Объемы перевозок грузов морским транспортом

Объемы перевозок грузов морским транспортом

Производственная деятельность портов. В 2020 г. грузооборот в морских торговых портах России составил 820,8 млн тонн (снижение на -2,3%). Снижение объема перевалки по экспортным грузам составило -1,1%, импортным -1,7%, транзитным -8,4%, каботажным -7,0%.

Объем перевалки сухих грузов составил 404,7 млн тонн (рост на 7,6%), наливных грузов — 416,1 млн тонн (снижение на -10,4%).

Уменьшение объема перевалки наливных грузов через морские порты России обусловлено снижением перегрузки сырой нефти на -14,9%, нефтепродуктов — на -4,9%, сжиженного газа — на -0,7%.

Перевалка сухогрузов увеличилась главным образом за счет перевалки угля и кокса (рост на 7,1%), зерна (+30,3%) и грузов в контейнерах (+2,1%).

В 2020 г. объемы перевозки грузов морским транспортом составили 24,6 млн тонн (рост на 1,0%), коммерческий грузооборот — 42,5 млрд тонн-км (рост на 2,2%).

Рост объемов перевозки грузов наблюдался за счет каботажных перевозок (рост на 3,5%). В заграничном сообщении объем перевозок грузов сократился на 9,7%.

Завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 2020 г. составил 8,4 млн тонн (рост на 4,8%), в том числе сухогрузов — 4,0 млн тонн (рост на 33,4%), наливных грузов — 4,4 млн тонн (снижение на 12,0%).

Объем перевозок морским транспортом в 2021 г. оценивается на уровне 24,1 млн тонн (снижение на 2%).

Для повышения конкурентоспособности морских портов России необходимо обеспечить строительство новых и модернизацию действующих портовых комплексов, в первую очередь контейнерных терминалов.

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом к 2024 г. до 25,3 млн тонн (8,1% к уровню 2020 г.), а грузооборота — до 44,9 млрд т-км (5,7% к уровню 2020 года).

Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.

Реализация перечисленных мероприятий обеспечит надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе Российской Федерации, и высокий уровень защиты морской среды в Арктике.

Читайте также:  Сиде турция грязное море

На морском транспорте инвестиции в 2020 г. составили 100,1 млрд рублей, в том числе за счет внебюджетных средств -62,4 млрд рублей. Объем средств за счет средств федерального бюджета составил 37,7 млрд рублей.

Ввод производственных мощностей в морских портах составил в 2020 г. 32,67 млн тонн, в том числе за счет реализации следующих проектов:

— строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области (10,67 млн тонн);

— строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке, Хабаровский край (12 млн тонн);

— Таманский терминал навалочных грузов в морском порту Тамань (10 млн тонн).

В рамках ведомственного проекта «Развитие инфраструктуры морского транспорта» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» в 2020 году:

— завершено строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт «Виктор Черномырдин». Ледокол имеет ледовый класс Icebreaker 8, который способен проходить льды толщиной до 2 метров непрерывным ходом со скоростью 2 узла и развивает скорость до 18 узлов на чистой воде;

— принят серийный (третий) многофункциональный буксир-спасатель мощностью 2,5 — 3 МВт в морском порту Мурманск, который обеспечит несение аварийно-спасательного дежурства в Арктическом регионе;

— осуществлен ввод в эксплуатацию головного универсального атомного ледокола проекта 22220 (далее — УАЛ) «Арктика». Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторов нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» в части решения задачи по обновлению судов морского флота в 2020 году осуществлялось строительство 2 гидрографических судов и 2 лоцмейстерских судов.

Обновление обеспечивающего флота проводится как за счет средств федерального бюджета, так и с привлечением внебюджетных источников.

Источник

Стратегический отчет

Основная цель планов развития инфраструктуры морских портов, в реализации которых Росморпорт принимает самое непосредственное и активное участие, — удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию.

ОБРАЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА

map

Уважаемые партнеры и коллеги!

Прошедший год стал для нас хорошим испытанием на прочность, проверкой способности быть гибче, жить и работать в новых реалиях. Пройдя сквозь трудности 2020 года, нам удалось сохранить главное — коллектив, не допустив существенных рисков для сотрудников Предприятия.

