ТЕМА 2.1.ЭКОЛОГИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА
Читайте также:
I. Декларируемые потребные качества сотрудников спецслужб: ожидания и реальность.
I. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ ПАССАЖИРОВ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА.
I. Звукоизоляция от воздушного шума.
I. Конструктивно-технологические особенности изготовления деталей информационных радиоэлектронных средств (ИРЭС) и обеспечение качества их изготовления
II. ДВА СИЛЬНЫХ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОД ВОДИТЕЛЬСТВОМ СВЯТОГО ДУХА
II. Организация и обеспечение авиационной безопасности в аэропорту
III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ
IV. Обеспечение безопасности участников
IV. Учебно-материальное обеспечение
IV.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ
Вопросы темы:
2.1.1. Атмосфера и ее экологические особенности. Виды и источники загрязнения атмосферы
2.1.2. Основные направления охраны воздушного бассейна. Методы и средства очистки воздуха
2.1.3. Правовое и экономические регулирование состояния воздушного бассейна
2.1.1. Хозяйственная деятельность людей привела к значительному накоплению в атмосфере многих химических соединений, что имеет негативные последствия для окружающей среды.
Основные проблемы, при этом, следующие:
• Угроза (пока только угроза) возможности парникового эффекта. Причиной парникового эффекта может стать увеличение в атмосфере продуктов, выделяющих при сгорании углеводородного топлива.
Это привело к глобальному потеплению климата Земли. Среди ученых бытует мнение, что при повышении среднегодовой температуры Земли на 1-1,5°С существование живых организмов, в том числе и человека не возможно.
Ежегодно в мире сжигается свыше 10 миллиардов тонн условного топлива. Ориентировочно, при сжигании каждого килограмма образуется около 10 кубометров продуктов возгорания, а общий выброс составляет 10 14 метров кубических. На каждого жителя планеты приходится 20 т продуктов сгорания.
Вторая проблема вытекает из первой.
• Выпадение кислотных дождей, основной причиной которых является сжигание топлива. Выпадая, кислотные дожди приводят к изменению химических характеристик воды, почвы и т.д., вызывают прежде временный износ техники.
• Утончение слоя озона над Землей. Содержание озона в атмосфере не достигает и одной миллионной доли от содержания остальных газов, однако именно озон поглощает большую часть ультрафиолетовых лучей, которые обладают достаточной энергией, чтобы вызвать рак кожи, катаракту, иммунную недостаточность, а также повреждать посевы. Значительный вред озонному слою наносит хлорфторуглерод.
Важно определить направления оздоровления воздушного бассейна. Все направления защиты воздушного бассейна можно объединить в 4 группы:
1. санитарно-технические: сооружение сверхвысоких дымовых труб, установка газопылеочистного оборудования, герметизация технологического и транспортного оборудования.
Следует помнить, что на многих предприятиях химической промышленности, черной и цветной металлургии затраты на сооружения по очистке воздуха составляют 20-40% от стоимости основных производственных фондов. Несмотря на это, воздушному бассейну наносится большой вред.
Большую помощь в оздоровлении окружающей среды (атмосферного воздуха в частности) может дать нашей республики сотрудничество в области экологии с зарубежными странами. Три года назад с помощью Дании в нашей республике был разработан проект защиты атмосферы от выбросов фреона.
Было решено выделить гранд в размере семи миллионов долларов на закупку очистного оборудования и установку его на предприятиях «Атлант», «Белвар», приборостроительном заводе, а также два миллиона долларов на сервисное обслуживание. Сегодня объем выбросов фреона в атмосферу уменьшился в 10 раз и составил 600 тонн ежегодно вместо семи тысяч в предыдущие годы.
2. технологические: создание новых технологий, основанных на частично и полностью замкнутых циклах; создание новых методов подготовки сырья; замена сырья; замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми; автоматизация производственных процессов.
**Пробную партию нового экологически чистого топлива для дизельных двигателей закупили в Польше ученые Беловежской пущи. Новинка под названием «биодизель» производится во Вроцлаве с добавлением биокомпонентов, которыми являются сложные эфиры, получаемые из рапсового масла. Их использование позволяет значительно уменьшить выделение в атмосферу углекислого газа.
В Польше уже произведено 2000 тонн такого топлива. Применение 5% таких биокомпонентов дает возможность уменьшить на 20% содержание отравляющих веществ в выхлопных газах.
3. планировочные: создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом розы ветров; вынос наиболее токсичных производств за черты города; рациональная планировка городской застройки; озеленение городов и т.д.
4. контрольно-запретительные: установление ПДК (предельная допустимая концентрация) загрязнителей; ПДВ ( предельно-допустимые выбросы) загрязняющих веществ; запрещение производства отдельных токсичных продуктов и т.д.
