- Безопасность морских грузоперевозок
- Доля морских перевозок в мировом грузообороте по оценкам различных агентств колеблется от 62% до 91%. Логично, что при таких показателях безопасности морских перевозок грузов уделяется особое внимание. Каждый этап перевозки грузов подробно расписан в правилах и инструкциях.
- Нормативная база
- Виды генеральных грузов
- Общие требования безопасности при перевозке генеральных грузов
- Общие требования к безопасности судов
- Общие требования к безопасности груза
- Безопасность портовой инфраструктуры
- Документация в безопасности морских грузоперевозок
- Роль персонала в безопасности морских перевозках
- Обеспечение безопасности морских перевозок
- Безопасность морских грузоперевозок
Безопасность морских грузоперевозок
Доля морских перевозок в мировом грузообороте по оценкам различных агентств колеблется от 62% до 91%. Логично, что при таких показателях безопасности морских перевозок грузов уделяется особое внимание. Каждый этап перевозки грузов подробно расписан в правилах и инструкциях.
Нормативная база
Документы, регламентирующие действия участников, утверждены на международном, региональном и национальном уровнях.
Глобальным документом, регулирующим безопасность морских перевозок, является Международная конвенция SOLAS 74 «Международная конвенция по охране человеческой жизни на море», последние изменения в документ были внесены в январе 2016 г.
На уровне ЕС действует пакет нормативных документов «Морской пакет 1986 г.», включающий в себя требования по организации морских перевозок, в том числе и грузовых. Отличительная черта европейского морского законодательства – динамика, в документы постоянно вносятся изменения, актуализирующие требования.
В России действуют «Правила безопасности морской перевозки грузов», утверждённые приказом Минтранса №ВР-1/п с изменениями от 06.07.2012 г.-1П
Правила дифференцируются в зависимости от перевозимого товара. Они распространяются отдельно на перевозку:
Наиболее всеобъемлющие требования предъявляются к безопасности перевозки генеральных грузов.
Виды генеральных грузов
Для лучшего понимания предмета определимся, какие грузы относятся к генеральным, обобщая, это:
- металлопрокат, во всём его многообразии;
- железобетонные изделия;
- упакованные штучные изделия, в коробках, мешках, ящиках, ПЭТ-упаковке;
- контейнеры;
- машины и механизмы;
- лес и пиломатериалы;
- фасованные сыпучие (цемент, мука и т.п. в мешках);
- фасованные жидкости и газы (бочки, танк-контейнеры).
Общие требования безопасности при перевозке генеральных грузов
Требования безопасности морских перевозок генеральных грузов распространяются на:
- суда;
- непосредственно груз;
- портовую инфраструктуру;
- технологию погрузоразгрузочных работ;
- документацию;
- персонал (как портовые работники, так и экипаж судна;
- инспектирующие, согласовывающие и утверждающие органы компаний, участвующих в грузоперевозках.
Все объекты, обеспечивающие безопасность морских грузоперевозок грузов, должны эксплуатироваться в исправном состоянии, соответствовать требованиям нормативной документации и описаниям (правила, инструкции, руководства по эксплуатации, упаковочные спецификации и т.д.).
Общие требования к безопасности судов
Морские суда, предназначенные для генеральных грузов, должны эксплуатироваться в строгом соответствии с их назначением. Судовладелец должен обеспечить своевременное обслуживание и ремонт судна, в том числе и регулярную верификацию технического состояния. Инспекцию судов на соответствие требованиям безопасности проводит уполномоченная независимая организация. По результатам инспекции составляется документ, свидетельствующий о соответствии или несоответствии судна нормативным требованиям. Перед началом погрузочных работ администрация порта должна подписать Акт готовности судна к погрузке.
Общие требования к безопасности груза
Груз, предназначенный для перевозки морским транспортом, должен иметь элементы крепления, обеспечивающие его надёжную фиксацию в трюме или на палубе. Тара и упаковка должны обеспечить сохранность груза от утери, разгерметизации и порчи. На тару должна быть нанесена маркировка, соответствующая требованиям безопасности, в первую очередь, это касается опасных грузов. По качеству и количеству груз должен соответствовать прилагаемой документации. Груз, требующий особого режима хранения, должен быть дополнительно подготовлен для обеспечения безопасной морской перевозки.
Безопасность портовой инфраструктуры
Здания, сооружения, машины и механизмы, участвующие в погрузоразгрузочных операциях в порту, должны эксплуатироваться в исправном состоянии и применяться по назначению. Машины и механизмы должны проходить регулярное техническое обслуживание и периодическое освидетельствование. Инспекцию должны проводить уполномоченные независимые организации. Результаты соответствия или несоответствия должны документироваться.
Безопасность погрузоразгрузочных работ в порту
Погрузоразгрузочные работы должны выполняться в строгом соответствии с утверждёнными инструкциями. При проведении работ необходимо учитывать.
Транспортные характеристики груза:
- центр тяжести;
- наличие элементов для крепления;
- вид упаковки/тары;
- вес и габаритные размеры груза;
- очерёдность/последовательность разгрузки в транзитных портах и порту назначения;
- совместимость размещения разных грузов в одном трюме.