Читайте также:  Гликемический индекс морской капусты консервированной

Мы выработали новые подходы к процессам управления в околокризисной ситуации, обеспечили коллектив дефицитными поначалу средствами защиты, внедрили мониторинг здоровья, перевели значительную часть персонала на режим дистанционной работы без ущерба для бизнес-процессов Предприятия. Активно внедряли цифровые инструменты и современные механизмы коммуникаций, заменившие ранее привычные форматы работы и общения. За счет этого нам удалось обеспечить бесперебойный и безопасный режим работы.

На фоне связанных с COVID-19 масштабных ограничений, сужения рынка углеводородов и провала биржевых цен на нефть грузооборот морских портов России снизился на 2,3%. Это, а также полная «заморозка» круизного судоходства, привело к снижению судозаходов: совокупные объемные показатели судов, заходивших в отечественные порты, упали на 9%. Пропорционально снизились и поступления от портовых сборов. Это привело к необходимости оптимизации и принятия ряда управленческих решений, оптимизации затрат и пересмотру программы деятельности Предприятия.

Суммарная выручка Предприятия по итогам года составила 28,5 млрд руб., что ниже показателя предыдущего периода более чем на 350 млн руб. Выровнять ситуацию во многом помогло заключение дополнительных договоров на коммерческие услуги флота. Выручка от коммерческой работы флота за прошлый год составила 4,8 млрд руб. — это рекордный для ФГУП «Росморпорт» показатель. Чистая прибыль по итогам 2020 года составила 584 млн руб.

Проведенная оптимизация затрат не привела к сокращению объемов инвестирования. На строительство новых капитальных объектов, а также реконструкцию, модернизацию и приобретение основных средств в прошлом году направлено 9,4 млрд руб. собственных и заемных средств. Это тоже рекорд за всю историю Росморпорт, который, как ожидается, будет «перекрыт» уже в текущем году.

Несмотря на все сложности, в 2020 году нам удалось добиться немалых побед. Так, мы приняли в состав флота ледокол «Виктор Черномырдин» — самый большой и мощный в мире среди неатомных ледоколов. Участие в церемонии подъема флага РФ на ледоколе принял Президент России. Всего флот Росморпорт пополнился 19 судами. Началось строительство ледокола для Дальневосточного бассейна мощностью 18 МВт. Организовано приобретение, дооснащение и дооборудование парусного судна в рамках реализации проекта «Школа под парусами». Был спущен на воду первый в России экологичный паром «Маршал Рокоссовский», который мы планируем принять в состав флота в этом году. Ледоколы Предприятия участвовали в ряде важнейших программ, в т. ч. в значимых международных проектах.

Читайте также:  Дача у моря гагры

В рамках крупных задач по строительству портовой инфраструктуры мы завершили строительство первого этапа транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в акватории бухты Мучке и строительство акватории терминала в порту Усть-Луга. Начаты строительство чрезвычайно важного для Чукотского округа паромно-пассажирского комплекса в поселке Угольные Копи (КПМИ) и формирование акватории для угольного терминала в бухте Суходол.

В октябре прошлого года Росморпорт разместил пилотный транш биржевых облигаций в объеме 4 млрд руб. Размещение показало высокий спрос на бумаги Предприятия, что позволило обеспечить низкую ставку заимствований. Полученные средства направлены на реализацию важнейших инвестпроектов.

Наша задача на 2021 год — не сбавлять обороты, успешно реализовать и не допустить срыва сроков по важнейшим проектам в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также завершить подготовку ФГУП «Росморпорт» к предстоящему акционированию. В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» в 2021 году запланирован прирост производственной мощности морских портов в объеме более 45 млн тонн.

В планах Предприятия на среднесрочную перспективу — реализация 34 мероприятий КПМИ по строительству портовой инфраструктуры. Мы планируем сохранить собственную инвестпрограмму по развитию имущественного комплекса, сделав особую ставку на обновление и пополнение флота, строительство и реконструкцию объектов систем обеспечения безопасности мореплавания.

Предприятие продолжит вести работу по обоснованной индексации тарифов портовых сборов, внедрению мониторинга экологической обстановки в портах, увеличению доли электронного документооборота, стандартизации договорной и нормативной базы Предприятия, повышению производительности труда.

Коллектив нашего Предприятия молодой, современный и ориентирован на развитие — уверен, что команде ФГУП «Росморпорт» под силу решать задачи любой сложности и оперативно реагировать на поступающие вызовы.

Источник

Оцените статью