Немецкий мост елагин пруд

История Немецкого моста в Ставрополе. Где находится и как добраться?

Немецкий мост в Ставрополе – это легендарное дореволюционное сооружение, особенно популярное среди любителей красивых фотографий, скалолазов и альпинистов. Это самая настоящая достопримечательность Ставропольской возвышенности, которую постоянно посещают местные жители и гости краевого центра, а самые смелые туристы остаются ночевать в палатке – рядом есть местность, подходящая для кемпинга.

История появления Немецкого моста в Ставрополе

В 1943 году Град Креста являлся крупным железнодорожным узлом, в состав которого входило 2 вокзала, грузовые станции и железная дорога (Туапсинская), проложенная в трёх направлениях:

  • на запад – Армавир;
  • на север – Кавказская;
  • на восток – Петровское (ныне г. Светлоград).

Проектированием занимались немецкие инженеры, собственно, поэтому Немецкий мост в Ставрополе и получил такое название. Строительство дорог, как говорят историки, осуществлялось австрийскими и немецкими военнопленными. Но происходило это не в период Великой Отечественной войны, как думает большинство, а гораздо раньше – с 1909 по 1917 гг. Однако ещё во время Гражданской войны была уничтожена добрая часть железных дорог. Остальное доломали сами же немцы, правда, не до всех участков смогли добраться. Так остался в Ставрополе Немецкий мост – для истории.

Немецкий мост в наши дни

Проектирование железнодорожных магистралей и возведение мостов, необходимых для неё, было выполнено на высшем уровне. Смотря на архитектурное сооружение, не скажешь, что ему уже более века – достопримечательность достаточно хорошо сохранилась. Кажется, что мост простоит ещё несколько столетий – настолько «свежо» он выглядит, несмотря на неблагоприятный рельеф Ставропольской возвышенности. Его построили из местного камня-ракушечника без применения бетона.

Немецкий мост в Ставрополе удерживают пять громадных опор, диаметром 20 метров. Высота сооружения составляет 18 м, ширина – 6 м, а длина – 85 м.

Учитывая размеры моста и его отличную сохранность, сооружение пользуется большой популярностью у опытных альпинистов и скалолазов, которые регулярно устраивают здесь соревнования. Также достопримечательность посещают туристы и любители фотографии – на фоне моста, расположенного в лесу, получаются очень красивые и необычные фото.

Правда ли, что таких мостов несколько?

Туапсинская железная дорога распростиралась на внушительной территории, поэтому обсуждаемый в данной статье Немецкий мост является далеко не единственным сохранившимся объектом. Часть из них уже почти полностью или частично разрушены, другие до сих пор функционируют. Располагаются они в разных районах Ставрополя и края.

Сколько их всего осталось – неизвестно, да никто и не считал. Наиболее известные хотя и имеют разные названия, а всё равно происходит путаница. Чаще всего Немецкий мост путают с Новокавказским. Это и неудивительно. Большой Новокавказский мост тоже немецкий, так как был построен немцами и в то же время. Но располагается совсем в другом месте – на выезде из хутора Верхнеегорлыкский. Также есть Малый Новокавказский мост, располагающийся здесь же.

На «Чапаевке» (район Ставрополя) находится заброшенный Ташлянский мост, который местные называют «Турецкий». Но его мало кто посещает из-за непримечательной территории вокруг.

До сих пор вековые сооружения приносят пользу ставропольчанам, служа верой и правдой. Например, действующие мосты в селе Татарка и на улице Заводская. Самым доступным для осмотра является Малый Немецкий мост на берегу Елагина пруда.

Где в Ставрополе находится Немецкий мост и как до него добраться?

Расположенный в Мамайском лесу, Немецкий мост очень красив в любое время года. Чтобы посетить виадук, необходимо ехать по улице Куйбышева, затем, никуда не сворачивая, вниз по Мичурина, до дома Андрея Разина (построен из красного кирпича и похож на замок). На этом перекрёстке необходимо свернуть вправо, на проезд Володарского. Далее ехать по главной. Доехав до Елагина пруда, обогнуть его с левой стороны и подниматься вверх, в сторону леса. Здесь начинаются дачные кооперативы, за которыми идёт урочище «Немецкий мост». От самых дач к нему ведут самодельные указатели, поэтому заблудиться будет сложно.