- возможность смещения груза при качке;
- возможность попадания воды на груз при шторме;
- схема размещения груза в трюме и на палубе, с целью недопущения крена.
Документация в безопасности морских грузоперевозок
Документы, обеспечивающие морские грузоперевозки, оформляются в соответствии с утверждёнными правилами. Их форма, содержание, согласование и утверждение регламентированы на законодательном и корпоративном уровнях.
Документы составляются, согласовываются и утверждаются грузоотправителем и должны содержать, как минимум:
- полную информацию о грузе;
- сведения о грузоотправителе;
- грузополучателе;
- грузоперевозчике;
- Наименование судна;
- порт отправления;
- назначения;
- требования к укладке и креплению;
- правила предосторожности;
- сертификаты соответствия.
Роль персонала в безопасности морских перевозках
На каждом этапе морских грузоперевозок к выполнению работ должен допускаться только специально обученный и имеющий определённый опыт работы персонал. Квалификация персонала должна регулярно актуализироваться и подтверждаться через процедуры аттестации. Результаты аттестации должны документироваться.
Персонал должен выполнять обязанности, руководствуясь должностными и рабочими инструкциями. Полномочия и ответственность сотрудников должны быть разделены на каждом этапе морских грузоперевозок. Инспектирование и контроль как инструмент обеспечения безопасности. Периодическое инспектирование и контроль являются неотъемлемой часть каждого этапа в обеспечении безопасности морских перевозок грузов. Контроль возлагается на непосредственных исполнителей операций и на их руководителей, для этого в должностные инструкции внесены необходимые требования.
Инспектирование выполняют уполномоченные специализированные независимые организации. Результаты контроля и инспектирования обязательно документируются.
Источник
Обеспечение безопасности морских перевозок
Статья 15. Обеспечение безопасности в морском порту и на подходах к нему
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
С 01.03.2024 в ч. 1 ст. 15 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 294-ФЗ).
1. В целях обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой в морских портах и на подходах к ним, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта устанавливаются требования к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
2. Операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны:
1) незамедлительно информировать капитана морского порта о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности мореплавания и (или) осуществлению деятельности в морском порту, а также об угрозе совершения и (или) о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту и на подходах к нему в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
2) выполнять требования безопасности мореплавания, транспортной безопасности морских терминалов, акваторий морских портов;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
3) обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
4) способствовать проведению объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту.
3. Капитан морского порта обязан:
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
1) при получении информации о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, о загрязнении территории морского порта, других подобных происшествиях своевременно сообщать о них в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 177-ФЗ)
2) оказывать содействие уполномоченным федеральным органам исполнительной власти в обеспечении безопасности мореплавания и защиты от актов незаконного вмешательства в морском порту, а также в проведении объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в морском порту.
4. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 225-ФЗ.
5. Защита морских терминалов и акваторий морских портов от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 225-ФЗ)
6. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 225-ФЗ.
Источник
Безопасность морских грузоперевозок
Морские грузоперевозки в последние годы являются весьма высоко востребованной услугой, а потому нет ничего удивительного в том, что их безопасности уделяется особенно пристальное внимание.
Ни для кого не является секретом тот факт, что вода покрывает порядка 79 процентов поверхности земного шара. Стоит ли в связи с этим удивляться тому, что морские перевозки грузов пользуются весьма высоким спросом. Если быть более конкретными, перевозка грузов морским транспортом составляет порядка 80 процентов от общего числа грузоперевозок.
К слову сказать, водный транспорт использовался и в давние времена, когда дальние континенты еще даже не были открыты. Грузы из Польши и других стран перевозились вдоль берега по воде, поскольку данный способ казался торговцам более безопасным. И только спустя века, когда новые земли были освоены, открылось множество торговых путей, количество которых по сей день продолжает возрастать.
Международные морские грузоперевозки удобны тем, что позволяют осуществлять транспортировку тысячами кубометров в единовременном режиме. Кстати, отчасти, именно это служит одной из причин того, что современный морской транспорт постоянно совершенствуется. В связи с вышесказанным особенно не приходится удивляться тому, что такой услуге, как международные морские перевозки уделяется достаточно пристальное внимание, в том числе и в плане их безопасности.
Если освещать данную тематику более конкретно, нельзя не отметить, что совсем недавно корпорацией WiFi Wireless было анонсировано принципиально новое решение, которое в перспективе позволит весьма существенно улучшить уровень безопасности такого вида услуг, как международные грузоперевозки. Разумеется, данное решение будет построено на базе беспроводных интернет-технологий. Поскольку на данный период времени через порты проходит просто огромное количество всевозможных грузов, а администрация этих самых портов оказывается вынуждена полагаться исключительно на информацию, указанную в накладной документации, новинка окажется как нельзя более кстати.
Как утверждают разработчики, предоставляемая ими технология даст возможность сделать так, чтобы перевозка груза морским транспортом стала как можно более прозрачна. Мало того, она будет абсолютно адаптирована ко всем отраслям данной сферы деятельности. А все потому, что потенциальный клиент, сделавший выбор в пользу такого варианта, как морские перевозки грузов, сможет контролировать перемещение своего товара с помощью Интернета в режиме онлайн. Подобное решение является новаторским и позволит максимально обезопасить любые международные морские перевозки грузов.
Источник