Объемно-массовые характеристики судна
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЙСА СУДНА Рейс — законченный транспортно-технологический цикл работы судна по перевозке обусловленного количества грузов между заданными портами.Начало рейса — момент окончания выгрузки груза (или момент оформления грузовых документов — в зависимости от того, какой из них наступил позднее) предыдущего рейса.Окончание рейса — момент окончания выгрузки судна или оформления грузовых документов по текущему рейсу.Время балластного перехода судна под погрузку в другой порт для сухогрузных судов включается в продолжительность текущего рейса, а для танкеров обычно приплюсовывается к предыдущему рейсу.Классификация рейсов Простой рейс — работа судна между двумя портами (порт погрузки и порт выгрузки).Сложный рейс — судно перевозит грузы между несколькими портами, в каждом из которых грузится или разгружается.Круговой рейс — рейс, начало и окончание которого осуществляется в базовом порту (обычно круговые рейсы применяются в линейном плавании).Нормирование рейса Рейс нормируется по продолжительности (сут, ч), по количеству продукции (тонны груза, сумма фрахта) и по величине расходов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАМПОВОГО
Классификация массовых грузов
В сфере трампового судоходства перевозятся массовые грузы (bulk cargo) относительно невысокой стоимости. К массовым грузам относятся как сухие, так и наливные грузы, перевозимые, как правило, судовыми партиями. Можно выделить 4 основных группы массовых грузов:
- наливные грузы — сырая нефть, нефтепродукты, масла, химикаты, сжиженный газ. Размеры грузовых партий варьируются от нескольких тысяч тонн до полумиллиона тонн в случае транспортировки сырой нефти;
- пять основных сухих навалочных грузов — железная руда, уголь, зерно, бокситы/глинозём, фосфаты;
- второстепенные (по объёмам перевозок) навалочные грузы, важнейшими из которых являются металлогрузы, цемент, гипс, руды цветных металлов, сахар, соль, сера, лесные и химические грузы;
- рефрижераторные грузы — мясо, молочные продукты, фрукты и овощи.
По видам перевозимых грузов и специализации судов трамповый рынокделится на две основных части: сухогрузную и танкерную секции.
Источник
Объемные характеристики судов
Водоизмещение судна в полном грузу Д складывается из массы судна порожнем, запасов, необходимых в рейсе, и груза, принятого к перевозке.
Под водоизмещением судна порожнем До подразумевают массу корпуса, главного двигателя и вспомогательных механизмов, котлов с водой. Водоизмещение судна порожнем является величиной постоянной.
Дедвейт — это выраженное в тоннах максимальное количество груза и рейсовых запасов, которое может принять судно при загрузке по определенную грузовую марку. Дедвейт изменяется в зависимости от района и условий плавания судна. При расчетах за основу принимают паспортное значение дедвейта судна в соленой воде при загрузке его по летнюю грузовую марку.
Чистой грузоподъемностью судна Дч — называют максимальное количество груза, которое может принять судно к конкретной перевозке. Она равняется полной грузоподъемности, уменьшенной на величину запасов топлива, воды и снабжения, необходимых судну на рейс.
Объемные характеристики судов
К объемным характеристикам судна относятся:
Ø Грузовместимость — Wc — объем всех его грузовых помещений и характеризует возможность вместить определенное количество грузов по объему до полного использования вместимости грузовых помещений.;
Ø Удельная грузовместимость — w — показывает грузовместимость судна, приходящуюся на 1 т. его чистой грузоподъемности
Ø Регистровая вместимость — BRT и NRT — или регистровый тоннаж представляет условный показатель вместимости помещений, защищенных от морской стихии. BRT выражает объем помещений судна как инженерного сооружения в целом и NRT выражает коммерчески используемый объем.
Скоростные характеристики судов:
Ø Сдаточная скорость – Vсд;
Ø Техническая скорость – Vтex, которая подразделяется на:
— скорость в грузу — Vгр;
— скорость в балласте – Vбал;
Ø Средняя эксплуатационная скорость — Vэкс;
Ø Экономическая скорость — Vэкон;
Высота надводного борта устанавливается на основании Правил Российского Морского Регистра Судоходства о грузовой марке, которые согласованы с положениями Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., с Протоколом 1988 года.