Уничтожение Туапсинской железной дороги сделало Ставрополь тупиковым городом, полностью лишив его возможности развиваться в плане экспорта продуктов питания. С другой стороны, Немецкий мост и другие участки были выведены из строя в основном из-за риска оползней, возникающих на Ставропольской возвышенности. Тем не менее, вернуть уже ничего невозможно, зато осталась важная достопримечательность, возраст которой уже перевалил за 100 лет.

Источник

Древний могильник, загадочные привидения и Немецкий мост — история Мамайского леса

Читайте также:

  • Тогда и сейчас: история заброшенного ресторана «Колос» в Центральном парке (29.06.2019 20:46)
  • Тогда и сейчас: история ставропольского стадиона «Динамо» (25.06.2019 08:15)
  • Из «Татарского городища» в Ставрополе планируют сделать туристическую Мекку (22.06.2019 17:10)

Кравцово озеро и дом с привидениями — не единственные места в Ставрополе, которые хранят множество секретов.

Кроме них в городе Ставрополе есть Мамайский лес. Располагается он возле старого микрорайона «Мамайка». Мало кто знает, что почти вся территория Мамайского леса является древним могильником. По словам местных жителей, иногда на территории леса можно увидеть настоящих призраков.

По словам краеведа Романа Нутрихина, на территории леса находятся древние захоронения, которые выглядят, как маленькие курганы. По легенде, когда-то здесь жили первые переселенцы из Малороссии. Они-то и увидели каменные скульптуры, похожие на женщин. Предполагалось, что они половецкого происхождения. Скульптуры начали называть «мамаями». С тех пор название прикрепилось и к лесу.

Читайте также:  Фотка большого дома с бассейном

До настоящего времени скульптуры не сохранились. По словам краеведа, вероятно, их растащили предки местных жителей, используя, как сувениры. Но даже после этого переселенцы продолжили хоронить на этом месте умерших. Так, в XIX веке Мамайский лес был одним из городских кладбищ. Его часть сохранилась до настоящего времени.

В настоящее время микрорайон «Мамайка» и Мамайский лес являются частью Ставрополя. По словам местных жителей, странные явления здесь происходят постоянно.

Роман Нутрихин сообщает, что коренная ставропольчанка рассказала ему интересную историю. По словам женщины, когда ей было 10 лет, она вместе с матерью пошла вечером к знакомым на похороны. Домой они возвращались уже ночью — путь пролегал мимо кладбища на «Мамайке». Идти пришлось в гору, на небе светила луна. Они увидели, что вровень с ними передвигается высокий столп, который напоминал плотное скрученное облако или туман. Девочка крикнула, указав на неизвестное облако. Мать одернула ее и заставила молиться. Спустя какое-то время страшный столп отстал, но до самого дома они шли, шепча молитвы.

Также в Мамайском лесу есть родник со странным названием «Корыта». В 60-е годы прошлого столетия в скале были выдолблены большие корыта для пойла овец. Отсюда и пошло название родника. Ударение в названии ставится на последний слог — «КорытА». Располагается он в 329 квартале краевой столицы. Вода в роднике бьет чистая, температура постоянно держится +10 градусов. На сегодняшний момент родник является водным памятником природы.

Также в лесу можно увидеть Елагин пруд, который в народе получил название «Свинячий». На нем можно часто увидеть рыбаков. А на берегу — отдыхающих. Не так давно пруд поставили на государственную охрану. Весь водоем был обнесен забором, а у калитки повесили табличку. На ней написано, что он является памятником природы. Возле пруда стоят беседки со столиками и лавочки.