2.1.2.Основные эколого-экономические показатели охраны атмосферного воздуха следующие.По стационарным источникам:
1. Общее количество вредных веществ, отходящих от всех источников загрязнения в год (тыс. т.), в том числе твердых, жидких и газообразных.
2. Количество вредных веществ выбрасываемых в атмосферу в год; в том числе твердых, жидких и газообразных.
3. Общее количество улавливаемых и обезвреженных веществ в год, в том числе твердых, жидких и газообразных.
4. Из общего количества улавливаемых и обезвреженных веществ утилизируются.
По передвижным источникам (транспорт):
Общее количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
2.1.3. Методика расчёта основных показателей загрязнения воздушного бассейна
n – количество загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферный воздух;
— установленная безразмерная константа, которая позволяет соотносить степень воздействия i-го вещества с воздействием диоксида серы:
без класса – 1,2
класса 1 — 1,7
класса 2 — 1,3
класса 3 — 1,0
класса 4 — 0,9 [12]
Граничные условия для деления природопользователей по категории опасности в зависимости от суммы взвешенных условных баллов (КО):
II. – сумма взвешенных баллов от 21 до 17
III. – от 16 до 11
V. до 5 включительно
Категория опасности деятельности природопользователя (КО):
КО = 2А1 + А2 + А3 + А4 + А5, где
А1 – количество условных баллов, определяемое по критерию зависимости от количественного и качественного состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками природопользователя;
А2 – количество условных баллов, отвечающих граничным показателям, по критерию зависимости размера базовой санитарно-защитной зоны;
А3 – количество условных баллов, отвечающих граничным показателям, по критерию возможности возникновения техногенной и экологической опасности;
А4 – количество условных баллов, отвечающих граничным показателям, по критерию зависимости числа источников выбросов;
А5 – количество условных баллов, отвечающих граничным показателям, по критерию зависимости числа передвижных источников.
Платежи за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников ():
=k, где
— объём выбросов загрязняющих веществ i-го класса опасности;
— ставка налога за выбросы загрязняющего вещества i-го класса опасности;
kg – понижающие коэффициенты к ставке налога для g вида используемого моторного топлива [9];
k – коэффициент индексации суммы налога за использование природных ресурсов (экологического налога) [8].
Дата добавления: 2015-09-14 ; просмотров: 19 ; Нарушение авторских прав
Источник
Основные направления охраны качества атмосферного бассейна
Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна.
В связи с тем, что последствия загрязнения воздушного бассейна имеют материальные и нематериальные воздействия на хозяйственную деятельность и жизнедеятельность человека возникает необходимость рассмотрения качества атмосферного воздуха.
Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность присущих ему свойств, которые определяет степень воздействия химических, физических , биологических и других факторов на ОС.
Качество атмосферного воздуха регулируется:
1)ПДК загрязнения веществ в атмосфере;
2)Уровнем вредного воздействия;
3)Предельным объемом образования загрязняющих веществ при эксплуатации технического оборудования и объектов;
4)Потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.
5)Содержание загрязненных веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух.
6)Удельный выброс загрязненных веществ в атмосферный воздух.
Контроль за состоянием качества воздушной среды осуществляется на локальном и государственном уровне.
На локальном уровне контроль качества представляет собой подсистемы режимного отслеживания за уровнем загрязнения воздуха основными и специфическими вредными веществами, содержащимися в газах, которые выбрасываются предприятиями и транспортом.
На государственном уровне осуществляется контроль качества воздушной среды органами гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб.
Необходимость государственного контроля обусловлено транспортным загрязнением атмосферы.
Трансграничное загрязнение – это загрязнение территории данного государства источниками, которые расположены на территории других государств.
Это установка очистного оборудования, герметизация производственного и транспортного оборудования; сооружение сверхвысотных дымовых труб. Последние позволят снизить приземную концентрацию загрязняющих веществ до уровня ПДК.
2)группа технологических мероприятий.
Это улучшение технологии производства; создание замкнутых технологических циклов, что позволяет утилизировать и возвратить в производстве ценных продуктов, сырья и материалов.
3)Группа планировочных мероприятий.
Оптимальное расположение предприятий с учетом розы ветров, создание СЗЗ; вынос наиболее вредных веществ за черту города; рационализация планировки городской застройки и озеленение городов.
СЗЗ – это территория вокруг предприятия, где возможно превышение ПДК для одного или нескольких загрязняющих веществ.
Условия размещения предприятий —совокупность выбросов вредных и иных воздействий от загрязняющих веществ не должна приводить к превышению норм ПДК в атмосфере.
Регулирование состояния воздушной среды:
Состояние воздушной среды регулируется законом Украины «Об охране атмосферного воздуха».
Правовое регулирование обеспечивает реализацию следующих направлений:
1)Регулирование отношений в области охраны окружающего атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека; улучшения и восстановления атмосферного воздуха.
2)Предотвращение снижения уровней химического, физического и других воздействия на атмосферу.