Международная грузовая марка, нанесенная на борта сухогрузных судов, представляет сочетание специальных знаков: палубной линии, знака собственно марки, гребенки грузовых марок.
Применяются следующие грузовые марки:
• Летняя, определяющая минимальный летний надводный борт в соленой воде, и обозначается Л (S).
• Тропическая, определяющая тропический надводный борт в соленой воде, полученная путем вычета из летнего надводного борта 1/48 летней осадки, и обозначается Т (Т).
• Зимняя, определяющая минимальный зимний надводный борт, полученная добавлением к летнему 1/48 летней осадки, и обозначается 3 (W).
• Зимняя для северной Атлантики, определяющая надводный борт для судов длиной менее 100 м, полученная добавлением к зимнему надводному борту 50 мм и обозначается ЗСА (WNA), а для судов длиной более 100 м зимний надводный борт для Северной Атлантики совпадает с величиной зимнего надводного борта.
• Для пресной воды летом, определяющая минимальный надводный борт судов в пресной воде, получаемая путем вычитания из летнего надводного борта в морской воде величины Д/40а, где Д -водоизмещение судна в морской воде по летнюю грузовую марку и а — число тонн на 1 см осадки в соленой воде на той же ватерлинии и обозначается П (F).
• Тропическая для пресной воды, определяющая соответствующий надводный борт, получаемая вычитанием из тропического надводного борта в морской воде величины Д/40а и обозначается ТП (TF).
Приспособленность судна к выполнению комплексно – механических грузовых операций определяется инструкцией, числом, размером, устройством и характеристикой грузовых помещений, а так же люков, люковых закрытей и грузовых устройств.
Грузовые помещения включают:
· палуба (паромы, контейнеровозы, ролкеры, лесовозы)
Число грузовых помещений определяется:
Так же как и береговые перегрузочные машины, судовые грузовые средства по принципу работы делятся на грузовые средства периодического действия и грузовые средства непрерывного действия. На морских транспортных судах получили распространение машины периодического действия, главным образом стрелы с лебедками и поворотные электрические краны. Грузовые средства непрерывного действия на морских транспортных судах применяются редко.
Основными характеристиками собственных грузовых средств являются:
величина вылета стрелы за борт.
ТОП 6. Техническая регистрация судов и судовые документы: классификационные общества и их роль, перечень судовых документов и их эксплуатационное значение Правовая регистрация судов: виды реестров, документы, подтверждающие правовую регистрацию, порядок их получения и аннулирования.
Классификационные общества — это независимые, негосударственные и неприбыльные организации, основная цель деятельности которых — осуществление регулярных проверок судов и оказание необходимой помощи судовладельцам для поддержания технического состояния судов в соответствии с действующими международными требованиями и нормативами безопасности. Для этого классификационные общества разрабатывают и поддерживают на уровне современности необходимые стандарты безопасности по проектированию и периодическому освидетельствованию судов, занятых в международном судоходстве, и применяют их во всем мире, используя собственный штат инспекторов, инженеров, экспертов. Практически каждую свою проведенную операцию по надзору за судами и ее результаты классификационное общество подтверждает выдачей соответствующего международного документа, который хранится на борту судна и предъявляется инспектирующим лицам при проверке в портах. Наличие такого документа показывает, что судно отвечает действующим международным требованиям и стандартам.
Источник
§ 12. Весовые и объемные характеристики судна
Водоизмещение судна в свою очередь, бывает объемным и весовым. Объемным водоизмещением называется объем погруженной части корпуса судна, что соответствует и объему вытесненной судном воды. Обозначается объемное водоизмещение V и измеряет-ся в кубических метрах (м³) .
Весовым водоизмещением называется вес судна или вес вытесненной судном воды. Весовое водоизмещение обозначается буквой D и измеряется в тоннах (т).
Дедвейт и собственный вес порожнего судна
1 – полезный груз, 2 – дедвейт, 3 – полное водоизмещение, 4 – грузовая ватерлиния, 5 – водоизмещение порожнего судна, 6 – ватерлиния порожнего судна
Во время эксплуатации судна водоизмещение постоянно меняется, но при этом не может быть менее водоизмещения судна порожнём, но и не может быть более полного во-доизмещения судна.
