Чем опасен полный привод и почему многим он не нужен
В России уже сложилась определенная традиция выбора нового автомобиля. На нашем рынке традиционно сильны кроссоверы и седаны. И большинство водителей убеждено, что лучше брать кроссовер с полным приводом.
Немного порассуждаем о необходимости полного привода в кроссоверах и внедорожниках, о его применении в городских условиях, а также расскажем о видах полного привода.
Идеальный рецепт полного привода в представлении среднего российского водителя выглядит, как рамный условный «крузак» с задней ведущей осью и жестко подключаемой передней. Но за такие вкусности производитель просит соответствующие денежки.
Поэтому приходится покупать кроссовер с передней ведущей осью и подключаемой задней. Хоть какое-то спасение на наших убитых дорогах с беспощадной зимой, не прощающей ошибок.
Почему-то многие покупатели напрочь забывают, что даже моноприводные автомобили оснащаются продвинутыми электронными системами стабилизации, распределения крутящего момента или помощи при старте в горку.
Из вот таких факторов маркетологи и создают современные кроссоверы, в которых от внедорожника лишь клиренс. Ну и «капитанская посадка», как же без нее.
На самом деле, ездить на полноприводных кроссоверах не так безопасно, как кажется. Многие водители, пересевшие с переднеприводных автомобилей на кроссоверы с четырьмя ведущими колесами, начинают вести себя на дороге более уверенно и совершать все более опасные маневры. Мол, это ж кроссовер с полным приводом!
Ощущение полного контроля на дороге на деле оказывается ложным. Из реально ощутимых преимуществ полного привода можно отметить лишь более уверенный старт на скользком покрытии и хороший держак. Это-то и может сыграть злую шутку с водителем.
Если передне- или заднеприводный седан при прохождении сложного поворота начнут потихоньку терять контроль и «уползать» в сторону, намекая водителю на сложности, то полноприводный кроссовер будет продолжать грести без устали, не подавая никаких знаков о скольжении. Вот тут-то и может заиграть в одном месте у нашего брата.
Внезапное ускорение может обернуться полной потерей контроля, который электронные помощники могут и не вернуть. ситуация усугубляется тем, что поймать вертлявый полноприводный кроссовер сложнее, чем моноприводный автомобиль. Мешает и высокий центр тяжести, и более ватная подвеска, созданная для мягкого хода, а не для экстремального вождения.
Совсем не помогают в таких ситуациях электронные помощники, из-за которых сложно понять, какая ось в данный момент тянет автомобиль. Плюс зачастую электроника начинает немного придушивать мотор.
Все эти факторы являются неоспоримым доказательством того, что даже большой заднеприводный седан легче справляется с заносами, нежели полноприводный автомобиль. При этом в городе огромное количество переднеприводных автомобилей, владельцы которых не испытывают совершенно никаких проблем. Главное — иметь хорошую цепкую резину и прямые руки.
Кроме того, полный привод зачастую обходится в немалые денежки. Плюс к этому он отбирает у двигателя немного мощности и увеличивает расход топлива. Так что в городских условиях полноприводный автомобиль — просто избыточная мера, которая даже не является необходимостью. Редкие поездки за город у большинства не вызывают никаких проблем даже на компактных переднеприводных хэтчбеках.
Источник
Зачем полный привод на сухом асфальте?
Для чего нужен полный привод зимой, мы знаем — даже жители столицы за последние пару месяцев убедились, что 4×4 лучше, чем привод на одну ось. Однако зачем полный привод летом? Сугробов то нет, а лед растаял
Чтобы ответить на этот вопрос, мы поехали в солнечную Испанию на автомобилях Skoda — выбор этой марки неслучаен. Ведь мы привыкли, что полный привод положен только «джипам». А Skoda является на нашем рынке уникальной компанией — несмотря на имидж «доступной», она предлагает не только полноприводные внедорожники, но и легковые автомобили с трансмиссией 4×4. Даже Octavia оснащается полным приводом!
Больше не «Халдекс»
Но для начала нужно понять, что же представляет собой современная система полного привода. Ведь времена, когда вы должны были долго заучивать правила использования трансмиссии 4×4, уже давно прошли. Больше не нужно перед сложным участком останавливаться и совершать ритуал подключения второй оси. К тому же вопрос — как водитель должен понять, что впереди сложный участок, если он туда еще не приехал?
На те же Skoda сейчас устанавливается умная многодисковая муфта с электронным управлением. Многие привыкли называть ее Haldex, хотя это уже не совсем правильно — трансмиссионное подразделение шведской компании Haldex ныне принадлежит американской фирме BorgWarner. И, согласно контракту, слово Haldex в названии систем полного привода теперь официально использовать нельзя.
В Skoda муфта расположена в задней части в одном блоке с редуктором заднего моста и дифференциалом. С одной стороны к нему присоединен карданный вал, а с другой — две полуоси. Именно муфта, имеющая пакет фрикционов, и отвечает за то, какая часть крутящего момента будет передана на задние колеса.
Однако большинству водителей эти технические подробности не нужны. Им важно, что муфта не требует нажимать какие-то кнопки или переключать рычаги. Все происходит автоматически, причем очень быстро. Мало того, если раньше муфты делали машину полноприводной только при пробуксовке передних колес, то сейчас это уже не совсем так. Пятое поколение муфты обеспечивает постоянное подключение задней оси — так называемый «преднатяг». То есть даже во время спокойного старта на сухом покрытии от 4 до 10% крутящего момента передается на заднюю ось.
Недостаток у этой схемы полного привода тоже имеется. При долгой пробуксовке муфта перегревается и отключается, превращая машину в самый ответственный момент в моноприводную.
