфин России и ФНС России сообщали, что по вопросам отнесения конкретных видов услуг к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий следует руководствоваться перечнем услуг физической культуры и спорта, предусмотренным Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93. От налогообложения НДС освобождаются услуги по организации и проведению физкультурных и оздоровительных мероприятий, поименованные в названном классификаторе и оказываемые населению (письма Минфина России от 31.01.2012 N 03-07-07/12, ФНС России от 31.07.2013 N ЕД-4-3/13881@).
Налоговые органы отмечали, что услуги физической культуры и спорта включены в группу 07, подгруппу 071000 «Проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивно-зрелищных мероприятий», в соответствии с которой проведение занятий по физической культуре и спорту соответствует кодам 071100-071167, а проведение спортивно-зрелищных мероприятий — кодам 071200-071214 (письма УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 N 16-15/27672, от 01.12.2011 N 16-15/166614). Услуги, которые относились к подгруппе 072000 «Предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, прочие услуги физической культуры и спорта», налоговые органы не упоминали в качестве освобождаемых от налогообложения НДС.
Вместе с тем в постановлениях АС Северо-Западного округа от 11.02.2016 N Ф07-2346/16 по делу N А56-20960/2015, Тринадцатого ААС от 15.06.2016 N 13АП-9831/16 судьи поддержали налогоплательщика, которой не облагал НДС услуги по занятиям, в частности, в тренажерном зале, бассейне, в ринге и зоне бокса (по мнению налоговой инспекции услуги, оказываемые обществом следовало квалифицировать как предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, прочие услуги физической культуры и спорта.). При этом дополнительные услуги (в частности, аренда полотенец; аренда сейфов; аренда шкафчиков; предоставление во временное пользование залов спортивных игр для занятий) налогоплательщик относил к операциям, облагаемым НДС в общеустановленном порядке.
При этом в постановлении Шестого ААС от 13.04.2016 N 06АП-957/16 налоговый орган согласился с тем, что предоставление в аренду физическому лицу спортивного игрового зала для проведения занятий по баскетболу согласно расписанию подпадает под действие пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации спортивный комплекс предоставляет в пользование населению за плату бассейн, тренажерный зал, танцевальный зал, зал бокса, универсальный зал.
Отметим, что оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг предполагает, что занятия и тренировки следует проводить в присутствии тренера (преподавателя, инструктора) и при наличии в физкультурно-оздоровительном или спортивном сооружении медицинского работника; для потребителей услуг необходимо проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным видам спорта (п.п. 4.3.5, 4.3.7 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей»).
В этой связи мы полагаем, что оказание услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (которые включает в себя услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой) может заключаться в создании (организации) необходимых условий для занятий физическими лицами физической культурой и спортом. Создав такие необходимые условия, спортивный комплекс, предоставляя в пользование за плату соответствующие объекты для занятий физической культурой, оказывает услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой.
Полагаем, что по этой причине в последних разъяснениях Минфина России и ФНС России не упоминается о необходимости использования классификаторов для отнесения конкретных видов услуг к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ также не обязывает налогоплательщиков при квалификации оказываемых услуг руководствоваться какими-либо классификаторами (ОКУН, ОКВЭД2 или ОКПД2)) и допускается, что услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий могут оказываться как индивидуально, так и под руководством тренера при условии, что они соответствуют понятиям, установленным Законом N 329-ФЗ.
Соответственно, то обстоятельство, что, например, в бассейне или тренажерном зале физические лица могут заниматься самостоятельно (не под руководством тренера (инструктора)) не свидетельствует о том, что организация не оказывает услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
С учетом изложенного выше мы придерживаемся мнения, что услуги по предоставлению в пользование за плату бассейна, тренажерного зала, зала бокса, танцевального зала, универсального зала для занятий физической культурой и спортом относятся к услугам по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для целей применения пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
31 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Непростые льготы по НДС для физкультурно-оздоровительного центра
«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 8
Для многих федеральных (муниципальных) учреждений, занятых в социальной сфере, предусмотрены льготы по НДС. Учреждения физической культуры и спорта — не исключение. Для них в ст. 149 НК РФ есть несколько льгот, нюансы применения которых автор рассмотрел на примере разрешения ситуации, взятой из жизни.
Даем вводную
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей СДЮСШОР (имеет на балансе два объекта: физкультурно-оздоровительный комплекс и спортивный комплекс) оказывает платные услуги (физкультурно-оздоровительные) юридическим лицам и населению: по предоставлению игрового зала, физкультурно-оздоровительные услуги в фитнес-клубе, бассейне, тренажерном зале, услуги в оздоровительном центре (сауне), услуги по лечебному и восстановительному массажу. Вправе ли СДЮСШОР претендовать на льготу по НДС? Согласитесь, вопрос задан некорректно. В ст. 149 НК РФ есть ряд оснований для освобождения от обложения НДС доходов учреждений физической культуры и спорта. Рассмотрим их подробнее.
