Обитатели пруда для детского сада

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой на тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с природой

на тему: « Обитатели водоемов»

для детей старшей группы.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_nod_obitateli_vodoemov_v_starshey_gruppe.docx 27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №2

непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с природой

на тему: « Обитатели водоемов»

для детей старшей группы.

Воспитатель: Килина Оксана Александровна

Цель: Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов. Систематизация экологических знаний.

  1. Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма. Развивать зрительное и слуховое восприятие, речь, творческое воображение, память, внимание, мышление, самостоятельность в разных видах деятельности.
  2. Обучать умению выделять взаимосвязь между растениями и животными водоема. Формировать умения выделять цепочку взаимосвязи растений и животных водоема.
  3. Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к богатствам природы. Побуждать детей к сопереживанию, воспитывать желание помочь другому.

Материалы и оборудование:

  • пейзаж водоема,
  • загадки о растениях и животных водоема
  • картинки с изображением растений и животных
  • картинка Водяного
  • д/и: «Четвертый лишний», «Составь картинку»
  • картинки с изображением растений и животных водоема.

Презентация «Обитатели водоема»

Беседа «Жизнь водоема»

Рассматривание иллюстраций с изображением различных водоемов;

Знакомство с некоторыми обитателями водоемов (животными, земноводными, птицами, насекомыми и др., а также растениями).

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте улыбнемся и с ними поздороваемся. Присаживайтесь за столы.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Написано для старшей группы. Посмотрим от кого?

Открываем письмо. Достаем фото ВОДЯНОГО. Ребята, кто это?

Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте ребята. У меня случилась беда: злая колдунья похитила моих друзей, без которых я не могу обойтись. Они помогали мне, с ними я быть веселился, играл. Жизнь без них так скучна. Помогите мне, отыщите моих друзей».

Воспитатель: Ребята, что случилось с друзьями Водяного. (злая колдунья украла).

О чем просит нас Водяной? (отыскать друзей).

Хотите помощь Водяному? (да).

Но как же нам помочь ему вернуть друзей?

Воспитатель читает дальше: «Чтобы спасти моих друзей нужно пройти все препятствия в сказочной стране, а что бы вам туда попасть… вот вам волшебный клубок».

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы. Тогда в путь

Друг за другом по тропинке
Повернись вокруг себя
Раз — два, Раз — два
Оглядеться нам пора.

Подходят к первому столу «ВЫБИРАЙ-КА»

А вот и первое задание. Так, давайте посмотрим, что здесь.

Игра: «Четвертый лишний в нашем пруду».

Воспитатель: Давайте, подумаем, кто живет в водоеме? Кто может быть другом Водяного?

Водомерка, ежик, божья коровка, корова

Утка, петух, попугай, снегирь.

Бобер , белка, хомяк, бык

Рыба , верблюд, медведь, собака.

Пояснение воспитателя к выбору детей по дидактической игре «4 лишний».

Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки . У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка — насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие .

Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей — это, тростник, камыш, осока.

Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.

Рыбы , как животные бывают хищники и травоядные.

Щука — хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

Окунь — полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.

Карась питается растениями и личинками насекомых

Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.

Воспитатель: Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя)

Обсуждение проблемного вопроса.

Восп итатель: Ребята, а почему вы не взяли другие карточки, например с верблюдом, или с ежиком? Разве они не могут быть друзьями Водяного? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Если выбирать из этих картинок, мы будем брать тех, кто без водоема жить не может. С этим заданием мы справились, давайте поспешим дальше.

Воспитатель: Отправимся дальше. Веди, веди нас наш клубок.

Подходим ко второму столу «ОТГАДАЙ-КА»

Давайте посмотрим, что приготовила для нас злая колдунья. Это загадки. Я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь угадать, о каком обитателе пруда я говорю.

Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)

Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.

А теперь следующая загадка:

хватает клешнёй (Рак).

Раки обитают в пруду с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.

По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

на себе свой дом везет? (улитка).

Улитка — прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.

Давайте с вами представим, что мы стрекозы. И полетим к следующему заданию.

Утром стрекоза проснулась

Раз — водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

Подходят к последнему столу «СОСТАВЛЯЙ-КА»

Воспитатель: Игра: « Составь картинку». Нужно разделиться на команды и только вместе мы сможем собрать картинки быстро и правильно.

