Нормы искусственного освещения морских портов Область применения норм
Настоящие Нормы составлены в соответствии с нормами освещенности, предусмотренными Строительными нормами и правилами Госстроя СССР, утвержденными для обязательного применения с 27 июня 1979 г. (СНиП II.4—79), и Указаниями по проектированию электроснабжения и электрооборудования морских портов и судоремонтных предприятий (РТМ 31.046—73).
Нормы применяются при проектировании искусственного освещения новых, а также реконструкции и развитии существующих морских портов в целях обеспечения безопасности производства перегрузочных и других портовых работ.
Освещение открытых пространств и объектов портовой территории действующих портов производится в соответствии с требованиями настоящих Норм в сроки, устанавливаемые Министерством морского флота по согласованию с ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота.
Величины освещенностей, предусмотренные настоящими Нормами, должны быть обеспечены при производстве перегрузочных и других портовых работ.
При отсутствии производства работ на открытых площадках портовой территории и при слабой интенсивности движения на проездах и проходах допускается отключение части рабочего освещения территории при условии, что остающееся включенным освещение обеспечивает безопасность перемещения людей на указанных участках.
Нормирование освещенности открытых пространств, складских площадок и объектов портовой территории производится в соответствии со следующей классификацией:
б) открытые складские площадки;
в) трюмы судов при производстве грузовых операций в портах;
г) рампы и балконы крытых складов;
д) закрытые грузовые железнодорожные вагоны при производстве грузовых операций в портах;
е) участки железнодорожных парков и путей на переездах в портах;
з) здания основного назначения — грузовые склады, морские вокзалы и павильоны;
и) здания подсобного производственного и обслуживающего назначения и служебные здания;
к) здания, в которых размещаются объекты энергетического хозяйства;
л) здания, в которых размещаются объекты транспортного хозяйства и связи;
м) здания, в которых размещаются объекты водоснабжения, канализации и теплофикации.
1. В качестве источников света для освещения портов следует применять экономичные газоразрядные лампы (люминесцентные, ртутные высокого давления типов ДРЛ и ДРИ, ксеноновые) и лампы накаливания — галогенные или нормальные общего назначения.
Выбор источников света производится по экономическим показателям с учетом капитальных затрат и эксплуатационных расходов; при этом предпочтение следует отдавать газоразрядным лампам.
2. Ртутно-кварцевые лампы типа ДРЛ рекомендуется предусматривать с учетом условий механизации перегрузочных работ по возможности для наружного освещения грузовых причалов, протяженных открытых складов высотой более 10 м, а также для освещения дорог, проходов и проездов.
3. Люминесцентные лампы устанавливаются в зданиях морских вокзалов и павильонов, в подсобных помещениях производственного и обслуживающего назначения, в служебных зданиях, зданиях, где размещаются объекты энергетического, транспортного и других хозяйств, в отапливаемых помещениях складов, а также на пассажирских, товаро-пассажирских причалах, в проходах, проездах и т. д. Лампы должны быть белого света.
Люминесцентные лампы следует применять преимущественно.
а) в помещениях, где необходимо различие цветовых оттенков;
б) в помещениях, где необходимо создание особо благоприятных условий для глаз (помещения с напряженными и точными зрительными работами, учебные помещения и т. п.);
в) в производственных и других помещениях с постоянным пребыванием людей, где не имеется естественного освещения или оно недостаточно.
В морских портах люминесцентное освещение может применяться в зданиях, перечисленных в позициях «з», «и», «л» классификации, а также на открытой территории.
4. Для светильников с газоразрядными лампами объектов, расположенных вблизи радиостанций, должны быть предусмотрены защитные устройства для подавления радиопомех.
5. На причалах морских портов, оборудованных для перегрузочных работ портальными кранами, следует применять прожекторное освещение.
Прожекторные мачты на территории, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, следует размещать вне зоны работы кранов. Оборудование прожекторных мачт следует предусматривать с местными выключающимися аппаратами, устанавливаемы ми у основания мачт
6. Для складов следует предусматривать местное управление освещением с обеспечением возможности раздельного включения групп светильников, освещающих зоны работ.