Определяемся с льготами
Во-первых, согласно абз. 6 пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий не подлежит налогообложению. Во-вторых, пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения операций по реализации входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке в виде бланка строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий. При этом конкретный перечень услуг налоговым законодательством не предусмотрен. Поэтому чиновники (Письмо Минфина России от 14.05.2012 N 03-07-07/50) советуют в решении вопроса налогообложения руководствоваться Законом о физической культуре и спорте и Общероссийским классификатором оказания услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) . В принципе нет оснований с этим не согласиться.
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
В упомянутом Законе даны базовые понятия, которые достаточно обобщены и вряд ли пригодятся при уточнении не облагаемых НДС услуг. Например, физкультурные мероприятия — организованные занятия граждан физической культурой, или спортивные мероприятия — спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов. И еще, организатор физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия — юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное мероприятие или спортивное мероприятие и которое осуществляет организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия.
Формулировки ст. 2 Закона о физической культуре и спорте нужны более правоведам, нежели бухгалтеру, для которого более практичен другой документ — ОКУН (Письмо Минфина России от 14.02.2012 N 03-07-07/24). В соответствии с данным Классификатором услуги физической культуры и спорта включены в подгруппу 071000 «Проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивно-зрелищных мероприятий» группы 07, согласно которой проведение занятий по физической культуре и спорту соответствует кодам 071100 — 071167, а проведение спортивно-зрелищных мероприятий — кодам 071200 — 071214 (Письмо УФНС по г. Москве от 30.03.2012 N 16-15/27672). Распишем подробнее группировки услуг в таблице.
Из всего перечисленного к платным услугам физкультурно-оздоровительного и спортивного комплекса ближе всего занятие по физической культуре и спорту. Но знак равенства ставить преждевременно, так как не все поименованные в начале статьи услуги подпадают под льготное налогообложение. Напомним и рассмотрим по порядку каждый вид услуг СДЮСШОР.
Услуги по предоставлению игрового зала в спортивном комплексе
Предоставление объектов физической культуры и спорта выделено в ОКУН в отдельную подгруппу — 072100. В нее входит предоставление населению теннисных кортов, комплексных спортивных площадок, полей для спортивных игр и занятий, катков и конькобежных дорожек, плавательных бассейнов, горно-спортивных, лыжных, гребных баз, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий, велотреков, велодромов, яхт-клубов. Сюда же включены предоставление объектов физической культуры для оздоровительного отдыха с продажей путевок на время отпуска и выходного дня, а также пользование спортивными тренажерами.
Из сказанного ясно, что услуги по предоставлению игрового зала не относятся ни к занятиям по физической культуре и спорту, ни тем более к спортивно-зрелищным мероприятиям. Поэтому говорить о льготе, предусмотренной абз. 6 пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ, здесь неуместно. Но стоит вспомнить о другой льготе, предусмотренной пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ, позволяющей не начислять НДС к уплате в бюджет при реализации входных билетов в виде бланков строгой отчетности организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказании услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий. Если бы игровой зал в спорткомплексе предоставлялся для подготовки участников спортивно-зрелищных мероприятий, можно было бы подумать над тем, как воспользоваться указанным освобождением от обложения НДС. Но так как игровой зал — не площадка для подготовки спортсменов, предоставление его в пользование населению в физкультурно-оздоровительном или спортивном комплексе не подпадает под действие упомянутых льгот. В силу того что пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ прямо называет аренду имущества услугой для целей обложения НДС, с предоставления в пользование игрового зала налог уплачивается на общих основаниях как с реализации облагаемых НДС услуг (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Физкультурно-оздоровительные услуги в фитнес-клубе
Сама формулировка услуг уже некорректна, поскольку такого названия нет ни в Законе о физической культуре и спорте, ни в ОКУН. В то же время в Классификаторе услуг услуги фитнес-центров указаны в подгруппе «Предоставление объектов физической культуры и спорта» (код 072100 ОКУН). Такие услуги не подпадают ни под действие льготы, предусмотренной абз. 6 пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ, ни под освобождение, установленное пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ. Поэтому если поставить знак равенства между услугами фитнес-центров и физкультурно-оздоровительными услугами в фитнес-клубе, то можно утверждать, что СДЮСШОР, разместившая в физкультурно-оздоровительном или спортивном комплексе фитнес-клуб, не вправе претендовать на налоговые преференции.