Воспитатель: Здесь нам нужно составить картинки, и тогда мы узнаем друзей Водяного.

В прудах, небольших озерах встречается жук-плавунец . У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль весел. Плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.

Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.

Цапля — это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает. Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами, различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.

Воспитатель: А наш клубок закончился. Это значит, что всех друзей мы спасли. Давайте вернем друзей на место. Для этого мы с вами пройдем к нашему водоему (нарисован на доске) и заселим обитателей на свои места.

Макет водоема с растениями, камышом Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом обсуждают, кого куда поселили.

А почему, Арсений ты заселил этого обитателя сюда? А как ты думаешь, Варя правильно Максим заселил своего жильца? Почему? (Индивидуальная работа воспитателя с детьми)

Воспитатель: Что ж, теперь и самого водяного можно позвать. Дорогой Водолей. Мы возвращаем тебе твоих друзей.

Водяной: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Вот и мы вернули обитателей водоема на свои места. Какой красивый у нас получился водоем. Молодцы, ребята, вы справились с заданиями, помогли Водяному найти своих друзей — обитателей водоема. А, скажите ребята, Водяной это реальный персонаж или сказочный? Возможно встретить его на самом деле? Почему вы так думаете?

Давайте вспомним, с какими обитателями водоема мы сегодня познакомились.

— Кто живет на берегу? Почему? А кто в воде? А он может на берегу жить? Почему?

— Кто из них хорошо плавает? Благодаря чему? (вызвать на диалог)

— Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

— Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

Ребята, а как вы думаете, есть ли связь растений и животных водоема? Какая? А нужны ли растения и животные водоема друг другу? А попробуйте, найти взаимосвязь комара с другими обитателями водоема.

комар — лягушка — цапля

кувшинка – рыба — лягушка

червячок — рыбка — чайка

водоросли — улитка — рак

молодцы. Все знаете. Ребята, а как вы думайте, можно часть водоема иметь у себя дома? А как? (ответы детей)
— Правильно, конечно это аквариум. Можно купить аквариум, налить воды и поселить там рыбок. Ребята, наше занятие заканчивается, и я хочу вам сделать подарок. Посмотрите это аквариум. Только по-моему чего-то там не хватает? Давайте каждый подумает, чего не хватает, и сегодня после ужина дорисуем аквариум.

Источник

Конспект занятия в старшей группе на тему «Водоемы и их обитатели»

Анна Зубенко
Конспект занятия в старшей группе на тему «Водоемы и их обитатели»

Вводная часть (мотивация)

— Ребята, к нам сегодня пришел гость, давайте улыбнемся и с ним поздороваемся.

— Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня день Бобра, вспомните кто же такой Бобр и где он живет? (грызун, полуводное млекопитающее, водится по берегам рек, озер, водохранилищ и прудов)

-Правильно сегодня мы с вами вспомним всех,кто живет с ним по соседству: рыб, зверей, насекомых, птиц гнездящихся в камышах у берегов рек и озер.

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Водоемы и их обитатели».

Взгляните, на доске есть карта, как вы думаете, что обозначено синим цветом на карте? (вода, водоемы)

Отгадайте загадку: из нее льется, в нее льется, сама по земле вьется. (река).

Река — это поток воды текущей в выработанном им самим углублении. Вода в реке пресная – она не имеет особого вкуса и запаха. Речная вода – главный источник питьевой воды на нашей планете.

А вы знаете названия известных рек? Назовите их пожалуйста. (Волга, Ока, Обь).

Для чего нам нужны реки?

* с древних времён реки используются в качестве источника пресной воды

• для добывания пищи

• для транспортных целей

• в качестве защитной меры

• как источник неисчерпаемой энергии

• орошения сельскохозяйственных угодий.

В реках и водоёмах много разной рыбы: такие как карась, сом, сазан, лещ, пескарь, осётр, щука, окунь, треска и много других.

Кроме рыб в реках и других водоёмах обитаетмного разных животных: улитки, собирая корм, ползают по дну и растениям, а от врагов прячутся в домике — твёрдой раковине; раки двигаются не вперёд, а назад, отталкиваясь двумя клешнями и опираясь на свой хвост.

Лягушки могут жить в воде и на суше; прыгая по траве, они ловят языком насекомых.

Ещё в водоёмах водятся пиявки, водяные жучки, мелкие рачки.