Кроме водоемов в Мамайском лесу также есть известный всем ставропольчанам Немецкий мост. Его высота составляет 18 метров, длина — 85 м., а ширина — 6 метров. Но несмотря на величественные размеры моста, найти его не так и просто. Мост располагается на речкой Мамайкой, которая постоянно пересыхает. История у моста тоже весьма интересная. Он является частью Армавир-Туапсинской железной дороги, которая существует по сей день. Дорога строилась для железнодорожного пересечения городов Ставрополь — Армавир — Туапсе. Строить ее было крайне сложно — этому способствовали геологические условия. И не зря. Дорога проходила по многочисленным серпантинам, высоким насыпям и склонам. На карте 31-го года прошлого столетия дорога Ставрополь-Армавир уже считается разобранной. По всей дороге располагалось более 40 мостов, в том числе и Немецкий. Его особенность заключается в том, что построен он из камня-ракушечника. В нем почти нет бетона. Большой Немецкий мост является одним из мест, которое часто посещает молодежь города. Но мало кто знает, почему его называют Немецким. Во время строительства уже указанной железной дороги разрабатывали проекты немецкие инженеры. Отсюда и пошло название моста.

Источник

Немецкий мост: как и для чего строилась известная достопримечательность Ставрополя

Фото для иллюстрации к новости

Читайте также:

  • ВАЗ -2115 на летней резине перевернулся на Ставрополье (17.01.2018 10:00)
  • Первый приют для девочек-сирот появился в Ставрополе больше века назад (13.01.2018 20:47)
  • Прежде и теперь: отступающие немцы взорвали дом губернатора в Ставрополе (13.01.2018 10:30)

Немецкий мост стал особым местом в истории Ставрополя.

Кажется, нет такого человека, который бы не слышал об этом месте в краевой столице. Мост уже давно оброс небылицами и легендами, и многие уже перестали задумываться о его реальной истории. А ведь он представляет собой пример уникальной инженерной мысли и мастерства его создателей инженеров-мостовиков начала 20 века.

Это мост дороги на территории «Туапсинки» (район Ставрополя, расположенный в нижней части города), которая никуда уже не ведет. По нему проходила знаменитая туапсинская узкоколейка. Сейчас он спрятан в очень живописном месте Мамайского леса. Теперь здесь постоянно собираются альпинисты и скалолазы со всего края и других регионов.

Немецкий мост (иногда его называют большим, так как есть еще малый) представляет собой часть блестяще задуманной и даже отчасти выполненной железной дороги. Ставрополье активно торговало хлебом, а прямой дороги до ближайшего порта Туапсе не было, приходилось ехать кружным путем через Владикавказ. Строительство начали в 1908 году, в 1918-1922 годах дорога использовалась, а после Гражданской войны была заброшена.

Немецким этот мост именуется, потому что в подготовке проекта принимали участие немецкие и австрийские инженеры, да и построили его военнопленные немцы и австрийцы во времена Первой мировой войны. Ходили слухи, что данный мост якобы строили советские люди во время немецкой оккупации в 1942 году. Но это не так. Да и по времени оккупанты бы никак не успели построить его, так как пробыли здесь менее полугода.

Сегодня мост — отдельно стоящее в густом лесу сооружение. Высота его составляет 20 метров, арки высокие и изящные, сквозь опоры прорастают деревья. Выполнен мост из местного ракушечника, почти без использования бетона. Здесь можно встретить влюбленные пары, любопытствующих туристов, любителей отдохнуть на свежем воздухе и пожарить шашлыки. Правда, добраться сюда можно только пешком.

Идти лучше с «Мамайки» (тоже район Ставрополя). Автобусы и маршрутки останавливаются у «Дома Разина», затем пешком или на автомобиле мимо Елагина пруда до дачных участков. Обогнув их, дорога упрется в лес. Указателей тут, естественно нет, ориентироваться надо по пожарному щиту — за ним начинается тропа, ведущая к мосту.

Источник

Легенды и были из истории ставропольского Немецкого моста

Окончание. Начало в №№ 46-47, 48-49, 72, 73.