Четыре причины
Но вернемся к главному вопросу — зачем же нужен полный привод летом? Ну, во-первых, все его преимущества можно почувствовать, когда идет дождь. Конечно, если у вас трансмиссия 4×4, то это не значит, что можно бездумно нестись по лужам на максимальной скорости. Но безопасность при наличии полного привода резко вырастет!
Ситуация вторая — извилистые серпантины. Съехав с платных испанских автобанов в сторону гор, вы легко сможете почувствовать, как опасны местные дорожки. Вроде бы только что дорога была ровной и спокойной, как неожиданно следует один резкий поворот за другим. Не сбросил вовремя скорость, и может начаться снос (это когда скользит передняя ось) или занос (задняя). Водители с большим опытом контраварийной подготовки или профессиональные гонщики смогут справиться с подобной ситуацией. Но что будет с «обычным» водителем?
Да, дороги в Испании имеют защитные барьеры, и в ущелье вы вряд ли упадете. Но, согласитесь, повредить машину тоже не слишком приятно. Так вот — в таких условиях полноприводная машина гораздо безопаснее, чем такой же автомобиль, но с приводом на одну ось. Ведь современные системы полного привода не только быстро подключают вторую ось при начале пробуксовки, но порой предсказывают возможность возникновения экстренной ситуации.
Третий важный плюс полного привода летом — это ситуация старта. С трансмиссией 4×4 выиграть «светофорные гонки» просто — нужно лишь нажать на педаль газа. Да, пробуксовки с дымом из-под колес не получится, но зато будет эффективный разгон.
Четвертый пункт. Это наличие на современных машинах с полным приводом блокировки межосевых дифференциалов. Механических или электронных — неважно. Главное, что они есть. Например, на полноприводных «Шкодах» блокировки дифференциалов есть как на передней, так и на задней оси, что позволяет автомобилю двигаться вперед, даже когда всего одно колесо имеет контакт с дорогой!
Плюсы мертвого сезона
Имеет ли смысл ехать в Испанию зимой или ранней весной? Конечно! И пусть море холодное, однако солнце никто не отменял на юге даже в начале марта.
Кроме того, не забывайте, что в низкий сезон цены на аренду автомобилей в Испании очень интересные. Если попасть на спецпредложения (а они в это время постоянно), то небольшую машинку можно арендовать за 20 евро в неделю. То есть меньше, чем по 3 евро в сутки! Разумеется, это будет маленький и скромный хэтчбек, однако даже если вы захотите выбрать большой автомобиль уровня Skoda Superb для комфортного путешествия, то все равно цены будут невысокими.
Источник
Мифы полного привода
Рекламщики часто употребляют фразу типа «Уверенно стоящий на всех четырех колесах и прекрасно слушающийся руля полноприводник». И многие действительно считают, что полный привод улучшает управляемость, особенно на скользкой дороге. Но так ли это?
Один гонщик сказал: «В гололед и снег я лучше сяду за руль Кэмри с хорошими зимними шинами, чем за руль полноприводного кроссовера.» Прежде чем вы начнете забрасывать меня сердитыми репликами, давайте разберемся.
Раллийщики предпочитают полноприводные автомобили, потому что они позволяют быстро разгоняться на гравии или грунтовой дороге, бысто набирать скорость после выхода из поворота. И собственно, на этом преимущества полного привода заканчиваются.
Более того, для гражданского водителя, далекого от автоспорта, полный привод часто играет очень опасную роль. Он вселяет дополнительную уверенность и оптимизм, совершенно необоснованно. Я как-то ехал зимой, в метель и гололед из Баффало в Торонто. Расстояние около 200 км. На этом участке я насчитал порядка 8 машин в кюветах вдоль дороги. И все они без исключения были SUV (или, если хотите, кроссоверы). И скорее всего, с полным приводом. На некоторых, лежащих на боку, полный привод был ясно виден.
В чем же дело? Действительно, полный привод помогает уменьшить излишнюю поворачиваемость по сравнению с заднеприводными автомобилями (то есть, уменьшает вероятность заноса задка). Но это не приводит к улучшению управляемости. «Поймать» полноприводник в заносе фактически труднее, чем заднеприводник. Ведь последний более предсказуемый, и опытный водитель чисто автоматически нейтрализует занос прежде, чем успеет испугаться. Полноприводный же может проявить и недостаточную, и избыточную поворачиваемость. И заранее не угадаешь, что он выкинет. Ведь блокируемые дифференциалы и автоматические муфты могут подключиться в самый неподходящий момент.
Существует еще устойчивое мнение, что полный привод позволяет легче ехать по снегу, я имею ввиду, по глубокому снегу. Однако автоспортсмены и автомобильные инженеры и здесь не согласны. Они утверждают: гораздо важнее, какие шины надеты на колеса, чем вид привода (смотрите цитату в начале этой заметки). Ведь как только колеса достигли предела сцепления, они будут буксовать, хоть на одной, хоть но обеих осях. Поэтому хорошие снеговые шины на моноприводном автомобиле всегда ведут себя лучше на снегу, чем всесезонные на полноприводном, не говоря уж о летних шинах в снегу.
Так что если вы думаете, что полный привод поможет вам легче объехать яму на дороге, или на большей скорости пройти скользкий поворот, вы, к сожалению, сильно ошибаетесь. Лучше почаще меняйте шины на колесах.
И подумайте еще о минусах полного привода. Такие автомобили стоят дороже, их эксплуатация и обслуживание обходится дороже, они чаще ломаются, и наконец, они значительно более прожорливые, чем их моноприводные версии.
Источник