— А как вы думаете в каких водоемах соленая вода? (в морях, океанах)

Правильно. Есть такие водоемы как моря и океаны.В морях и океанах живут крупные животные: дельфины, моржи, тюлени, кальмары. Но самым большим на земле животным, живущим в воде, является кит. На его спине может уместиться тридцать слонов; но есть и небольшие киты — длиной два-три метра.

Рыбы, живущие в реке, называются речными.

— Рыбы, живущие в море, называются морскими.

-как вы думаете, Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя)

— Ребята, а мы какую воду с вами пьем? (Ответы детей)

— Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает. Людям требуется много воды. А так же вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!

— А что будет, если на Земле не будет воды – морей, рек, озер? (Ответы детей).

Сейчас мы с вами немножко отдохнем и ненадолго отправимся к морю.

Рефлексия «Отдых на море»

Взрослый. Садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

Отдохнули? (да) тогда давайте продолжим наше занятие.

У меня для вас еще одна загадка: Посреди поля лежит зеркало, стекло голубо, рама зелена, как вы думаете что это? (озеро).

Озеро – это природный водоем в углублении суши, заполненный водой.

(не имеет течения и не соединяется с морем и океаном)

Посмотрите пожалуйста изображение на доске. (картинки обитателей рек и озер).

Отгадаете последнюю загадку (Да).

Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя, как вы думаете о чем идет речь? (болото).

Давайте поговорим о том, как образуются болота. Болота образуются из озер. Берега озера медленно зарастают камышом, водоем со временем мелеет, растения все разрастаются к центру, и озеро постепенно заболачивается. Но вода в болоте остается чистой, так как очищается растениями. В болоте и вокруг его живут много животных и растений.

(рассматривание иллюстраций обитателей болота, и называние их).

Крупные животные в болотах не живут, но приходят на них в поисках пищи.

Устали сидеть (да) Давайте мы с вами встанем и немножко поиграем.

Цапля ходит по воде.

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Размялись немножко, давайте улыбнемся друг другу, а затем присядем на свои места.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан, обитателей этих водоёмов.

Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-80частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.

Ребята пока мы с вами играли у нашего гостя — бобра созрел к вам вопрос,он спрашивает: «Как вы думаете, ребята, нужно ли охранять водоемы? И почему?» (ответы детей, смотрим иллюстрацию нельзя загрязнять водоемы).

Давайте подведем итоги нашего сегодняшнего занятия.

1. Какие существуют водоемы? (реки озера моря океаны болота).

2. Какие животные и птицы живущие в водоемах вам больше всего запомнились сегодня (ответы детей)

3. И последнее самое важное, вы поняли, что водоемы нельзя загрязнять?

4. Бобру очень понравилось сегодня у вас в гостях, он очень рад, что попал к таким умным ребятам, которые всё знают. Бобер обязательно к вам еще придет.

5. Спасибо за внимание, на этом наше занятие подошло к концу.

Фотоотчет по тематической неделе «Подводный мир и его обитатели» в старшей группе С 21 марта по 25 марта в группе «Непоседы» в рамках комплексно- тематического планирования прошла неделя «Подводный мир и его обитатели».

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему: «Такие разные цветы» Конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему:«Такие разные цветы» Интеграция.

Конспект занятия (НОД) на тему «Мы юные экологи» в старшей группе Конспект занятия (НОД) на тему: «Мы юные экологи» в старшей группе Цель: Закрепить и обобщить знания детей о природе. Задачи: Закрепить.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему «Снегири на ветках» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Виды.

Конспект занятия по ФЭМП на тему «Счет до шести» в старшей группе Программное содержание: Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия в старшей группе «Морские обитатели» по изодеятельности в технике пластилинографии Цель: Уточнить представление об обитателях морских глуби. Задачи: Побуждать изображать картину морского дна, отрабатывать приемы вытягивания,.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Зима. Зимняя одежда» Здравствуйте, ребята! К нам в садик пришло письмо, а от кого, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки,.

Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов» Цель занятий. Экологическое воспитание. Формирование у детей среднего дошкольного возраста экологических представлений об обитателях.

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Водный мир и его обитатели» b]1. Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Водный мир и его обитатели».[/b] 2. Проблемное поле проекта.

Источник

Читайте также:  Нефтегазоносные бассейны западно канадский
Оцените статью