Читайте также:  Чем покрыть металлический бассейн чтоб не ржавел

Как ни спешили подрядчики Благодарненской ветви Армавир-Туапсинской железной дороги, война давала о себе знать, и стройка буксовала. Цены на материалы и рабочие руки росли. Чтобы компенсировать убытки подрядчиков за 1915 год, правление Общества АТЖД выплатило им премию. Были продлены и сроки сдачи объектов. Строителю Немецкого моста А.Э. Лащу постановили «все работы вчерне» закончить в рабочий сезон 1916 года, а «в чистоте» – к лету 1917 года. К хутору Августа подвезли бетоньерку с двигателем, так в те времена называли бетономешалку. На мощные двутавровые балки установили опалубку пролетов – по четыре огромных деревянных кружала на каждую арку. Сделали запас дефицитнейшей в условиях войны арматуры – толстых и гладких стальных прутьев. Начался очень ответственный этап строительства – литье мостового полотна. Двигатель бетоньерки грохотал до самой осени. Уже в золотую пору с восточной стороны виадука на высоте 7,81 сажени (16,6 м) карнизом навис железобетонный тротуар, опирающийся на 34 консоли.

Тротуар Немецкого моста опирается на 34 консоли. Фото авторов.

К середине ноября мост был построен. Подрядчик написал главному инженеру заявление на приемку работ. Но начальник участка сообщил в Армавир, что имеются недоделки: четыре кружала армавирского пролета не спущены и не разобраны, тротуар не заасфальтирован, кладка виадука не очищена от следов цементной жижи, стекавшей из бетона. А главное, отсутствуют перила, ограждающие тротуар от пропасти. Здесь положение стало вообще безвыходным. Уголкового железа для перил в воюющей России было не сыскать. Наступил трагический для страны 1917 год.

Вид на виадук через Вторую Мамайку весной 1917 года. В южном пролете не сняты кружала. Фото Г.И. и М.И. Третьяковых.

В день Февральской революции, 28 февраля, умерла Доротея Мартыновна Август. И хоть была она лютеранского вероисповедания, с разрешения архиепископа Агафадора с пением «Святый Боже» священником Георгием Акимовым похоронена на Успенском кладбище. Запись об этом была сделана в метрической книге Ставропольского Троицкого собора. Последние годы она жила на улице Хоперской (ныне Голенева) у дочери Каролины Бакиной, которой и завещала все свое имущество, включая долю от имения на Второй Мамайке.

Строительство моста через речку Гремучку. 1916 год. Фото Н.А. Филимонова.

В марте заместитель главного инженера решил приехать из Армавира на приемку виадука, но не смог отлучиться из Управления «в связи с переживавшимися в то время общеполитическими событиями». Сохранилась любительская фотография из семейного альбома ставропольских купцов Г.И. и М.И. Третьяковых. На ней, окруженный майской зеленью с цветущими куртинами травы, стоит виадук все еще с кружалами. Похоже, мост уже стал городской достопримечательностью, и ставропольцы семьями, взяв детей, выезжали сюда. Они прогуливались по виадуку, а над ним высились гигантские белые тополя.
Мост был принят летом 1917 года, и по нему уже мог пройти рабочий поезд от Ставрополя до станции Базовая на восточной окраине села Татарка, где строительство Туапсинки еще продолжалось. Тогда же, в июле, между Карлом Мартыновичем Августом, «проживающим на 2-й Мамайке», Каролиной Бакиной и жителем 3-й Станичной улицы (ныне Кирова) Иоганом-Мартыном Августом состоялся раздел имущества, «находящегося в 3-й части г. Ставрополя на 2-й Мамайке и заключающегося в 47 дес. 646 кв. саж. земли с садом и лесом». Бланк, на котором написано решение Ставропольского окружного суда о снятии запрещения на имущество, начинается словами «По указу Временного правительства. ». На этом заканчивается известная нам восьмидесятилетняя история хутора Плотникова-Бургхардта-Августа.

Закончилась и тихая жизнь в этом краю. Началась Гражданская война. Мосту пришлось пройти проверку на прочность. От Владикавказской железной дороги через соединительную ставропольскую ветку сюда добрались бронепоезда как «красных», так и «белых». 13 июля 1918 года здесь шел бой, о котором газета «Ставропольские ведомости» писала: «В Мамайском лесу… большую поддержку нашему левому флангу оказал бронированный поезд, расположенный по Армавир-Туапсинской дороге. Этот поезд недавно отбит полковником Шкуро у банды красных».