Основными видами водоизмещения гражданских судов являются:
• водоизмещение порожнего судна Dпор,
• полное водоизмещение Dпол.
Разность между полным водоизмещением и водоизмещением в порожнем состоя-нии называется дедвейтом или полной грузоподъемностью судна:
Он складывается из полезного груза (чистой грузоподъемности), подлежащего пе-ревозке, и прочих переменных грузов. К полезному грузу относятся также пассажиры с багажом и необходимые для них запасы провизии и воды. Чистая грузоподъемность полу-чается после вычитания из полной грузоподъемности (дедвейта) переменных грузов.
К переменным грузам относятся:
• необходимые для него вода и провизия,
В число постоянных весов, образующих водоизмещение порожнего судна, входят следующие веса:
• вес корпуса и надстройки – Рк;
• судовые системы и устройства;
• электрооборудование и связь;
Для оценки степени использования водоизмещения судна по назначению служат так называемые коэффициенты использования (утилизации) по дедвейту:
D – весовое водоизмещение судна;
и коэффициент использования по чистой грузоподъемности:
где Рчг – чистая грузоподъемность судна.
Коэффициент использования по дедвейту для данного судна является величиной постоянной и характеризует само судно, коэффициент использования по чистой грузо-подъемности во многом зависит от действий экипажа. Четкое планирование рейсов, ра-циональные запасы топлива и питьевой воды, продуманная загрузка судна способствуют увеличению этого коэффициента и в конечном итоге – повышению эффективности работы судна.
§ 13. Строевая по шпангоутам. Строевая по ватерлиниям.
Так как плавучесть – способность судна держаться на воде – зависит от величины силы поддержания, а та в свою очередь определяется по объему погруженной части корпуса судна – водоизмещению, можно водоизмещение считать мерой плавучести судна.
Строевая по шпангоутам – это диаграмма, показывающая, как изменяется по длине судна площадь погруженной части шпангоута ω по длине судна. Строевую по шпангоутам вычерчивают по точкам, откладывая в соответствующем масштабе вычисленные по теоретическому чертежу площади погруженной части каждого шпангоута по вертикали вверх на соответствующем шпангоуте.
Строеавя по шпангоутам обладает следующими свойствами:
1. Если рассчитать площадь строевой по шпангоутам, а для этого можно воспользо-ваться известным нам методом трапеций, так кА поверхность ее расчерчена параллельны-ми прямыми, мы получим водоизмещение судна:
2. Коэффициент полноты строевой по шпангоутам рассчитывается путем деления площади строевой, которая равна водоизмещению V, на площадь описанного прямоуголь-ника, стороны которого и Т, и равен коэффициенту продольной полноты судна
3. Центр тяжести строевой определяет положение центра величины судна, то есть абсцисса геометрического центра тяжести строевой по шпангоутам равна абсциссе хс центра величины судна.
4. Сама строевая по шпангоутам показывает распределение водоизмещения по длине судна, а, следовательно, и распределение силы поддержания, которая определяется через водоизмещение судна.
5. По строевой по шпангоутам можно определить площадь погруженной части шпан-гоута в любом сечении судна.
Если аналогично построить диаграмму зависимости площади ватерлинии S от осадки судна Т, то мы получим строевую по ватерлиниям. На вертикальной оси наносят положение ватерлиний судна и от них по горизонтали откладывают в соответствующем масштабе площади ватерлиний, рассчитанные по теоретическому чертежу.
Строевая по ватерлиниям обладает следующими свойствами:
1. Площадь строевой по ватерлиниям равна водоизмещению судна. Если рассчитать по методу трапеций площадь фигуры, образованной строевой по ватерлиниям, получим
2. Коэффициент полноты строевой по ватерлиниям равен коэффициенту вертикаль-ной полноты судна
3. Центр тяжести строевой по ватерлиниям определяет положение центра величины судна по осадке zc.
4. Строевая по ватерлиниям показывает распределение водоизмещения судна по осадке.
5. По строевой по ватерлиниям легко определить площадь любого сечения судна по ватерлиниям.
Источник