7. Питание светильников, располагаемых на рампах складов следует предусматривать от отдельных щитков, присоединяемых к сети наружного освещения порта.
8. В помещениях портовых закрытых складов надлежит использовать светильники с лампами накаливания.
Конструкция светильников, устанавливаемых в складских помещениях, должна исключать возможность выпадения ламп.
Конструкция светильников с люминесцентными лампами должна исключать также возможность выпадения стартеров.
Складские помещения с ценными сгораемыми материалам должны иметь аппараты для отключения светильников извне. Аппараты должны устанавливаться на несгораемых стенах и иметь приспособления для пломбирования.
9. Для наружного освещения портов следует предусматривать
а) общее освещение как с одинаковой нормируемой по все территории освещенностью (например, освещение пассажирских причалов), так и локализованное освещение (стационарное и переносное) с различной нормируемой освещенностью по отдельных участкам территории (например, освещение грузовых причалов, от крытых складов и т. д.);
б) комбинированное освещение, состоящее из общего и местного (стационарного или переносного) освещения (например, освещение рамп закрытых складов, эстакад и тому подобных объектов) Следует предусматривать оборудование перегрузочных механизмов стационарными осветительными приборами, освещающим место производства работ;
в) дежурное освещение за счет частичного включения прожекторов наружного освещения и светильников на рампах складов;
г) охранное освещение, устраиваемое по периметру территории с расположением светильников на столбах.
10. Питание установок наружного рабочего и охранного освещения следует предусматривать от общих трансформаторов с cиловыми электроприемниками.
11. Для наружного рабочего и охранного освещения морем портов следует применять напряжение 380/220 В.
12. Сети наружного рабочего и охранного освещения должен быть независимы от сети электросилового оборудования.
13. Для работ в вагонах и на причалах следует предусмотреть cеть местного переносного освещения в портах единого напряжения 12 В. Это вызвано унификацией ламп, трансформаторов, штепсельных разъемов переносного оборудования, а также тем, что в вагонах, находящихся в порту, сыро (влажность воздуха в портах высокая), поэтому вагон относится к помещениям особо опасным по электробезопасности, и применять напряжение выше 12 В в нем запрещается.
14. Сеть наружного освещения причалов, открытых складов и рабочих площадок в портах, за исключением охранного освещения территории, следует предусматривать подземной.
15. Защиту питающей сети наружного освещения рекомендуется предусматривать с использованием автоматических выключателей, устанавливаемых на распределительных пунктах.
16. Управление наружным рабочим и охранным освещением следует предусматривать централизованным, с диспетчерских пунктов, отдельно для грузовых и пассажирских районов.
Для объектов, не имеющих диспетчерских пунктов, рекомендуется предусматривать автоматическое управление наружным освещением в зависимости от величины естественной освещенности.
Наряду с этим следует предусматривать местное ручное управление для отдельных прожекторов грузовых причалов.
17. Годовое число часов использования наружного освещения следует определять исходя из длительности работы порта в навигационный и зимний периоды. 18. Освещение бывает:
а) рабочее (в состав которого входит также охранное освещение);
б) аварийное (для продолжения работы и эвакуации людей).
При одновременном действии рабочего и аварийного освещения нормированные освещенности создаются совместным действием этих видов освещения.
19. Освещенности на рабочих поверхностях и прилегающих к ним площадях портовой территории должны приниматься не ниже величин, указанных в табл. 1.