Отметим, что если учреждение задумает провести соревнования в фитнес-центре, например показательные выступления учащихся спортивных школ, ведущих спортсменов (в частности, по тяжелой атлетике), то оно может рассчитывать на льготу (пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ), освобождающую от обложения НДС реализацию входных билетов в виде бланков строгой отчетности на проводимые спортивно-зрелищные мероприятия. Отчасти это подтверждает, что при оказании населению услуг фитнес-центров допускается производить наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, используя самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться обязательные реквизиты БСО (Письма Минфина России от 23.05.2012 N 03-01-15/4-102, УФНС по г. Москве от 23.08.2011 N 17-26/081871).
Небезынтересно Постановление ФАС ПО от 27.09.2011 N А55-36983/2009. Налогоплательщик продавал клубные карты на предоставление права посещения фитнес-клуба, в стоимость которых входят: первичный лечебно-консультативный прием врача лечебной физкультуры (ЛФК) и спортивной медицины, включающий в себя клиническое обследование и диагностику обмена веществ; комплексное медицинское тестирование (фитнес-профиль) с целью определения физических возможностей организма с составлением на его основе индивидуальной схемы тренировочного процесса ЛФК (персональный подбор групповых и индивидуальных занятий); методические занятия с инструктором ЛФК в тренажерном зале (индивидуальные практические занятия по ЛФК); групповые занятия ЛФК в спортивных залах на основании заключения врача (по расписанию). Перечисленные услуги оказывались в рамках медицинской деятельности, на осуществление которой налогоплательщик имел лицензию (доврачебная помощь) и пользовался льготой, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Наряду с деятельностью в области здравоохранения общество осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность. В частности, в стоимость клубной карты входят также дополнительные услуги: восточные единоборства (кикбоксинг), функциональный тренинг (карате, бокс), танцевальные классы — они являются услугами, имеющими физкультурно-оздоровительную направленность, и облагаются НДС в общем порядке (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Арбитры сделали такой вывод, не вдаваясь в детали, не «примеряя» в данной ситуации освобождение от обложения НДС для физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Выше автор пояснил, почему указанное освобождение не применимо к услугам фитнес-клуба даже в том случае, если эти услуги именовать физкультурно-оздоровительными. За редким исключением такая деятельность фитнес-клуба облагается НДС и судебное решение лишний раз это подтверждает.
Кроме того, арбитры указали еще на один важный момент. При осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). В его отсутствие налоговики не только вправе доначислить суммы налога с облагаемой физкультурно-оздоровительной деятельности, но и исключить предъявленный поставщиками и подрядчиками НДС из состава вычетов по данному налогу и из расходов при расчете налога на прибыль (абз. 8 п. 4 ст. 170 НК РФ). Налогоплательщик имеет право не вести раздельный учет «входного» НДС, если доли совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию не облагаемых товаров (работ, услуг) составляют не более 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг) (Письмо Минфина России от 16.04.2013 N 03-07-11/12802). Как видим, процент для неведения раздельного учета достаточно низкий, поэтому фитнес-центру нужно быть готовым вести раздельный учет по операциям, облагаемым (физкультурно-оздоровительная деятельность) и не облагаемым НДС (медицинское направление — лечебная физкультура, спортивная медицина, массаж).
Физкультурно-оздоровительные услуги в бассейне и тренажерном зале
Данные услуги для целей обложения НДС не отличаются от ранее рассмотренных. Хотя услуги в бассейне и тренажерном зале включены в группу «Услуги физической культуры и спорта» (код 070000 по ОКУН), они не освобождаются от обложения НДС, так как относятся к услугам по предоставлению в пользование плавательных бассейнов (код 072107) и помещений для физкультурно-оздоровительных занятий (код 072112), включая пользование спортивными тренажерами (код 072117). Все это входит в подгруппу 072100 «Предоставление объектов физической культуры и спорта». В то же время в бассейне могут проводиться занятия по плаванию, закаливанию в учебных группах, школах и клубах. В таком случае можно говорить о том, что оказываются не облагаемые НДС услуги по физической культуре и спорту (код подгруппы 071100). Где та грань между предоставлением бассейнов и тренажерных залов и проведением в них занятий в учебных группах, школах и клубах?
Если исходить из вышесказанного, то услуги, оказываемые в учебных группах воспитанникам муниципального учреждения дополнительного образования детей, не облагаются НДС. При этом здесь можно применить другую льготу (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ), позволяющую не начислять налог с услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) (Постановление ФАС ПО от 04.12.2012 N А55-3082/2011). Если же в бассейн, тренажерный зал приглашаются все желающие, занимающиеся по индивидуальной программе, то нет оснований говорить о том, что имеют место занятия по физической культуре и спорту. Это больше похоже на предоставление объектов физической культуры и спорта желающим позаниматься даже в том случае, когда с посетителем бассейна, тренажерного зала работают отдельный тренер и врач.