Как только территория Ставропольской губернии и Кубанской области оказалась под контролем Добровольческой армии, работы по строительству Туапсинки возобновились. Была найдена последняя партия недостающих рельсов. Дорога была еще не достроенной, «сырой», полностью не забалластированной гравием, но неразрывная железная нить наконец соединила Ставрополь с Армавиром! И с января 1919 года на малом-малом ходу по мосту над Второй Мамайкой пошли регулярные грузопассажирские поезда с частотой три пары в неделю. Это было самое счастливое время в жизни Немецкого моста. Но очень короткое. К концу года количество поездов сократилось до двух пар. В 1920 году установилась советская власть, и Армавир-Туапсинская дорога была национализирована. Хлебные времена на Ставрополье закончились, Благодарненская линия, постоянно требующая ремонта из-за оползней, не окупалась и несла сплошные убытки. В феврале 1922 года движение поездов прекратили. Эта мера считалась временной, но оказалось, что Туапсинку закрыли навсегда. Хутор Августа тоже прекратил свое существование.

Сегодня у виадука сохранились колодцы и выход каменного водоотвода дренажной системы в балке Мокрый Лог. На месте усадьбы хутора Плотникова на правом берегу ручья видны уже поросшие лесом выровненные площадки с растущей поблизости группой белых тополей. Рядом, на верхней террасе долины, четко просматривается узкий длинный прямоугольник плодового питомника, который еще в 1980-е годы распахивался под огороды, а ныне покрыт густой молодой порослью. Между лесом и питомником лежит вал из порушенных старостью плодовых деревьев. Кое-где еще можно наткнуться на искореженную временем «ветку» чернослива. Места бывшего дома и питомника Плотникова соединяют следы старой дороги.

На левом берегу речки, близ моста, хорошо заметна выровненная площадка усадьбы Августов. Эту территорию летом сплошь покрывает скрывающая взрослого человека с головой крапива – индикатор заброшенных селищ. Внезапно под ногами открывается яма пятиметрового колодца, аккуратно выложенного камнем-ракушечником, округло высеченным изнутри. В 45 метрах к востоку – три конских каштана, каждый в два обхвата, но еще совсем не старички. Еще 20 шагов – и мы в заколдованном сказочном царстве среди древних причудливо закрученных веток, спутанных друг с другом крон, многократно расщепленных стволов низкорослого черного сухого древостоя, насаженного в правильном порядке: 6х8. Тенистое место кажется безжизненным, но это еще живой кизиловый сад, и в марте он просыпается, покрываясь легким газовым цветущим покрывалом.

Читайте также:  Сауны ростова с большим бассейном

О «немецком хуторе» в Ставрополе почти забыли. Мы опрашивали наших коллег-краеведов, а также старожилов города и жителей окрестных кварталов, задавая им один и тот же вопрос: «Почему Немецкий мост так называется?». И нашли тех, кто слышал о жителях-немцах на Второй Мамайке. Главным нашим информатором стал Геннадий Георгиевич Жеребятников, владелец дачного участка садоводческого товарищества «Лесные пруды» около Немецкого моста. В середине 1980-х годов он общался здесь со старым пасечником, который рассказывал об усадьбе немца Августа, где был хороший сад, и о том, как мальчишкой с друзьями ходил сюда за фруктами. Анна Константиновна Швырева поведала: «Говорили, что там раньше был немецкий околонок». Ей вторит старожил улицы Гофицкого Валентина Васильевна Морина: «Там был околонок, и жил обрусевший немец». Слова «околонок» или «колонка» в разговорном языке использовались когда-то вместо официального слова «колония» относительно немецких поселений в Российской империи. Ближе всех к Немецкому мосту живут дачники «Лесной сказки». Первопоселенец этого садоводческого товарищества Владимир Иванович Подсвиров в 1990 году еще застал сторожку Мамайского лесничества. По его словам, это был бывший «дом немецкого колониста».