Нормы минимальной освещенности для открытых участков портовой территории
Горизонтальная освещенность, л.к
от одного общего освещения
суммарная с учетом локализованного освещения
1 Причалы для штучных грузов
2. Тыловые складские площадки для штучных грузов
3. Причалы для лесных грузов
4. Тыловые складские площадки для лесных грузов
5. Причалы и тыловые складские площадки для навалочных и зерновых грузов
6. Товаро-пассажирские причалы
Источник
1. «ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах» (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 N 2)
1. НОРМЫ МИНИМАЛЬНОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ДЛЯ ОТКРЫТЫХ УЧАСТКОВ ПОРТОВОЙ ТЕРРИТОРИИ
1. НОРМЫ МИНИМАЛЬНОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ДЛЯ ОТКРЫТЫХ УЧАСТКОВ
ПОРТОВОЙ ТЕРРИТОРИИ
┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────┐ │ Наименование участка │ Горизонтальная │ │ │ освещенность, лк │ │ ├──────────┬─────────────┤ │ │от одного │суммарная с │ │ │ общего │учетом лока- │ │ │освещения │лизованного │ │ │ │освещения │ ├───────────────────────────────────────┼──────────┼─────────────┤ │1. Причалы для штучных грузов │5 │25 │ │2. Тыловые складские площадки для │3 │25 │ │штучных грузов │ │ │ │3. Причалы для лесных грузов │5 │25 │ │4. Тыловые складские площадки для │3 │25 │ │лесных грузов │ │ │ │5. Причалы и тыловые складские площадки│3 │15 │ │для навалочных и зерновых грузов │ │ │ │6. Товаро-пассажирские причалы │3 │25 │ │7. Пассажирские причалы │5 │25 │ │8. Нефтеналивные причалы │3 │25 │ │9. Рампы и балконы крытых складов для │5 │30 │ │штучных грузов │ │ │ │10. Открытые склады: │ │ │ │ для штучных и лесных грузов │3 │25 │ │ для навалочных грузов │3 │15 │ │ для контейнерных терминалов │- │30 │ │ для причалов обработки судов с гори- │- │15 │ │зонтальным способом погрузки-выгрузки │ │ │ │ места работы весовщиков │- │30 │ │11. Участки железнодорожных парков и │2 │2 │ │путей на переездах в морских портах │ │ │ │12. Главные проходы и проезды: │ │ │ │ с интенсивным движением людских │5 │5 │ │грузовых потоков │ │ │ │ со средним движением людских и │2 │2 │ │грузовых потоков, в том числе пожарные │ │ │ │проезды │ │ │ │13. Прочие проходы и проезды, а также │0,5 │0,5 │ │участки, на которых работы не произво- │ │ │ │дятся │ │ │ │14. Охранное освещение │0,5 │0,5 │ └───────────────────────────────────────┴──────────┴─────────────┘
1. На рабочих площадках палуб и судов должны создаваться освещенности не ниже нормированных для причалов, на которых производится обработка этих судов.
2. Дополнительные освещенности от локализованного освещения могут создаваться как стационарно установленными, так и переносными светильниками.
3. Нормированные освещенности по п. п. 5 — 8 и 10 — 13 настоящей таблицы принимаются на уровне земли, а по п. п. 1 — 4 — на высоте 0,9 м от поверхности портовой территории. Если имеется четко выраженная рабочая поверхность на другой высоте (рампа, балкон, эстакада и т.п.), нормированные освещенности принимаются на высоте этой рабочей поверхности.
4. Для охранного освещения допускается относить норму освещенности к вертикальной односторонней плоскости на уровне земли.
5. При выгрузке леса из воды суммарная освещенность, предусмотренная в п. 3 таблицы, должна быть увеличена на 5 лк.
6. На рабочей поверхности и прилегающей к ней площадке портовой территории отношение максимальной освещенности к минимальной не должно превышать 10.
7. Величины суммарной горизонтальной освещенности по п. п. 1 — 10 таблицы приняты с учетом выполнения работ в зоне работы перегрузочных механизмов или под стрелой крана во время производства работ.
8. В связи со спецификой производства перегрузочных работ в зимнее время в портах, расположенных в районах Крайнего Севера и распространения вечномерзлых грунтов, связанной с затрудненностью различения объектов и повышенной опасностью травматизма, уровни освещенности в графе «от одного общего освещения» в п. п. 1 — 11 следует повышать на 1 лк.
Источник