К сведению. Услугам по предоставлению плавательных бассейнов для населения присвоен код 072107, а проведению занятий по плаванию — код 071109. Следовательно, они входят в подгруппу услуг, относящихся к занятиям по физической культуре и спорту, поэтому предоставление плавательных бассейнов населению и проведение занятий по плаванию не могут быть отнесены к услугам по проведению спортивно-зрелищных мероприятий .
Постановление ФАС СЗО от 01.12.2005 N А56-7398/05.
Интересно, что при приобретении указанных услуг организацией для своих сотрудников социальная направленность этих услуг не изменяется (Письмо УФНС по г. Москве от 30.03.2012 N 16-15/27672). Что хотели сказать чиновники? Что сотрудники учреждения могут посещать бассейн, а для целей налогообложения бухгалтер их приравняет к воспитанникам учреждения, занимающимся в учебных группах? Вряд ли, здесь как раз тот случай, когда решение вопроса налогообложения зависит от конкретной ситуации, а социальная направленность не играет существенной роли в четкой классификации оказываемых услуг согласно ОКУН.
Заслуживает внимания ситуация, рассмотренная в Постановлении ФАС МО от 15.02.2008 N КА-А41/488-08. Основным видом деятельности общества согласно его уставу является деятельность в области здравоохранения, которая включает санаторно-курортную деятельность на базе лечебно-профилактических учреждений (санаториев, курортов, профилакториев, пансионатов, санаторно-оздоровительных лагерей). Медицинские услуги оказываются обществом в виде лечебной физкультуры в залах ЛФК и лечебном плавательном бассейне под контролем медсестер и заведующей диагностическим отделением. На каждого пациента заполняется карта лечащегося в кабинете физкультуры, форма которой утверждена Минздравом. Предоставляемые налогоплательщиком услуги соответствуют Перечню медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132). Лицензия на оказание услуг, которые входят в указанный льготный Перечень, подтверждает право общества на освобождение от обложения НДС.
Оздоровительные услуги в сауне
В соответствии с ОКУН к бытовым услугам, в частности, относятся услуги бань и душевых (код 019100). Услуги сауны могут быть отнесены к прочим услугам, оказываемым в банях и душевых (код 019200), но только в том случае, если данные виды услуг предоставляют бани и душевые. Поэтому если услуги сауны оказывают иные организации, то данные услуги не относятся к бытовым . Физкультурно-оздоровительный комплекс спортивного учреждения — это не баня, поэтому услуги сауны в этом комплексе не попадают в разряд бытовых услуг, оказываемых населению. Значит, ОКУН к ним применить нельзя и классифицировать их как не облагаемые НДС физкультурно-оздоровительные мероприятия тоже не получится.
Письмо Минфина России от 27.11.2007 N 03-11-04/3/467.
Здесь же стоит упомянуть услуги по лечебному и восстановительному массажу, которые чаще оказываются не в спортивных, а в медицинских центрах. В части медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями (учреждениями), за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, налогоплательщик вправе воспользоваться льготой, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ. К медицинским услугам отнесен и массаж . Ключевым моментом при отнесении массажа к медицинской услуге следует признать характер самой услуги, манипуляции, предполагающей соответствующую квалификацию, знания и умения в области медицины у персонала в целях исключения причинения вреда здоровью человека (Письмо Росздравнадзора от 13.03.2013 N 16и-243/13). При наличии лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ) услуги по лечебному и восстановительному массажу (доврачебная помощь) не облагаются НДС, но есть ли такая лицензия у учреждения дополнительного образования — это еще вопрос.
См. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Заключение
Рассмотренные льготы социальной направленности ст. 149 НК РФ предусмотрены при оказании услуг населению. Заключение спортивным учреждением договоров с юридическими лицами может еще больше отдалять налогоплательщика от льгот. Однако ст. 430 ГК РФ предусмотрена возможность заключения договора в пользу третьих лиц. Факты заказа и оплаты услуг юридическими лицами не изменяют правовую природу этих услуг для целей налогообложения, ведь фактически услуги все равно оказываются физическим лицам как конечным потребителям. Поэтому если услуги приобретены юридическими лицами не с целью последующей перепродажи, то можно их считать услугами, оказываемыми физическим лицам, за которых платит юридическое лицо (Постановление ФАС СЗО от 01.02.2011 N А56-10700/2010). Сказанное необходимо взять на заметку.
Источник