Говорили мы об этих местах и с Германом Алексеевичем Беликовым, изучившим многие и многие тома архивных дел. Он рассказал историю, услышанную от отца. Была в районе Немецкого моста ухоженная дача, принадлежавшая немцу Августу, куда горожане любили совершать прогулки; Август боролся с жителями Мамайского предместья, воровавшими лес, и его убили. Рассказали Герману Алексеевичу о трагедии Буркгарта. Он сделал вывод: дыма без огня не бывает, и любая самая невероятная история основывается на реальных фактах. Похоже, что судьбы двух немецких семей переплелись в памяти горожан.
Казалось, наше исследование Немецкого моста закончено. Мы увлеклись новой, «близлежащей» темой – историей Мамайского предместья, той части города, где к Георгиевской площади стекались две большие улицы: Георгиевская с Ловушкинскими переулками, по-местному – Ловушками, и Первая Мамайская с сетью из еще пяти Мамайских улочек. Теперь это улицы Гофицкого и Мичурина, а от площади осталось только старое кладбище. И вновь не искали, но нашли! Обнаружились не только «немецкие» корни так называемого Малого Немецкого моста у Елагина пруда, но еще выяснилось, что построен он был тоже на земле, принадлежавшей Августам.

Мы уже упоминали о том, что колонист Иоганнесдорфа Мартын Иванович Август, помимо отдаленного от города владения на Второй Мамайке, где-то в промежутке между 1881 и 1895 годом приобрел участок на южной окраине города, близ речки Первой Мамайки, в Мамайской группе. Имение площадью 7,5 десятины включало сад с рощей. Во всей Мамайской группе на 110 владений приходилось лишь 9 каменных домов, из них 2 принадлежали Августу. Это был жилой дом под камышовой крышей с каменным погребом и строение, в котором совмещались кухня, амбар и конюшня. Каменными были и хозяйственные постройки – сарай для скота и большой амбар «глаголем», то есть в плане Г-образный. Но главной ценностью были «две водяных мукомельницы об одном поставе» на Гремучем ручье. Участок со стороны городской застройки ограничивался Второй, Третьей и Четвертой Мамайскими улицами (ныне это улицы Володарского, Димитрова и Ковалевской), включал выгон на склонах по левому и правому берегу Гремучего ручья шириной 130 –150 м и маленький пруд у мельницы. Елагина пруда тогда не было, и северная часть его нынешней акватории тоже принадлежала Августу. С 1896 года хозяйкой участка стала овдовевшая Доротея Мартыновна, а в 1914 году владелицей числилась ее дочь Каролина Бакина, урожденная Август.

Трасса Благодарненской линии Армавир-Туапсинской железной дороги отсекла южную часть имения Доротеи и Каролины. Прямо над прудом с мельницей строители возвели однопролетный мост, бетонное полотно которого легло на каменные опоры по берегам Гремучего ручья. Когда уже в середине ХХ века соорудили дамбу Елагина пруда, с южной стороны Малый Немецкий мост стал казаться невысоким. Но если зайти с севера, то осматривать сооружение приходится высоко задрав голову.

После революции имение Бакиных стало народным. Здесь находился стан одного из отделений совхоза «Ставрополец». В жилом доме располагались контора и детский сад, где работницы оставляли своих детей на день. Служили по назначению конюшня и амбары. Плотину пруда, уже без мельницы, опустили несколько ниже по течению ручья, теперь тут просто заболоченный участок. Позже, используя уже имеющуюся железнодорожную насыпь, достроили дамбу и полностью перекрыли водоток Гремучего ручья. Образовался Елагин пруд, а ручей уже не на север, а вдоль дамбы, на запад, понес свои воды в Первую Мамайку. Бывшая территория Августов сохраняла свое производственное назначение. В конце ХХ века все пришло в упадок, дом горел, теперь стоит полуразрушенный. Сейчас в бывших владениях Августа выращивают грибы.

Прав Г.А. Беликов: в истоках народной молвы всегда лежит истина, которая может с годами трансформироваться до неузнаваемости. Наглядный тому пример – ставропольский топоним «Немецкие мосты». Он хранит быль за вуалью легенд.

Нина ГАЛЬФИНГЕР, главный хранитель фондов.

Валерий ОЛЬХОВСКИЙ, младший научный сотрудник Ставропольского государственного музея-заповедника.

Источник

Оцените статью